Рациональная философия Просвещения осознавала себя в образе философии культуры. Трансцендентальный идеализм Канта был "всеобъемлющей философией культуры". Современная философия есть также философия культуры. Но принципиальное отличие видится в том, что философский дискурс существенно изменился: он превратился в неклассический вид рациональности. Культура, получившая самосознание в постмодернизме, сейчас тоже трактуется иначе: ценности культуры из трансцендентных перешли в разряд эмпирических, чувственно наглядных, стали виртуальными.
Вопрос об отношении философии к философии культуры никогда не рассматривался в нашей отечественной философской литературе. Но это чрезвычайно актуальный и сложный вопрос, позволяющий при его решении раскрыть те тенденции, которые характерны для современного стиля мышления, и воссоздать наиболее адекватный образ философии и культуры, задающих картину современного мира.
Список литературы
1. Кассирер Эрнст. Лекции по философии и культуре // Культурология. 20 век: Антология. М.: Юрист, 1995. С. 104-162.
2. Випде.чьбанд Вшьгелыи. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. 20 век: Антология. М.: Юрист, 1995. С. 57-68.
3. Кассирер Эрнст. Философия символических форм // Культурология. 20 век: Антология. М.: Юрист, 1995. С. 163-212.
4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб.; Наука, 1993. 350 с.
5. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.; Наука, 1991. 408 с.
6. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.
7. Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
8. Тарное Ричард. История западного мышления. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 448 с.