Главная » 2014»Июль»21 » Скачать Экспериментальная работа по изучению особенностей эмоциональной сферы дошкольников бесплатно
03:08
Скачать Экспериментальная работа по изучению особенностей эмоциональной сферы дошкольников бесплатно
Тип: Курсовая работа
Предмет: Психология
Тема: Экспериментальная работа по изучению особенностей эмоциональной сферы дошкольников
Страниц: 43  
Формат: doc  
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования эмоций 5
1.1. Сущность и структура эмоциональной сферы личности 5
1.2. Особенности развития эмоций в дошкольном возрасте 15
Глава II. Экспериментальная работа по изучению особенностей эмоциональной сферы дошкольников 25
2.1. Организация и проведение исследования 25
2.2. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников 31
Заключение 39
Список литературы 40
Приложение 43
Введение
Эмоциональная сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной жизни детей старшего дошкольного возраста.
Проблема развития эмоций и их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.
Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у детей дошкольного возраста, на которые указывают многочисленные авторы (Г.М.Бреслав, А.В.Запорожец А.И.Захаров, Ю.М.Миланич, Я.З.Неверович, Т.Н.Осипенко и др.).
В исследованиях, посвященных психологии эмоций (Л.С.Выготский, В.Вилюнас, А.Г.Грецов, Е.П.Ильин, К.Э. Изард, Э.Фромм, Э.Эриксон, К.Бюлер, Л.С.Выготский, А.Л.Гайдамак, У. Макдаугол, Т.Н.Осипенко, Ж.Пиаже, Е.В.Субботский, З.Фрейд С.Г.Якобсон и мн.др и др.), подчеркивается многогранность, многовариативность, многофункциональность эмоциональной сферы; ее значимость для полноценного развития личности.
Исследования Э.Г.Эйдемиллер, И.В.Добрякова, И.М.Никольской, А.И.Захарова и др. объясняют зависимость эмоционального развития дошкольников от структуры семьи, воспитания, социально-экономических условий проживания.
Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоциональной сферы у детей. Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению.
Цель работы - разработать программу развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - методы и средства развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в процессе дошкольного образования.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность эмоций и чувств личности.
2. Определить особенности развития эмоций в дошкольном возрасте.
3. Изучить уровень развития эмоций у детей дошкольного возраста.
4. Разработать программу развития эмоциональной сферы дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования явились представления об эмоциях отечественных и зарубежных учёных (П.К.Анохин, Л.И.Божович, В.К.Вилюнас, Л.С.Выготский, У.Джеймс, А.В.Запорожец, К.Э.Изард, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.К.Симонов, Д.Б.Эльконин).
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогических исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование; методы обработки полученных результатов.
Список литературы
1. Андреева А.Д. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1994.
2. Бахурина Е.С. Коррекция негативных эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет // Психолог в детском саду. - 2004. - №4. - С.34-45.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М., 1990.
4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2001.
6. Выготский Л С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т. 4. - М., 1984. - С. 90-318.
7. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С.28-38.
8. Гордеева О.В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций // Вопросы психологии. - 1994. - №6. - С.26-36.
9. Дьяченко М. И., Кандыбович Л А. Психология: Словарь-справочник. - Минск, 1998.
10. Ермолаева М. В. Структура эмоциональных переживаний в старости // Мир психологии. - 1999. - №2. - С.11-122.
11. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб., 1995.
12. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: СОЮЗ, 2000. - 448 с.
13. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. - 1996. - №6.
14. Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. - 1991. - №4. -С.96-99.
15. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.
16. Ильин Е П., Пинигин В. Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - Вып. 5.
18. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С.65-69.
19. Квинн В Н. Прикладная психология. - СПб., 2000.
20. Козловская Н.В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста // Психологические проблемы современной российской семьи: В 3-х частях. Ч.2. / Под ред. В.К.Шабельникова, А.Г.Лидерса. - М., 2005. - 360 с.
21. Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
23. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
24. Миланич Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ...канд. наук. - СПб., 1997.
25. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М.: АРКТИ, 2001. - 48с.
26. Пинигин В.Г. Возрастные изменения эмоциональных свойств личности // Ананьевские чтения-2001: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2001.
27. Подзорова Е.Л. Исследование особенностей эмоционально-образного предвосхищения в дошкольном возрасте при решении познавательных заданий // Психологическая наука и образование. - 2007. - №5. - C.182-192.
28. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. - М., 1986.
29. Рахманина Т.Н., Гайдапак А.Н. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у дошкольников // Активные формы работы практического психолога. Сб. научных статей. - Шадринск, 1994.
30. Симонов П.В. Адаптивные функции эмоций // Физиология человека. - 1996. - №2. - С.5-9.
31. Суханова К.Н. Гендерные проблемы эмоций // Психология XXI в: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции. - СПб., 2001. - С.257-258.
32. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В.Лебединского и др. - М., 1990.
33. Янкина Е.И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999. - С.238-239.