Хранилище файлов Среда, 22.01.2025, 18:03
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 9 » Скачать Мировоззренческий аспект обыденного сознания. Сабирова, Валентина Марковна бесплатно
01:10
Скачать Мировоззренческий аспект обыденного сознания. Сабирова, Валентина Марковна бесплатно
Мировоззренческий аспект обыденного сознания

Диссертация

Автор: Сабирова, Валентина Марковна

Название: Мировоззренческий аспект обыденного сознания

Справка: Сабирова, Валентина Марковна. Мировоззренческий аспект обыденного сознания : диссертация кандидата философских наук : 09.00.01 Москва, 1985 146 c. : 61 85-9/778

Объем: 146 стр.

Информация: Москва, 1985


Содержание:

Введение
Глава
I Сущность и особенности обеденного сознания
Глава
II Понятие мировоззрения и его типология
Глава
III Содержательный анализ обеденного мировоззрения
Глава IУ Учет особенностей обеденного сознания в процессе преподавания марксистско-ленинской философии
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

В В Е Д Е Н И Е Форглирование у советских людей научного мировоззрения одна из важнейших проблем, поставленных перед нашим обществом партией в ее программных документах. Достижению этой цели подчинены систематическая и целенаправленная работа Коммунистической партии, общественных организаций, системы образования и других учреждений социалистического общества. От степени реализации вццвияутой задачи зависит то, в какой мере трудящиеся массы будут сознательно участвовать в строительстве нового общества, проявлять активность в управлении делами государства, оказывая тем самым существенное влияние на уровень развития общества в целом, на темпы его продвижения вперед. "государство, как справедливо отмечал Б.И.Ленин, сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно" Необходимость формирования научного мировоззрения обусловливается также идейным противоборством между двумя антогонистическими системами социализмом и капитализмом. На ХХУ1 съезде КПСС особо подчеркивалось, что идеологическая борьба на современном этапе приобрела небывалую остроту, значительно "возросла активность пропагандистских средств классового противника, усилились его попытки оказывать разлагающее воздействне на сознание советских людей" Нет сомнения в том, что в наибольшей степени подверженными влиянию буржуазной идеологии и буржуазного образа жизни могут оказаться люди, у которых еще 1 Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.35, с.21. 2 Материалы ИЛ съезда КПСС. М., I98I, с.75.не сформировалось последовательно научное, диалектико-материалистическое мировоззрение. Формирование научных представлений о мире у всех советских людей ставит перед теоретической и практической деятельностью ряд сложных проблем. Главная задача здесь в настоящее время состоит в том, чтобы научное мировоззрение, уже существующее в развитой теоретической форме на базе марксизма-ленинизма и успешно применяемое партией в ее практических делах, стало достоянием широких масс трудящихся и каадого человека. Нельзя, конечно, представлять, что решение этой задачи находится еще на начальной стадии своего осуществления. Это далеко не так, ибо социально-экономическая основа нашего общества, справедливый общественный строй, гузланистическая система образования и воспитания закладывают и формируют основы научного мировоззрешя в сознании людей. Однако и жизнь не стоит на месте, она ввдвигает перед обществом все более сложные задачи, требующие от каждого члена общества глубоких знаний, овладение им диалектикой как методом познания и практического преобразования общества. Наше общество, вступившее в эпоху развитого социализма, испытывает исключительно острую потребность в людях не только высокообразованных, но и активных в борьбе за осуществление коммунистических идеалов. Эти обстоятельства выдвигают перед философами, социологами, психологами, педагогами задачу осуществления глубоких теоретических исследований, касающихся самого процесса формирования у советских людей научного мировоззрения и выработки на основании полученных научных результатов "добротных практических рекомендаций" В этой связи особую актуальность приобретает изучение обыденного сознания, выявления его сущности, функций, выполняемых им в жизни общества и индивида, специфических особенностей с той целью, чтобы результаты его всестороннего анализа эффективно использовать в преподавательской деятельности, в лекционной пропаганде и т.д., т.е. как раз в процессе формирования мировоззрения. Обыденное сознание сравнительно недавно стало объектом философского и социологического исследования. Фактически до начала 60-х годов ему не уделялось специального внимания. Впервые к анализу обыд,еняого сознания обратились советские философы В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзон. В своей работе "Формы общественного сознания", вышедшей в 1959 году, они затрагивают вопрос об обыденном сознании в связи с исследованием структуры общественного сознания. В указанной работе было дано определение обыденного сознания, не утратившее до сих пор своей научной значимости, сделана попытка выявления места данного духовного образования в структуре общественного сознания, а также проанализированы отдельные компоненты самого обыденного сознания. С тех пор эти же вопросы неизменно ставили и по своему решали многие философы, занимающиеся проблемами об2 щественного сознания и его структуры 1 См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с.34. 2 См.: Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968; Тугаринов В.П. Философия сознания. М., I97I; Нестеренко Г.Я. Проблема сознания в марксистской социологии- М., I97I; Анищенко А.И. Структура общественного сознания. М., 1973; Бурк настоящему времени имеется и ряд работ, посвященных спевдальному исследованию различных аспектов обыденного сознания. Среди этих аспектов можно ввделить следующие: выявление сущности обвденного сознания-; проблема обыденного сознания в историко-философском аспекте анализ соотношения обвденного сознания и научного а также соотношения обвденного сознания и философского определение понятия "обвденный здравый смысл" и его эволюция в зависимости от развития научной мысли рассмотрение процесса проникновения научных знаний в обыденное 7 сознание и их трансформация изучение возможностей использования особенностей обвденного сознания в идеологической рабоо те В 1973 году вышла первая и до сих пор единственная монодина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М., 1979; Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М., 1982 и др. 1 Буханова Н.В, О специфике обвденного сознания. В кн.: Проблемы методологии социального сознания. Калинин, 1973; Козлова Н.Н. К анализу обвденного сознания. "Философские науки", 1984, J 4; Шронов М.Е. К вопросу о понятии "обыf денное сознание". В кн.: Методологические проблемы исторического материализма. Барнаул, 1976 и др. 2 Абрашнев М.М. Проблема обыденного здравого смысла, "наивного реализма" в исследованиях домарксистской философии. Горький, I97I; Грязнев А.Ф. Философия Шотландской школы. М., 1979; Кузьмина Т.А. Философия и обеденное сознание. В кн.: Философия и ценностные формы сознания. М., 1978; Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М., 1979; Челышев П.В. Соотношение обыденного и научного сознания в философии Канта и Гегеля. В сб.: Философскочйетодологические и социологические аспекты развития науки в условиях НТВ. М., 1982.графия А.И.Чудинова "Обыденное сознание масс", где предпринимается попытка всестороннего и целостного анализа обвденного сознания: в ней выявляются особенности отражения окружающей среды обыденнырл сознанием, его структура и изменение в ходе исторического развития. Однако, обыденное сознание, обладая чрезвычайно богатым содержанием и многообразием связей, без сомнения, нуждается в дальнейшей разработке и развернутом изучении его отдельных сторон. К настоящему времени фактически не исследован мировоззренческий аспект обыденного сознания. Интерес к обыденному мировоззрению проявлен лишь со стороны тех философов, которые занимаются проблемой мировоззрения и его типологией /М.Г.Асиманис, В.У.Бабушкин, А.С.Богомолов и Т.И.Ойзерман, 3 Пукшанский Б.Я. Обыденное и научное познание и их диалектическое взаимодействие. В кн.: Диалектика познания: компоненты, аспекты, уровни. Л., 1983; Шахзадеян М.А. Диалектика научного и обыденного сознания в условиях развитого социализма. В кн.: Творческая природа социалистического общественного сознания. М., 1980. 4 Кззьмина Т.А., Ойзерман Т.Н. Указ.соч. 5 Милютин Ю.М. К понятию "здравый смысл". Вопросы философии и социологии. Выпуск 5 /у/. Л., 1973. 6 БЫХ0ВС1ШЙ Б.Э. Наука и здравый смысл. "Философские науки", 1958, В 3. 7 Вичева Д.В. и Штофф В.А. Диалектика обыденного и научного знания. "Философские nayrai", 1980, В 4. 8 Носков А.П., Яновский Р.Г. Два уровня сознания и политические убеждения. Новосибирск, 1977.В.Р.Букин, В.Г.Иванов, В.С.Овчинников, М.Ф.Мостепаненко, П.Н.Федосеев и др./. Однако в трудах уЕсазанных авторов обеденное мировоззрение не является объектом специального анализа, а потому по поводу его высказаны лишь общие замечания, детальный же анализ отсутствует. Это и определило выбор темы диссертационного исследования. Предлагаемая работа посвящена анализу мировоззренческого аспекта обеденного сознания. Исходной задачей исследования является выяснение вопроса о правомерности употребления термина "обыденное мировоззрение", а, следовательно, его конституирование наряду с другими формами и типами мировоззрения. Поскольку в нашем обществе в качестве актуальной проблемы выступает задача формирования научного мировоззрения, логично предположить, что у определенной части советских людей доминирует именно такое, научное, диалектико-материалистическое мировоззрение, а у другой части либо вообще нет мировоззрения /что практически исключено, ибо кавдый человек имеет какие-то представления о мире, в котором он живет, и о своем месте в этом мире/, либо имеет место какоето другое мировоззрение. Известно, что у определенной части советских людей еще сохраняется религиозное мировоззрение. Однако это сравнительно небольшая часть граждан, подавляющее же большинство советских людей не являются верующими. Это естественно, ибо при социализме подорваны социальные корни религии, соответственно, и религиозного мировоззрения. Таким образом, остается сделать вывод о существовании мировоззрения, которое не является ни религиозным, ни научным в строгом смысле этого слова /т.е. до конца последовательным, систематизированным, основанным на глубоких научных знаниях и т.д./. Вот это-то мировоззрение, с нашей точки зрения, и может быть названо обыденныгл, представляюпщм собой обобщение индивидуального и коллективного повседневного опыта. Разумеется, нельзя полагать, что данные воззрения на мир в сознании конкретных индивидов проявляются в неизменной форме. У одних обыденное мировоззрение являет собой обобщение лишь повседневного опыта, проявляясь в форме так называемой народной мудрости, у других /в настоящее время они составляют большинство/ оно наряду с ней /народной мудростью/ включает в себя отдельные элементы научного мировоззрения. Однако, несмотря на некоторые различия в формах проявления, сущность обыденного мировоззрения одинакова, что и позволяет проводить между ним, с одной стороны, и религиозным и назгчным мировоззрением, с другой стороны, качественную грань. Цель настоящей работы состоит в осуществлении философского анализа мировоззренческого аспекта обыденного сознания. Предлагается решение следующих задач: рассмотреть сущность обыденного сознания, его функвди и гносеологические особенности; выявить общие и специфические черты обвденного мировоззрения; проанализировать содержательную сторону данного явления; показать, как может быть использовано обвденное сознание и обыденное мировоззрение в процессе преподавания марксистско-ленинской философии. В соответствии с намеченной целью и поставленными задачами строится план работы. Диссертация состоит из введения, четырех

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 112 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтов - uCoz