Хранилище файлов Среда, 22.01.2025, 13:46
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 8 » Скачать Воспитание гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении. Скребцова, Татьяна Петровна бесплатно
02:08
Скачать Воспитание гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении. Скребцова, Татьяна Петровна бесплатно

Воспитание гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении

Диссертация

Автор: Скребцова, Татьяна Петровна

Название: Воспитание гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении

Справка: Скребцова, Татьяна Петровна. Воспитание гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Челябинск, 2005 196 c. : 61 05-13/1172

Объем: 196 стр.

Информация: Челябинск, 2005


Содержание:

ГЛАВА
I ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
11 Воспитание гражданской ответственности учащихся в истории школьного самоуправления
12 Модель воспитания гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении
13 Педагогический мониторинг воспитания гражданской ответственности учащихся
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА
II ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
21 Цель, задачи и организация опытно поисковой работы
22 Содержание, формы, методы и средства воспитания гражданской ответственности учащихся
23 Анализ результатов опытно-поисковой работы по воспитанию гражданской ответственности учащихся
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ Н

Введение:

Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в нашей стране, требуют новых подходов к решению задач, стоящих перед Ф системой образования России. В условиях переоценки ценностей и смены идеалов проблема воспитания гражданской ответственности учащихся является одной из приоритетных. Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской ответственностью. Это находит подтверждение в таких документах, как «Конвенция ООН о правах ребенка», «ВсеVW мирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей».Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Государственный минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования, проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года», инструктивные письма Министерства образования и науки Российской Федеращ ции. в школах набирает силу, приобретает значимость и влияние вновь создаваемое самоуправление. Там, где начинает функционировать та или иная модель школьного самоуправления, допускаются педагогические ошибки, которые приводят к тому, что у учащихся не выр^агываются необходимые практические навыки жизни в гражданском обществ, подросткам не дают самостоятельности и свободы принятия решений, не учат брать на себя гражданскую ответственность за то, что проиосодит рядом. Кроме ix)ro, педагогическая практика свидетельствует, что педагоги не осознаюг значимости ^ данной проблемы, не реализуют потенциальные возможности школьного самоуправления, которое сегодня способствует воспитанию гражданской ответственности учащихся. Обращает на себя внимание и тот факт, что в теоретических исследованиях не нашла отражения идея обоснования педагогических возможностей воспитания гражданской ответственности учащихся в ^ школьном самоуправлении.Проведенный анализ исследований и опыт воспитания гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении позволили выделить противоречия между: - возрастающей потребностью человека, общества, государства в воспитании гражданской ответственности и слабой разработанностью научно-методических основ реализащ1И сощ1ального заказа в образовании; - практической востребованностью педагогических средств воспи# тания гражданской ответственности учащихся в школьном самоз^правлении и слабой теоретической обоснованностью их; - возможностью педагогических средств воспитания гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении и реальным урювнем развития образовательного процесса по практическому воплощению воспитания гражданской ответственности учащихся.Анализ актуальности проблемы, противоречий помогли сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и выборе педаg гогических возможностей воспитания гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении.Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия позволяют сформулировать тему исследования: «Воспитание гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении».Цель исследования: выявить, определить и опытно-поисковым путем обосновать педагогические возможности мюпитания гражданской ответственности учаищхся в школьном самоуправлении.4 Объект исследования: воспитание гражданской ответственности учащихся. # Предмет исследования: процесс воспитания гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении.Гипотеза исследования: - целью школьного самоуправления может быть воспитание гражданской ответственности учащихся; - возможно, что уровень воспитания гражданской ответственности учащихся повысится, если особенностью структурно-функциональной модели воспитания гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении, основывающейся на личностно ориентированном и деятельностном подходах, будет являться выделение личностного аспекта в единстве с целеполагающим, содержательным, функциональным и результативным; - по всей вероятности, основными педагогическими средствами воспитания гражданской ответственности учащихся могут быть: содержание программы деятельности школьного самоуправления; педагогический мониторинг, предусматривающий поэтапную его организацию (определение целей и задач; организационная работа; педагогическая диагностика; анализ результатов; прогнозирование дальнейших действий; коррекция модели; повторная диагности!»); подготовка педагогов и родителей к воспитанию гражданской ответственности учащихся (семинары, конференции, участие в общешкольных делах и т.д.); - вероятно, педагоги, классные руководители, студенты вузов испытывают потребность в методических материалах по воспитанию гражданской ответственности 3(^ащихся.В соответствии с целью и гипотезой в работе ставились следующие задачи: 1) на основе определения разработанности проблемы воспитания гражданской опгветственности учащихся в истории школьного самозшравления дать авторскую трактовку понятия «воспитание гражданской ответственности учащихся»; 2) обосновать, опытно-поисковым путем проверить структурнофункциональную модель воспитания гражданской ответственности учащихся в щкольном самоуправлении; 3) определить педагогические средства воспитания гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении.Теоретикхыметодологической основой исследования являются основные положения философии о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений, о ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования, психологическая теория деятельности.Разрабатывая теоретические аспекты исследования, мы опирались на философские труды по проблемам воспитания (А.А. Айвазян, Л.А. Беляева, Б.С.Гершунский, Б.Т.Лихачев, М.С.Каган), личностно ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, ЕJi. Степанов, И.С. Якиманская), деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина), наследие классиков педагогической мысли (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий), теорию гуманизации и демократизации процесса воспитания (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, А. Днепров, И.П. Иванов, В.А. Караковский, А. Маслоу, К. Роджерс, А.Н. Тубельский, Н.Е. ГЦуркова, Е.А. Ямбург), концептуальные положения об организации педагогического мониторинга (А.С.Белкин, Э.Ф. Зеер, В.А. Кальней, Л.М. Фридман, К.Е. Шишов, ВЛ. Штофф), общенаучные аспекты управления (А.Я. Наин, М.М. Поташник, П.И. Третьяков), теорию и методику педагогических исследований (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, А.М. Новиков, И.А. Филиппова).Научной базой для изучения проблем подфосткового возраста в школьном самоуправлении явились фундаментальные работы ученых (Л.И. Божович, ТВ. Драгупова^ И.С. Кон, Э. Эриксон). При рассмопгрении психолого-педагогических аспектов исследуемой проблемы мы опирались на общие положения теории нравственного воспитания (Н.И. Болдырев, л.Ю.Гордин, А.В.Иващенко, Э.Г.Костяшкин, З.А.Малькова, И.С.Марьенко, Э.И.Моносзон, И.Ф.Свадковский, М.И.Шилова).Значительное влияние на нашу работу оказали исследования теоре# тического и практического характера по гражданскому образованию, раскрывающие различные аспекты воспитания гражданской ответственности школьников. Эти проблемы освещаются в работах современных философов, психологов, педагогов (А.Г. Асмолов, А.В. Беляев, А.С. Гаязов, П.А. Головко, ГЛ. Гревцева, И.Д. Дуранов, АЛ. Камалетдинова, В.И. Кожакарь, Г.Г. Николаев, Я.В.СОКОЛОВ, Г.Н. Филонов, И.Д. Фрумин, З.Н. Шнекендорф).Следует отметить, что в отечественной педагогике накоплен теоретический, а в практике - реальный опыт школьного самоуправления в общеФ образовательном учреждении (Н.П. Аникеева, Л.К. Балясная, В.Е. Бочкарев, М.Е. Завадская, В.Т. Кабуш, И.В. Калиш, Т.Е. Конникова, В.М. Коротов, Р.А. Литвак, Л.Н. Лутошкин, Д.Н. Мехонцева, Л.И. Новикова, В.М. Опалихин, Н.И. Приходько, А.С. Прутченков, М.И. Рожков, Ю.П. Сокольников, Н.К. Твердохлебов, Л.И. Уманский, СЕ. Хозе, Л.В. Шевченко, Б.