Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:01
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 15 » Скачать Влияние особенностей профессиональной подготовки на характеристики визуального оперирования графическими объектами : На материале бесплатно
01:10
Скачать Влияние особенностей профессиональной подготовки на характеристики визуального оперирования графическими объектами : На материале бесплатно

Влияние особенностей профессиональной подготовки на характеристики визуального оперирования графическими объектами : На материале студентов инженерных и спортивных специальностей

Диссертация

Автор: Гопкало, Дарья Александровна

Название: Влияние особенностей профессиональной подготовки на характеристики визуального оперирования графическими объектами : На материале студентов инженерных и спортивных специальностей

Справка: Гопкало, Дарья Александровна. Влияние особенностей профессиональной подготовки на характеристики визуального оперирования графическими объектами : На материале студентов инженерных и спортивных специальностей : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.03 Казань, 2004 150 c. : 61 05-19/67

Объем: 150 стр.

Информация: Казань, 2004


Содержание:

Введение
Глава 1 Психологические особенности профессиональной подготовки инженерно-технического и спортивного профиля
111 Психологические аспекты изучения профессиональной деятельности
112 Особенности профессиональной подготовки инженерно-технического профиля
113 Особенности профессиональной подготовки спортивного профиля 29 12 Визуальное оперирование графическими объектами в структуре профессиональной подготовки инженерно-технического и спортивного профиля 40 121 Теоретический анализ визуального оперирования графическими объектами в исследованиях отечественных психологов
122 Проблема визуального оперирования в исследованиях западных психологов
123 Активация полушарий головного мозга и визуальное оперирование графическими объектами
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей визуального оперирования графическими объектами представителей различных специальностей инженерно-технического и спортивного профиля обучения
211 Методологические основы экспериментального исследования
212 Описание основной части эксперимента
221 Исследование характеристик визуального оперирования графическими объектами представителей инженерно-технического профиля профессиональной подготовки
222 Исследование характеристик визуального оперирования графическими объектами представителей спортивного профиля профессиональной подготовки на уровне начальных и высших спортивных разрядов
223 Сравнительный анализ характеристик визуального оперирования графическими объектами представителей инженерно-технического и спортивного профиля профессиональной подготовки

Введение:

В процессе профессиональной подготовки традиционно выделяется объём знаний, умений и навыков, необходимых для её успешного осуществления. Решая профессиональные задачи, специалист инженерно- технического профиля представляет себе образы, связанные с его деятельностью и формируемые за счёт работы всей структуры психики. Это особого рода внутренние ориентиры, отражающие предметы и средства деятельности. Использование карт различных масштабов, схем с разной степенью детализации, характерное для деятельности инженеров, операторов, архитекторов, требует развития умственных операций, таких как сжатие и растяжение образа, повороты в плоскости или пространстве, различные сдвиги. Перечисленные операции формируют специфический тип мышления, где важен образный компонент, дающий возможность рационально использовать большие объёмы информации и специфические способы её оценки. Работа с различными знаковыми системами, использование мнемосхем и специализированных средств труда - это всегда преобразование графической информации. Пространственные характеристики внешней среды имеют различное влияние на содержание профессиональной деятельности. Визуальное оперирование графическими объектами, как процесс трансформации образов, может отражать характер профессиональной деятельности специалиста, особенности, заложенные профессиональной подготовкой. Формирование профессиональных способностей, знаний, умений, навыков - это сложная задача, предполагающая соответствующую организацию познавательной деятельности. Теории профессиональной подготовки Габдреева Р.В., Зеер Э.Ф., Ивановой Е.М., Климова Е.А., Марковой А.К., Стрелкова Ю.К. указывают значимость процесса организации профессиональной подготовки и рассматривают его как сочетание в освоении профессиональной деятельности теоретических основ и практических навыков. В работах Габдреева Р.В. и его учеников (Афанасьевой Е.А.,
Новикова C.B., Пучковой И.М.) экспериментально подтверждено влияние содержания профессиональной подготовки на эффективность деятельности и формирование профессионально важных качеств. Приобретение или формирование этих качеств не является целью учебного процесса, но в результате реальных потребностей при решении профессиональных задач их развитие часто происходит независимо от задач профессиональной подготовки, ставившихся преподавателями в процессе работы.
Одним из условий достижения субъектом инженерно-технической подготовки высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности является развитие пространственного мышления и овладение навыками визуального оперирования, как мысленного манипулирования образами графических объектов. Профессиональная подготовка спортивного профиля, хотя и не основана на чтении чертежей технических объектов, связана с мысленным вращением объектов и перемещениями в пространстве субъекта спортивной деятельности. Значимость визуального оперирования в структуре профессиональной подготовки спортивного профиля отмечена в работах В.Б. Коренбер-га, В.М. Шадрина, Е.П. Ильина. Спортсмены в процессе игрового взаимодействия ориентируются на пространственные характеристики: наглядные схемы, используемые тренером для распределения, объяснения игровых функций и комбинаций; расположение своей команды и команды противника, положение мяча, расстояние до корзины. Игроку, владеющему мячом, приходится мысленно перебирать многочисленные варианты передачи, маскировки, дриблинга, предусматривать и анализировать возможные блокировки. Именно визуальное оперирование в этом случае является основным средством достижения задач игровой деятельности. Реализации визуального оперирования может зависеть от игрового опыта, индивидуальных особенностей игрока, «класса игры», опосредованного творческой инициативой.
Вопросам исследования визуального оперирования, как функции пространственного мышления, посвящены работы В.А. Барабанщикова, А.Д. Логвиненко, Б.М. Величковского, Р. Шепарда, Дж. Метцлера, JI. Купера и пр.
В исследованиях И.С. Якиманской рассмотрены уровни реализации визуального оперирования («представливания») и задачи, основанные на оперировании пространственными образами. Оптико-геометрические представления как формы реализации оперативного образа исследованы Д.А. Ошаниным. Способы визуального оперирования в структуре зрительного опыта рассмотрены И.В. Блинниковой. Широкий диапазон функций пространственного мышления, представленный в данных исследованиях, позволяет выделить признаки, характерные для визуального оперирования графическими объектами. Этот процесс связан с организацией перцептивной сферы и с трансформацией внутренних образов посредством реализации особых психических механизмов. В данных исследованиях не рассматривалось влияние особенностей профессиональной подготовки на характеристики визуального оперирования графическими объектами, не исследована динамика эффективности визуального оперирования в процессе профессиональной подготовки. Изучение особенностей визуального оперирования как показателя содержания профессиональной подготовки позволяет выявить и оценить навык визуального оперирования графическими объектами (скорость, точность, использование рационального способа оперирования). Способ визуального оперирования может отражать особенности профессиональной подготовки, обусловленные специализацией будущей профессиональной деятельности, профилем обучения, условиями и структурой профессиональной деятельности или индивидуальными особенностями, обусловленными психофизиологическими механизмами (функциональная ассиметрия, активация полушарий головного мозга). Ряд современных западных авторов [172, 177, 188, 190, 206] связывают визуальное оперирование с врожденной психофизиологической организацией перцептивной сферы. В связи с этим правомерно рассмотрение активации полушарий головного мозга как фактора, влияющего на индивидуальные приёмы реализации этого навыка и детерминирующего эффективность визуального оперирования графическими объектами.
Актуальность исследования обусловлена отсутствием учёта в процессе профессиональной подготовки внутренних операций, обеспечивающих формирование профессионально важных навыков. Характеристики визуального оперирования отражают особенности профессиональной подготовки субъекта, обусловленные специализацией будущей профессиональной деятельности, профилем обучения, условиями и структурой профессиональной деятельности и профессиональной подготовки.
Цель исследования: выявить и изучить влияние особенностей профессиональной подготовки на характеристики визуального оперирования графическими объектами и выяснить, может ли визуальное оперирование быть характеристикой, формирующейся в процессе профессиональной подготовки (на материале испытуемых различных специальностей инженерно-технического и спортивного профиля).
Объектом исследования являются особенности пространственного мышления в условиях профессиональной подготовки инженерно-технического и спортивного профиля на разных этапах профессиональной подготовки.
Предмет исследования: влияние особенностей профессиональной подготовки на характеристики визуального оперирования графическими объектами на разных этапах профессиональной подготовки.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ структуры и содержания профессиональной подготовки инженерно-технического и спортивного профиля, описать психологические компоненты, определяющие успешность визуального оперирования графическими объектами.
2. Осуществить теоретический анализ проблемы визуального оперирования и определить роль визуального оперирования в структуре профессионально важных качеств представителей инженерно-технического и спортивного профиля.
3. Разработать программу экспериментального исследования, модифицировать методику Шепарда "Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий" и провести её системную апробацию с целью улучшения эксплуатационных характеристик методики.
4. Экспериментально выявить влияние особенностей профессиональной подготовки на характеристики визуального оперирования графическими объектами на разных этапах профессиональной подготовки и проанализировать показатели, связанные с успешностью профессиональной деятельности и влияющие на эффективность визуального оперирования графическими объектами.
Гипотеза исследования:
Визуальное оперирование графическими объектами является компонентом профессионально важных качеств представителей инженерно-технической и спортивной подготовки. Эффективность визуального оперирования обусловлена этапом, профилем обучения, условиями и особенностями профессиональной деятельности и профессиональной подготовки.
Методологическую основу исследования составляют:
• принцип субъекта деятельности, понимаемый как источник активности субъекта, определяющий качество деятельности;
• принцип детерминизма, реализующийся во взаимовлиянии и соответствии индивидуальных особенностей личности содержанию деятельности;
• субъектно-деятельностный подход (А.В.Брушлинский);
• системно-деятельностный подход (Б.Ф.Ломов);
• концепция динамики зрительного восприятия В.А.Барабанщикова;
• теория визуальных трансформаций зрительных представлений Р.Шепарда, Дж.Метцлера, Л.Купера;
• структурно-информационная теория Х.Буффарта.
Методы исследования:
• теоретические - обзорно-аналитические,
• эмпирические - наблюдение, беседа, эксперимент;
• статистические — количественный, качественный анализ, методы математической обработки экспериментальных данных.
Научная новизна исследования заключается в том, что визуальное оперирование графическими объектами рассматривается как функция пространственного мышления и навык, формируемый в процессе обучения, профессиональной подготовки и профессиональной деятельности инженерно-технического и спортивного профиля. Также визуальное оперирование можно рассматривать как показатель успешности профессиональной деятельности инженерно-технического и спортивного профиля.
Научная новизна исследования отражена в следующих результатах:
• раскрыты психологические компоненты структуры и содержания профессиональной подготовки инженерно-технического и спортивного профиля, определяющие успешность визуального оперирования графическими объектами;
• обосновано положение о функциональном значении визуального оперирования графическими объектами в реализации профессиональной подготовки и деятельности инженерно-технического и спортивного профиля;
• зафиксированы особенности визуального оперирования графическими объектами, характерные для инженерно-технического и спортивного профиля профессиональной подготовки;
• выделены профессионально обусловленные способы визуального оперирования графическими объектами, обозначена динамика эффективности визуального оперирования графическими объектами в процессе профессиональной подготовки.
Теоретическое значение:
Проведен теоретический анализ проблемы визуального оперирования по материалам отечественных и западных исследователей, выявивший необходимость анализа визуального оперирования как функции пространственного мышления и компонента профессиональной деятельности. Определены психологические особенности профессиональной подготовки и роль визуального оперирования графическими объектами в структуре профессионально важных качеств представителей инженерно-технического и спортивного профиля на разных этапах профессиональной подготовки. Конкретизированы некоторые аспекты аналоговой гипотезы Шепарда, являющейся фундаментом многих работ в области исследования визуального оперирования, что позволило выявить профессиональную обусловленность способа визуального оперирования.
Практическое значение:
Выявленные особенности профессиональной подготовки, влияющие на характеристики визуального оперирования графическими объектами, могут быть использованы для создания учебных программ профессиональной подготовки и переподготовки. Сформированный в ходе исследования методический аппарат, включающий компьютерную модификацию методики Шепарда «Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий», является эффективным инструментом диагностики характеристик визуального оперирования графическими объектами. Материалы исследования могут быть использованы в рамках профессиональной психодиагностики, профессионального отбора.
Положения, выносимые на защиту:
1. Различия характеристик визуального оперирования графическими объектами у представителей инженерно-технического и спортивного профиля обусловлены следующими особенностями профессиональной подготовки и заложенными в её структуру компонентами:
• учебные дисциплины проектно-конструкторского профиля, образующие репертуарную часть профессиональной подготовки инженерно-технического профиля, влияют на формирование эффективных способов визуального оперирования графическими объектами;
• центральным компонентом профессиональной подготовки спортивного профиля является визуальное оперирование схематизированными образами решения двигательных задач на основе графического материала и базового навыка вращательного движения тела - комбинации статических положений и динамических приёмов, характерных для любого вида спорта, использование наглядного материала, схематизирующего упражнение (гимнастика) и маневрирование, игровую комбинацию (баскетбол);
2. Специфика визуального оперирования графическими объектами представителей инженерно-технического и спортивного профиля связана с условиями и особенностями будущей профессиональной деятельности, реализуемыми в процессе профессиональной подготовки:
• функциональное значение визуального оперирования дифференцируется в соответствии со специализацией профессиональной подготовки инженерно-технического профиля (конструкторский профиль - мысленное освоение статических, динамических и кинематических свойств объектов, эксплуатационный профиль - высокая алгоритмизация процесса визуального оперирования);
• реализация спортивных задач предполагает сочетание высокой скорости и точности исполнения, определяемое внешними (пространственные компоненты) и внутренними детерминантами (внутренняя генерация вращательного импульса, на основе которого происходит формирование навыков мысленного вращения).
3. Способы визуального оперирования графическими объектами («мысленное вращение», сравнение, подсчет элементов) характерны для определенного типа активации, поэтому тип и уровень активации являются факторами, влияющими на эффективность визуального оперирования.
4. Визуальное оперирование графическими объектами в ходе профессиональной подготовки становится компонентом профессионально важных качеств и продуктивным способом реализации профессиональных задач, формирующим резерв профессионального развития специалиста инженерно-технического и спортивного профиля.
Апробация результатов:
Отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры инженерной психологии и педагогики Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. Материалы диссертации, основные положения и выводы представлены на всероссийских, межрегиональных научно - практических конференциях (Пермь, 2001; Пермь, 2002; Казань, 2003; Шадринск, 2003; Санкт-Петербург, 2003; Екатеринбург, 2004; Ярославль, 2004).
Достоверность исследования определяется использованием валидных методик, адекватными методами математической обработки экспериментальных данных и объёмом выборки испытуемых.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (206 источников) и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 112 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz