1.2 Содержание педагогической работы с дошкольниками с нарушениями слуха. 9
1.3 Организация коррекционного обучения и воспитания
в специальных школах для детей с нарушениями слуха. 12
Глава 2. Основные направления методической работы
по обучению слабослышащих школьников литературе. 18
2.1. Основные принципы обучения литературе
слабослышащих школьников. 18
2.2. Литературное развитие в структуре
целостного развития слабослышащего школьника. 22
2.3. Роль художественной литературы и ее значение
для успешного обучения литературе слабослышащих
школьников. 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение
Одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса является нравственное воспитание школьника. Эта область социально-практического приложения этики содержит в себе ряд задач, решение которых приобретает особую актуальность в современном социалистическом обществе. Вместе с тем анализ существующей литературы показывает, что теоретически и практически вопросы нравственного развития лиц с дефектами слуха, несмотря на свою актуальность, разработаны еще недостаточно.
Однако для глухих учеников, речь и мышление которых отличаются определенным своеобразием, изучение литературы представляет значительную сложность. Вербальная основа литературы предъявляет повышенные требования к уровню сформированности словесной речи. Поэтому естественно предположить, что понимание художественной литературы неслышащими учащимися характеризуется некоторой спецификой и знание этой специфики поможет найти наиболее рациональные приемы преподавания литературы в школе для глухих. [7]
Актуальность темы исследования определяется исключительным значением чтения в жизни и развитии слепоглухого человека. Чтение позволяет раздвинуть чрезвычайно узкие рамки личного опыта, восполнить дефицит общения, благодаря чтению обогащается словарь и грамматический строй словесной речи, усваивается нравственные норны и образцы поведения, формируется характер, развивается личность слепоглухого человека.
В становлении морального облика личности участвует широкий круг внешних воздействий, среди которых существенное значение имеют произведения искусства, и в первую очередь художественная литература. Среди других видов искусства она занимает центральное место по силе влияния на формирование нравственных ценностей личности (П.М. Якобсон, Н.И. Загоренко, В.А. Просецкий и др.). [4]
В процессе обучения и развития ребенка меняется его понятийное мышление. Растет число новых понятий, более точным становится соотнесение слова и отраженного в нем объекта. Развитие аналитико-синтетической деятельности позволяет глухому ребенку постепенно перейти от наглядно-ситуационных обобщений к обобщениям более высокого уровня, функционирующим сначала на уровне представлений, а затем понятий (Л.В Занков, Д.М. Маянц, Т.В. Розанова). Однако, отмечая в целом поступательный характер развития понятийного мышления глухого школьника, исследователи указывают на замедленность и своеобразие этого развития. [6, c. 38]
Причина этих трудностей кроется в недоразвитии речи глухих, в особенностях овладения ими системой языковых обозначений. В этой связи имеются основания полагать, что этические понятия, как существенный компонент понятийного аппарата, также обладают у глухих своей спецификой, требующей специального психологического изучения. Такова гипотеза предлагаемой работы.
Таким образом, целью данной работы будет выявление психологических условий возникновения и развития понимания текстов у слабослышащих учащихся на разных ступенях обучения.
Поставленная цель определила задачи работы:
" Анализ основных особенностей образовательного процесса в школе для слабослышащих детей.
" Изучение основных методик преподавания литературы в школе для слабослышащих детей.
Список литературы
1. Бахтин М.М. Эстетика литературного творчества. М., 1979.
2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов педвузов. М., 2008.
3. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т.Т.3. М., 1983.
4. Гончарова Е. Л. Особенности понимания текстов слепоглухими учащимися. // http://childpsy.ru/areferats/%C3%EE%ED%F7% E0%F0%EE%E2%E0_%C5_ %CB_4_1982.htm
5. Гончарова Е. Л. Подготовка детей с нарушениями зрения и слуха к восприятию художественной литературы: традиции и инновации // Дефектология, 2000, № 2.
6. Гончарова Е.Л. , Акшонина А.Я., Васина Г.В. Прочитай, подумай, ответь. Учебное пособие для слабовидящих глухих детей. М., 1993.
7. Егоров В. В. Особенности понимания глухими учащимися нравственных сторон литературно-художественного образа. // http://childpsy.ru/areferats/%C5%E3%EE%F0%EE%E2_%C2_%C2_4_1976.htm
8. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. М.: Просвещение, 1991.
9. Ильина С.Ю. Уроки чтения в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. СПб.:, 2006.
10. Красильникова О.А. Литературное развитие слабослышащих школьников в системе начального обучения. СПб., 2006.
11. Кутумова Н.Б., Нефёдов П.В. О проблемах обучения слабослышащих и глухих детей. // www.rae.ru/fs/raefs/2004/03/Kutumova.pdf
12. Ланин Б.А. Методика преподавания литературы: учеб. хрестоматия-практикум. М., 2007.
13. Любимов М. Л. Особенности восприятия и воспроизведения текста слабослышащими школьниками // http://www.childpsy.ru/ areferats/%CB%FE%E1%E8%EC%EE%E2_%CC_%CB_6_2003.htm
14. Маташина О.В. Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха. // http://www.pomorsu.ru/elibrary/pedagog/conf5_2000/R85.html
15. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М., 1974.
16. Разумова О.Ю. К проблеме интегрированного обучения детей с нарушением слуха. // http://www.pomorsu.ru/elibrary/pedagog/conf5_2000/R85.html
17. Шишкова М.И. Практико-ориентированная методика развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения // Коррекционная педагогика. 2005, № 3.