Е. Ширвиндт), который имеет значение для нашего исследования.Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - изучение и анализ философ1^ ской, психологической, педагогической литературы, посвященной названной проблеме, анализ нормативно-правовых документов, систематизащ1я, сравнение, прогнозирование, планирование, периодизащи, теоретическое моделирование; эмпирические - обобщение практического опыта, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа, наблюдение, оценка, самооценка, методы математической статистики, анализ статистических данных.Исследование проводилось на базе основных общеобразовательных учреждений № 49, 130, средних общеобразовательных учреждений ||1 № 65,143 Ленинского района г. Челябинска. Образовательные учреждения № 65, 130, 143 входят в образовательный комплекс микрорайона № 3, который создан в целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей жителей микрорайона посредством инте1рации и дифференциации образовательных услуг, повышения их качества. В исследовании # приняли участие 690 учащихся, 122 педагога (в том числе члены администрации школ), 128 родителей учащихся.Исследование осуществлялось в три этапа.Первый этап - констатирующий ( 1992 - 2000 гг.). Осуществлялся теоретический анализ литературы, нормативно-правовых документов, проводилось накопление эмпирического материала, обобщение практического опыта, формулировались задачи исследования с указанием конечной цели, устанавливался уровень изученности проблемы и ее социально-педагогиФ ческая, научно-теоретическая и научно-методическая актуальность, уточнялся понятийный аппарат, обосновывалась структурно-функциональная модель воспитания гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении и педагогические средства воспитания гражданской ответственности. Осуществлялась подготовка и проведение опытно-поисковой работы. Ведущие методы этого этапа: изучение и анализ литературы по изучаемой проблеме, систематизация, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование, анкетирование, тести{ювание, интервьюирование, щ беседа, наблюдение, оценка, самсюценка.Второй этап — формирующий ( 2000 — 2003 гг ). На этом этапе уточнена тема исследования, выдвинута гипотеза исследования, определены его цель, объект и предмет, проведена опытно-поисковая работа, создан инструментарий для отслеживания результатов. Получены первые теоретические и практические результаты опытно-поисковой проверки структурнофункциональной модели воспитания гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении и педагогических средств воспитания. Ведуф щие методы этого этапа: сравнение, систематизация, периодизация, обобщение практического опыта, анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, оценка, самооценка, методы математической статистики.Третий этап — обобщающий (2003 - 2004 гг.). Обрабатывались эмпирические данные, проверялись теоретические и практические положения исследования, проводилось обобщение результатов опытно-поисковой работы, готовились практические рекомендации. На завершающем этапе результаты проведенной работы были оформлены в виде целостного исследования.Ведущие методы этого этапа: методы математической статистики, анализ статистических данных, сравнение.Научная новизна исследования заключается в следующем: - определена особенность струк1урно-фзшкциональной модели воспитания гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении, основывающейся на личностно ориентированном и деятельностном подходах, влияющей на уровень воспитания гражданской ответственности, которая заключается в выделении личностного аспекта в единстве с целеполагающим, содержательным, функциональным и результативным; - обоснованы педагогические средства воспитания гражданской ответственности учащихся в школьном самоуправлении: содержание программы деятельности школьного самоуправления; педагогический мониторинг, предусматривающий поэтапную его (Ц>ганизацию (определение целей и задач; организационная работа; педагогическая диагностика; анализ результатов; прогнозирование дальнейших действий; коррекция модели; повторная диагностика); подготовка педагогов и ро/щтеяей к воспитанию гражданской ответственности учащихся (семинары, конференции, участие в общешкольных делах и т.д.).Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дана авторская трактовка понятия «воспитание гражданской ответственности учащихся», под которым понимается процесс взаимодействия взрослых и школьников с целью создания педагогических возможностей для реализации их интересов и потребностей, особенностью которого являются направленность личности на самореализацию в школьном самоуправлении, приобретение опыта, сознательное выполнение обязательств перед самим Ф> собой, своим выбором, родителями, старшим и младшим поколениями, малой Родиной. Данная трактовка позволяет обосновать новые теоретические варианты проблемы.