Хранилище файлов Воскресенье, 02.02.2025, 09:22
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 6 » Скачать Формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза. Филипович, Лариса Анатольевна бесплатно
17:54
Скачать Формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза. Филипович, Лариса Анатольевна бесплатно

Формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза

Диссертация

Автор: Филипович, Лариса Анатольевна

Название: Формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза

Справка: Филипович, Лариса Анатольевна. Формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Кемерово, 2005 216 c. : 61 05-13/1327

Объем: 216 стр.

Информация: Кемерово, 2005


Содержание:

Глава 1 Формирование познавательной самостоятельности студентов, как педагогическая проблема
11 Проблема формирования познавательной самостоятельности студентов в психолого-педагогической литературе
12 Предпосылки формирования познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза
13 Факторы, влияющие на формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза
Выводы по главе
Глава 2 Педагогические условия формирования познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза
21 Использование интеграции в формировании познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза
22 Организация научно-исследовательской работы с целью формирования познавательной самостоятельности студентов
23 Реализация дифференцированного и индивидуального подходов к формированию познавательной самостоятельности студентов
Выводы по главе

Введение:

Одной из важнейших задач обучения в вузе является выработка не 1^ только готовой системы знаний, но основы и метода для продолжения образования в течение всей жизни. В настоящее время трудно, а в дальнейшем будет совсем невозможно достичь передачи готовой суммы сведений во всем объеме известных человеку знаний. Усвоение необходимых знаний может быть достигнуто лишь благодаря собственной активности студентов, стремящихся к познанию, творчески относящихся к предмету своей деятельности. i0 Необходимость формирования познавательной самостоятельности у будущих специалистов требует пристального внимания к проблеме формирования познавательной самостоятельности в воспитательно-образовательном процессе высшей школы на всех этапах обз^ения студентов, которая направлена на воспитание творческой личности, способной в течение всей последующей производственной деятельности систематически пополнять свои знания и творчески использовать их.Очень важным является выявление и реализация педагогических условий, применение комплекса методов, форм, приемов и средств, способствующих формированию познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения в вузе. Нельзя сказать, что проблема формирования познавательной самостоятельности студентов не ставилась до настоящего времени и не было попыток ее решения. Но сегодняшний день потребовал комплексного решения этой проблемы.На необходимость формирования познавательной самостоятельности студентов в учебном процессе указывали многие выдающиеся педагоги и психологи. Анализ научной литературы показал, что различные аспекты данной проблемы исследованы Л. П. Аристовой, Ю, К. Бабанским, Д. В. Вилькеевым, Е. Я. Голант, М. А. Даниловым, Б. П. Есиповым, В. И. Загвязинским, И. Я . Лернером, В. Н. Максимовой, А. М. Матюшкиным, М. И. ^^ Махмутовым, И. Т. Огородниковым, П. И. Пидкасистым, Н. А. Половниковой, В. Г. Разумовским, М. Н. Скаткиным, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и др. Анализ исследований, наш педагогический опыт позволяют предполоif жить, что процесс обучения в вузе обладает огромными возможностями для формирования у студентов познавательной самостоятельности.Вместе с тем, изучение и анализ теоретических работ и практического опыта по указанной проблеме показывают, что вопросы формирования познавательной самостоятельности студентов в условиях нового информационного общества, социально-экономической ситуации не получили достаточного освещения, а реализуемые сегодня в практике высшей школы метоY ды, формы и средства обучения не позволяют в полной мере обеспечить личностно-ориентированный подход к формированию познавательной самостоятельности студентов и не отвечает в полной мере возросшим требованиям к подготовке современного специалиста. Основным недостатком является их слабая направленность на самостоятельную, творческую и исследовательскую деятельность. В современных условиях в подготовке будущего специалиста особо важное значение приобретает его способность к самостоятельному добыванию и обработке знаний в условиях быстро меняющейся окружающей действительности. Это потребовало от нас выявить педагогические условия, при которых сложившаяся система образования будет способствовать наиболее активному формированию познавательной самостоятельности студентов.Теоретическое осмысление вопроса позволяет выявить реальное противоречие между требованиями современного общества к профессиональным и личностным качествам специалистов и необходимостью разработки и „ внедрения в практику работы вузов педагогических условий формирования познавательной самостоятельности студентов как качества личности.Актуальность нашего исследования определяется: • задачами, которые поставило современное общество перед вузами, призванными обеспечить качественную подготовку будущих специалистов к профессиональной деятельности; • потребностью готовить выпускников вуза к самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности, необходимостью [Ш воспитать активного человека, способного организовать свой труд.На основании изучения опыта работы высшей и средней школы, анализа философской и психолого-педагогической литературы, поиска средств преодоления названного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия при которых воспитательнообразовательный процесс вуза способствует формированию познавательной самостоятельности студентов. ?• Решение этой проблемы определяет выбор темы нашего исследования: "Формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза» Цель исследования: определить педагогические условия формирования познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза.Объект исследования: познавательная самостоятельность студентов.Предмет исследования: процесс формирования познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза.Цель и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу исследования: познавательная самостоятельность студентов может быть сформирована, если: • выявлены предпосылки и учтены факторы, влияющие на формирование познавательной самостоятельности студентов; • воспитательно-образовательный процесс вуза будет направлен на щ развитие познавательной самостоятельности студентов, воспитание культуры умственного труда, на возможность удовлетворения потребностей студентов в знаниях, умениях и навыках по выбранной профессии; • разработаны и экспериментально проверены педагогические уелоВИЯ формирования познавательной самостоятельности студентов; • процесс формированР1Я познавательной самостоятельности студентов реализуется при индивидуальном и дифференцированном подходах к воспитательно-образовательному процессу вуза.В связи с целью исследования и выдвинутой гипотезой нами решаются след>тощие задачи: 1. Обосновать совокупность положений, составляюпщх педагогические основы формирования познавательной самостоятельности студентов.2. Выяврггь предпосылки и факторы, влияющие на формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза.3. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия формирования познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза.4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза.Методологической основой исследования являются концепции и идеи отечественных и зарубежных ученых по проблеме формирования познавательной самостоятельности, психолого-педагогические теории деятельности личности и ее продуктивной активности; теория развивающего обучения, идеи гуманизации образования, системный подход к изучению предмета исследовании, ориентирующий на рассмотрение процесса формирования познавательной самостоятельности как целостного, все элементы которого обусловливают друг друга; методология научного педагогического исследования, позволяющая обосновать сущность и содержание процесса формирования познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза и др.Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы использовались теоретические и экспериментальные методы исследования. Теоретические: анализ фршософской, социологической, психологической и педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования. Экспериментальные: констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента, педагогическое наблюдение, методы опроса (беседы, анкетирование, интервьюирование), тестирование, качественный и количественный анализ результатов исследования, методы статистической обработки полученных данных и др.База исследования: Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт и Новосибирский государственный аграрный университет.Исследованием охвачено 338 студентов, 127 преподавателей. Исследование проводилось с 1998 по 2005 г.г. и включало три этапа.На первом этапе (1998 - 2000 г.г.) изучались и анализировались философские, психолого-педагогические, социологические источники, диссертационные работы и авторефераты по теме исследования, а также опыт формирования познавательной самостоятельности студентов различных вузов.Определялись методологические основы исследования, противоречия и проблемы, формировался научный аппарат исследования. Проводились беседы с преподавателями сельскохозяйственных вузов, анализировались учебные планы и программы, содержание и проблемы образования студентов, проводился констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня познавательной самостоятельности студентов, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы.Основными методами исследования были: беседы, изучение и анализ учебных программ содержания образования в вузе, обобщение педагогического опыта, анкетирование и обработка данных констатирующего этапа эксперимента и др.Второй этап (2000 — 2003 г.г.) предусматривал организацию и проведение формирующего эксперимента, уточнялась гипотеза и выявлялись оптимальные педагогические условия, способствуюпще формированию познавательной самостоятельности студентов. На этом этапе разрабатывалась модель педагогической деятельности по указанной проблеме; проверялись основные положения формирующего эксперимента; изучалась динамика изменений знаний и умений студентов, происходящих в процессе формирования познавательной самостоятельности студентов вуза; выявлялись педагогические возможности аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов по формированию познавательной самостоятельности. Опытно-экспериментальная работа выполнялась в естественных условиях учебного процесса.Основные методы в этот период: теоретическое моделирование, анализ педагогической деятельности преподавателей по организации учебнопознавательной деятельности студентов, анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование, наблюдение и т.д.Третий этап (2003 - 2005 г.г.) посвящен проверке и обобщению результатов опытно-экспериментальной работы, а также определению соответствия гипотезы и экспериментальных результатов. Изучалась зависимость сформированности познавательной самостоятельности студентов от организации учебного процесса с учетом педагогических условий. Формулировались выводы, оформлялся материал диссертации. Уточнялись научнометодические рекомендации по формированию познавательной самостоятельности студентов в воспитательно-образовательном процессе сельскохозяйственного вуза. На данном этапе осуществлялось внедрение результатов эксперимента в практику, докладывались результаты эксперимента на заседаниях, семинарах, конференциях.Научная новизна исследования состоит в том, что: - выявлены предпосылки формирования познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза: •социально-экономические и демографические - преобразования в агропромышленном производстве, изменение функций села, нестабильная экономическая ситуация, низкий уровень жизни, отток из села профессиональных, квалифицированных специалистов, крестьянский образ жизни, удаленность сел от центральной усадьбы и города, наличие ограниченного круга профессий, востребованных на селе, отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций, отсутствие возможностей у местных общин, родителей и сельскохозяйственных предприятий оказывать существенную поддержку сельской щколе и др.; •педагогические - недостаточный уровень образования выпускников % сельских школ по некоторым предметам, устаревшая материально - техническая база и библиотечный фонд сельских школ, нехватка квалифицированных учителей, высокие удельные затраты на одного учащегося, превышающие затраты в городской школе и др. - определены факторы, влияющие на формирование познавательной самостоятельности студентов вуза: социальные, психологические, образовательные, организационные, стимулирующие; * - разработаны и экспериментально проверены педагогические условия необходимые для формирования познавательной самостоятельности студентов вуза, которые заключаются: в обеспечении интеграции в процессе формирования познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза, в организации научно-исследовательской работы с целью формирования познавательной самостоятельности студентов и реализации дифференцированного и индивидуального подходов к формированию познавательной самостоятельности студентов.Теоретическая значимость исследования состоит в определении педагогических основ формирования познавательной самостоятельности студентов в аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов сельскохозяйственного вуза (принципы, закономерности, содержание, критерии, показатели и т.д.) и определении педагогических условий формирования познавательной самостоятельности студентов.Практическая значимость состоит в: разработке научно - практиче^ ских рекомендаций по формированию познавательной самостоятельности студентов в воспитательно-образовательном процессе сельскохозяйственного вуза с учетом уровней сформированности их познавательной самостоятельности (приложения 2, 3, 4); в реализации программ, позволяющих формировать познавательную самостоятельность студентов, как в аудиторное. так и во внеаудиторное время; выявлении предпосылок, влияющих на формирование познавательной самостоятельности у сельской молодежи; разработке комплекса педагогических технологий, позволяющих повысить эффективность процесса формирования познавательной самостоятельности студентов при обучении в сельскохозяйственном вузе.На защиту выносятся следующие положения: 1. Педагогические основы формирования познавательной самостоятельности студентов вуза включают принципы, закономерности, содержание, критерии, показатели и т.д.2. Предпосылками, влияющими на формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза: - согщальио-экоиолшческие и демографические — преобразования в агропромышленном производстве, изменение функций села, нестабильная экономическая ситуация, низкий уровень жизни, отток из села профессиональных, квалифицированных специалистов, крестьянский образ жизни, удаленность сел от центральной усадьбы и города, наличие ограниченного круга профессий, востребованных на селе, отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций, отсутствие возможностей у местных общин, родителей и сельскохозяйственных предприятий оказывать существенную поддержку сельской щколе и др.; - педагогические - недостаточный уровень образования выпускников сельских школ по некоторым предметам, устаревшая материально - техническая база и библиотечный фонд, нехватка квалифицированных учителей, высокие удельные затраты на одного учащегося, превышающие затраты в городской школе и др.3. К факторам, оказывающим влияние на формирование познавательной самостоятельности студентов вуза относятся: социальные, психологические, образовательные, организационные, стимулирующие.4. Педагогическими условиями формирования познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза являются: обеспечение и интеграции в процессе формирования познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза, организация научноисследовательской работы с целью формирования познавательной самостоя*|^ тельности студентов и реализация дифференцированного и индивидуального подходов к формированию познавательной самостоятельности студентов.Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями, опорой на данные современной психолого-педагогической науки, использованием системного подхода, сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям и задачам, анализом реальной педагогической практики и пол ложительного опыта по исследуемой проблеме, комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента, проверкой выводов, сделанных в исследовании.Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе практической работы в Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте; результативность проведенного исследования обсуждалась на заседаниях межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, на внутривузовской конференции КГСХИ «Научные основы развития агропромышленного комплекса (Кемерово, 2002 г.), на международных конференциях: «Химия - XXI век: Новые технологии, новые продукты» (Кемерово, 2004 г.), «Социальная агу рессивность. Третьи Кузбасские философские чтения» (Кемерово, 2004 г.), «Физико-химические процессы в неорганических материалах (ФХП -9) (Кемерово, 2004 г.), на Всероссийской научной конференции «Образование в XXI веке» (Тверь, 2004 г.). ц^ Основные выводы исследования внедрены в воспитательнообразовательный процесс Кемеровского государственного сельскохозяйственного института.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 145 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтов - uCoz