Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 18:05
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 28 » Скачать Восточные единоборства как региональная составляющая содержания профессионального образования педагогов в области физической бесплатно
03:09
Скачать Восточные единоборства как региональная составляющая содержания профессионального образования педагогов в области физической бесплатно

Восточные единоборства как региональная составляющая содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта

Диссертация

Автор: Лузикова, Татьяна Викторовна

Название: Восточные единоборства как региональная составляющая содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта

Справка: Лузикова, Татьяна Викторовна. Восточные единоборства как региональная составляющая содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Хабаровск, 2000 195 c. : 61 00-13/1144-7

Объем: 195 стр.

Информация: Хабаровск, 2000


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I Теоретические основы исследования восточных единоборств в качестве одной из региональных составляющих содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта
11 Восточные единоборства в содержании профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта: философский и психологический аспекты
12 Педагогические подходы в решении вопроса использования восточных единоборств в качестве одной из региональных составляющих
41 содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта т 13 Анализ сложившейся ситуации в педагогической науке и практике использования восточных единоборств в содержании профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта
Глава II Экспериментальное исследование реализации восточных единоборств в содержании профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта
21 Реализация межпредметных связей в содержании программы курса "Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование" (восточные единоборства)
22 Практическая деятельность студентов в процессе освоения ими особенностей преподавания восточных единоборств
23 Влияние занятий восточными единоборствами на проявления личностных свойств занимающихся

Введение:

Актуальность исследования. Система образования, которая в настоящее время находится в стадии реформирования, призвана содействовать развитию свободной личности, являющейся субъектом собственной жизни, вызвало необходимость изменения содержания высшего образования, в том числе и физкультурного.
Обращение к культуре как к среде, взращивающей и питающей личность, привело к необходимости построения содержания образования на культурологических основаниях. Данный подход имеет место и при рассмотрении вопросов формирования содержания физкультурного образования, так как в последнее время сам феномен физической культуры рассматривается учеными не только как средство физического совершенствования человека, но и как часть культуры общества, содержащая в себе огромный ценностный потенциал, способный оказывать существенное влияние на духовное и нравственное развитие (В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Е.П.Ильин, Л.И.Лубышева, В.И.Лях и др.).
В современных условиях, когда культуре отводиться важная роль в развитии и становлении человека (Л.А.Коган, К.Е.Левитин, А.П.Назаретян, С.Л.Франк, П.Флоренский, М.Хайдеггер), когда наблюдается движение человечества к созданию "мирового образовательного пространства", к духовному единению, особое значение приобретает вопрос диалога культур Востока и Запада (А.Бейли, Н.В.Крылова, Н.Кокшаров, Н.В.Нигей, И.В.Носова, Р.А.Риянова, Л.А.Степашко, Т.И.Тигунцова, М.С.Трунов). Располагаясь геополитически между двумя крупнейшими цивилизациями, Россия в течение многих веков испытывает на себе влияние как западных, так и восточных культурных традиций, и это позволяет говорить о существовании в ней особой промежуточной цивилизации, сочетающей в себе элементы социальных отношений и культуры обеих цивилизаций (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, К.Ясперс). В этой промежуточной цивилизации одним из средств знакомства с восточной культурой могут стать восточные единоборства, тесно связанные с традиционной философией Востока и имеющие своей целью совершенствование личности.
Успех будущих преобразований в российском обществе во многом будет определяться качеством и уровнем подготовки педагогических кадров, способных на практике реализовать диалог культур. Подготовка таких специалистов несомненно должна опираться и на гуманистические традиции российской системы образования, столь ярко раскрытые в работах К.Н.Вентцеля, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта и др. и учитывать современные реалии педагогической действительности.
В своем исследовании мы опирались на работы современных психологов-гуманистов А.Адлера, А.Маслоу, К.Роджерса, Э.Эриксона, А.А.Бодалева, В.С.Выготского, В.Л.Зинченко, педагогов М.Н.Берулавы, О.С.Газмана, Л.Н.Куликовой, Н.Б.Крыловой, связанные с реализацией принципов гуманизации образования и саморазвития личности в. педагогическом процессе.
Базовыми для нашего исследования явились работы Е.И. Арчибасовой, В.В.Афанасьева, В.С.Безруковой, В.М.Игуменова, В.Н.Максимовой, Ю.М.Николаева, В.Н.Фролова, раскрывающие сущность интеграции образования; Г.Д.Бабушкина, С.Н.Беляева, М.Я.Виленского, Н.В.Демидчук, Р.С.Сафина, рассматривающие психолого-педагогические аспекты профессионального становления учителя с позиций деятельностного подхода.
Становление личности в настоящее время рассматривается через призму регионализации образования (Г.И.Мызан, В.Н.Никитенко, Н.П.Поличка Л.А.Степашко и др.), которая предполагает активизацию самосознания растущего человека не только как россиянина, но и как жителя конкретного региона, связанного с ним и адаптированного к его социальным, экономическим и климатическим условиям (Г.И.Мызан).
Сущность и специфику регионализации образовании помогли выявить работы В.Г.Кинелева, В.Н. Никитенко, Н.П.Поличка, Л.А.Степашко, а также исследования Г.И.Мызана, Н.А.Курышевой, раскрывающие особенности подготовки физкультурных кадров для Дальнего Востока в системе высшего профессионального образования.
Однако процесс реализации региональных особенностей в содержании профессионального образования специалистов в области физической культуры и спорта, сталкивается с рядом противоречий:
• между потребностью регионов в специалистах, знающих особенности его развития, и отсутствием в существующей системе образования условий и гарантий для их становления;
• между необходимостью учета региональных особенностей в содержании высшего физкультурного образования и недостаточной разработанностью программ их реализации;
• между теорией, личностно-ориентированного обучения, активизирующего процесс саморазвития студента, и практической, методической обеспеченностью, требующей разработки новых форм, методов и средств реализации.
Таким образом, в преодолении вышеуказанных противоречий мы видим суть проблемы исследования.
Проблема исследования состоит в разрешении противоречий между необходимостью учета региональных особенностей при формировании содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта и недостаточной разработанностью программ их реализации.
Педагогическая актуальность проблемы и ее научная неразработанность определили выбор темы - "Восточные единоборства как региональная составляющая содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта".
Объект исследования - регионализация содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта.
Предмет исследования - процесс реализации восточных единоборств в качестве одной из региональных составляющих содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта.
Цель исследования заключается в выявлении, научном обосновании и экспериментальной проверке условий оптимального использования восточных единоборств в качестве одной из региональных составляющих содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать возможности использования восточных единоборств в качестве одной из региональных составляющих содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта.
2. Выявить и обосновать необходимые и достаточные условия использования восточных единоборств в качестве одной из региональных составляющих содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта.
3. Экспериментально проверить условия оптимального использования восточных единоборств в рамках программы курса "Педагогическое физкуль-турно-спортивное совершенствование" учебного плана студентов факультета физической культуры.
Гипотеза. Профессиональное образование педагогов в области физической культуры и спорта рассматривается в контексте регионализации образования, одной из составляющих которой, в условиях Дальнего Востока могут быть восточные единоборства.
Использование восточных единоборств в содержании профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта будет возможным при выполнении следующих условий:
• установления межпредметных связей между дисциплинами общекультурной, психолого-педагогической, медико-биологической и предметной подготовки;
• осуществления деятельностного подхода к усвоению студентами профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающего создание условий для проведения профессиональных проб в процессе обучения;
• учета влияния занятий восточными единоборствами на проявление личностных качеств занимающихся.
Методологической основой исследования являются философские гуманистические учения о личности во всем многообразии ее природных, психических и социальных свойств, качеств и проявлений; принцип единства сознания и деятельности, предполагающий, что деятельность субъекта и его сознание образуют органическое целое; системный подход к пониманию сущности дидактических оснований конструирования содержания образования.
Основным методологическим регулятивом нашего исследования являлись положения концепции Г.И.Мызана (1997) о региональной системе физкультурного образования, представляющей собой совокупность государственных и общественных форм деятельности от школьной до поствузовской. В частности, мы опирались на одно из положений концепции, которое связано с профессиональным воспитанием педагогов в области физической культуры и спорта и нацелено на учет особенностей региона и субъектов физкультурной жизнедеятельности как саморазвивающихся личностей, способных к самосозиданию, к духовно-нравственному самовосхождению, стремящихся познать особенности собственного физического потенциала и методов его развития и совершенствования.
Методы исследования:
Теоретические (изучение и анализ философской, психолого-педагогической и специально-методической литературы по вопросам содержания физкультурного образования).
Эмпирические (устные и письменные опросы, тестирование, педагогический эксперимент).
Статистические методы обработки экспериментальных данных.
Достоверность полученных результатов и выводов обеспечены методологической обоснованностью и адекватностью исследовательских методов целям, задачам, предмету исследования и логике проведенной опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных экспериментальных данных, многолетней работой автора по изучению восточных единоборств и его практическим опытом работы в качестве тренера-преподавателя факультета физической культуры.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность использования восточных единоборств в качестве одной из региональных составляющих содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта в условиях Дальневосточного региона.
Теоретическая значимость состоит в том, что дан анализ состояния проблемы использования восточных единоборств в российской системе физического воспитания в качестве одной из региональных составляющих. Выявлены и обоснованы условия оптимального использования восточных единоборств в качестве одной из региональных составляющих содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта, основанные на деятельностном подходе к усвоению студентами профессиональных знаний, умений и навыков, реализации межпредметных связей между дисциплинами общекультурной, психолого-педагогической, медико-биологической и предметной подготовки, учета влияния занятий восточными единоборствами на проявление личностных свойств занимающихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в результате исследования теоретические выводы и результаты эксперимента дали возможность разработать и использовать на практике проверенную опытным путем программу курса "Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование" (восточные единоборства) для студентов факультета физической культуры, позволяющую осуществлять подготовку физкультурных кадров, необходимых для Дальневосточного региона. Обогащено содержание курса ПФСС, разработаны методические рекомендации для студентов факультета физической культуры, занимающихся восточными единоборствами.
Разработанные материалы могут быть использованы как в процессе подготовки будущих учителей по физической культуре и спорту в педагогическом вузе, так и в системе переподготовки физкультурных кадров. Данное исследование может стать основой для дальнейших научных поисков в этой области.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Одной из региональных составляющих содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры на Дальнем Востоке могут быть восточные единоборства как спортивно-педагогическая дисциплина учебного плана студентов факультета физической культуры.
2. Одним из путей реализации восточных единоборств в качестве региональной составляющей содержания профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта может быть включение их в содержание курса "Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование" (ПФСС).
3. Содержание программы курса ПФСС (восточные единоборства) должно обеспечивать межпредметные связи между дисциплинами общекультурной, психолого-педагогической, медико-биологической и предметной подготовки и условия для проведения студентами профессиональных проб в процессе обучения.
4.Занятия восточными единоборствами оказывают влияние на проявление таких личностных свойств занимающихся как самоуважение, самоуверенность, последовательность, ответственность.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на научных конференциях ХГПУ (1997, 1998, 1999 гг.), Регионально-муниципальной научно-практической конференции "Проблемы и пути развития физического воспитания, ЛФК и педагогической валеологии среди детей и дошкольного и школьного возраста" (Нижневартовск, 1997), международной научно-практической конференции "Восточные единоборства - восточное боевое искусство, спорт и система оздоровления" (Ижевск, 1998), межрегиональной научной и научно-практической конференции "Физическая культура и спорт населения Дальнего Востока России" (Хабаровск, 1999), 1-й Региональной научно-практической конференции "Психология и практика" (Хабаровск, 1999), Международном научном семинаре по программе А.Герцена (Германия, Бавария, 1999). По теме исследования опубликована учебная программа курса "Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование" (восточные единоборства) и методические рекомендации для студентов 1 -2 курсов факультета физической культуры по курсу "Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование" (восточные единоборства).
Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 1996 по 1999 годы и включало в себя следующие этапы:
На 1 этапе (1996-1997 гг.) проводился анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования, изучалось состояние данной проблемы в практике. Анализировались философские, психологические, педагогические работы, определялись методологические основания исследования. В частности, рассматривались позиции региональной системы физкультурного образования, связанные с профессиональным воспитанием педагогов в области физической культуры и спорта.
Было проведено анкетирование 300 школьников, 20 преподавателей физической культуры и 80 студентов заочного отделения факультета физической культуры Хабаровского государственного педагогического университета с целью выявления необходимости включения восточных единоборств в школьную программу по физической культуре и подготовки специалистов, владеющих восточными единоборствами. Также создавалась и адаптировалась программа курса ПФСС (восточные единоборства), осуществлялся отбор и анализ методик исследования. Проводился констатирующий эксперимент. Определялся научный аппарат исследования.
На II этапе (1997-1999 гг.) проводился преобразующий эксперимент. Исследовались условия реализации разработанной программы курса ПФСС (восточные единоборства). Осуществлялся сбор фактического материала, его обработка и анализ. Разрабатывались методические рекомендации для студентов факультета физической культуры, специализирующихся на восточных единоборствах. Исследовались программы подготовки специалистов по восточным единоборствам в России и Германии (Бавария), анализировались научные работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам влияния занятий восточными единоборствами на личностные качества занимающихся.
На III этапе (1999 г.) подводились итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты диссертационного исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 137 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz