Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 20:54
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 25 » Скачать Влияние личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков. Точило, Ирина Эдуардовна бесплатно
04:34
Скачать Влияние личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков. Точило, Ирина Эдуардовна бесплатно

Влияние личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков

Диссертация

Автор: Точило, Ирина Эдуардовна

Название: Влияние личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков

Справка: Точило, Ирина Эдуардовна. Влияние личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 / Точило Ирина Эдуардовна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный областной университет"] Москва, 2008 178 c. :

Объем: 178 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА L Теоретический анализ подходов по формированию субъективного отношения к природе
11 Анализ подходов к исследованию отношения человека к природе
12 Психологические условия формирования субъективного отношения к природе у подростков
13 Психолого-педагогическое влияние в системе «учитель — ученик»
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование влияния личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков
21 Программаэмпирического исследования
22Эмпирическое исследование структуры особенностей субъективного отношения к природе у учителей
23 Эмпирическое исследование взаимосвязи различных личностных черт учителей биологии и уровня развития субъективного отношения к природе непрагматической модальности
24 Результаты эмпирического исследования влияния субъективного отношения к природе учителей биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков

Введение:

Актуальность исследования. В настоящее время экологическое образование заслуживает особого внимания в контексте научного подхода к решению современных проблем, связанных с нарушением равновесия в системе «человек — природа». И всестороннее осмысление экологических проблем имеет большое педагогическое значение, так как позволяет понять законы устойчивости жизни, оценить сущность и степень антропогенного воздействия на природу, выяснить характер противоречий в развитии отношений между обществом и природой.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в процессе обучения и воспитания главная роль принадлежит учителю. Именно учитель направляет и корректирует деятельность обучаемого, формирует его сознание, прививает интерес и любовь к прекрасному, развивает творческий потенциал личности, выявляет деловые и организационные качества учащихся и т.д. Однако до сих пор роль учителя в формировании экологического сознания школьников недостаточно изучена.
Ряд современных исследований посвящены вопросам формирования экологического сознания у самих учителей (М.А.Лиджиева, 2005; Л.А.Реут, 1996; И.В:Макрушина, 2005 и др.) и студентов (Н.К.Андриенко, 1996; В:И.Ерошенко, 2000; Н.В.Кочетков, 2003; Н.А.Лызь, 1998; Т.И.Симонова, 2000; Л.И.Терентьева, 2004). Работы, исследующие формирование экологического сознания и субъективного отношения к природе у школьников, рассматривают психологические особенности личности лишь в области природоохранной деятельности (З.Абдуллаев, 1990; Н.Н.Вересов, 1991; С.А.Ганат, 2004; О.Н.Гусева, 1999; Н.В.Лапчинская, 2001). В' работах по педагогической психологии, в основном, исследуются факторы, этического- отношения к природе (О.Н.Васина, 2004; Т.С.Волошина, 2002; А.Н;Захлебный, 1983; Е.П. Каргаполов, 2002; Н.ПКолодяжная, 2002; И.В.Корганова, 2002; О.В.Назаренко, 2002; А.П.Сидельковский, 1968; Д.Ю.Трушников, 2004; А.К.Шульженко, 1998), воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия самих учащихся. (А.В.Гагарин, 2004; О.М.Филатова, 2000), формирование ответственного отношения к природе средствами народной экологии (Н.Р.Астраханова, 2004; О.Е.Винокурова, 1996), в игре (И.Е.Плотникова, 2004; Д.Н.Кавтарадзе, 1996), с помощью средств исследовательской^ деятельности (КХА.Гончарова, 2004) или в соотношении с экологической установкой5 (Е.И.Чердымова, 1999).
В' то же время весьма актуальным является исследование влияния личностных особенностей учителя, его субъективного отношения к природе на формирование у школьников субъективного отношения к природе. Несомненно, воздействие личности педагога играет ведущую роль в системе факторов, определяющих-процесс развития субъективного отношения школьников к миру природы. И в первую очередь, это касается учителей биологии, так как «в курсе биологии формируются понятия о структуре и функционировании живых систем, о динамично-равновесном состоянии их взаимосвязей с факторами окружающей среды; показываются пути повышения продуктивности этих систем, способы оптимального воздействия человека на'них» (Л.П.Печко, 1984).
Актуальность нашего исследования обусловлена также и тем, что в психолого-педагогической литературе недостаточно изучены онтогенетические периоды в формировании субъективного отношения к природе в подростковом возрасте. В имеющихся работах исследуется формирование субъективного отношения к природе в дошкольном возрасте (Н.Н.Вересов, 1991), у школьников отношение к природе при начальном образовании (В.В.Зотов, 1998; О.АЛСазарова, 2002; С.Н.Назарова, 2003), а также изучалось формирование отношения к природе у младших подростков (С.Н.Карякина, 1998), у старшеклассников (С.А.Золотухин, 2004; Н.П.Колодяжная, 2002) и студентов (Н.В.Кочетков, 2003).
Противоречие между высокой значимостью влияния учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у школьников и недостаточной изученностью роли в этом процессе субъективного отношения к природе самого педагога в психологической науке определило тему диссертационного исследования.
Цель исследования — изучить влияние личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе школьников в подростковом возрасте.
Объект исследования — процесс формирования субъективного отношения к природе школьников в подростковом возрасте.
Предмет исследования — влияние личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков.
На основании анализа литературы нами была сформулирована, общая гипотеза исследования, которая состоит в предположении, что в качестве существенного психологического условия формирования субъективного отношения у подростков выступает влияние субъективного отношения к природе учителя биологии.
Частные эмпирические гипотезы исследования:
1. Специальность учителя является одним из факторов, оказывающих влияние на возрастную динамику развития его субъективного отношения к природе.
2. Существует взаимосвязь субъективного отношения к природе у учителей с их индивидуальными личностными особенностями.
3. Субъективное отношение к природе учителей биологии является существенным фактором, влияющим на динамику развития субъективного отношения к природе у школьников.
Цель и гипотезы исследования определили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к исследованию субъективного отношения к природе.
2. Проанализировать влияние различных факторов (возраст, место жительства, квалификационная категория, индивидуальные личностные особенности) на формирование субъективного отношения к природе у учителей.
3. Провести анализ влияния в системе «учитель — учению) в контексте формирования субъективного отношения к природе у школьников.
4. Разработать программу эмпирического исследования и изучить влияние субъективного отношения к природе учителя биологии .на формирование субъективного отношения к природе у подростков.
Теоретической и методологической основой данного исследования послужили:
• исследования отношения личности к окружающей среде (Б.Г.Ананьев, А.ГЛСовалев, А.Ф.Лазурский, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, Н.Н.Моисеев, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.);
• работы, посвященные1 влиянию в процессе межличностного взаимодействия (А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, Б.Ф.Ломов, АА.Леонтьев, А.В.Петровский, Е.В.Сидоренко и др.);
• исследования экологического сознания личности (С.Н.Глазачев, С.Д.Дерябо, И.Д.Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, Б.Т.Лихачев, А.П.Сидельковский, В.А.Ясвин и др.).
Методы исследования. В исследовании использовались методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» С.Д.Дерябо и В.АЛсвина; методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла (16 PF) - сокращенный вариант С, адаптированный В.М.Русаловым и О.В. Гусевой; метод экспертных оценок, методы статистической обработки данных. Как вспомогательные применялись ассоциативная вербальная методика «ЭЗОП», направленная на выявление экологических установок личности, и методика «Альтернатива», направленная на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами, а также проективная методика (рисунок).
Эмпирическая база. В' исследовании принимали участие учителя Москвы и Московской: области (250 человек); школьники подросткового возраста Москвы и Московской;области (750,человек);
В пилотажном исследовании принимали участие учащиеся 9-го класса общеобразовательной школы №' 3 города Королева Московской области (32 человека).
Этапы исследования. Исследованиеосуществлялось соктября 2Q03 года по май 2006 года, в соответствии с разработанной1 программой; и состояло из трех этапов.
На первом этапе (2003 2004; г.г.) осуществлялся анализ научной литературы по теме исследования, подбирались методики: исследования, которые были использованы в процессе пилотажного исследования.
На втором этапе (2005 — 2006 г.г.); осуществлялось основное эмпирическое исследование.
На третьем этапе (2006 г.) проводились обобщение и интерпретация полученных данных.
Научная новизна. В диссертации впервые исследована роль личностного влияния учителей биологии на формирование субъективного; отношения к природе у подростков. Показано, что учителя с низкой интенсивностью отношения не оказывают существенного влияния на этот процесс, и он происходит в соответствию с описанными в литературе возрастными закономерностями. В то же время учителя с высокой интенсивностью отношения к природе обеспечивают положительную динамику развития отношения школьников (или существенно замедляют падение интенсивности, характерное для кризисного старшего подросткового возраста) к природе.
Выявлена возрастная динамика развития у учителей субъективного отношения к природе и ее зависимость от специальности учителя.
Экспериментально показана взаимосвязь субъективного отношения к природе с индивидуальными личностными особенностями учителя. Выявлены личностные особенности учителей, обладающих соответственно высокой и низкой интенсивностью отношения к природе.
Теоретическая значимость. В диссертационном исследовании показано, что наличие у самого учителя высокой интенсивности непрагматического отношения к природе является обязательным условием положительной динамики развития отношения к природе у школьников. Эти данные вносят определенный вклад в теорию и методику экологического воспитания, позволяя акцентировать внимание на личностных аспектах подготовки педагогических кадров, а не только на разработке содержания экологических мероприятий.
Результаты проведенного исследования углубляют понимание особенностей педагогической деятельности в сфере экологического воспитания, конкретизируют положение о важнейшей роли личности учителя в системе взаимодействия «учитель — ученик».
Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений при разработке образовательных программ по подготовке будущих учителей биологии, имеющих личностно-ориентированную направленность.
Разработанный на основе полученных результатов исследования практический курс «Экопсихология» может быть использован в работе со студентами биологических факультетов высших учебных заведений, а также на курсах повышения квалификации учителей для коррекции-существующего у них субъективного отношения к природе.
Материалы исследования: могут быть использованы в педагогической. деятельности преподавателей? психолого-педагогических дисциплин: в педагогических и гуманитарных вузах, для слушателей курсов повышения квалификации.
Достоверность результатов исследования?? и- обоснованность выводов обеспечивалась: соответствием применяемых диагностических методик теоретическим конструктам; и методологическим! основам исследования; репрезентативностью и объемом выборок; статистической значимостью полученных эмпирических данных.
Положения; выносимые назащиту: 1. Возрастная динамика развития субъективного отношения к природе у учителей зависит от их специальности: с возрастом у учителей биологии его интенсивность растет, у учителей других специальностей — падает.
2. Существует взаимосвязь субъективного отношения к природе у учителей с их индивидуальными личностными? особенностями: учителям с высокой интенсивностью, непрагматического отношения к природе больше свойственны такие качества как общительность, мягкосердечность и-консервативность, чем учителям с низкой интенсивностью.
3. Субъективное отношение к природе учителей биологии является существенным фактором, влияющим на динамику развития субъективного отношения к природе у школьников:
• При низкой интенсивности субъективного отношения • к природе у учителя развитие субъективного отношения к природе у учеников соответствует описанным* в литературе возрастным закономерностям (с характерным существенным падением в старшем подростковом возрасте);
• При высокой интенсивности субъективного отношения к природе учителя у его учеников наблюдается положительная динамика развития отношения к природе (типичные возрастные подъемы более значимы, а падения — менее выражены).
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на ежегодной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей Московского государственного областного университета (Москва, 2006), на научно-практической конференции «Левитовские чтения» (Москва, 2006).
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 249 наименований (из них 15 на иностранном языке), и приложения. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками. Общий объем диссертации составляет 183 страницы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 152 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz