Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 04:55
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Взаимосвязи структурных компонентов общения и мотивации студентов педагогического вуза. Дохоян, Анна Меликсовна бесплатно
06:31
Скачать Взаимосвязи структурных компонентов общения и мотивации студентов педагогического вуза. Дохоян, Анна Меликсовна бесплатно

Взаимосвязи структурных компонентов общения и мотивации студентов педагогического вуза

Диссертация

Автор: Дохоян, Анна Меликсовна

Название: Взаимосвязи структурных компонентов общения и мотивации студентов педагогического вуза

Справка: Дохоян, Анна Меликсовна. Взаимосвязи структурных компонентов общения и мотивации студентов педагогического вуза : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Москва, 1998 156 c. : 61 98-19/143-9

Объем: 156 стр.

Информация: Москва, 1998


Содержание:

Глава 1 Основные психологические аспекты проблемы исследования
11 О понятии общения и его функциях
12 Общение и деятельность
13 Потребностно-мотивационные аспекты проблемы общения
14 Основные компоненты структуры общения
Глава 2 Организация и методы эмпирического исследования
21 Организация исследования и характеристика выборочных совокупностей
22 Основные методы исследования
Глава 3 Экспериментальные исследования структурных компонентов общения и их связей с мотивацией студентов
31 Анализ параметров исследуемых компонентов общения
32 Различия в средних значениях мотивационных и некоторых личностных образований
33 Корреляционные зависимости и их интерпретация
34 Различия в факторных моделях и их интерпретация
35 Организация и проведение формирующего эксперимента Заключение

Введение:

Общение является одним из важнейших понятий психологии.Вне общения невозможно описать и проанализировать процесс личностного становления отдельного человека, проследить закономерности всего общественного развития. Люди проявляются в общении, они раскрывают для себя и других психологические качества, усваивают общечеловеческий опыт, нормы поведения, ценности, знания, виды и способы деятельностиРазличные аспекты проблемы общения успешно разрабатываются в работах отечественных психологов. Рассматриваются, в частности, взаимосвязь общения и отношения, его роль в становлении личности, механизмы общения и его функции, природа потребности в общении, мотивы, социальные установки, трудности в общении детей и взрослых, особенности психических процессов в условиях общения, восприятие и понимание людьми друг друга, проблемы организации и управления общением, компетентности и временной компетентности в общении и другие (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, А.К.Болотова, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов, В.М.Мясищев, А.В.Петровский, Л.А.Петровская, К.К.Платонов, Л.Рубинштейн, Н.Д.Творогова, Л.Б.Филонов и др.).В педагогической сфере общение играет особую роль. Профессиональная деятельность педагога в значительной мере развивается по законам общения. Общение также является основным средством, через которое осуществляется реализация обучения и воспитания. "Без искусства педагогического общения невозможно организовать эффективное управление процессом обучения и воспитания" (Н.Д.Творогова, 1983, с.8).Л; Всякая профессиональная деятельность, ее успешное осуществление предполагает наличие некоторых умений общения. Несформированность или недостаточная сформированность у студентов этих умений, мотивации общения может навредить не только учебному процессу, но и становлению всей профессиональной деятельности и личности будущих учителей. В связи с этим приобретает самостоятельное значение не только совершенствование уже имеющихся форм, методов и средств организации учебного процесса вуза, но и научная разработка различных аспектов профессионально-педагогического общения будущего учителя.Актуальность темы исследования определяется общей тенденцией развития современной психологической науки, которая тесно связана с изучением общения как главенствующего фактора в формировании всей системы психологических качеств, психического развития человека. От общения в значительной степени зависит удовлетворенность профессиональной деятельностью. Это обусловливает необходимость поиска, разработки и практического внедрения моделей общения как многопредметной деятельности (коммуникации, перцепции, интеракции), связанной с мотивацией будущего учителя.Объектом исследования являются психологические особенности студентов первых и пятых курсов математического, педагогического, филологического и физического факультетов Армавирского государственного педагогического института (всего 270 человек).Предметом - процесс формирования общения (коммуникации, перцепции и интеракции) в их связях с некоторыми личностными и ф^.. мотивационными особенностями студентов.Задачи исследования: 1. Провести сравнительный анализ основных направлений наX Л: ' > •i' учного исследования проблемы общения в психологии.2. Осуществить диагностику степени сформированности трех основных структурных компонентов общения (коммуникации, перцепции и интеракции).3. Выявить взаимозависимость этих структурных компонентов общения и особенность потребностно-мотивационной сферы студентов с учетом пола, курса обучения и предметной специализации.4. Разработать и апробировать программу спецкурса, обеспечивающую дифференцированное формирование выявленных компонентов общения у студентов педагогических вузов.Гипотеза исследования закпючается в том, что компоненты общения (коммуникация, интеракция, перцепция), как многопредметная деятельность, по разному связаны с мотивационными и личностными особенностями субъекта. Учет этого при создании программы курса по психологии общения с первого года обучения у студентов педагогического вуза позволит более эффективнее сформировать мотивацию и умения общения как профессионально значимые качества будущего учителя.Методологическую основу исследования составляют положения отечественной психологической науки о единстве деятельности и общения, сознания и личности.В основе трактовки используемых понятий лежат теоретические разработки многих отечественных психологов: Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева, А.А.Леонтьева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, В.Н.Панферова, Б.Д.Парыгина, А.В.Петровского и др.Анализ изученной литературы позволил сделать вывод о том, что наиболее продуктивным для нашего исследования является понимание общения как стороны совместной деятельности людей, представленной на уровне индивидуальной психики в качестве мно<*^ гопредметной и многомотивированнои деятельности.Методическое оснащение. С целью реализации поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы использовались различные методы: наблюдение, опрос, тестирование, методы активного социально-психоло-гического обучения, система математическостатистических критериев и методики Г.Айзенка, Ю.М.Орлова, В.М.Русалова, авторский опросник.Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что : - рассмотрено общение как многопредметная деятельность; - осуществлена диагностика степени сформированности трех основных структурных компонентов общения (коммуникации, перцепции, интеракции); - выявлена взаимозависимость этих структурных компонентов общения и мотивации, а также некоторых личностных особенностей студентов с учетом пола, курса обучения и предметной специализации.Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями педагогических институтов на занятиях по психологии, в процессе педагогической практики, при организации различных видов тренинга, в разработке спецкурсов, курса лекций по психологии общения. Полученные результаты демонстрируют возможность применения активных методов обучения (групповые дискуссии, ролевые игры, различные виды тренингов) на практических занятиях.Положения, выносимые на защиту: 1. Реальная деятельность общения является не только поли# ^ мотивированной, но и многопредметной, то есть направленной ; «одновременно» на коммуникацию, интеракцию и перцепцию. Другими словами, это не столько деятельность в ее классическом понима> / НИИ (по А.Н.Леонтьеву), сколько форма поведения, включающая в себя соответствующие частные иерархизированные деятельности и объединенная общей направленностью на решение жизненных задач, связанных с необходимостью наличия другого человекасубъекта.2. Процесс обучения в педагогическом вузе в целом ведет к улучшению качественных показателей общения, но динамика этих изменений по- разному выражена в коммуникации, перцепции и интеракции. Если у первокурсника относительно преобладающим компонентом общения является интеракция, то к окончанию обучения более развитым становится перцептивный компонент общения.3.Связи изучаемых особенностей общения и мотивации студентов характеризуются возрастной динамикой: личностно важная для первокурсника интеракция в общении коррелируют с высокой выраженностью достиженческих и аффилиативных устремлений. У пятикурсника объединенные в целостную структуру коммуникация, перцепция и интеракция связаны исключительно с проявлениями аффилиативных тенденций. Стремление к доминированию на первом курсе положительно связано с перцептивными умениями общения, тогда как у выпускника эта связь имеет отрицательную направленность. У женщин симптоматика достижения и доминирования коррелируют с выраженностью интерактивных умений общения, у мужчин параметры достижения, доминирования и аффилиация обнаруживают значимые связи с перцепцией.4. Методы активного обучения умениям общения, учитывающие его трехкомпонентную структуру, выступают как психологическое усфт^ ловие повышения уровня сформированности общения в целом.Апробация работы. Полученные результаты апробированы, начиная с 1995 года, в выступлениях, сообщениях автора на научно>

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 143 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz