Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 02:57
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 23 » Скачать Учебно-ориентированные словари для иммигрантов: принципы построения. Кулагина, Маргарита Александровна бесплатно
00:33
Скачать Учебно-ориентированные словари для иммигрантов: принципы построения. Кулагина, Маргарита Александровна бесплатно

Учебно-ориентированные словари для иммигрантов: принципы построения

Диссертация

Автор: Кулагина, Маргарита Александровна

Название: Учебно-ориентированные словари для иммигрантов: принципы построения

Справка: Кулагина, Маргарита Александровна. Учебно-ориентированные словари для иммигрантов: принципы построения : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.04 / Кулагина Маргарита Александровна; [Место защиты: Иван. гос. ун-т] - Иваново, 2010 - Количество страниц: 204 с. ил. Иваново, 2010 204 c. :

Объем: 204 стр.

Информация: Иваново, 2010


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4-
ГЛАВА I СОВРЕМЕННАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛОВАРЕЙ
§ 1 Понятие специального словаря 10
§2 Современные специальные словари новых предметных областей
§3 Специальные словари для иммигрантов
31 Формирование, развитие и современное состояние словарей для иммигрантов 34
32 Культурологический компонент как неотъемлемая составляющая словарей для иммигрантов 47
33 Лингводидактическая основа составления словарей для иммигрантов
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 69
ГЛАВА II ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВАРЕЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
§ 1 Учебно-ориентированные словари для иностранцев
11 Обоснование выбора учебных словарей 71
12 Изучение перспективы пользователя при составлении словарей для иммигрантов 75
§2 Лексикографический анализ словарей
21 Лексикографический анализ словаря MacMillan Children's Dictionary Oxford, 200195 р 87
22 Longman Photo Dictionary of American English Cambridge, 2005 144 p
23 Easier English Intermediate Dictionary Second edition L, 2004 728 p
24 Cambridge Advanced Learner's Dictionary Third edition Cambridge University Press, 2008 1699 p 124
25 The Facts on File Students Dictionary of American English N-Y, 2008 726 p 137
26 Encyclopedia of Contemporary American Culture L, N-Y, 2005
27 Сравнительно-сопоставительный анализ словарей The Immigration Dictionary and Glossary Online; US Immigration: Dictionary of Legal Terms
Online; United States Immigration Legal Terms 162
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 172

Введение:

XXI век ознаменовал собой расцвет как зарубежной, так и отечественной лексикографии, что привело к появлению различного рода справочников. Одну из самых многочисленных групп составляют словари для специальных целей, включающие: учебные словари, словари идиом, цитат, сочетаний, фразеологизмов, Библии, писателей, LSP различных предметных областей и I т.д. Большинство современных справочников имеют ярко-выраженную учебную направленность, что связано с ориентацией на различные группы пользователей [Авербух, Карпова 2009; Гринев-Гриневич 2009; Девель 2006; Карпова 2010; Кудашев 2007, 2003; Atkins, Rundell 2008; Bejoint 2004; Cowie 2009; Nielsen, Tarp 2009; Svensen 1993].
Современная лексикография обладает ярко выраженным антропоцентрическим характером и направлена на детальное изучение перспективы пользователя, или user's perspective [Карпова, 2002, 2004, 2010; Atkins et al. 1997; Bejoint 1994; Hartmann 1983; Svensen 1993; Varantola 1997], а также ситуации обращения к словарю [Bergenholtz 2003; Bergenholtz, Kaufmann 1997; Bergenholtz, Nielsen 2006; Bergenholtz, Tarp 1995; Nielsen, Mourier 2004; Tarp 2004; Tono 2003; Yong, Peng 2007].
Учитывая особенности и потребности современного читателя, учебные справочники представлены в целостной лексикографической системе, расчлененной на несколько словарей одного типа,. каждый из которых рассчитан на определенный уровень знания языка, с постепенным нарастанием объема сообщаемой в словаре лингвистической информации и усложнением ее характера и форм подачи, при учете нелингвистических факторов: этапа обучения, возраста обучаемых, национальности, общей культуры.
В свете интенсивного распространения английского языка в мире, его преподавание приобретает глобальный масштаб. В этой связи проблема обучения языкового меньшинства в англоязычных странах имеет общегосударственный статус. Главным инструментом ассимиляции 4 иностранцев является образовательный комплекс, включающий в себя обучение английскому языку взрослых; профессионально-техническое обучение и доступное образование для детей. Английский как второй язык приобретает все большую популярность среди учащихся-иммигрантов в англоязычных странах [Ловцевич 2010]. В связи с этим, особую актуальность приобретают учебно-ориентированные словари для иммигрантов, отражающие достижения современной лексикографии и методики преподавания иностранных языков.
Актуальность данного исследования подтверждается тем фактом, что в последнее время во многих странах появились справочники, адресованные иммигрантам, отличающиеся по объему, критериям отбора лексики и способам их описания [см., например, Fachbegriffe rund ит Sprache und Integration; Glossary of US Visa and Immigration Terms; LEXIN Danish; LEXIN Icelandic; LEXIN Ordboker for Innvandrere Norsk-Kurdisk (Sorani) Illustrert Ordbok\ UK Immigration Glossary].
Наряду с этим, особенности иммигрантов как новых членов общества, а также способы создания условий для их успешной адаптации рассматриваются во многих современных исследованиях [Ефимов 2008; Agar I
2005; Ager 2001; Berry 1992; Broeder, Extra 1999; Calavita 2005; Cuban 2007; DebBurman 2005; Gundara 2000; Kasatkina 2010; Menard-Warwick 2009; Rong 2009; Sen 2008; Verma 2002].
Отметим, что новая тенденция составления словарей для иммигрантов как реакция лексикографов на геополитические изменения в обществе привела специалистов к необходимости разработки принципов построения справочников, ориентированных на различные возрастные группы пользователей, прибывающих в развитые страны. Это прежде всего, словари для детей и взрослых, не владеющих языком новой страны, знающих разговорную лексику и специалистов различных отраслей знания, нуждающихся в терминологических справочниках толково-энциклопедического типа.
Целью работы является выявление достоинств и недостатков современных учебно-ориентированных словарей, с учетом запросов и требований иммигрантов как новой категории пользователей.
В соответствии с поставленной целью в ходе диссертационного исследования решается круг конкретных задач, обуславливающих ее достижение:
1. Определить место специальных словарей в национальной английской лексикографической картине.
2. Проследить предпосылки возникновения словарей для иммигрантов.
3. Рассмотреть критерии лексического отбора и способы регистрации входных единиц в словарях для иммигрантов.
4. Исследовать особенности обучения иммигрантов английскому как второму языку и рассмотреть способы отражения достижений данной области в справочниках для иностранцев.
5. Выявить отличительные характеристики иммигрантов как пользователей нового типа.
6. Провести лексикографический анализ английских учебно-ориентированных словарей, с целью изучения принципов их построения.
7. Предложить модель словаря для иммигрантов с учетом особенностей данной группы пользователей и на основе анализа учебно-ориентированных словарей.
Материалом исследования послужили девять авторитетных английских словарей, предназначенных для разных ступеней обучения и уровней владения английским языком как иностранным MacMillan Children's
Dictionary (MCD); Longman Photo Dictionary of American English (LPDAE);
Easier English Intermediate Dictionary (EEID); The Facts on File Students
Dictionary of American English (TFFSDAE); Cambridge Advanced Learner's
Dictionary (CALD); Encyclopedia of Contemporary American Culture (ECAC);
Интернет-справочники: The Immigration Dictionary and Glossary Online i
СTIDGO), US Immigration: Dictionary of Legal Terms Online (USIDLTO); United States Immigration. Legal Terms (USILT).
Основными методами исследования являются метод лексикографического анализа, выработанный отечественной школой лексикографии [JI. П. Ступин, О. М. Карпова] и получивший распространение в диссертационных исследованиях С. А. Маник, Т. А. Тагановой, И." В. Петросян, И. А. Воронцовой, Е. В. Щербаковой, Т. Г. Петрашовой, О. В. Коробейниковой, М. В. Лутцевой, А. В. Кувшиновой и т.д., метод сравнительно-сопоставительного анализа, известного в мировой лексикографической практике как dictionary criticism [R. R. К. Hartmann], а также социологические методы, позволяющие исследовать перспективу пользователя sociology of а dictionary user [В. Т. S. Atkins, К. Varantola].
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что учебно-ориентированные справочники впервые рассматриваются с точки зрения иммигрантов как нового типа пользователей. »
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении принципов построения современных английских учебно-ориентированных словарей различных типов с учетом потребностей и особенностей иммигрантов, изучающих английский язык на разных этапах.
Практическая ценность заключается в потенциальной возможности I использования положений, материалов и выводов диссертации в вузовской практике: университетских курсах по общей и специальной лексикографии, семинарских и практических занятиях по лексикологии английского языка, спецкурсах по культурологии и страноведению, а также при составлении учебных словарей для иммигрантов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В современной лексикографии наблюдается тенденция к учебной ориентации различного рода словарей,' что обусловлено распространением межкультурных и межъязыковых связей, а также возрастающим интересом к изучению иностранных языков.
2. Среди современных учебных словарей выделяются учебно-ориентированные справочники, предназначенные для различных групп пользователей, в том числе, и иммигрантов.
3. Словари английского языка для иммигрантов имеют обучающую направленность и основаны на лингвистических, статистических, а также методических принципах.
4. Иммигранты как пользователи нового типа характеризуются следующими критериями: уровнем владения иностранным языком, а также полом, возрастом, национальностью, вероисповеданием, уровнем образования, уровнем владения родным языком, языковыми навыками, статусом пребывания, социальным классом, видом деятельности, критериями области применения и целеполагания.
5. При составлении словарей для иммигрантов представляется актуальным использовать достижения современной методики преподавания английского как второго языка
6. Учебно-ориентированные словари для иммигрантов должны быть направлены на развитие у иностранцев лексических навыков, а также культурной компетенции, включающей в себя понимание фоновых знаний, ценностных установок, психологической и социальной идентичности, характерных для культурной среды общения.
7. На основе лексикографического анализа авторитетных учебно-ориентированных словарей английского языка предлагается модель словаря для иммигрантов.
Апробация диссертации осуществлялась на VII международной школе-семинаре "Современная лексикография: глобальные проблемы и национальные решения" (Иваново, 2007), итоговых научных конференциях
Молодая наука в классическом университете" (Иваново, 2008-2010), V юбилейной всероссийской научно-практической конференции "Учитель, ученик, учебник" (Москва, 2008), международном конгрессе по' фразеологии
EUROPHRAS" (Хельсинки, 2008), VIII международной школе-семинаре 8
Новое в теории и практике лексикографии: синхронный и диахронный подходы" (Иваново, 2009), международной конференции "Язык. Культура. Речевое общение" (Москва, 2009), а также на лекциях и спецкурсах по лексикографии на факультете романо-германской филологии в Ивановском государственном университете.
Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованной литературы, списка работ, доступных в Интернет, и словарей.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 104 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz