Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Таким показателем и является себестоимость. Категория "себестоимость" отличается от категории "затраты". Понять соотношение между ними поможет следующее определение. Затраты - это расход материальных, трудовых и финансовых ресурсов в стоимостном выражении на обеспечение процесса расширенною воспроизводства.
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, ycлуг) классифицируются по ряду признаков:
- по роли в процессе производства они подразделяются на основные и накладные. Основные затраты непосредственно формируют создаваемый продукт. Накладные затраты связаны с обслуживанием процесса производства;
- по способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты можно непосредственно отнести на себестоимость единицы каждого вида изделия (сырье, материалы и т.п.). Косвенные затраты распределяются по отдельным группам продукции пропорционально избранной базе;
Список литературы
1. Берзинь И. Э. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики. 2001. - 253с.
2. Висюлин Ф. П. Экономика, организация и планирование промышленного производства: Учеб. пособие для вузов/ - 2-е изд. перераб. и доп. - Мн.: Выш. шк., 2000. - 446с.
3. Горфинкеля В. Я Экономика предприятия: Учебник для вузов - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. - 367с.
4. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 336с.
5. Сафронова М.А. Экономика предприятия: учебник - М.: "Юристъ", 2001 г. с. 146
6. Семенов В. М., Баев И. А., Терехова С. А. и др. Экономика предприятия Под рук. акад. МАН ВШ, д-ра экон. наук, проф. Семенова В. М. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2002.- 184с.