Хранилище файлов Среда, 22.01.2025, 17:50
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 9 » Скачать Философские концепции католического модернизма. Кузмицкас, Брониславас-Юозас Юозович бесплатно
01:15
Скачать Философские концепции католического модернизма. Кузмицкас, Брониславас-Юозас Юозович бесплатно
Философские концепции католического модернизма

Диссертация

Автор: Кузмицкас, Брониславас-Юозас Юозович

Название: Философские концепции католического модернизма

Справка: Кузмицкас, Брониславас-Юозас Юозович. Философские концепции католического модернизма : диссертация доктора философских наук : 09.00.03 Вильнюс, 1984 394 c. : 71 85-9/97

Объем: 394 стр.

Информация: Вильнюс, 1984


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИЗМ В КАТОЛИЦИЗМЕ
1 Перед Вторым Ватиканским собором
2 После Второго Ватиканского собора
Обобщения
Глава П КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА
1 Идейная позиция католической церкви в XIX в
2 Традиционизм и "умеренный рационализм"
3 Христианский онтологизм АРозмини-Сербати и ВДжоберти
4 Иррационализм ДНьюмена
5 Либеральный католицизм
6 Французский спиритуализм
7 Воскрешение схоластики
Обобщения
Глава Ш ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КАТОЛИЧЕСКОГО МОДЕРНИЗМА КОНЦА XIX В И НАЧАЛА XX в (КЛАССИЧЕСКИЙ
МОДЕРНИЗМ)
1 Общая характеристика
2 Модернистское понимание историчности христианства
3 Имманентизм в понимании веры
4 Религиозный релятивизм и антиклерикализмIII
5 Философия "действия" МБлонделя
6 Социальные взгляды модернистов
7 Позиция церкви по отношению к модернизму
Обобщения
Глава 17 ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КАТОЛИЧЕСКОГО МОДЕРНИЗМА В ПЕРИОД ОТ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XX В ДО ВТОРОГО ВАТИКАНСКОГО СОБОРА (1962-1965 гг)
1 Ориентация на патристику - "новая теология"
2 Французская "философия духа"
3 Итальянский католический спиритуализм
4 Французский персонализм
41 Персонализм о современном христианстве
42 Персоналистское понимание философии
43 Персоналистское понимание личности
44 Утопичность социальных концепций персонализма
5 Феноменология и экзистенциализм
51 Феноменология и католическая модернистская философия
52 Философия МШелера и католический модернизм
53 "Философия ценностей" Дфон Гильдебранда
54 Экзистенциализм и католическая модернистская философия
55 Экзистенциалистская интерпретация христианства
6 Христианская теория эволюции ПТейяра де Шардена 258 Обобщения
Глава У НЕОМОДЕРНИСТСКИЕ ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
1 Общая характеристика неомодернизма
11 Расширение плюрализма в католицизме
12 Неомодернизм - "новая ортодоксия"
13 Историзм и герменевтика Антропологизм
2 Теология "жизненной действительности" КРанера
21 "Необъективное" познание бога
22 Человек - "слушатель слова"
3 Неомодернистская христология ГКюнга
Обобщения
ВЫВОДЫ

Введение:

Актуальность темы исследования. Идеологическая борьба между двумя общественно-политическими системами - социализмом и капитализмом - сопровождается попытками буржуазных идеологов противостоять прогрессивным тенденциям развития общества, дискредитировать идеи социализма и коммунизма. В документах ХХУ1 съезда КПСС отмечается: "Фактом является и заметное обострение идеологической борьбы. Для Запада она не сводится к противоборству идей. Он пускает в ход целую систему средств, рассчитанных на подрыв социалистического мира, его разрыхление"*. Значительную роль в современной идеологической борьбе по-прежнему играет религия.
Особую активность в области идеологии проявляет католическая церковь с центром в Ватикане, располагающая разнообразными средствами духовного воздействия на верующих не только в капиталистических, но и в некоторых социалистических странах.
В католицизме, претерпевающем в наше время состояние глубокого кризиса, происходит противоречивый процесс модернизации, охватывающий различные стороны данной разновидности христианства. Идейные руководители этого процесса пытаются реформировать католицизм с целью его обновления, приспособления к современной секуляризированной культуре. Для этого модернисты пытаются нетрадиционным образом интерпретировать христианское мировоззрение, создать новые, нетрадиционные формы религиозности, активизировать философию и теологию католицизма.
Многие философские положения католического модернизма бур
1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М., 1981, с.9. жуазными идеологами используются для создания новых средств религиозной апологетики капитализма, служат методологической основой для католического клерикального антикоммунизма. Критический анализ философских принципов католического модернизма является актуальной задачей философов марксистов.
Данная диссертационная работа посвящена критическому исследованию философских концепций католического модернистского движения, начавшегося в самом конце XIX в. и начале XX в. и продолжающегося по настоящее время.
Актуальность темы исследования определяется тем фактом, что католические модернисты предпринимают попытку произвести фундаментальную методологическую и концептуальную реформу католического философского мировоззрения и соответствующим образом определить отношение католицизма к современной культуре. Исследование модернистских философских концепций способствует пониманию того, как христианство трансформируется в условиях научно-технической революции и обострения классовых противоречий буржуазного общества.
Выдвигаемые модернистами философские концепции и идеи непосредственным образом влияют на происходящие в современном католицизме идейные процессы, на официальную позицию церкви, в особенности в период после Второго Ватиканского собора, находят отражение в энцикликах и других документах нынешнего папы римского. Разностороннее исследование философии католического модернизма необходимо для более глубокого познания стратегии католической церкви по отношению к социально-политические и культурным процессам современности.
Критика философских концепций католического модернизма непосредственно связана с задачами атеистической пропаганды.
Необходимо активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, уделять больше внимания атеистическо-»2 му воспитанию , - подчеркивается в постановлении июньского 1983 г. Пленума ЦК КПСС. Критика философии католического модернизма особенно актуальна в Советской Литве, где среди верующих распространен в основном католицизм.
Состояние разработки проблемы. В советской и зарубежной марксистской философской литературе разносторонне изучен неотомизм - официальная философия католицизма, также развитие официальных социально-политических концепций католической церкви в нашу эпоху. Это отражено в работах Е.М.Бабосова, Б.Э.Быховско-го, Л.Н.Великовича, В.И.Гараджи, Б.Т.Григорьяна, Л.И.Грекова, Б.Л.Губмана, К.М.Долгова, М.В.Желнова, А.Казановы, Ю.Келлера, Я.В.Миякявичюса, М.П.Мчедлова, Т.И.Ойзермана, А.Ф.Окулова, Р.Радева, М.М.Шейнмана, Т.Ярошевского и других. В трудах названных и других авторов показана объективно-идеалистическая сущность и теоретическая несостоятельность методологии неотомизма, спекулятивность неотомистской метафизики, выявлена классовая направленность и необоснованность официальных социально-политических воззрений католической церкви.
В значительно меньшей степени исследованы концепции неофициальной философии католицизма, отражающей цели и стремления модернистского движения. Среди течений этой философии наиболее исследованы католический персонализм, спиритуализм, тейяризм, о чем свидетельствуют труды Е.М.Бабосова, И.С.Вдовиной, В.Н.Кузнецова, Т.Плужаньского, А.А.Радугина, Т.А.Сахаровой и других р
Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. - М., 1983, с. 72-73. авторов, выявивших специфику проблематики названных философских течений, критически оценивших их методологические основы.
В трудах советских и зарубежных марксистских авторов обстоятельно освещены причины и характер кризиса современного католицизма, охарактеризованы отдельные социальные и идейные аспекты католического модернизма, оценены некоторые его теоретические положения, показано, как церковные идеологи используют модернистские идеи в целях антикоммунизма. Это находит отражение в работах М.В.Андреева, Е.М.Бабосова, Л.Н.Великовича, A.A. Гайдиса, Е.В.Жилиной, И.М.Заксаса, Я.Ковальского, Я.В.Минкяви-чюса, Л.Н.Митрохина, М.П.Мчедлова, М.Новачика, М.М.Шейнмана, И.Б.Ястребова и др.
Важным идейным фактором, способствующим процессу модернизации католицизма, является взаимодействие современной христианской философии с другими течениями современной буржуазной философии. Советскими авторами освещены основные аспекты этого взаимодействия, что отражено в работах А.С.Богомолова, В.И.Га-раджи, А.М.Каримского, Т.А.Кузьминой, В.Н.Кузнецова, Г.М.Тав-ризян, А.Н.Типсиной, Л.Сэва, А.А.Чухиной, С.А.Эфирова и др.
Результаты исследований указанных и других марксистских философов составляют теоретическую основу данной диссертации. Отправной точкой для автора послужили следующие достижения:
• раскрытие общих социальных причин, порождающих идейный кризис современного католицизма и вызывающих в нем модернистское движение;
• критика основных принципов онтологии, гносеологии, антропологии, этики, эстетики неотомизма - официальной философии католицизма;
• критика официальных социально-политических воззрений католической церкви, выявление их идеологической направленности;
• выявление главной цели католического модернистского движения, состоящей в приспособлении религии к условиям современности;
• доказательство несостоятельности персоналистского понимания общественных отношений, личности, художественного творчества и других вопросов; доказательство необоснованности попыток синтезировать науку и христианское миропонимание в тейяриз-ме;
• освещение основных аспектов взаимоотношения католицизма с другими течениями современной буржуазной философии.
Однако до сих пор не была предпринята попытка дать комплексную оценку философских концепций и методологических принципов католического модернизма, как определенного идейного процесса, порождаемого кризисной ситуацией современного католицизма. Не были исследованы основные аспекты отклонения модернистских философских концепций от традиционных идейных принципов католицизма. Советскими философами также не исследованы концепции некоторых влиятельных разновидностей католического модернизма. Работы, посвященные критическому анализу персоналистских и спи-ритуалистских концепций, также тейяризму, выполнены в основном под углом зрения общетеоретической философской проблематики. В этих работах нередко упускается связь рассматриваемых концепций с состоянием современного католицизма, его внутренними противоречиями, целями модернистского движения.
Цель и задачи диссертации. Основной целью диссертации является комплексный анализ философских концепций католического модернизма, как единого идейного процесса, раскрытие их теоретической несостоятельности. В связи с этим ставится цель выявить ту проблематику, на основе которой модернисты осуществляют реин-терпретадию католического мировоззрения, охарактеризовать основные течения и этапы развития философии модернизма, показать процесс изменения взаимоотношения модернистской и официально-церковной позиции.
Вне цели диссертации остаются официально предпринимаемые церковью меры по модернизации своих воззрений ("аджорнаменто"), также попытки модернизировать католическое мировоззрение на основе неотомизма - официальной философии католической церкви.
Соответственно поставленным целям в диссертации предполагается решить следующие основные задачи:
• раскрыть объективные причины и идейные (христианские и нехристианские) истоки католического модернизма;
• выявить основную проблематику и главные методологические принципы философии католического модернизма;
• показать основные аспекты теоретической конфронтации модернизма с церковной ортодоксией, также предпринимаемой модернистами реинтерпретации католического мировоззрения;
• выявить главные аспекты концептуально-идейной противоречивости и плюрализации, порождаемых в современном католицизме модернистским движением;
• определить место и значение модернистских философских концепций в системе современной католической апологетики религиозной веры.
Методологической основой диссертации являются принципы материалистической диалектики, в частности, марксистские положения об отношении общественного бытия и общественного сознания, о взаимосвязи базиса и надстройки, о классовости идеологического процесса, об историческом характере общественных явлений. Принципиальное методологическое значение имело марксистско-ленинское понимание религии, как фантастического отражения в сознании лкщей тех внешних сил, которые господствуют над ними, порождаемые определенной классовой структурой общества. Важное значение имели сформулированные В.И.Лениным принципы критики эмпириокритицизма, осуществленная Ф.Энгельсом критика философских воззрений Дюринга.
В качестве методологической базы были также использованы работы марксистских авторов по критике современной буржуазной, в первую очередь, религиозной философии.
Научная новизна диссертации определяется содержащимся в ней критическим анализом философских концепций католического модернизма, как единого, хотя и неоднородного в методологическом отношении, идейного течения. В диссертации рассматриваются проблемы и методологические принципы основных разновидностей философии католического модернизма в плане его исторического развития. Важным элементом новизны является раскрытие той проблематики, по которой модернизм, как неофициальное идейное течение в католицизме, расходится с официальными ортодоксальными воззрениями церкви и одновременно влияет на их модификацию, в значительной степени инспирируя официальный обновленческий курс церкви.
Научная новизна диссертации заключается также в том, что в ней освещены идейные предпосылки модернизма - реформистские и либеральные идей в католицизме в XIX в., рассмотрены философские концепции таких разновидностей модернизма, как классический модернизм, "новая теология", неомодернизм послесоборного периода, которые в советской философской литературе освещены лишь эпизодически или не освещены вовсе. В работе рассмотрено, как на формирование модернистских концепций влияли идеи и методы кантианства, феноменологии, экзистенциализма и герменевтики, что в советской философской литературе лишь затрагивается.
Основные элементы научной новизны данного исследования заключаются в следующих положениях:
• католическое модернистское движение является следствием возрастания в католицизме несоответствия (тлевшего место и в прошлом) между официально-церковной доктриной веры и опытом "живой веры" многих верующих; это определяется, в основном, нерелигиозными, то есть социально-культурными факторами;
• главной проблемой, возникающей перед католическим модернизмом, является проблема отношения католицизма к современному миру; в связи с этим модернисты пытаются переосмыслить проблемы соотношения имманентного и трансцендентного, рационального и иррационального, исторического, человеческого и божественного в вере;
• методологическая позиция модернизма характеризуется принципами историзма (эволюционизма) и антропологизма в объяснении языка откровения, церковных догматов и самой церкви, принципами имманентизма и экзистенциализма в трактовке веры;
• посредством этих принципов модернисты пытаются обосновать положение, что христианство изменчиво по своей культурно-исторической атрибутике, поэтому нуждается в постоянном обновлении; исходя из тех же принципов модернисты отказываются от схоластических способов обоснования религии, совершают переход от "внешней" к "внутренней" религиозности, существенной стороной веры считают имманентную, субъективную ее "достоверность";
• философские концепции католического модернизма представляют собой попытку сочетания ориентации католических философов на первоисточники христианства с ориентацией на современную культуру, исторический опыт современных лвдей;
• посредством сочетания идей раннего христианства и патристики с некоторыми социальными идеалами и представлениями современности, модернисты пытаются преодолеть свойственный традиционному христианскому мировоззрению дуализм активной и созерцательной жизни, отчужденность теологии по отношению к современной культуре;
• этим же путем модернисты пытаются создать методологические предпосылки для различных вариантов теологий "жизненной действительности" - "теологии труда", "теологии политики" и др., рассматривая их как перспективную альтернативу традиционной схоластике;
• философские концепции католического модернизма в течение нашего столетия претерпели определенное развитие; в первой половине столетия модернистские концепции характеризовались резкой конфронтацией с церковной традицией, официальными философскими и социальными воззрениями церкви; во второй половине столетия, в особенности после Второго Ватиканского собора, модернизм обнаруживает склонность, через "возврат к источникам", к сближению с традицией и переходит от конфронтации с традиционной ортодоксией к реализации программы "новой ортодоксии";
• соответственно меняется и отношение Ватикана к модернизму; если классический модернизм был подавлен строгими мерами Пия X, то позднее церковное руководство в своей оценке модернистских концепций стало проявлять терпимость; после того, как решениями Второго Ватиканского собора был официально взят курс на умеренное обновление католицизма, разрыв между официальной позицией церкви и позицией модернистов стал уменьшаться, некоторые идеи, выдвигаемые модернистами, отражаются в официальных документах Ватикана;
• для модернистских философских концепций характерен эклектизм и внутренняя противоречивость, проявляющаяся в колебании между принципами имманентизма и трансцендентизма, имма-нентизма и историзма, субъективизма и объективизма, что свидетельствует о невозможности последовательной неортодоксальной религиозной философии;
• модернистские философские концепции имеют для католицизма противоречивые последствия; модернизм обогащает современную философию католицизма в концептуальном, методологическом, проблемном отношениях, но одновременно в значительной степени секуляризирует традиционные христианские ценности; развиваемое модернистами имманентистское понимание религиозной веры ведет к феноменализму и агностицизму, порой ставящих под сомнение объективность бога, к религиозному релятивизму; это увеличивает методологический и идейный плюрализм современного католического мировоззрения, углубляет кризис этой разновидности христианства.
Научно-практическая значимость исследования. Исследование непосредственно связано с актуальными задачами идеологической борьбы и научно-исследовательской работы в области критики современной буржуазной философии. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы для дальнейшего развития исследований по современной религиозной философии, главным образом, для критического анализа модернистских ее разновидностей. Выводы диссертации представляются весьма важными для оценки и критики новых официальных воззрений католической церкви по актуальным социально-политическим вопросам, философских принципов новейших разновидностей католического клерикального антикоммунизма. Выводы диссертации актуальны в атеистической работе для критики положений модернизированного католического мировоззрения, что особенно важно в области идеологической работы в Литве.
Выводы и обобщения диссертационной работы могут быть использованы в высших учебных заведениях в процессе преподавания философских курсов по истории философии, диалектического и исторического материализма, этики, научного атеизма.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании Отделов критики современной буржуазной философии, Истории философии в Литве и Этики Института философии, социологии и права АН Литовской ССР. Результаты исследования неоднократно излагались на всесоюзных и республиканских научных конференциях и симпозиумах.
Монографии, отражающие основное содержание диссертации, получили положительную оценку рецензентов (см. Вопр.философии, 1977, № 9, с.177-179; Вопр. философии, 1983, II, с.169-170 и др.).
Результаты исследования используются при подготовке плановых работ по критике философии современного католицизма в Институте философии, социологии и права АН Литовской ССР, в республиканских и союзных научных изданиях, при чтении курса истории философии, в лекционной работе по критике современной буржуазной философии и научному атеизму.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 122 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтов - uCoz