Хранилище файлов Среда, 22.01.2025, 17:56
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 10 » Скачать Экологическое сознание в системе культурных отношений. Симакина, Альбина Владимировна бесплатно
22:46
Скачать Экологическое сознание в системе культурных отношений. Симакина, Альбина Владимировна бесплатно

Экологическое сознание в системе культурных отношений

Диссертация

Автор: Симакина, Альбина Владимировна

Название: Экологическое сознание в системе культурных отношений

Справка: Симакина, Альбина Владимировна. Экологическое сознание в системе культурных отношений : диссертация кандидата культурологии : 24.00.01 Саранск, 2005 154 c. : 61 05-24/125

Объем: 154 стр.

Информация: Саранск, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
11, Основная парадигма развития мирового сообщества
12, Категориальный статус экологического сознания
13, Типологическая модель становления экологических смыслов в культуре
14, Система «Человек-Природа» в дихотомии Восток Запад 2, ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
21 Экологические доминанты в культуре -3- -
22 Взаимосвязь экологической культуры и экологической личности
23 Экочеловек: факторы и механизмы формирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Начало XXI века ознаменовалось целым рядом принципиально новых факторов развития цивилизации, оказывающих влияние или имеющих огромный потенциал влияния на культуру человечества, нуждающихся в осмыслении и отражении, обогащающих тезаурус человеческого опыта. Гибель Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке, взрывы жилых домов и станций метро в Москве, теракты в Испании и Англии, Бесланская трагедия и война с терроризмом, помимо внешних и очевидных социальных и политических взаимодействия причин, отражают и глубочайший восточного процесс глобального западного типов миросозерцания. Возникновение глобального информационного пространства и фактическое регулирование всемирного рынка проявляют тенденцию к формированию общечеловеческого опыта решения всемирных проблем, а эксцессы антиглобалистских выступлений показывают слабость конкретного умения их решать. Завершение «холодной войны» и противостояния двух идеологических систем, попытка установления «монополярного» режима остро поставило вопрос о поиске второго участника глобального диалога, о путях развития человечества, без которого мир может утратить базис дальнейшего развития. j На фоне этих глобальных вызовов современной истории под ударами которых культурный универсум с одной стороны, приобретает дискретные и кластерные черты, а с другой ориентируется на проступающие сквозь бездну человеческого опыта универсальные стандарты. Экологическая тематика на время утратила остроту, характерную для 70-80-х гг., когда Запад был поставлен перед острейшей проблемой ресурсного кризиса, немедленно отреагировав на нее формированием рефлексивного экологического пространства («Римский клуб» лишь один из примеров его ТУ конкретного проявления). Реакция Востока также не заставила себя ждать, оказавшись неожиданно технологичной (создание ОПЕК).Потрясения монументальных основ цивилизации на исходе столетия затмило по степени значимости эту тематику, погрузив мир в пучину лихорадочного поиска нового равновесия. Однако обозначенный нами «уход в тень» экологической привлекли особое тематики является мировой обманчивым. к Природные проблеме катаклизмы в Таиланде, Индонезии, Бангладеш и США в XXI-M веке вновь внимание общественности природного равновесия. Доказательства обманчивости «ухода в тень» проблем экологии и в проявляющихся за пологом флера идеолого-политических противостояний экономических (особенно ресурсных) интересов, и в неуклонном расширении реального политического веса в Европе сторонников «зеленого» (в экологическом смысле) пути развития цивилизации, и в реальном учете необходимости природоохранных программ при формировании любого общественно значимого технологического проекта. Нам представляется, что этот мощный подтекст, скрывающийся за большинством драматических катаклизмов нашего времени носит еще более серьезный и определяющий характер, скрывая в себе потенциал разрешения узла старых и новых цивилизационно-культурных конфликтов на почве общей для всех судьбы быть биолого-экологическим видом в системе космосо-экологии. И с помощью механизма культурного освоения решать проблемы, порождаемые динамическими процессами развития этой системы. Актуальность исследования может быть обоснована на наш взгляд в разных аспектах. В качестве наиболее важных мы выбрали пять: методологический, ситуационный. Методологический аспект. Экологическая проблематика в науке существует в двух ипостасях: в проблемном поле естественных наук рассматриваются вопросы природопользования и воздействия на природу Т? человеческой деятельности, а предложенная Д.С.Лихачевым концепция экологии культуры касается вопросов сохранения культурного наследия, теоретический, исторический, идеологический и бережного отношения к памятникам истории и культуры, краеведческой деятельности и т.п. Предлагаемая нами парадигма экологизации личности впервые интегрирует естественнонаучный и философский дискурсы, выводя 0 экологическую проблематику как культурологическую, помеш;ая в центр культурфилософского исследования понятия «экологическое сознание», «экологическая культура», «экологическая этика», «экочеловек». Теоретический аспект. Весьма актуальным исследование является из- за отсутствия в отечественной науке о культуре и философии однозначного решения вопроса об истоках и своеобразии экологической мысли в России, а так же в связи с терминологической неясностью употребления перечисленных понятий (размытость, неточность, наполнение их случайным или узконаправленным содержанием).Исторический аспект. История человечества это последовательная смена эпох. И х экономическое, идеологическое, религиозное, дзсовное своеобразие накладывало отпечаток на становление экологического сознания. И все же оно на протяжении истории непрерывно развивалось и крепло как единое целое, объединяя разные эпохи как смыслопорождение бытия человечества. Разобраться в особенностях этого процесса актуальная задача современной науки. Идеологический аспект обоснования актуальности исследования связан с тем, что в суш;ествующих в современном мировом сообш;естве концепциях устойчивого развития практически отсутствует гуманистическая экологическая идеология. В работе основываясь на опыте российской и зарубежной культурфилософской мысли, выявлены механизмы и методы формирования носителя современного экологического сознания. Ситуационный аспект. На современном этапе развития культурологии отрасли знания создалась уникальная творческая как самостоятельной ситуация для исследования казалось бы «некультуроемкой» экологической "if проблематики. Обращение к проблеме становления экологического сознания, формирования экологической культуры и воспитания экочеловека в столь благоприятных условиях представляется как никогда необходимым и важным в научном отношении. В нашей работе мы выявляем, почему экологическое сознание является 4 не просто дополнительным элементом современной культуры (скажем, тормозящим развитие эффективных технологий и программ роста экономики разных регионов), но ее важнейшим, системообразующим фактором, способствующим указанному росту. Устанавливаем степень трансформации экологического сознания в историческом контексте, анализируем экологические доминанты в системе культурных ценностей. Глобальным полем, в пределах которого происходит переход от первого, устаревшего понимания ко второму "Ь современному, является поле восхождения человечества от рассудочно-утилитарного мировоззрения к мировоззрению разумно-ценностному, охватывающему суть бытия и характер происходящих процессов на боле высоком уровне и открывающему угрозы и возможности недоступные партикулярному рассудку человека, интегрированного в данную ему узкую культурную «келью». Восхождение к этому занимает столетия, в ходе которых происходила постепенная «экологизация сознания», подготовившая современного человека к поиску эффективных решений в условиях надвигающегося ресурсного кризиса. Именно этот опыт и лежит в основе деятельности, направленной на устойчивое развитие, j возможное лишь на основе необходимости поддержания экологического баланса от микро- до макро-масштаба. На современном этапе культурология может помочь решению экологической проблемы в различных направлениях, ибо она стимулирует формирование нового общественного сознания, ориентированного на потребность культурными ij преодоления экологических установками прошлого, противоречий, связанных с способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно практических ориентации человека в его отношениях с природой, разобщенности мнений.Выявление факторов, способствующих становлению экологического сознания, его роли в современном социокультурном пространстве, установление взаимосвязей с многообразными сферами человеческой деятельности, показ опыта культурной обработки вызовов, связанных с влиянием природы на человека и обратно, а также формирование навыков теоретико-практической деятельности, направленной на поддержание баланса в системе «Человек Природа» все это входит в круг интересов, обусловивших создание данного научного исследования. Степень научной изученности проблемы характеризуется, с одной стороны тем, что экологические проблемы являют собой одну из наукоемких сфер естественнонаучных и гуманитарных исследований; с другой стороны, культурный потенциал проблематики изучен крайне слабо. Научные разработки экологов в этой сфере посвящаются преимущественно выявлению составляющим механизмам исчерпаемости природных ресурсов или разрушительной деятельности человека, в то время как культурное опосредование данной проблематики становится, в лучшем случае, уделом публицистики. Собственно экологическая литература представляет обширный пласт научных знаний, в разработке которого приняли участие как отечественные, так и зарубежные авторы: В.И. Вернадский, В.И. Данилов-Данильян, ц О.К.Дрейер, А.Г, Исаченко, Н.Н. Киселев, Н.Ф. Реймерс, А.С. Степановских, К. Уатт, П. Фарб, Л.К. Шапошников, А.В. Яблоков, О.Н. Яницкий. Прикладные наиболее экологические проблемы М.И. современной Будыко, цивилизации Гиренок, основательно рассмотрели: Ф.И. А.А.Горелов, О. Леопольд, Д.Ж. Маркович, Н.Н. Моисеев, В.А. Ситаров, А.Д.Урсул. Историю экологического мышления и этапы его становления подробно рассмотрели в своих трудах В.П. Алексеев, Б.Г. Ананьев, Г.Г. Аракелов, Ь В.Р.Арсеньев, Н.Ю. Киселева, Ф. Клике, А.Н. Кочергин, И.Д. Лаптев, Л.Леви-Брюль, А. Ф. Лосев, Н.Н. Моисеев, В.Н. Мясищев, Ю.М. Плюснин, Б.Б. Прохоров, Л. Рубинштейн, Э.В. Сайко, И.А. Сосунова, В.П. Тугаринов, Д.И. Фельдштейн, Холл, М. Черноушек, К.Г. Юнг, О.Н. Яницкий и другие. -f Исследования, связанные с рефлексией культурного и идеологического освоения экологического опыта начали появляться в 70-е гг. Во многом, это стало своеобразным ответом на системный кризис этого периода, явивший ярко выраженные ресурсные черты. Наиболее известное и богатое направление в рамках этого пласта связано с деятельностью участников «Римского клуба» и авторов, ориентированных на проблематику, им разрабатываемую. Знаковые вехи доклад «Пределы роста» и доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». *у Еще ранее в европейской культуре начала вырабатываться линия исследований, связанных с гуманистической проблематикой, основанной на поиске гармонии человека как исторического, рассудочного, эффективного существа и его природной ипостаси, навечно завязанной на внешние и внутренние природные факторы. Здесь мы должны отметить исследования А.Швейцера, гуманистических экзистенциалистов (А. Камю, Ж. П. Сартр, М.Хайдеггер), представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, К.Роджерс). л Особое направление, имеющее значительный потенциал влияния на современное экологическое сознание, связано с «кризисным мышлением», культурными, философскими и социально-идеологическими концепциями, анализирующими негативные аспекты развития цивилизации и проявляющие ее «нисходящий» потенциал. Среди них необходимо отметить концепции таких мыслителей в как Ф.Ницше, А..Шопенгауэр, которых представителей могут быть разрыва современного "t постмодернизма, плане концепции возможного интерпретированы безвозвратного онтологических основ бытия и культурных тенденций саморазвития (в более узком смысле деятельности). природного базиса и культурно-преобразовательной Наконец, огромное внимание экологической проблематике в ее связи с современными идеологиями уделяется в футурологической мысли XX века (Д. Мэмфорд, К. Сколимовски). Традиционные прогностические модели, разрабатываемые на Западе, рассматривают экологический кризис (и даже катастрофу) как один из возможных сценариев глобального развития или как факторы необходимого учета при планировании будущего и его формировании. Более тонкое понимание экологической проблематики характерно для ряда ведущих футурологов, во главе с Ф. Фукуямой, которые рассматривают современную ситуацию как завершившуюся с традиционноисторической точки зрения, но переломную с биолого-экологической, так как достижения современной биотехнологии ставят человечество на порог качественных изменений. Эти изменения неминуемо приведут к новому расслоению общества и новому витку глобального напряжения, которое насытит смыслом последующий этап развития человечества. Анализ природной и экологической составляющих этого перелома является абсолютно необходимым фактором, так как степень близости мысли и действия в современном мире столь высока, что не учет возможных негативных следствий изменения природно-экологического равновесия в кратчайший временной период может радикально перевернуть жизнь цивилизации, поставив ее на грань катастрофы, которая может предстать и в виде культурного коллапса, и в виде вызова природы, и в виде нового геополитического смещения «линий межкультурного разлома». Целью исследования выявление сущностных характеристик экологического сознания как социокультурного феномена. Данная цель может быть достигнута посредством решения ряда конкретных задач: выявить место экологического сознания в системе устойчивого развития общества; Ч определить категориальный статус экологического сознания и определить его содержание

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 109 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтов - uCoz