Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:21
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 21 » Скачать Всероссийский детский центр Орленок как педагогический феномен второй половины ХХ века. Гусев, Борис Борисович бесплатно
07:43
Скачать Всероссийский детский центр Орленок как педагогический феномен второй половины ХХ века. Гусев, Борис Борисович бесплатно
Всероссийский детский центр "Орленок" как педагогический феномен второй половины ХХ века

Диссертация

Автор: Гусев, Борис Борисович

Название: Всероссийский детский центр "Орленок" как педагогический феномен второй половины ХХ века

Справка: Гусев, Борис Борисович. Всероссийский детский центр "Орленок" как педагогический феномен второй половины ХХ века : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ростов-на-Дону, 1999 252 c. : 61 00-13/737-7

Объем: 252 стр.

Информация: Ростов-на-Дону, 1999


Содержание:

ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы становления и • развития ВДЦ «Орленок»
11 Генезис становления ВДЦ «Орленок» как центра творческой гуманистической педагогики
12 Сущность и специфика культурно-воспитательного пространства ВДЦ «Орленок»
13 Ребенок как субъект культурно-воспитательного пространства ВДЦ «Орленок» * ГЛАВА 2 Управление развитием ВДЦ «Орленок» в современной социокультурной ситуации
21 Основные идеи развития культурно-воспитательного пространства ВДЦ «Орленок» в современных условиях
22 Подготовка кадров педагогов ВДЦ «Орленою> 23 Особенности управления процессом жизнедеятельности ВДЦ «Орленок»

Введение:

Актуальность исследования. В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка. В 1990 г. подписана Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.В этих документах провозглашено право ребенка на отдых и досуг. Россия присоединилась к этим международным документам. Однако с начала 90-х годов система отдыха и оздоровления детей и подростков испытывает серьезный кризис, связанный с отсутствием четкой государственной политики в этой сфере, неразработанностью правовых и экономических основ деятельности детских оздоровительных учреждений.Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) говорит, что государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Отмечается, что органы государственной власти Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.Одним из наиболее ярких феноменов отечественной педагогики второй половины XX века является Всероссийский детский центр «Орленок» -теоретически обоснованная модель творческой гуманистической педагогики.В истории философии понятие феномена интерпретируется в зависимости от истолкования человеческого опыта: как проявление выражения сущности или идеи (неоплатонизм, Лейбниц, Шеллинг, Гегель); как познавательная действительность, ограниченная миром явлений (феноменов), которые упорядочиваются научными методами (Кант); как субъективные переживания, комбинации ощущений, психические ассоциации, к которым сводится опыт и вся реальность (Беркли, Юм).В марксистской философии понятие «феномен» отождествляется с понятием «явление». Оно понимается как то или иное выражение предмета, включая непосредственно данные формы его существования. Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность обнаруживает нечто сохраняющееся во всех изменениях. Понятие «феномен» определяется также как необычный, исключительный факт.Становление гуманистической педагогической парадигмы особенно характерно для второй половины XX века, когда обозначились ведущие образовательные приоритеты педагогической культуры, единство традиций и инноваций, разработка перспективных моделей образа жизни и деятельности воспитанников, развитие общественно-педагогического движения.Педагогическая деятельность ВДЦ «Орленок» вписанная в контекст инновационных процессов, происходящих в образовании России конца 50X - 60-х годов, позволила обогатить педагогическую науку теорией коллективного творческого воспитания, теорией временного коллектива, теорией организаторской деятельности, теорией воспитательной системы, теорией социального творчества детей и др.Процесс демократизации общественной жизни в конце 80-х гг. XX в. вызвал появление большого количества различных самодеятельных молодежных и детских организаций и объединений, которые начинают играть весьма значительную роль в формировании личности подрастающего поколения. Этот же процесс привел к изменениям представлений о роли и месте комсомола и пионерской организации в политической структуре общества, резко обозначил кризисные явления в деятельности их организационных структур.Всероссийский детский центр «Орленок» сегодня является многопрофильным детским учреждением системы дополнительной образования. Он служит базой реализации международных, федеральных, региональных педагогических программ, направленных на развитие и формирование у подростков опыта жизни на федеральных началах, межнационального общения, базовой культуры личности на основе общечеловеческих ценностей. Переосмысление ведущих образовательных ценностей и ориентации, накопленных в ВДЦ «Орленок», - одно из условий прогресса педагогического знания, укоренения его в массовой практике образования и воспитания.ВДЦ «Орленок» рассматривается не просто как воспитательнооздоровительное учреждение, а как целостный социальный организм, специально созданный социум, подчиненный целям гуманистического развития личности, с особым стилем гуманистических, творческих отношений, поведения, образа жизни, деятельности и общения, отвечающий социальному заказу развития молодежной политики, детского общественного движения территорий РФ - субъектов регионального взаимодействия.Продуктивным для нашего исследования является обращение к трудам классиков отечественной и зарубежной педагогики, заложившими основу гуманистической педагогики и теории дополнительного образования (П.П.Блонский, К.Н.Вентцель, Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, Е.Н.Медынский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Т.Шацкий); философии и методологии образования (Е.В.Бондаревская, Б.С.Гершунский, В.В.Давыдов, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, В.Д.Шадриков, П.Г.Щедровицкий); психологической теории личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.Рубинштейн); теории и практики воспитательных систем (В.П.Битинас, В.А.Караковский, Г.И.Легенький, В.В.Лебединский, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова).Обоснование системы внешкольной работы дают В.В.Абраухова, В.И.Белова, В.А.Березина, А.К.Бруднов, В.Г.Горский, И.П.Иванов, М.Б.Коваль, Е.Н.Сорочинская, А.В.Скачков, В.Сальцева, А.П.Щетинская.Детский лагерь был предметом многих исследований (О.С.Газман, Ю.В.Бураков, В.П.Бедерханова, Б.Я.Гиндис, Л.В.Ершова, А.Г.Кирпичник, В.Д.Иванов, А.А.Князева, З.И.Лаврентьева, Е.В.Рыбинский, Л.С.Савинова, И.И.Фришман, А.Шмаков, Т.П.Щербакова и др.).Отдельные аспекты педагогической системы ВДЦ «Орленок» стали предметом изучения более чем в 200 диссертациях. Однако, исследования, обобщающего педагогический феномен ВДЦ «Орленок» второй половины XX века, проведено не было.Анализ состояния проблемы выявил ряд противоречий между: изменением парадигмы образования и несовершенством содержания, форм и средств дополнительного образования; необходимостью сохранения ВДЦ «Орленок» как ведущего центра дополнительного образования, воспитательной работы России и ослаблением его лидирующей позиции; необходимостью сохранения достижений, накопленных в педагогической системе ВДЦ «Орленок», и невостребованностью данного опыта вследствие утери массовой школой системы воспитательной работы; потребностью основного и дополнительного образования в высококвалифицированных кадрах организаторов воспитательной работы и неопределенностью кадровой политики ВДЦ «Орленок».Возникает проблема: какие типические и уникальные черты ВДЦ «Орленок» обусловили его статус педагогического феномена? Объектом исследования является образовательная система ВДЦ «Орленок».Предметом исследования выступает процесс развития ВДЦ «Орленок» как Центра творческой гуманистической педагогики.Целью настоящего исследования является теоретическое обоснование педагогического феномена ВДЦ «Орленок» и особенностей преобразования образовательной системы в новых социокультурных условиях.Гипотеза исследования содержит предположение о том, что Всероссийский детский центр «Орленок» обладает признаками педагогического феномена второй половины XX века, что проявляется в сочетании традиций и инноваций, освоении идей личностно-ориентированного образования, развитии коллективно-творческих начал, сотрудничестве и гуманизации образовательного пространства, переходе к государственнообщественной системе управления развитием ВДЦ «Орленок» в новых условиях.Для реализации целей данного исследования считаем необходимым решить следующие частные задачи: проанализировать генезис становления и развития ВДЦ «Орленок» как центра творческой гуманистической педагогики; разработать понятие «педагогический феномен ВДЦ «Орленок»; выявить критериальные признаки образовательной системы ВДЦ «Орленок» как современного полифункционального многопрофильного центра дополнительного образования, назначение которого - реализация социокультурных и психологопедагогических задач; обосновать перспективные направления развития ВДЦ «Орленок» в начале XXI века; выявить специфику управления образовательной системой ВДЦ «Орленок» в новых условиях.Методологической основой исследования являются: положения о творческой сущности личности, о взаимодействии личности и общества; системный, личностный, деятельностныи, культурологический подходы к развитию личности; идея целостного педагогического процесса; антропологический подход.Теоретическую основу исследования составили идеи гуманистической педагогики и психологии (Л.С.Выготский, И.Гессен, Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, Н.Б.Крылова, П.Ф,Каптерев, К.Д.Ушинский и др.); положение о развитии индивидуальности (Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин); теоретические основы деятельности временных детских объединений (В.П.Бедерханова, О.С.Газман, Ю.В,Бураков, И.П.Иванов, М.Б. Коваль, В.В.Лебединский, Б.Е.Ширвиндт, А.Шмаков); идеи педагогики сотрудничества (Ш.А.Амонащвили, В.Н.Ильин, Г.Н.Волков, В.Ф,Шаталов, М.П.Щетинин, Л.Соловейчик).Базой исследования явился Всероссийский детский центр «Орленок», а также общеобразовательные учреждения. Центры дополнительного образования ряда территорий России (в рамках программы регионального взаимодействия) и детско-юношеские объединения, действующие на территории Российской Федерации.Исследование проходило в несколько этапов.На первом этапе (1994-1996) изучалась философская, психологопедагогическая и методическая литература по теме исследования, накапливались факты реального состояния образовательно-воспитательной системы ВДЦ «Орленок», определялись предмет, объект, цель и задачи исследования, рабочая гипотеза. Проведен констатирующий этап эксперимента.На втором этапе (1996-1998) уточнялись теоретические положения и ключевые понятия, составляющие основу исследования, разрабатывались модели дополнительного образования в ВДЦ «Орленок», осуществлялся формирующий эксперимент.На третьем этапе (1998-1999) уточнялись, анализировались и обобщались результаты проведенного исследования, которые были оформлены в данной работе.Для решения намеченных задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме, изучение и обобщение опыта становления и развития круглогодичных лагерей; организация и проведение массовых обследований «орлят» и педагогов лагеря посредством анкетирования, интервьюирования, включенного педагогического наблюдения; статистические методы обработки полученных данных; моделирование образовательной системы ВДЦ «Орленок» как центра дополнительного образования.Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в: теоретическом обосновании педагогического феномена ВДЦ «Орленок» как оптимального сочетания интересов личности, общества и государства, отраженного в воспитательной системе открытого типа; уточнении характерологических признаков, составляющих сущностное наполнение педагогической системы ВДЦ «Орленок» как единства и взаимосвязанной совокупности личностно-ориентированной модели жизнедеятельности и общения, которая являет собой культурный образец творческой гуманистической педагогики, достигн>тый уровень культуры общества, является субъектом государственной политики по отношению к детству; разработке нового содержания образовательной деятельности, направленной на поддержку и развитие творчества детей и взрослых, установление реального взаимодействия и диалога культур - педагогов и детей, других компонентов педагогики сотрудничества, отраженных в культуросообразных воспитательных моделях; обоснование условий взаимодействия полипрофессиональных и поливозрастных общностей, обеспечивающих открытость системы и субъектную роль ВДЦ «Орленок» в системе образования в России; научное обоснование выдвинутых практикой показателей эффективности педагогической деятельности ВДЦ «Орленок» как центра дополнительного образования, значимого для развития личности каждого ребенка Практическая значимость связана с возможностью широкого использования культурологических основ содержания образовательной деятельности ВДЦ «Орленок» в массовой практике работы школ, учреждений дополнительного образования и детско-юношеских объединений различного типа. Разработанные и апробированные в ВДЦ «Орленок» пути обновления содержания педагогического образования реализованы в виде предложенных учебным заведениям конкретных моделей деятельности и образа жизни педагогов и воспитанников.Достоверность результатов исследования обеспечена проведением диагностических процедур, полученных позитивных изменений в формировании личностных качеств подростков, отдыхающих в ВДЦ «Орленок», их личным социальным опытом, статистическими методами обработки данных.В диссертации обобщен практический опыт автора, накопленный в годы работы в Комитете по делам молодежи при Правительстве РФ, а также в качестве Генерального директора ВДЦ «Орленок» (1994-1999 гг.).Апробация результатов исследования осуществлялась на Международном конгрессе детских лагерей (1997); Коллегиях Государственного Комитета Российской Федерации по молодежной политике (1996-1999); Всероссийских, региональных конференциях по проблемам воспитания, оздоровления, дополнительного образования; работы детских оздоровительных лагерей (1994-1999); на научно-практических конференциях и педагогических совета Всероссийского детского центра «Орленок» (19961999). Основное содержание диссертации отражено в 8 публикациях Материалы исследования использовались при проведении лекционно-семинарских занятий со слушателями Всероссийских курсов и семинаров по повышения квалификации работников системы дополнительного образования, детско-юношеских объединений, проводимых на базе Института молодежи и ВДЦ «Орленок» (1996-1999). Результаты исследования могут использоваться в цикле лекций по спецкурсу «Педагогика ВДЦ «Орленок» в педагогическом университете, для слушателей системы повышения квалификации здщтелей, в подготовке руководителей системы дополнительного образования и детско-юношеских объединений.На защиту выносятся: 1. Обоснование понятия «педагогический феномен ВДЦ «Орленок», суть которого состоит в индивидуальном своеобразии, новаторском характере и возможности внедрения опыта воспитательной системы в массовую практику.2. Описание совокупности общих и специфических признаков ВДЦ «Орленок» как педагогического феномена второй половины XX века, которые выражаются в приоритете развития личности ребенка и личностноориентированного подхода в воспитании; в открытости, системности, научности, единстве традиций и инноваций.3. Концепция развития ВДЦ «Орленок» на ближайшую перспективу, включающая отбор средств педагогической коммуникации, направленных на приобретение подростками лидерского и гуманитарного опыта; создание условий педагогического последействия ВДЦ «Орленок», системы управления и научного обеспечения программ регионального взаимодействия.4. Совокупность условий, позволяющих обеспечить единство традиций и инноваций в едином социокультурном пространстве ВДЦ «Орленок» и развитие культуросообразных воспитательных моделей, воссоздающих культурные образцы деятельности и образа жизни, которые имеют социальную значимость для всей образовательной системы России и отличаются индивидуальным своеобразием и типичностью.Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.Во введении обоснована актуальность проблемы, раскрывается научный аппарат, методы и база исследования, показаны научная новизна и практическая значимость результатов, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.В первой главе «Теоретико-методологические основы обновления и развития ВДЦ «Орленок» дается содержательный анализ основных понятий исследования, генезис становления ВДЦ «Орленок» как Центра творческой гуманистической педагогики; представлен ребенок как субъект культурно-воспитательного пространства ВДЦ «Орленок».Во второй главе «Управление развитием ВДЦ «Орленок» в современной социокультурной ситуации» обоснованы основные идеи развития культурно-воспитательного пространства ВДЦ «Орленок» в современных условиях, определена система подготовки кадров педагогов ВДЦ «Орленок», особенности управления процессами жизнедеятельности ВДЦ «Орленок».В заключении подводятся итоги исследования.В приложении дана краткая история ВДЦ «Орленок», приводится исследовательский инструментарий и др.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 195 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz