Главная » 2014»Июль»20 » Скачать Диагностика межличностных отношений в малой социальной группе бесплатно
05:36
Скачать Диагностика межличностных отношений в малой социальной группе бесплатно
Тип: Курсовая работа
Предмет: Психология
Тема: "Диагностика межличностных отношений в малой социальной группе"
Страниц: 31  
Формат: doc  
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МАЛЫХ ГРУПП 6
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ 9
2.1 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ 9
2.2 ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 16
2.3 РОЛЬ И СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ. ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО 20
ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ 25
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
3.2 ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 30
Введение
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоение личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от общества. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения в самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях (в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях), индивид проявляет себя как личность, и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи учеников этих групп. Особенно интенсивное развитие общение детей со своими сверстниками получает в подростковом возрасте. Отношения со сверстниками обычно строятся как равноправные и управляются нормами равноправия. На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на "кодексе товарищества", который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, готовность прийти на помощь.
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Ощущение целостности и устойчивости себя и других членов группы - важнейшее условие для внутреннего благополучия и установления нормальных отношений с окружающими. Формирование этого чувства во многом зависит от особенностей развития в подростковом возрасте. Если внешняя и внутренняя жизнь подростка характеризуется напряжением, противоречиями и конфликтами, то устойчивость психологических особенностей характера проявляется достаточно поздно - где-то в возрасте 20-40 лет. Поэтому межличностных отношений подростка может повлиять на его дальнейшее развитие и жизнь в целом. Но не все зависит лишь от подростка, но и от особенностей группы, к которой он относится. Известно, что чем выше уровень развития группы, тем лучше условия, которые она создает для проявления позитивного и торможения негативного в личности.
Влияние со стороны группы проявляется в форме эмоционального и морального настроения, самочувствия, которое доминирует в человеке во время длительного пребывания в ней. Самочувствие в группе определяет ее социально-психологический климат. Социально-психологический климат - это качественная сторона межличностных отношений, которая проявляется в виде совокупности психологических условий, которые способствуют или тормозят продуктивную совместную деятельность и всестороннее развитие личности в группе. Главной причиной возникновения негативного социально-психологического климата в классе, является нежелание или неумение правильно воспринимать и оценивать людей, предубежденное отношение к ним. Из всего сказанного, можно сделать вывод, что диагностирование уровня развития класса, социально-психологического климата в нем, предупреждение складывания негативного социально-психологического климата в классе, оказание помощи подросткам в занятии надлежащего места в структуре класса - является главной в работе школьного психолога. Таким образом, можно считать, что тема курсовой работы "Диагностика межличностных отношений в малой социальной группе", является актуальной.
Основная цель работы - изучение межличностных отношений неформального типа учащихся 8 класса 73 средней общеобразовательной школы №73.
Для достижения основной цели работы будут решены следующие задачи:
рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологической науке;
раскрыты особенности межличностных отношений в подростковом возрасте;
проведена диагностика состояния межличностных отношений учащихся 8 класса школы №73 г. Одессы.
Сделаны обобщающие выводы по полученным результатам.
Одним из приоритетных направлений социально-психологической работы является комплексное изучение межличностных отношений в группах в интересах оптимизации в них межличностных взаимоотношений, межличностной совместимости при выполнении групповых задач и положения личности в группе. Для изучения круга отмеченных вопросов психологу может помочь использование Метода социометрических измерений Дж. Морено. Данная методика способна обеспечить получение достоверной информации о состоянии межличностных отношений в малых группах (в нашем случае классе), а также надежно прогнозировать уровень совместимости подростков по их социально-психологическим характеристикам. Для проведения запланированного исследования, мы выбираем данную методику.
Список литературы
1. Авермат Э. Социальное влияние в малых группах // Перспективы социальной психологии. М., 2001. -С.504-547.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов - М.: Аспект-Пресс, 2002
3. Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп. - М.: Академия, 1998. -256 с.
4. Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. -С.548-578.
5. В мире подростка / Под ред. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1982.
20. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -М.: Владос, 1999. -47с.
21. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом /Под ред.А. Бодалева, А. Деркача, Л. Лаптева. -М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. -640с.