Практическая значимость исследования заключается в отборе, описании и реализации педагогических средств воспитания гражданской ответственности учащихся, разработке и внедрении в практику школ методических материалов: «Модель воспитания гражданской ответственности школьников», «Модель школьного самоуправления». Материалы исследоШ вания могут быть использованы в системе подготовки учащихся и студентов средних специальных и высших учебных заведений к воспитательной работе с детьми в школе, а также на курсах повышения квалификации педагогических работников.Обоснованность и достовериость результатов исследования обусловлена применением системных исследований на основе философских, психологических, педагогических и методических источников, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, выбором ^ методов, адекватных цели и задачам исследования; воспроизводимостью и репрезентативностью полученных данных; обработкой результатов опытнопоисковой работы методами математической статистики, опытно-поисковой проверкой гипотезы; проведением опытно-поисковой работы в условиях реальной деятельности общеобразовательных учреждений, повторяемостью полученных результатов; реализаций методических материалов исследования в педагогической практике и их положительной оценкой.Апробация и внедрение результатов исследования осуществляли лись в процессе участия соискателя в научно-практических конференциях общеобразовательных учреждений Ленинского района г. Челябинска (1992 — 2004 гг.); педагогической мастерской «Гражданское воспитание учащихся» для учителей Челябинской области и студентов ЧГПУ (Челябинск, 2002 г.); вузовской научно-практической конференции «В.А.Сухомлинский и совре{Ц менная педагогика» (Челябинск, 2003 г.); международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании» (Челябинск, 2004 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Школьное ученическое самоуправление: вчера, сегодня, завтра» (Москва, 2004 г.).Члены школьного самоуправления, педагоги, родители учащихся МОУ ООШ № 130 г. Челябинска, где сосредоточивался центр опытно-поисковой работы, являлись участниками Всероссийского конкурса «Сто друзей» (2002 г.), победителями городского смотра-конкурса воспитательных | | систем (2003 г.), лауреатами 3-го областного смотра-конкурса воспитательных систем (2003 г.), дипломантами Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления (2004 г.). Теоретическому анализу и апробации результатов исследования способствовал опыт работы соискателя в качестве заместителя директора по воспитательной работе, директора данной школы.На защиту выносятся следующие полсмсеиия: 1. В отличие от общепринятых научных положений, в основе которых лежит идея воспитания сознательных и ответственных граждан-коллек^ тивистов, выполняющих обязанности, мы акцентируем внимание на воспитании гражданской ответственности учащихся, под которым понимаем процесс взаимодействия юрослых и школьников с целью создания педагогических возможностей для реализации их интересов и пофебностей, особенностью которого являются направленность личности на самореализацию в школьном самоуправлении, приобретение опыта, сознательное выполнение обязательств перед самим собой, своим выбором, родителями, старшим и младшим поколениями, малой Родиной.АЛ 2. В сравнении с другими моделями гражданского воспитания особенностью структурно-функциональной модели воспитания гражданской от11 ветственности учащихся в школьном самоуправлении, основывающейся на личностно ориентированном и деятельностном подходах, влияющей на уровень воспитания гражданской ответственности, является выделение лично# стного аспекта в единстве с целеполагающим, содержательным, функциональным и результативным.3. Педагогические средства воспитания гражданской ответственности учащихся: программа деятельности школьного самоуправления, педагогический мониторинг, подготовка педагогов и родителей к воспитанию гражданской ответственности — отличаются от существующих тем, что повышают уровень воспитания.Структура исследования: диссерташш состоит из введения, двух глав, Л общих выводов, заключения, библиографического списка, содержит 47 таблиц, 12 рисунков. Библиографический список включает 294 наименования. чщ

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 111 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтов - uCoz