Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 20:23
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 28 » Скачать Ударная установка: вопросы эволюции и исполнительства. Соколов, Григорий Владимирович бесплатно
22:00
Скачать Ударная установка: вопросы эволюции и исполнительства. Соколов, Григорий Владимирович бесплатно

Ударная установка: вопросы эволюции и исполнительства

Диссертация

Автор: Соколов, Григорий Владимирович

Название: Ударная установка: вопросы эволюции и исполнительства

Справка: Соколов, Григорий Владимирович. Ударная установка : вопросы эволюции и исполнительства : диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Соколов Григорий Владимирович; [Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова] - Москва, 2010 - Количество страниц: 172 с. ил. Москва, 2010 172 c. :

Объем: 172 стр.

Информация: Москва, 2010


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 История возникновения и происхождение комплексного инструмента
11 Зарождение и функционирование основных ударных инструментов, их первые объединения в комплекс
111 Большой барабан
112Тарелк и
113Малый барабан
114 Появление комплексных конструкций
12 Формирование соответствующего инструментального комплекса
13 Генезис комплекса ударных инструментов во второй половине XX — начале XXI веков
ГЛАВА 2 Структура инструментария в ударной установке
21 Функциональная дифференциация
211 Основные группы инструментов
212 Дополнительные группы инструментов
22 Классификация инструментария^
ГЛАВА 3 Ритмические формулы в музыке неакадемической традиции
31 Анализ ритмических структур в контексте исполнительства на ударной установке
32 Классификация ритмических построений

Введение:

Актуальность темы. В современной музыкальной культуре, особенно в сфере оркестрово-ансамблевого исполнительства, наблюдается заметное усиление роли ударных инструментов. Богатство темброво-колористических красок, огромные художественно-выразительные возможности, мелодико-ритмический потенциал, широкий спектр динамико-штрихового разнообразия - вот далеко не полный перечень достоинств этой инструментальной группы.
На сегодняшний день игра на ударной установке, как частный случай исполнительства, является неотъемлемым компонентом современной музыкальной культуры, в целом. Этот вид деятельности занимает свое особое место в концертной практике.
Нет никаких сомнений в том, что владение искусством игры на ударной установке1 является для нынешнего музыканта-ударника неотъемлемой частью его профессионального мастерства. Современная исполнительская практика предполагает использование данного комплексного инструмента во многих жанрах музыкального искусства. Однако особое место ударная установка занимает в сфере неакадемической или нонартифщиалъной музыки, то есть «.включающей в себя фольклор, а также бытовую, развлекательную, танцевальную и иную музыку прикладного характера, достаточно адекватно воспринимаемую без сколько-нибудь значительного опыта общения слушателя с наиболее высокоразвитыми формами музыкального искусства» [47, 10].
С появлением на мировой художественной сцене джазовых произведений, с развитием рок- и поп-музыки, введением в академическое искусство элементов эстрадного толка, возникновение и развитие ударной установки, как одного из важнейших ритмообразующих элементов в эстрадных жанрах,
1 Несмотря на то, что ударная установка представляет собой набор разнообразных ударных инструментов, се принято считать одним инструментом, как и любой иной комплекс. стало необходимостью, без которой указанные жанры не смогли бы существовать в виде, столь привычном для восприятия и понимания современного человека.
Становление профессионального музыканта-инструменталиста и достижение им высокого исполнительского мастерства в рамках общих закономерностей исполнительского процесса — одна из целей активности инициирующей свою энергию и способности личности. Исполнительство на ударной установке на сегодняшний день развивается бурными темпами, но теоретическая база, необходимая для наиболее полного осмысления этого движения, разработана ещё недостаточно.
Имеющиеся в фондах Российской Государственной Библиотеки десять кандидатских диссертаций, темы которых связаны с изучением ударных инструментов, посвящены колоколам и традиционным колокольным звонам [37], [81], гонгам [46], связи ударных инструментов и театральной музыки [135]; разработаны некоторые аспекты теории исполнительства на звуковы-сотных ударных [95], методика обучения художественному интонированию [15], феномен народного музыканта (на примере северобелорусских цимбалистов) [102], использование ударных в современной музыкальной культуре [120]. Две диссертации посвящены инструментоведческим исследованиям в области ударных инструментов различных этносов [104; 45].
В зарубежной музыкальной науке можно выделить работы (в той или иной мере касающиеся ударной установки) следующих авторов: M.Abrams [138], J.Blades [142], T.Brown [143], J.Chapin [144], T.Igoe [153; 154], W.Ludwig [159; 160; 161].
Феномен же ударной установки, как целостной перкуссионной системы не разработан вовсе. Очевидно, давно назрела необходимость проанализировать сложный и многообразный процесс деятельности ударника в рамках комплексного искусствоведческого исследования.
Благодаря высокому уровню развития медиа-технологий, современным исполнителям доступно получение большого объема информации, которая бпостоянно нуждается в осмыслении фактологического материала, его реклас-сификации, точной выборочной экстраполяции необходимых сведений на свою специфическую практическую деятельность. Нужен взвешенный научный подход и безошибочно выработанные критерии оценки для того, чтобы можно было отделить главное от второстепенного. Поэтому актуальность в систематизации разрозненных сведений, которые накоплены в области искусства игры на ударной установке, продиктована не только недостаточной изученностью отдельных сторон теории и практики исполнительства, но и назревшей потребностью в анализе и обобщении имеющихся материалов.
Знания, навыки и умения, как слагаемые творческого процесса музыканта, являются неотъемлемой частью таких базовых понятий как история, теория и практика исполнительства. Поэтому проведение всестороннего анализа ударной установки, как эквифинальной перкуссионной системы, а также специфики игрового процесса, включающего сольную и ансамблевую практику, имеет большое значение. Лишь собрав воедино все доступные факты, осмыслив их взаимозависимость и направленность причинно-следственных связей, а также расширив уже имеющиеся знания, можно надеяться на переход количества научной информации в новое качество.
Степень изученности проблемы. Информационную базу современных представлений об исполнительстве на ударной установке составляют труды видных отечественных авторов — Д.Рогаль-Левицкого [101], Д.Браславского [14], В.Тутунова [113], В.Бибергана [10], А.Панайотова [84], Г.Дмитриева [44], Э.Денисова [43], Е.Андреевой [2], Г.Корнилова [64], Г.Гараняна [26], и др. В зарубежной научной и методической литературе имеются труды весьма известных авторов, среди которых значатся В.Людвиг [160], Т.Игоэ [153], Ф.Малабе [163], Дж.Чапин [144], Дж.Крупа [156], и др.
Однако изучение феномена ударной установки с позиции её возникновения и генезиса, а также создание частной классификации составляющего её инструментария остаётся пока за пределами существующих исследований.
Нуждаются в типологизации и систематизации также ритмические формулы-паттерны, определявшие структурно-функциональную эволюция инструмента на протяжении всей истории исполнительства.
Объект исследования - функционирование ударных инструментов в контексте музыкальной культуры.
Предмет исследования — ударная установка как перкуссионная система. В такой связи рассмотрены её история, конструкция, инструментальный комплекс, акустические особенности, исполнительство, сфера применения. Все перечисленное освещается во взаимосвязи с ритмическими формулами нонартифициальной музыки в единстве исторических, теоретических и методико-практических аспектов, с учетом последних достижений отечественной и зарубежной науки, музыкальной культуры, в целом.
Выдвинутая в работе гипотеза о том, что ударная установка, как часть музыкально-исполнительского инструментария, является целостной эквифи-нальной системой, имеет под собой некоторые основания, поскольку данный комплексный инструмент, сформировавшись в количественном и качественном плане, имеет свои предельные, прежде всего, количественные возможности. Целостность и мобильность указанной системы обеспечивается, благодаря возникновению новых системообразующих (интерактивных) качеств, ранее отсутствовавших среди ее компонентов. Причем сами новые компоненты, вводимые в комплекс, приобретают новые же свойства и качества. Эти положения теории систем особенно важны и необходимы в тех случаях, когда музыкальный инструмент (материальная система) исследуется в его диалектической взаимосвязи с творческой практикой современного музыкально-исполнительского искусства.
Цель диссертации — создание теории ударной установки с опорой на комплексный анализ ее функциональной и структурной эволюции.
Задачи исследования предопределены его целью, для достижения которой необходимо сделать нижеследующее:
• найти общие черты у ряда явлений из истории инструментальной культуры для того, чтобы изучить закономерности их возникновения и развития, а также синтезировать знания об изучаемом инструменте;
• выявить типичные и специфические функции ударной установки в современной музыкальной практике, их связи с результатами анализа стилистических направлений в нонартифициальной музыке;
• определить сущность изучаемого инструмента, как целостной эквифинальной перкуссионной системы, которая адаптирована для игры одним исполнителем;
• дать характеристику художественным и техническим предпосылкам возникновения и генезиса ударной установки в качестве самостоятельного комплекса;
• проследить процесс формирования структуры указанного инструмента и обоснованность ее существования в современной музыкальной практике;
• проанализировать основные конструктивные особенности ударной установки;
• показать функциональную дифференциацию инструментов ударной установки и сформировать их частную классификацию;
• создать классификацию ритмических формул-паттернов, имеющихся в музыке неакадемической традиции, базируясь на таких характерных особенностях жанровых произведений как — специфика ритмического внутридолевого движения, характерная долевая акцентуация на основе метрических свойств такта, их этническая и стилистическая принадлежность.
Подвергнуть разбору сущностные элементы исполнительской техники при игре на ударной установке в общем контексте искусства игры ударника; рассмотреть пути для дальнейших исследований в сфере исполнительства на ударных инструментах.
Теоретико-методологическая основа. Методология исследования, ставшая базой для формирования адекватного исследовательского подхода, имеет логико-гносеологический, научно-содержательный и методический уровни.
Логико-гносеологический уровень затрагивает процесс формирования и генезиса ударной установки; научно-содержательный — анализ объекта и предмета, взаимосвязь и взаимозависимость их составляющих; методический — разбор соотношений теории и практики, а также структуру, принципы и закономерности исполнительской деятельности в части, касающейся темы диссертации.
При освещении объекта исследования используется как структурно-функциональный, так и системный подход, с целью поиска соответствующих средств, способствующих формированию представлений об изучаемом явлении и его свойствах. По сути дела, в основе диссертации лежит концепция комплексного искусствоведческого исследования, применяемая в современном музыкознании.
Программа исследования включает в себя формирование основных направлений в изучении ударной установки и порядок применения методов исследования, как инструментария для его проведения.
Детерминированность путей, учитывающая принцип единства логического и исторического, продиктована комплексным характером исследования. В первой главе преобладают теоретические методы — причинно-следственный анализ истории возникновения и генезиса ударной установки, синтез, сопоставление, обобщение, экстраполяция; во второй и третьей главах теоретические подходы дополняются обсервационными методами — объективным наблюдением и самонаблюдением, основанными на накопленном личном практическом исполнительском и педагогическом опыте.
Источниками получения информации при проведении исследования послужили различные виды фактологического материала: нотные издания, звукозаписи, видеозаписи, школы игры на ударной установке различных авторов; научно-методические работы, посвященные вопросам истории, теории и практики исполнительства, инструментоведению, инструментовке; междисциплинарные исследования; материалы периодической печати (каталоги продукции фирм-производителей ударных инструментов, журналы - «Музыкальные инструменты», «Modern Drummer Magazine», «Community Drum», «Back Beat»; литературные источники; фотоматериалы; личные наблюдения и записи бесед с признанными мастерами игры на ударной установке (артистами оркестров и эстрадных ансамблей), педагогами классов ударных инструментов музыкальных учебных заведений; ресурсы глобальной сети Internet (Web-сайты, которые имеют ведущие мировые джазовые и эстрадные коллективы, крупнейшие производители ударных инструментов и соответствующих аксессуаров). Кроме того, большую помощь в процессе исследования оказали наблюдения за педагогической деятельностью в классах Российской академии музыки имени Гнесиных, в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.Римского-Корсакова, в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, в Институте военных дирижёров.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Ударная установка — это новый уровень развития принципа комплексных инструментов: от тамбуринообразных ударных, через соединение большого барабана и тарелок для игры одним музыкантом (в традициях маршевого оркестрового исполнительства), через первые попытки объединения малого и большого барабанов с тарелками в начале XX века для игры сидя, опять же, одним исполнителем, до многообразия инструментария, которое привело к появлению сложнейших приспособлений в конструкции современной ударной установки;
2. Процесс начального формирования нового комплексного инструмента можно отнести к концу XDC — началу XX века;
3. Генезис ударной установки тесно взаимосвязан с индивидуализацией исполнительского процесса. На трансформации в составе комплекса инструментов повлияли несколько причин:
• изменение ситуационного местоположения исполнительства, напрямую сказавшееся на возможности приспособления нескольких инструментов для игры одним исполнителем;
• объединение ударных инструментов явилось следствием воздействия экономической составляющей музыкальной практики;
• задачи ритмического сопровождения в различных исполнительских формах и стилях требовали дифференцированного подхода к инструментарию, составляющему ударную установку;
• индивидуализация процесса игры, запросы к тембровому разнообразию, личные предпочтения исполнителя напрямую влияли на выбор инструментария, являясь детерминантом для формирования инструментального комплекса;
4. Ударная установка — целостная эквифинальная музыкальцо-перкуссионная система;
5. Эволюция комплексного инструмента постоянно обнаруживает тенденцию к структурной бинарности;
6. Нонартифициальная музыка в контексте метро-ритмической структуры опирается на многократное повторение ритмических формул, которые, в свою очередь, состоят из базового элемента и набора нескольких построений-паттернов, определяющих стилистические и жанровые особенности произведения. Подобная повторяемость является также главным фактором, объединяющим метр и ритм.
7. Возникновение и трансформация ритмических паттернов протекают на фоне слияния и взаимопроникновения различных музыкально-этнических культур, вследствие чего появляются новые стили и направления нонарти-фициальной музыки.
8. Процесс формирования и развития ритмических формул нонарти-фициальной музыки обусловливают нижеследующие факторы: и
• специфика ритмического внутридолевого движения (т.е. специфические временные соотношения между мелкими составляющими ритмической формулы);
• характерная долевая акцентуация во взаимосвязи с основой метрических свойств такта, имеющей определяющее значение для ритмической формулы;
• этническая и стилистическая принадлежность, которая помогает понять глубинную, внутреннюю сущность той или иной ритмической формулы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• впервые в отечественном музыкознании предпринята попытка целенаправленной, комплексной разработки вопросов, затрагивающих формирование и генезис ударной установки, а также осознание её сущности во взаимосвязи с музыкальной теорией и практикой,
• впервые создана частная классификация инструментария ударной установки, позволяющая раскрыть суть и функциональную дифференциацию отдельных её элементов. На основе анализа исполнительства на данном инструменте делаются выводы, характеризующие сольную, ансамблевую и оркестровую практику ударника с позиции специфики деятельности,
• рассмотрен процесс возникновения и трансформации ритмических формул, тесно связанный со слиянием и взаимопроникновением различных музыкально-этнических культур,
• подтверждена гипотеза, объясняющая появление новых ритмических формул причинно-следственной связью смешения музыкальных культур различных этносов, которое происходило в силу тех или иных социальных коллизий.
Практическая значимость. Материалы диссертации и её выводы могут быть использованы средними и высшими специальными учебными заведениями в курсах методики обучения игре на ударных инструментах, а также при проведении занятий в соответствующих классах; в Институте военных дирижёров в лекциях по инструментоведению, методике обучения игре и практическому ознакомлению с инструментами военного духового оркестра.
Теоретический и практический материал диссертации может употребляться в исследовательской деятельности для дальнейшего освещения таких вопросов как:
• частная классификация инструментария ударной установки;
• типология ритмических формул нонартифициальной музыки;
• персонификация выдающихся исполнителей с анализом присущих им стилей игры и т.д.
Апробация результатов исследования, в целом, и отдельных глав (фрагментов) диссертации, в частности, прошла в ходе практического сотрудничества с Отдельным Показательным оркестром Министерства Обороны РФ и концертным оркестром Московской военной консерватории, с оркестрами штабов Ленинградского и Московского военных округов, а таюке в ходе проведения педагогических экспериментов в классе ударных инструментов доцента Аникина В.И. (Институт военных дирижёров). Кроме того, материалы диссертации были представлены на военно-научной конференции «Военная культура, история и современность» в 2010 году в Военном университете (г. Москва). В целом, по результатам исследования опубликовано пять работ общим объемом в 3, 75 п.л.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс военного института (военных дирижёров) Военного университета, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и Московского военно-музыкального училища. Материалы диссертации используются также при чтении лекций на офицерских курсах повышения квалификации военных дирижеров.
Диссертация обсуждена на кафедре инструментов военных оркестров Московской военной консерватории и рекомендована к защите.
Структура диссертационной работы обусловлена общей логикой ее композиции: история возникновения и генезис ударной установки, структура инструментария ударной установки, ритмические формулы музыки неакадемической традиции в контексте исполнительства на ударной установке, анализ и классификация.
Диссертация включает в себя три главы, Введение, Заключение, Библиографию и Приложения. Общий объем работы — 170 страниц, в том числе -31 страница Приложений. Диссертация содержат 120 нотных примеров, 32 иллюстрации. Аналитические результаты и фактические данные сведены в 4 схемы и 10 таблиц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 170 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz