Хранилище файлов Вторник, 01.07.2025, 20:16
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 1 » Скачать Репрезентативность произведений изобразительного искусства в художественной культуре. Пантелеева, Ирина Анатольевна бесплатно
06:53
Скачать Репрезентативность произведений изобразительного искусства в художественной культуре. Пантелеева, Ирина Анатольевна бесплатно

Репрезентативность произведений изобразительного искусства в художественной культуре

Диссертация

Автор: Пантелеева, Ирина Анатольевна

Название: Репрезентативность произведений изобразительного искусства в художественной культуре

Справка: Пантелеева, Ирина Анатольевна. Репрезентативность произведений изобразительного искусства в художественной культуре : диссертация кандидата философских наук : 09.00.13 Красноярск, 2004 207 c. : 61 04-9/714

Объем: 207 стр.

Информация: Красноярск, 2004


Содержание:

ГЛАВА 1 ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА КАК ИДЕАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ, СПЕЦИФИЧЕСКИЙ РЕПРЕЗЕНТАНТ ИДЕАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ
11 Понятия «отношение» и «идеальное отношение»
12 Визуальное мышление в процессе репрезентации
13 Специфика репрезентации идеалов в художественной культуре
14 Методы художественной репрезентации
ГЛАВА 2 РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
21 Реализация способов художественной репрезентации в освоении художественных идеалов картины «Меншиков в Березове» ВИ Сурикова
22 Картина «Бурлаки на Волге» ИЕ Репина культурный эталон объема художественной репрезентации
23 Успенский собор Московского Кремля А Фьораванти — культурный эталон содержания художественной репрезентации
24 Великая пирамида Хуфу в Гизе образцовый идеал художественной культуры, контрапункт объема и содержания репрезентации

Введение:

Актуальность темы исследования В философии культуры, философии искусства, теории культуры и искусства рассмотрение репрезентативности произведений искусства является достаточно актуальной проблемой. Однако за рамками существующих исследований чаще всего остаются важнейшие проблемы специфики репрезентативности произведений художественной культуры, по сравнению с репрезентативностью в научной и технической сферах. Одна из насущных проблем современной теории и истории культуры - изучение художественной культуры с точки зрения репрезентативных возможностей ее идеалов в форме произведений искусства.В настоящее время предпринимаются многочисленные попытки выявить принципы систематизации и организации пространства художественной культуры на основе разных типов дифференциации по видам и языкам искусства, жанрам, областям изучения (музееведение, культурология, история искусства, источниковедение и пр.), религиозной принадлежности и т.д. Но все предложенные на сегодняшний день виды систем применимы только к изучению определенных разделов художественной культуры. В то же время отсутствует единый подход, позволяющий исследовать художественную культуру как целостный феномен, как систему.К началу XXI века перед человеческим сообществом встала проблема целесообразности создания, сохранения, необходимости потребления художественных произведений. В связи с накоплением большого количества продуктов художественной культуры и постоянным созданием новых произведений искусства эта проблема еще более усиливается. Разрешить ее возможно при осмыслении художественной культуры как процесса идеалообразования, а произведений искусства как идеалов, обладающих разными репрезентативными возможностями. До сих пор в философии культуры не разработан принцип, который помогает и структурировать пространство художественной культуры, и различать в ее продуктах рядовые произведения, культурные эталоны, шедевры или образцовые идеалы.Осмыслить репрезентативные возможности произведений искусства как художественных идеалов культуры, оставаясь в сфере чистого искусствоведения и не решая проблемы сущ,ности культуры и искусства, сущности художественного познания достаточно сложно. Процесс понимания взаимоотношений художника и мира требует особого языка, позволяющего посредством определенных понятий адекватно выразить суть содержания конкретных произведений искусства. Именно конкретное произведение искусства содержит в себе потенциальную возможность быть прочитанным с помощью единства искусствоведческого и философского языков. При этом произведение искусства раскрывается предельно глубоко, а философское мировоззрение приобретает свою живую "плоть", художественную материю.В современной теории культуры отсутствует ряд необходимых методологически значимых понятий, позволяющих сформулировать и решить проблему репрезентативности художественных идеалов.Наиболее перспективным направлением в философии культуры при анализе художественных произведений на сегодняшний день является разработка его методики. В настоящее время в гуманитарной науке отсутствует система методов анализа художественных репрезентантов.Современный научный анализ, как правило, намеренно эмпирический, имеет целью собирание разнообразного фактического материала (описание и реставрация произведений искусства, выяснение биографических подробностей творцов художественных произведений, изучение особенностей художественного материала и т.д.). Назрела ситуация, когда необходимо создать систему, интегрирующую методы из разных областей научного познания, включая и гуманитарную, и естественно-научную сферы, которая бы дала возможность увидеть художественное произведение в качестве зримого идеала, репрезентанта сверхчувственной реальности и определить его место в системе художественных репрезентантов.Степень изученности проблемы В современной научно-исследовательской литературе понятия "репрезентант", "репрезентация", "репрезентативность" находятся в активном становлении, вызывая пристальный интерес как у философов (B.C.Библер, М. Вартофский, Х.Й Зандюклер, О.А. Карлова, Т.Х, Керимов, Э. Левинас и др.), так и у ученых - представителей когнитивной психологии (И. Куприянова, Т. де Лауретис, В.В. Подпругина, И.В. Блинникова, Т.А. Ребеко, Е.А. Сергиенко, Н.Н. Корж, О.В. Сафуанова, Е.А. Лупенко, Г.А. Виленская, И.Г. Скотникова и др.), социологии (И.Л. Тартаковская, А.Р. Усманова, Ж.В. Чернова, Е. Ярская-Смирнова), лингвистики (Ч. Пирс, Н.Л. Сухачев), а также исследователей сферы рекламы и связей с общественностью (И. Аристархова, М. Дымщиц, Г.Г. Матвеева, Н. Смирнова, Н.А. Стадульская).Однако в сфере философии культуры эти понятия практически не разработаны.В отечественной и зарубежной науке сравнительно небольшое число работ посвящено проблемам художественной репрезентации, репрезентативных возможностей произведений искусства, специфики репрезентации идеалов в художественной культуре. При этом имеющиеся исследования, в основном, сосредоточены на различных аспектах, важных при рассмотрении данной проблемы: разработке понятий "идеальное" (Л.А. Абрамян, Р.Г. Альжанов, В.Т. Бахур, Е.В. Босенко, А.В. Булыгин, Д.И. Дубровский, А.А. Дукачев, В.И. Жуковский, Э.В. Ильенков, Э.Г. Классен, М.А. Лифшиц, К.Н. Любутин, И.С. Карский, А.А. Новиков, Д.В. Пивоваров, А.Я. Пономарев, А.В. Соколов, B.C. Тюхтин, Б.С. Шалютин), "идеальное отношение" (В.И. Жуковский), "чувственное" и "рациональное" (В.А. Андрусенко, Н.П. Гаврилова, Н.И. Губанов, В.И. Жуковский, В.П. Капитонов, В.В. Кашин, В.В. Ким, В.П. Красавин, В.А. Лоскутов, В.Г. Панов, Д.В. Пивоваров, В.Р. Сапожников, В.Д. Шмелев и др.), исследовании феномена визуального мышления как одного из типов мышления (Б.И. Беспалов, Н.П. Бехтерева, Н.Н. Брагина, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.И. Дубровский, И.И. Козлов, И.М. Кондратьев, A.M. Коршунов, В.М. Кроль, В.А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.В. Мантатов, B.C.Мухина, Д.В. Пивоваров, Р.Ю. Рахматулин, М.С. Роговин, Л. Рубинштейн, А.В. Славин, В.А. Штофф, Н.С. Якиманская, Р.Арнхейм, Дж. Брунер, Ж.Пиаже, и др.), обосновании теории визуального мышления как диалектического синтеза чувственной и рациональной сторон мира человека (В.И. Жуковский), анализе пространства художественной культуры (A.M.Арнольдов, Н. Артановский, Н.Г. Багдасарьян, Л.М. Баткин, А.А. Горелов, П.С. Гуревич, В.Е. Давидович, Г.В. Драч, М.Б. Ешич, А.Л. Золкин, Н. Иконникова, М.С. Каган, Г.С. Кнабе, А.В. Коваленко, Л.Н. Коган, А.И. Кравченко, СВ. Лапина, Я. Левит, И.Н. Лисаковский, В.М. Межуев, А.С. Мыльников, А.А. Оганов, И.Т. Пархоменко, М.К. Петров, В.М. Пивоев, А.А. Радугин, В.М. Розин, К.С. Сарингулян, В.В. Сильвестров, С. Соковиков, В.М. Сковородкин, К.В. Султанов, А. Тэнасе, Ю.У. Фохт-Бабушкин, А.Я. Флиер, В.А. Фортунатова, О.В. Ханова, B.C. Цукерман, Л.А. Черная, А.И. Шаповалов, Л.Е. Шапошников, А.И. Шендрик, И.Е. Ширшов, Ю.М. Шор, Ф. Бэгби, Р. Бенедикт, М. Брузек, Б. Вальденфельс, В. Виндельбанд, Д. Каплан, Б.А. Малиновски, Р. А. Маннерс, М. Реали, Дж. Стюард, Й. Смидс, Л. Ферри, П.Б. Хаммонд, М. Харис, Т.е. Элиот и др.).Большинство культурологов в своих определениях сходятся в представлении о художественной культуре как области в пространстве культуры, где производят, сохраняют и потребляют произведения искусства (Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева, М.В. Гришин, Т.Г. Грушевицкая, И.Н. Дорогова, В.В. Журавлев, М.С. Каган, Ю.А. Лукин, Н.А. Моисеева, Н. Плотников, А.А. Рощин, А.П. Садохин, Е.Г. Хилтухина, К.М. Хоруженко и др.). Диссертант, основываясь на определении Д.В. Пивоварова, согласно которому культура есть идеалообразование, и этимологии слова "художественный", уточняет существующие определения художественной культуры и понимает его следующим образом: это сфера культуры, в которой создаются, сохраняются, распространяются и потребляются специфические, совершенные, искусные идеалы, являющиеся опредмеченными наглядными образами, произведениями искусства.Распредмечивание идеалов художественной культуры возможно посредством методов познания.Методы познания раскрываются во множестве работ отечественных и зарубежных ученых, в том числе В.А. Андрусенко, А.В. Бессонова, П.И. Быстрова, Д.А. Вятчинина, В.И. Жуковского, А.А. Зиновьева, Л. А. Ивина, Н.И. Кондакова, П.В. Копнина, А.А. Маркова, Г.А. Никитченко, А.Л. Никифорова, И.Б. Новика, В.Н. Переверзева, Д.В. Пивоварова, А.И. Ракитова, Г.И. Рузавина, В.Н. Садовского, К.Д. Санаи, А.Г. Спиркина, Н.И. Стяжкина, А.И. Уемова, И.Т. Фролова, Е.К. Чумаченко, В.А. Штоффа, В. Аккермана, Д. Гильберта, Ст. Джевонса, Дж.С. Милля, В. Минто, Ст. Попова и др. В их теориях разрабатываются либо отдельные методы, либо ряд методов, которые используются, прежде всего, в области естественнонаучного знания как инструменты исследования, применяемые для изучения тех или иных явлений или процессов. В современной философии искусства, философии культуры проблема метода в русле формальной логики практически не разработана, но чрезвычайно актуальна в связи с проблемой репрезентации. Диссертант выдвигает и доказывает положения, что методы познания могут быть систематизированы на основе экстраполяции, присутствующей в каждом из методов, что методы познания потенциально содержатся в самом репрезентанте художественной культуры в качестве схемы действия и осваиваются зрителем в процессе идеального отношения зрителя с художественными идеалами.Проблема систематизации произведений искусства на основе различных принципов внутри искусствоведения поднималась в работах М.В. Алпатова, Н.Н. Волкова, И.Э Грабаря, И.И. Иоффе, Л.Ф. Жегина, Л.В. Мочалова, Б.В. Раушенбаха, Н.М. Тарабукина, Б. Бернсона, Г. Вёльфлина, А. Фон Гильдебранда, М. Дворжака, X. Зельдмайра, Д. Рёскина, А. Ригля, М. Фридленлера и многих других.Диссертационная работа связана с философско-искусствоведческим анализом ряда произведений мирового изобразительного искусства. Разными гранями научного анализа данных художественных текстов занимались многие отечественные и зарубежные исследователи.Анализ художественных идеалов творчества В.И. Сурикова содержится в работах Е.Ю. Безызвестных, Г.Л. Васильевой-Шляпиной, М.А. Волошина, Н. Гольштейна, Т.Н. Гориной, B.C. Кеменова, Н.Н. Коваленской, М.В. Красноженовой, Н.Г. Машковцева, М.В. Москалюк, В.А. Никольского, Г.П. Перепелкиной, В.Б. Розенванссера, В.В. Стасова, А.Н. Турунова.Репрезентативные возможности картины "Бурлаки на Волге" И.Е. Репина исследовались такими учеными, как Т.Н. Горина, И.Э. Грабарь, Н. Дружинин, Г. Ельшевская, И.И. Иоффе, Н.Н. Коваленская, Э. Кузнецова, О.А. Лясковская, Н.Г. Машковцев, Н.С. Моргунов, Г. Недошивин, В.И. Порудоминский, А. Пророкова, Л.В. Розенталь, Д.В. Сарабьянов, А.А. Сидоров, В.В. Стасов, Г.Ю. Стернин, А.А. Федоров-Давыдов.В качестве идеала художественной культуры Успенский собор Московского Кремля, созданный Аристотелем Фьораванти, изучался множеством известных аналитиков. Репрезентативные возможности данного художественного произведения исследовали: К.М. Быковский, А.П. Голубцов, СМ. Земцов, О.И. Зонова, В.Н. Иванов, М.А. Ильин, Б.М. Клосс, В.И. Корецкий, В.Н. Крылова, А.Г. Левшин, П.Н. Максимов, И.П. Машков, в.д. Назаров, А.Н. Некрасов, А.И. Павлинов, Л.В. Писарская, И.А. Родимцева, Э.П. Саликова, СМ. Снегирев, Н.Я. Тихомиров, В.Н. Иванов, Т.В. Толстая, А.И. Успенский, В.И. Федоров, Н.С Шеляпина, Г.Н. Шмелев.Специфика художественной репрезентации Великой пирамиды в Гизе анализировалась в работах таких зарубежных ученых, как Н. Абд эль-Хафиз, Р. Бьювел, П. Вил сен, Р. Гантенбринк, Э. Джилберт, В. Добрев, Ж.Ф. Лауэр, Д. Легон, М. Ленер, Ф. Лерше, Ч. Ф. Питри, А. Силиотти, Л.С Стеччини, 3.Хавас, М.П. Холл, Г. Хэнхок, Р. Штадельман, А.Ф. Элфорд. Среди исследований отечественных ученых можно выделить работы Г. Андреева, В.Н. Владимирова, В. Замаровского, А.В. Зиновьева, А.А. Зиновьева, Х.А. Кинк, М.Э. Матье, К. Михайловского, В.В. Павлова, А. Прахова, А. Темарова.Предложенные учеными разных областей научного знания выводы создают предпосылки для исследования произведений изобразительного искусства в качестве зримых идеалов. Возникает научная потребность обобщить существующие исследования, разработать такую методологию, которая позволила бы раскрыть художественные произведения в качестве репрезентантов сверхчувственной реальности и выявить их репрезентативные возможности.Объект исследования: структура художественной культуры.Предмет исследования: произведения изобразительного искусства в организации и функционировании художественной культуры.Цель диссертации: исследование репрезентативных возможностей произведений изобразительного искусства в форме идеалов художественной культуры.Задачи диссертации: - рассмотреть произведения искусства в качестве специфического репрезентанта идеального отношения; - раскрыть специфику визуального мышления как результата процесса идеального отношения в сфере художественной культуры на образце произведений изобразительного искусства; - определить репрезентативные возможности произведений искусства как зримых идеалов по объему репрезентации и по содержанию репрезентации; - выявить репрезентативные возможности произведений изобразительного искусства, интегрирующих объем и содержание репрезентации, выступающих мерой в системе художественных репрезентантов; - обосновать систему методов анализа художественных репрезентантов, где становление наглядного образа возникает как итог объективной схемы действия, актуализируемой в процессе идеального отношения зрителя и произведения изобразительного искусства; - показать возможности художественной репрезентации конкретных культурных феноменов - выдающихся произведений мирового изобразительного искусства: "Меншиков в Березове" В.И. Сурикова, "Бурлаки на Волге" И.Е. Репина, Успенский собор Московского Кремля А. Фьораванти, Великая пирамида в Гизе.Методологические основы исследования: - основные принципы диалектической логики (восхождение от абстрактного к конкретному, соотношение эмпирического и теоретического, единство исторического и логического и др.); - концептуальные положения теории рефлексии и диалектики всеобщего, особенного и единичного Г.В.Ф. Гегеля; - основные принципы синтетической теории идеального К.Н. Любутина, Д.В. Пивоварова; - концепция визуального мышления В.И. Жуковского; - базовые принципы современной теории культуры, теории искусства; - общенаучные методы категориального анализа: наблюдение, измерение, формализация, идеализация, интерпретация, анализ, синтез, индукция, дедукция, экстраполяция, мысленный эксперимент и др.; - метод философско-искусствоведческого анализа произведений художественной культуры.Научная новизна исследования Впервые понятие «репрезентативность» рассматривается в качестве ключевого при изучении организации и функционирования художественной культуры.Фьораванти, Великой пирамиды в Гизе; - на материале анализа картины «Меншиков в Березове» В.И. Сурикова раскрыта суть работы системы методов анализа художественных репрезентантов; - с опорой на систему методов анализа художественных репрезентантов доказано, что картина «Бурлаки на Волге» И.Е. Репина выступает культурным эталоном объема художественной репрезентации, Успенский собор Московского Кремля - культурным эталоном содержания художественной репрезентации, Великая пирамида в Гизе репрезентативным контрапунктом или образцовым идеалом, организующим собой пространство художественной культуры, интегрирующим объем и содержание репрезентации.Научная и практическая значимость результатов исследования Разработанная в диссертации система произведений изобразительного искусства как художественных идеалов, построенная на основе их репрезентативных возможностей, может быть реализована в культурологической и искусствоведческой практике, позволяет рассматривать художественную культуру как сферу идеалов, обладающих разной мерой репрезентации, и структурировать ее пространство в зависимости от репрезентативных возможностей художественных произведений. Система художественных репрезентантов дает возможность выявить новое мировоззренческое содержание произведений изобразительного искусства в ходе их анализа как рядовых произведенийрепрезентантов, культурных эталонов объема репрезентации, культурных эталонов содержания репрезентации, репрезентативных контрапунктов; предлагает новые методологические пути освоения репрезентативных возможностей идеалов художественной культуры.Выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке курсов философии искусства, философии культуры, истории искусства, истории культуры, культурологии в вузах, при подготовке спецкурсов, а также в системе самообразования.Апробация результатов исследования Полученные автором результаты обсуждались на кафедре искусствоведения Красноярского государственного университета, а также на международных, всероссийских, региональных, краевых научных и научнопрактических конференциях. Основные материалы по проблеме исследования изложены в ряде научных и методических публикаций.Теоретические и практические выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, нашли свое применение в процессе преподавания ряда учебных курсов студентам факультета искусствоведения и культурологии Красноярского государственного университета.Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и включает введение, две главы (8 параграфов), заключение, список используемой литературы (232 источника) и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 188 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz