Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:01
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 28 » Скачать Трудовое воспитание молодежи, занятой в сфере сельскохозяйственного производства (на материалах Украинской ССР). Бестюк, бесплатно
21:32
Скачать Трудовое воспитание молодежи, занятой в сфере сельскохозяйственного производства (на материалах Украинской ССР). Бестюк, бесплатно

Трудовое воспитание молодежи, занятой в сфере сельскохозяйственного производства (на материалах Украинской ССР)

Диссертация

Автор: Бестюк, Иван Иванович

Название: Трудовое воспитание молодежи, занятой в сфере сельскохозяйственного производства (на материалах Украинской ССР)

Справка: Бестюк, Иван Иванович. Трудовое воспитание молодежи, занятой в сфере сельскохозяйственного производства (на материалах Украинской ССР) : диссертация кандидата исторических наук : 09.00.02 Львов, 1984 193 c. : 61 85-7/559

Объем: 193 стр.

Информация: Львов, 1984


Содержание:

РАЗДЕЛ I Трудовое воспитание как составная часть комплексного подхода к коммунистическому воспитанию и особенности его осуществления в работе с колхозно-совхозной молодежью
РАЗДЕЛ П Основные направления совершенствования трудового воспитания молодых работников сельского хозяйства в условиях развитого социализма
РАЗДЕЛ Ш Повышение социальной активности в общественном производстве главный показатель эффективности трудового воспитания молодежи, занятой в сельском хозяйстве

Введение:

Трудовое воспитание советских людей - одно из определяющих направлений воспитательной работы. Его место и роль определяются, во-первых, тем, что "всемирная история есть не что иное,как порождение человека человеческим трудом"^; во-вторых, "каждый трудоспособный взрослый человек должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками"**; в-третьих, "чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определенной отрасли труда, стала развитойи специфической рабочей силой, требуется определенное образова«3ние или воспитание.
В досоциалистических обществах труд рассматривался людьми исключительно, или по преимуществу, как средство существования и потому, естественно, как необходимость, которая подавляла его свободно-творческую сущность. Только в условиях коммунистической формации труд явственно проявляет обе свои стороны. Продолжая оставаться необходимостью, он выступает одновременно основной сферой практической реализации идей марксистского гуманизма, формой самореализации личности.
При социализме, - отмечал Ф.Энгельс, - "общее ведение производства силами всего общества и вытекающее отсюда новое развитие этого производства будет нуждаться в совершенно новых людях1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.126.
2. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.16, с.197.
3. Маркс К. Капитал. T.I. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.182-183.и создаст их"*. Важнейший путь решения этой задачи основоположники научного коммунизма видели в том, что "в социалистическом обществе труд и воспитание будут соединены и таким путем подрастающим поколениям будет обеспечено разностороннее техническое образование, как и практическая основа для научного воспи«2тания.
Великая Октябрьская социалистическая революция позволила воплотить в практику марксистские положения о трудовом воспитании в условиях социализма, создав для этого необходимые социально-экономические условия. "Впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров, - указывал В.И.Ленин, - является возможность работы на себя, и притом работы, опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры. Советский государственный строй создал социалистическую систему трудового воспитания.
Первостепенное внимание партия и государство уделяли и уделяют воспитанию молодежи. Центральный Комитет КПСС подчеркивает, что "дальнейшее улучшение воспитания подрастающего поколения следует рассматривать как важнейшее партийное, государственное и общенародное дело. Исходить из того, что в конечном счете это вопрос надежного обеспечения будущего нашей Родины"^. При этом ЦК КПСС нацеливает партийные, комсомольские организации на диф1. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.335.
2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг - Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т.20, с.334.
3. Ленин В.И. Как организовать соревнование? - Полн.собр.соч., т.35, с.196.
4. 0 дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи: Постановление ЦК КПСС. - Коммунист, 1984, № II, с.3-9.ференцированный подход, "неослабное внимание всем социальным группам и возрастным категориям молодежи - рабочей и колхозной, учащейся и армейской,в полной мере учитывать их особенности"*.
Качественно новый этап в организации воспитательной работы с молодежью в условиях развитого социализма знаменуют решения июньского /1983 г./ и апрельского /1984 г./ Пленумов Центрального Комитета партии, постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи" /июль 1984 г./.
Одну из значительных и растущих социально-демографических групп составляет молодежь, занятая в сфере сельскохозяйственного производства: если в 1980 году только комсомольцев в колхозах и совхозах республики работало более 542 тысяч^, то в 1984 году3уже 580 тысяч.
При выборе темы и об"екта исследования диссертант исходил прежде всего из факторов, обуславливающих теоретическую и практическую актуальность проблемы.
Во-первых. Совершенствование зрелого социализма, неразрывно связано с совершенствованием советского человека, прежде всего -молодежи. Одним из главных суб"ективных факторов решения этой стратегической задачи является трудовое воспитание, представляющее собой задачу "первостепенной экономической, социальной и1. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983 г.
В кн.: Пленум Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. Стенографический отчет. - М., 1983, с.14.
2. ЛКСМ Укра1ни в цифрах i фактах.Довщник. - Вид.трете,допов.,-Ки5в, 1982, с.65.
3. Правда Украины, 1984, 26 мая.нравственной значимости"*.
Во-вторых» Рост удельного веса молодежи в общественном производстве предполагает всемерное совершенствование ее трудовой закалки, превращение сферы труда в сферу формирования гражданских качеств личности.
Отмечая роль советской молодежи в коммунистическом строительстве, товарищ К.У.Черненко отметил, что "составляя планы на ближайшую пятилетку и вплоть до начала следующего века, мы в значительной мере рассчитываем именно на мастерство рук, на дерзание мысли, на трудовую совесть нынешней молодежи. Ведь основную работу по выполнению этих планов предстоит вести именно тем, кто сегодня находится в комсомольском возрасте".
В-третьих. Особая актуальность темы диссертации вытекает из места и роли сельского хозяйства в жизни общества, а также задач, поставленных ХХУ1 с"ездом партии, майским /1982 г./ Пленумом ЦК КПСС по дальнейшему развитию сельского хозяйства, выполнению Продовольственной программы.
К.Маркс подчеркивал, что "производство продуктов питания является самым первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще.". Это предполагает постоянную подготовку новых поколений таких тружеников социалистического сельского хозяйства страны, которые любят труд в этой отрасли экономики, знают сельскохозяйственное производство и1. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы:Одобрено Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля 1984 года. - Правда, 1984, 14 апреля.
2. Черненко К.У. По-ленински жить, работать, бороться: Речь на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 года. - Коммунист, 1984, № 9, с.5.
3. Маркс К. Капитал. Т.З - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25, ч.П, с.184-185.- б умеют в нем высокопродуктивно работать. "Продовольственная проблема, - подчеркнул майский /1982 г./ Пленум ЦК КПСС, - и в хозяйственном, и в политическом плане является центральной проблемой текущего десятилетия"*.
Одно из ключевых направлений ее решения - дальнейшее усиление работы с кадрами сельского хозяйства, являющейся важнейшей составной частью всей аграрной политики КПСС. "Для партийных комитетов, - подчеркивает К.У.Черненко, - заниматься хозяйством -значит прежде всего заниматься людьми, ведущими хозяйство"^. Наиболее перспективную и потенциально активную часть тружеников составляют молодые работники сельского хозяйства, олицетворяющие собой настоящее и будущее советской деревни.
В-четвертых. В годы десятой-одиннадцатой пятилеток партийными, комсомольскими организациями Украины накоплен значитель -ный опыт воспитания молодежи в условиях развитого социализма. Это требует его научного обобщения и широкого практического распространения, теоретического осмысления особенностей, тенденций дальнейшего развития системы ее трудового воспитания в целом и молодых работников сельского хозяйства, в частности, их учета в организации повседневной воспитательной работы.
Данная проблема глубоко анализировалась ноябрьским /1977 г./, апрельским и сентябрьским /1984 г./ Пленумами ЦК Компартии Украины.
В-пятых. Актуальность проблемы обусловлена также тем, что1. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры ее реализации. Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 года. - М., 1982, с.32.
2. Черненко К.У. Речь на Пленуме Центрального Комитета КПСС 13 февраля 1984 года.-В бр.:Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС 13 февраля 1984 года.-М.,1984, с.II.нынешнее состояние трудового воспитания молодых работников сельского хозяйства, как и всей советской молодежи, не соответствует требованиям общества*, а демографическая обстановка и баланс трудовых ресурсов на селе в республике остаются сложными.
В-шестых. Диссертант учитывает и то обстоятельство, что в плане научного коммунизма данная проблема исследована еще недостаточно, что уже отмечалось исследователями^. О правомерности такого вывода свидетельствует отсутствие специальных работ, в которых бы она рассматривалась комплексно, с учетом опыта,накопленного сельскими партийными, комсомольскими организациями в годы десятой-одиннадцатой пятилеток. Такое состояние разработки данного вопроса связано и со значительным отставанием исследований комплекса проблем формирования и развития советского кресть3янства, нового социального типа работника сельского хозяйства.
В-седьмых. Об актуальности проблемы свидетельствует ее интернациональный характер, обусловленный коренными социально-экономическими, политическими, идеологическими задачами, стоящими перед социалистическими странами. Как подчеркнуло специальное совещание секретарей Центральных Комитетов коммунистических и рабочих партий социалистических стран в мае 1984 года,"коммунистические и рабочие партии. считают воспитание молодежи одной из важнейших стратегических задач социалистического строитель1. Зимянин М. Следуя ленинским принципам развития народного образования. - Коммунист, 1984, № 7, с.24.
2. Артемьев Е.Ф. Эппггейн Д.М. Проблемы трудового воспитания и трудовой активности работающей молодежи в литературе периода зрелого социализма. - В кн.: Историография ВЛКСМ. Сборник научных трудов. - М., 1979, с.138, 150.
3. Аграрные проблемы развитого социализма /Отв.ред.В.А.Тихонов.-М., 1980, с.461; Актуальные проблемы изучения истории СССР /Передовая. - История СССР, 1984, № 2, с.7-8.ства"*.
Такой подход братских коммунистических и рабочих партий социалистического содружества нашел отражение и в том, что одним из вопросов научного изучения проблемной комиссией многостороннего сотрудничества Академий наук социалистических стран - членов СЭВ ввделена проблема трудового воспитания молодежи^.
Опыт КПСС и Советского государства, общественных организаций по трудовому воспитанию молодых работников сельского хозяйства, как и всей советской молодежи, имеет интернациональный характер. Он внимательно изучается и широко внедряется в практикуработы партийных, общественных организаций стран социалистичеЯского содружества.
В-восьмых. Диссертант учитывал немаловажное значение проблемы трудового воспитания молодежи в идеологической борьбе. Например, западногерманские буржуазные идеологи, отмечая, что "молодое поколение в Федеративной Республике Германии поставило под сомнение до сих пор неоспоримую первостепенность труда в системе ценностей"^, как и американские, английские "советологи" негативное отношение части современной молодежи буржуазного общества к труду пытаются истолковать как некое глобальное явление, присущее не только миру капитализма, но и социалистическим странам. Подобные измышления, нацеленные на подрыв трудовой активности советской молодежи,требуют решительного разоблачения.
1. Правда, 1984, I июня.
2. Шубкин В., Чередниченко Г. Жизненные планы молодежи. - Общественные науки, 1978, № 4, с.163-164.
3. Фельве Е. Цель - эффективность и качество. - Правда, 1984, 9 июля; Ермолаев В. Опыт мастеров - молодым. - Труд. -1984, 27 июля.
4. От редакции. - Гутен Таг /Журнал из Федеративной Республики Германии/, 1983, № 10, с.1.
На решение этой задачи направлено и данное исследование.
Названные факторы позволяют сделать вывод, что тема диссертации актуальна как в практическом, так и теоретическом аспектах, глубоко созвучна программным задачам партии и государства,требованию ЦК КПСС "улучшить научную разработку актуальных проб„тлем коммунистического воспитания молодежи.
Проблема трудового воспитания молодежи, занятой в сфере сельскохозяйственного производства, уже нашла определенное отражение в работах целого ряда исследователей: историков, философов, социологов, что также свидетельствует о ее актуальности. Работы периода 1960-1984 годов по данной теме возможно систематизировать в три группы.
Первую -и наиболее обширную группу составляют исследования, близкие к данной теме, но написанные в историко-партийном плане, в которых анализируется и обобщается опыт партийных, комсомольских организаций Украинской ССР,страны по трудовому воспитаниюмолодых работников сельского хозяйства.Наиболее полное отражениерон нашел в монографиях В.П.Хижняка, В.Ф.Плисюка, Е.Т.Соломко диссертациям1. О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи: Постановление ЦК КПСС. - Правда, 1984, 7 июля.
2. Хижняк В.П. Комун1стичне виховання труд1вник1в села /3 досв!-ду 1дейно-виховно1 роботи парт1йних орган1защй Укра!ни на сел1 в 1959-1970 pp./. - Khib, 1973; Плисюк В.П. Радянське село в умовах розвинутого соц1ал1зму /Д1яльн1сть Комушстич-hoi парты по вдосконаленню соц1ал1стичних сусп1льних В1дно-син на ceni. 1960-1978/. - jlbbib, 1980; Соломко G.T. Зростан-ня соц1ально1 активност1 труд1вник1в села /Д1яльн1сть Кому-Hi стично1 парты Укра!ни по пщвищенню рол1 Рад народних депутате у дальшому розвитку соц1ально1 активност1 трудгв-ник1В села в умовах зртлого соцгалгзму/. - Львгв, 1982.
В.А.Казначеева, В.Д.Бовкуна*.
Например, в монографии В.П.Хижняка рассматривается деятельность сельских парторганизаций Украинской ССР в 60-е годы по развитию и совершенствованию трудового воспитания молодых работников сельского хозяйства.
Глубокий анализ деятельности сельских партийных организаций Украинской ССР в 60-70-е годы по решению данной проблемы содержится в монографии В.Ф.Плисюка.
А.М.Королев обобщает опыт работы сельских партийных организаций ряда областей РСФСР по трудовому воспитанию молодых колхозников в середине пятидесятых годов, а В.А.Казначеев исследует главным образом деятельность Ставропольской краевой партийной организации по решению данного вопроса в годы восьмой пятилетки.
Особенностью диссертации В.Д.Бовкуна есть то, что в ней обобщается опыт работы партийных организаций Украинской ССР по трудовому воспитанию рассматриваемой группы молодежи в период между ХХП и ХХШ с"ездами КПСС.
Частично, поскольку не является непосредственным обпектом исследования, опыт работы партийных организаций Украинской ССР,

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 121 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz