Главная » 2014»Август»7 » Скачать Правовая культура Русского Севера: социально-философский анализ. Халтурин, Анатолий Николаевич бесплатно
04:40
Скачать Правовая культура Русского Севера: социально-философский анализ. Халтурин, Анатолий Николаевич бесплатно
Правовая культура Русского Севера: социально-философский анализ
Диссертация
Автор: Халтурин, Анатолий Николаевич
Название: Правовая культура Русского Севера: социально-философский анализ
Справка: Халтурин, Анатолий Николаевич. Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 / Халтурин Анатолий Николаевич; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова] - Архангельск, 2009 - Количество страниц: 185 с. Архангельск, 2009 185 c. :
Объем: 185 стр.
Информация: Архангельск, 2009
Содержание:
ГЛАВА
I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Параграф 1 Понятие и сущность правовой культуры
Параграф 2 Структура, виды и функции правовой культуры
ГЛАВА
II ГЕНЕЗИС ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО СЕВЕРА
Параграф 1 Становление и развитие правовых традиций северно-русского крестьянства
Параграф 2 Социальные детерминанты формирования правового сознания северно-русского общества на рубеже XIX-XX веков
ГЛАВА
III СЕВЕРНЫЙ ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ В КОНТЕКСТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Параграф 1 Преемственность традиционных ценностей правовой культуры
Параграф 2 Северный правовой менталитет и диалектика общественного правосознания 139-165
Заключение
Введение:
Актуальность темы исследования. Негативные явления в экономической жизни России, вызванные преобразованием отношений собственности на средства производства, созданием многоукладной экономики на основе различных форм собственности, обусловили распространение кризисных метастаз во всех сферах общества - социальной, политической и духовной. Либеральные экономические реформы детерминировали кардинальное изменение правовой системы общества.Отрицание традиционных правовых устоев привело к деформации общественного правосознания, выразившейся в непонимании и неприятии широкими социальными слоями предлагаемых правовых ценностей.Существующие тенденции углубления кризисных явлений в обществе вызывают настоятельную необходимость глубокого социально-философского исследования правовой культуры общества, региона и личности.Актуальность социально-философского исследования правовой культуры Русского Севера продиктована и определяется следующими обстоятельствами.Во-первых, правовая культура современного общества характеризуется несовершенством федерального и регионального законодательства, выражающемся в полной незащищенности человека от произвола работодателей и чиновников государственного аппарата. Нравственно-правовой вакуум способствует всплеску и широкому распространению правового нигилизма среди всех категорий граждан.Во-вторых, правовые реформы, осуществляемые в России, имеют некоторые элементы внешнего сходства с формированием законодательства на первоначальном этапе социалистического строительства. В связи с этим, особую актуальность приобретает сравнительно-правовой анализ з преемственности как диалектической связи социально-экономических эпох, ее влияния на уровень правовой жизни северного региона.В-третьих, формирование качественно новой правовой культуры общества невозможно без учета ее регионального компонента. Огромное значение в оценке региональной социальной действительности на переходных этапах реформирования всех сфер общества приобретает ценностно-ориентационный потенциал правового менталитета, сформированного объективными и субъективными факторами на социокультурном пространстве Русского Севера. Исследование правового менталитета позволяет определить направления для минимизации негативных явлений, сопровождающих кардинальное реформирование правовой культуры регионального социума.В-четвертых, конституционное декларирование принципов правового государства привело к разрушению традиционной правовой культуры северно-русского региона. Уничтожение исторически сложившейся государственно-правовой парадигмы повлекло за собой кризис общественного правосознания, противостояние правовой идеологии, насаждающей индивидуалистические ценности западноевропейской правовой культуры, и правовой психологии широких масс населения, воспитанных на идеалах коллективизма.Степень научной разработанности проблемы.Обзор научно-исследовательской литературы свидетельствует об отсутствии специальных монографий и диссертационных работ, в которых правовая культура Русского Севера выступала бы в качестве предмета социально-философского анализа. Вместе с тем, современные культурологические концепты, уходящие в глубокие исторические пласты культуры Русского Севера, отражены в исследованиях культурологического и философского дискурса.Теоретической основой исследования выступают труды исследователей в области философии, социологии, теории государства и права. Прежде всего, это работы классиков философского дискурса.Следует констатировать, что среди философов и правоведов наиболее популярными и авторитетными считаются концепция естественного права во всех ее вариантах (Г. Гроций, Д. Локк, Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н.
Радищев), историческая школа права (Г. Гуго, Ф. К. Савиньи, Г. Ф. Пухта), нормативистская (позитивистская) теория права (Г. Кельзен), марксистская теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин и др.).Значительный вклад в философию и социологию права внесли российские философы и правоведы XIX-XX веков, исследовавшие сущность права, его место, роль и назначение в обществе, - И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, Н.Н. Алексеев, Б.Н. Чичерин, B.C. Соловьев, П.И. Новгородцев, А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский, Г.Ф. Шершеневич, Л.И. Петражицкий.В XX в. преемственность с прежними философско-правовыми учениями заметно дополняется новыми идеями и подходами, разработкой целого ряда новых концепций. С В . Нерсесянц, например, выделяет концепции неокантианские (Р. Штаммлер, Г. Радбрух, В. Науке), неогегельянские (К. Ларенц, Ю. Биндер, О. Шпанн, Т. Гаеринг, В. Шмидт, Д. Джентиле, Б. Телдерс, А. Куайре, Ж. Ипполит), концепции "возрожденного" естественного права (Ж. Маритен, И. Месснер, Ж. Дабен, А. Ауэр, X.Домбоис, Э. Вольф, Г. Райнер), экзистенциальную философию права (В. Майхофер, Э. Фехнер, Г. Кон, К. Коссио), онтологическую концепцию права Р. Марчича, неопозитивистскую концепцию права Г. Харта, познавательно-критическую теорию права (О. Вайнбергер, П. Колер, П. Штрассер, М.
Пришинг).Современное российское теоретическое исследование права представлено концепцией, интегрирующей в себе этатистский, методологический и социологический подходы, представителями которой являются С. Алексеев, М. И. Байтин, А.Ф. Черданцев, Н.М. Марченко, В.П. Малахов, В.Н. Казаков, В.Н. Хропанюк, А.Б. Венгеров, А. И. Жиданов, О.Э. Лейст, В.К. Бабаев, В. М. Баранов, А. Денисов, Г.В. Мальцев, В. В. Лазарев, А. Керимов, Л. И. Спиридонов, В.Г. Графский.Концептуальные подходы к сущности права изложены в публикациях И. Д. Невважай (семиотическая концепция права), С В . Нерсесянца (либертарно-юридическая теория), И.Л. Честнова (диалогическая концепция права), А.В. Полякова (коммуникативная теория права).Теория социалистической правовой культуры разрабатывалась советскими исследователями Е.В. Аграновской, С. Алексеевым, В.П. Казимирчуком, Д.А. Керимовым, Н.М. Кейзеровым, В.П. Кудрявцевым, Е.А. Лукашевой, Л.А. Ершовой, Г.Б. Мирзоевым.Сторонниками антропологической концепции можно считать А.Р. Ратинова, Г.Х Ефремову, В.И. Каминскую, Н.М. Кейзерова, СА. Комарова.Представителями аксиологической концепции выступают А.А. Молчанов, Г.И. Балюк В.П. Сальников. Деятельностный подход обозначился в работах Н.Л. Гранат, И.А. Иванникова, Т.В. Муслумовой. Одним из вариантов деятельностного подхода предстает информационно-семиотическая концепция, разрабатываемая Е.В. Клейменовой и К.А. Моралевой.Социологическая концепция правовой культуры нашла отражение в научных изысканиях А. К. Уледова, В.В. Лазарева, А.П. Семитко, Р.К. Русинова, Е.А. Певцовой, Е.О. Аграновской, С С Алексеева, В.Н. Кудрявцева, В.П. Казимирчука, Ф. Шереги, Р.А. Ромашова и Е.Г. Шукшиной. Исследованиям отдельных аспектов правовой культуры посвящены публикации A.M.Величко, О.В. Мартышина, М.Б.Смоленского.Современная концепция «правовой жизни» представлена в работах СС. Алексеева, Ю.Ю. Ветютнева, В.Д. Зорькина, В.Н. Кудрявцева, А.В. Малько, Н.И. Матузова, И.Д. Невважая, Ю.А. Тихомирова, В.В. Трофимова, Ю.А. Крохиной.Концептуальным проблемам культуры Русского Севера посвящены фундаментальные исследования Т.А. Бернштам, Н.М. Теребихина, К.В. Чистова.Историко-правовой аспект проблематики освещали в своих трудах историки Русского Севера - М.М. Богословский, A.M. Борисов, В.Н. Булатов, Ю.С. Васильев, М.Ф. Владимирский - Буданов, П.С. Ефименко, А.В. Камкин, СМ. Камышников, В.А. Кипяткевич, П.А. Колесников, А.И. Комиссаренко, А.И. Копанев, В.И. Коротаев, А.К. Мальцева, Б.А. Молчанов, О. Хауке, Д.Н. Хонькин, А.А. Чарушин, Д.Я. Самоквасов, Н.П. Загоскин, А.А. Леонтьев, В.Ф. Мухин, Т. Шанин.Северное регионоведение как научное направление современной регионологии представлено работами Ю.Ф. Лукина, А.А. Дрегало, В.И. Ульяновского, в которых региональные особенности выражаются в концепте социокультурного пространства Русского Севера.Проблемам преемственности в праве посвящены работы В.К. Бабаева, З.М. Черниловского З.М., В.А. Рыбакова, Ю.И. Агеева, Г.В. Швекова, Г.В., Н. Неновски.Сущность менталитета исследовали в своих работах А.И. Пигалев, В.А. Митягина, И.Г. Дубов, Р.В. Манекин, Ю.Л. Бессмертный, Р.А. Лубский.Заслуживают внимания публикации Р.С. Байниязова, А.Ю. Мордовцева, С П .Овчинникова, В.Н. Синюкова, Т.В. Шатковской, раскрывающие отдельные аспекты правового менталитета. Важное значение для понимания сущности правового менталитета представляют работы правоведов прошлого столетия Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого. Определенное теоретическое значение на формирование категории правового менталитета оказали исследования B.C. Нерсесянца, А.И. Овчинникова, А.В. Малько, Н.И. Матузова, Г.В. Мальцева.Таким образом, поднятые в научных трудах проблемы правовой культуры представляют интерес для различных сфер научного знания -философии, теории государства и права, культурологии, психологии. Тем не менее, ее региональный аспект не получил должного внимания среди научного сообщества. Недостаточно исследованным остается вопрос о взаимосвязи региональных особенностей и их детерминации на развитие общественного правосознания социума, проблемы формирования правовых ценностей и их преемственности при смене социально-экономических основ общества. Дальнейшей научной разработке подлежит определение оптимальных путей трансформации ценностей и идеалов правового государства в правосознание регионального социума.Цель работы - исследование диалектического процесса становления и формирования правовой культуры Русского Севера и механизма ее трансформации в новых социально-экономических условиях.Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: - анализ ключевых концепций правовой культуры, сложившихся в отечественной социальной и политической философии, философии права, истории и теории государства и права, с целью построения модели правовой культуры Русского Севера; - систематизация типов правовой культуры, выявление ее функций и роли в развитии общественных систем; - выявление социально-экономических факторов генезиса правовой культуры на территории Русского Севера и современного ее состояния в качестве важной детерминанты социально-правовой модернизации регионального социума; - раскрытие механизма преемственности в правовой культуре парадигмы правопонимания, норм права, правовых традиций и обычаев, направлений в развитии правосознания и основных форм правовой деятельности регионального сообщества на переходных этапах смены общественно-экономических формаций; - анализ концепций правового менталитета, представленных в философии, культурологии, теории государства и права с целью разработки конструкции правового менталитета, сформированного общественным правосознанием северно-русского общества в его историческом бытии; - анализ правового нигилизма и правового идеализма как социально-правовых феноменов, их генезис и проявления в контексте диалектики общественного правосознания; - разработка структурно-функциональной модели правовой культуры и определение механизма ее функционирования в социокультурном пространстве Русского Севера.Объект исследования — правовая культура как особая форма жизнедеятельности людей, ее роль в развитии регионального социума.Предмет исследования - социально-философские аспекты основных закономерностей становления, формирования, функционирования и развития правовой культуры на Русском Севере.На защиту выносятся следующие основные положения и выводы: 1. Под правовой культурой следует понимать достижения общества в области права (в первую очередь юридического законодательства), их знание, оценку и умение использовать гражданами в своей деятельности с целью удовлетворения материальных и духовных интересов. Системно-структурный анализ позволяет представить правовую культуру как целостную развивающуюся социально-правовую систему, состоящую из трех подсистем - права, правового сознания и правового поведения (правовой деятельности).2. Правовая культура Русского Севера сформировалась как культура северно-русского крестьянства, являвшего собой наиболее представительную ю социальную общность носителей правовых ценностей и идеалов.Экономический дуализм северной крестьянской общины предопределил дуалистический характер общественного правосознания крестьянского мира, предполагающий различные формы правовой деятельности.3. К середине XIX века на Русском Севере сформировался особый порядок регулирования хозяйственной и общественной деятельности крестьянского сословия, который можно определить как северное (севернорусское) право. Под северным правом предлагается понимать правовой порядок, устанавливаемый северно-русским крестьянством в соответствии со своими нравственными представлениями о наиболее рациональных способах удовлетворения материальных и духовных интересов на основе конкретной формационной модели права.4. Преемственность правовой культуры Русского Севера включает в себя рецепцию правопонимания и правовых норм, преемственность в развитии правового сознания и форм правовой деятельности, наполненных нравственным потенциалом жизнедеятельности северного социума.5. Правовой менталитет предстает как исторически сложившиеся ценностно-правовые ориентации социума (класса, сословия, этноса, социальной общности в границах определенных территорий и регионов) и личности, позволяющие объяснять и оценивать реалии социальной действительности. Вследствие доминирования принципа хозяйственной целесообразности в частной и общественной практике северного крестьянина, правовой менталитет северно-русского социума можно охарактеризовать как хозяйственно - правовой.6. Северный правовой менталитет играет активную роль в механизме преемственности, сохраняя в общественном правосознании регионального социума нравственные ценности традиционной правовой культуры, включая правовой идеализм и правовой нигилизм. и Методологическая и теоретическая основа исследования.Методологическую основу диссертационного исследования составляют формационный и цивилизационный подходы, диалектико-материалистический, структурно-функциональный и сравнительно-правовой методы, синтез классового и социокультурного подходов, единство исторического и логического подходов, методология конкретных социологических исследований.Теоретической базой диссертационного исследования являются труды европейских и российских классиков философско - правовой мысли, работы авторитетных философов и правоведов современной отечественной школы, материалы международных, всероссийских и региональных конференций и научных форумов, диссертации и авторефераты диссертаций, публикации в философской и юридической периодике, материалы социологических исследований всероссийского и регионального масштабов.Теоретическая и практическая значимость исследования.Теоретическая значимость работы заключается в том, что представлены новые подходы к определению сущности правовой культуры, северного правового менталитета, выявлена необходимость в осуществлении фундаментальных исследований северного права, осуществлен объективный мониторинг состояния правосознания, выявлено общественное мнение социума северных территорий по ключевым вопросам правовой политики современного государства.Практическое значение диссертационного исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию правотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления и региональной правовой политики.Результаты исследования могут быть использованы при подготовке и чтении учебных курсов по «Социальной философии», «Философии права», «Истории русской философии права», «Социологии права», а также для разработки учебного курса «Правовая культура Русского Севера».Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных работах, а также обсуждались на Всероссийской научной конференции «Современный мир: проблема свободы» (Архангельск, АГТУ, 2006), на Всероссийской научной конференции «Наука, культура, общество: проблемы взаимодействия» (Архангельск, АГТУ, 2007), на Международной научно-практической конференции «Российское и европейское право: традиции и стратегия развития в условиях глобализации» (Архангельск, ПТУ им. М.В. Ломоносова, 2007), на Международной научно-практической конференции «Наука и практика: проблемы интеграции» (Котлас, АГТУ, 2008), на Всероссийской научной конференции «Политическое самоопределение России: тенденции и перспективы» (Архангельск, АГТУ, 2008).