Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:46
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Теоретические основы уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности. Бошук, Виктор Аркадьевич бесплатно
22:35
Скачать Теоретические основы уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности. Бошук, Виктор Аркадьевич бесплатно
Теоретические основы уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности

Диссертация

Автор: Бошук, Виктор Аркадьевич

Название: Теоретические основы уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности

Справка: Бошук, Виктор Аркадьевич. Теоретические основы уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.08 Краснодар, 2006 217 c. : 61 06-12/1314

Объем: 217 стр.

Информация: Краснодар, 2006


Содержание:

Глава 1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
1 Понятие, сущность, принцнны и модели уголовно-правовой политики
2 Теоретические источники уголовно-правовой политики
Глава 2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И НАУЧНОЕПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1 Понятие, содержание и элементы уголовно-правовой политикив сфере государственной безопасности
2 Целостная теоретическая модель (концепция) уголовно-правовойполитики в сфере государственной безопасности
3 Научное прогнозирование уголовно-правовых явлений в сферегосударственной безопасности
Глава 3 СИСТЕМА СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПР0ТР1ВГОСУДАРСТВЕННОЙ (ВНЕШНЕЙ) БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ И 0СН0ВНБ1Е НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
1 Общая уголовно-правовая характеристика преступлений, посягающих наосновы конституционного строя и безопасности государства
2 Государственная измена и шпионаж
3 Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны
4 Использование зарубежного опыта при конструировании составовпреступлений против государственной (внешней) безопасности

Введение:

Актуальность темы исследования. Выбор темы диссертационного исследования, его теоретические основы обусловлены тем, что в последние годы вРоссии был осуществлен нереход к принципиально новым общественным отношениям, который вызвал необходимость кардинальных преобразований вуголовно-правовой сфере. Смысл их заключается в применении комплекса уголовно-правовых средств по обеспечению адекватности права демократическимобщественным отношениям, то есть проведении новой правовой, в том числеуголовно-правовой, политики.В административно-командной системе государственного управленияправовая политика реализовывалась, главным образом, через директивы и распоряжения, не учитывавшие порой интересы личности, да и самого общества.В условиях демократии определяющим фактором уголовно-правовой защитыинтересов каждого гражданина является взаимодействие личности, общества игосударства. Между вышеперечисленными моделями уголовно-правового регулирования находится достаточно продолжительный переходный период. В основе функционирования уголовного нрава в такой период лежат закономерности, во многом отличные от присущих как советскому, так и развитому гражданскому обществу. Это приводит к необходимости исследования вопросовформирования уголовно-правовой политики в переходный период, становленияновых подходов и механизмов формирования уголовно-правовой политики всфере государственной безопасности, а также активной практической деятельности в этом направлении.Вопросы совершенствования деятельности правоохранительных органови определения приоритетных направлений развития права находятся сегодня вцентре политической и социальной жизни страны. С одной стороны, за времяреформ в российском уголовном праве произошли важнейшие изменения системного характера, свидетельствующие об его трансформации в уголовное пра4во цивилизованного типа. С другой стороны, на начальной стадии реформ зачастую неизбежен временный рост преступности.Последние годы обстановка в Российской Федерации характеризуетсякризисным положением во многих сферах жизнедеятельности государства иобщества, сопровождающимся ухудшением криминогенной обстановки. Отмечаются увеличение числа тяжких преступлений, расширение масштабов деятельности организованных преступных группирований, появление новых видовособо опасных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, права и свободы граждан. Рост преступности оказывает серьезное дестабилизирующеевоздействие на экономику и социальную жизнь, подрывает авторитет государства на международной арене. Поэтому совершенствование уголовно-правовойполитики российского государства в сфере государственной безопасности имеет важнейшее значение.Чрезмерная идеологизированность и недостаточная востребованность научных исследований в этой области в предыдущий исторический период привели к тому, что наука уголовного права не внесла своего посильного вклада впреодоление кризисных явлений в обществе. Это порождает настоятельную необходимость в своевременном теоретическом осмыслении новых правовых явлений в сфере государственной безопасности.С учетом многопланового характера рассматриваемой проблемы, в диссертации, наряду с теоретическими вопросами уголовно-правовой политикироссийского государства, исследуются практические аспекты ее реализации.Выбор в качестве предмета исследования уголовной политики Российской Федерации в сфере государственной безопасности обусловлен недостаточным развитием данной сферы государственной деятельности в нашей стране, а такженеобходимостью выработки новых подходов в обеспечении безопасности личности, общества и государства. С переходом к правовому государству проблемаразвития уголовно-правовой политики, совершенствования уголовно-правовогорегулирования общественных отношений приобрели особую актуальность изначимость.5Вступление отечественной правовой науки на путь преобразований предопределяет ее развитие в русле общемировых тенденций. Поэтому, формируясовременную уголовно-правовую политику в сфере государственной безопасности, российское государство должно опираться на знания и опыт, существующие в мире. Однако в нынешних условиях достижения западной теорииправа не могут полностью удовлетворить потребности российского государствакак субъекта переходного периода, они применимы лишь в той части, котораяотвечает специфике, рожденной состоянием политической трансформации.Осознание обществом того факта, что государственная инфраструктураРоссии находится в стадии становления, как с точки зрения количественных,так и качественных характеристик, предопределило необходимость разработкицелостной теоретической концепции уголовно-правовой политики российскогогосударства в сфере государственной безопасности, определения перспективразвития уголовного законодательства, в частности, в повышении качества охранительной функции уголовного права.Степень разработанности проблемы. В отечественной юридической наукепроблемам уголовной политики традиционно уделялось значительное внимание (за исключением периода 40-50-х годов). К первопроходцам в этой областиотносятся выдающиеся ученые-юристы И.Я. Фойницкий, М.В. Духовской, Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергеевский, М.П. Чубинский, К.С. Гогель, М.Н. Гернет, С В .Познышев, Н.Н. Полянский, А.А. Пионтковский (отец), А.Я. Эстрин, Н.А. Неклюдов, А.А. Жижиленко, СП. Мокринский. В период становления советскойправоохранительной системы у истоков уголовной политики стояли М.Ю. Козловский, П.И. Стучка, Д.И. Курский, Н.В. Крыленко, К.Х. Данишевский, Е.Б. Пашуканис, П.А. Скрыпник, А.А. Пионтковский (сын), А.Н. Трайнин и другие.С конца 50-х годов XX века исследования уголовно-политических и криминологических проблем были возобновлены, что привело к появлению рядафундаментальных трудов А.А. Герцензона, М.Д. Шаргородского, А.С Шляпочникова. Их исследования продолжили Г.А. Аванесов, М.М. Бабаев, П.А. Беляев, СВ. Бородин, С С Босхолов, СЕ. Вицин, Ю.А. Воронин, И.М. Гальпе6рин, Л.Д. Гаухман, П.Ф. Гришанин, П.С. Дагель, А.И. Долгова, А.Э. Жалинский, Н.И. Загородников, И.А. Исмаилов, И.И. Карпец, Г. Келина, М.И. Ковалев, А.И. Коробеев, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, В.И. Курляндский, Н.А. Лопашенко, Ю.И. Ляпунов, Ф. Милюков, Г.М. Миньковский, П.Н. Панченко,Ю.Е. Пермяков, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревин, А.А. Тер-Акопов и другие.Правовым проблемам обеспечения национальной безопасности, формированию политики СССР и РФ в области борьбы с государственной преступностью посвящены труды Г.З. Анашкина, А.Е. Беляева, М.А. Вуса, Ю.Е. Булыгина,Ю.Б. Долгополова, В. Дьякова, А.А. Игнатьева, К.Х. Ипполитова, М.П. Карпушина, Ю.Я. Коршунова, А.В. Опалева, В.Н. Рябчука, В.А.Федорова и других.В результате комплексного исследования преступности в 80-х годах XXвека была создана теория отечественной уголовно-правовой политики, котораясоответствовала существовавшему в то время законодательному и правоприменительному уровням государственной политики в сфере борьбы с преступностью.В последнее время вновь отмечается рост интереса отечественных ученых к исследованию проблем уголовной политики. Однако работы по уголовно-правовой политике российского государства в сфере государственной безопасности, как правило, не выходят за рамки комментариев к действующему законодательству. Работ монографического характера по исследованию уголовно-правовой политики Российской Федерации в сфере государственной безопасности опубликовано крайне мало. Это позволяет сделать вывод, что вопросыформирования уголовной политики России в сфере государственной безопасности являются новыми, как для теории уголовного права, так и для правоприменительной практики.Полагаем, что исследование теоретических основ формирования и реализации уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности будет способствовать разработке и внедрению такой системы комплекснойуголовно-правовой защиты личности, общества и государства от внешних ивнутренних угроз, которая была бы адекватна современной политической об7становке, а также созданию и совершенствованию механизма для повышенияэффективности этой системы с учетом практики обеспечения национальнойбезопасности ведущих мировых держав.Обьект исследования составляет уголовно-правовая политика России всфере государственной безопасности.Предметом исследования явились понятие, сущность, принципы, объективные и субъективные факторы, определяющие уголовно-правовую политикуРоссийской Федерации в сфере государственной безопасности, нормы российского и зарубежного уголовного законодательства в области обеспечения государственной (внешней) безопасности государства, монографические исследования отечественных ученых, публикации в юридических периодических изданиях, судебная практика, архивные материалы. К сожалению, в ограниченныхрамках данной работы не представилось возможным рассмотреть все нормы,обосновывающие ответственность за преступления, посягающие на конституционный строй и безопасность государства. Возможно, им будут посвященынаши дальнейшие исследования.Цель и задачи исследования. Основными целями диссертации являются:обоснование необходимости разработки уголовно-правовой политики в сферегосударственной безопасности и выработка рекомендаций по совершенствованию норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственностьза совершение преступлений, которые посягают на внешнюю безопасностьРоссийской Федерации.В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:- проведен обстоятельный системно-структурный анализ понятия «уголовно-правовая политика»;- раскрыты сущность и содержание современной уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности, проанализированы еёпринципы и цели;- исследованы тенденции и перспективы развития уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности;8- изучены предмет и методы уголовно-правового прогнозирования в сфере государственной безопасности;- разработаны теоретический и методологический аппараты формирования и осуществления уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности;- проанализировано зарубежное законодательство, предусматривающееуголовную ответственность за совершение преступлений против государственной (внешней) безопасности;- выработаны и обоснованы предложения по совершенствованию уголовного законодательства РФ, обосновывающего ответственность за совершениепреступлений против государственной (внешней) безопасности.Методология исследования. Методологической основой диссертационнойработы являются диалектический, системный и комплексный подходы. Крометого, при проведении исследования использовались общенаучные, специальныеи частные юридические методы. Также применялся метод экспертных оценок,для которого были привлечены ученые-юристы и практические работники, деятельность которых связана с обеспечением государственной безопасности.Нормативной базой исследования являются Конституция Российской Федерации; действующее законодательство Российской Федерации (Уголовныйкодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О безопасности». ЗаконРоссийской Федерации «О государственной тайне». Концепция национальнойбезопасности Российской Федерации, Доктрина информационной безопасностиРоссийской Федерации и др.); ранее действовавшее отечественное уголовноезаконодательство (в частности. Уголовные кодексы РСФСР 1922, 1926, 1960гг.); национальное уголовное законодательство ряда зарубежных государств(Австрии, Великобритании, Республики Болгария, Голландии, Бельгии, Дании,Италии, Испании, КНР, Норвегии, Республики Беларусь, Республики Корея,Республики Польша, США, Турции, ФРГ, Франции, Швейцарии, Швеции, др.).Эмпирическая база исследования основывается на опубликованных статистических данных по делам о преступлениях, направленных против основ4. 9конституционного строя и безопасности РФ, судебной практике, контентанализе периодической печати. Кроме того, использовались результаты эмпирических исследований, проведенных другими авторами по данной проблеме.Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые осуществлен анализ уголовно-правовой политики России в сфере государственнойбезопасности в качестве самостоятельного объекта исследования; выделены* объективные и субъективные факторы, определяющие уголовно-правовую политику в указанной сфере; аргументирована необходимость разработки и принятия Концепции уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности и предложена ее структура; сформулировано понятие уголовно-правовой политики в сфере государственной безопасности; дана новая тракф товка такому преступному деянию как «государственная измена»; обоснованыпредложения по совершенствованию статей 12, 275, 283 УК РФ; и включению вУголовный кодекс РФ новой статьи 283 ^ «Незаконные получение, распространение или использование сведений, составляющих государственную тайну».На защиту выносятся следующие основные положения:1. Под уголовно-правовой политикой в сфере государственной безопасности предложено нонимать стратегию и тактику органов государственной власти и управления по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного хаф рактера с учетом имеющихся ресурсов;2. Необходима теоретически обоснованная модель (концепция) опти'^ мальной уголовно-правовой политики в сфере государственной безопасности,базирующаяся на анализе факторов криминализации и пенализации с учетомвлияния и взаимообусловленности всех элементов, которые составляют содержание этой политики. Концепцию уголовно-нравовой политики России в сферегосударственной безопасности следует рассматривать в сущностном аспектеф как систему мер по обеспечению безопасности государства от внешних ивнутренних угроз политического, экономического, социального, военного, тех10ногенного, экологического, информационного и иного характера с учетомимеющихся ресурсов и возможностей, а в прикладном — как детальный план ипрограмму конкретных действий.3. На основании использования метода экспертных оценок можно выделить объективные и субъективные факторы, оказывающие определяющее влияние на формирование уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности в современный период. Важнейшими из них являютсяследующие:Объективные факторы:- необходимость уголовно-правовой защиты жизненно важных интересовличности, общества и государства;- высокая степень общественной опасности деяний, посягающих на государственную безопасность;- появление новых видов общественно опасных деяний, посягающих нагосударственную безопасность;- неблагоприятные показатели состояния и динамики преступлений государственной безопасности;-развитие общественных отношений в сфере государственной безопасности;Субъективные факторы:-руководство государственными органами обеспечения безопасностиПрезидентом Российской Федерации;- деятельность органов законодательной власти в системе государственной безопасности;- деятельность органов исполнительной власти в сфере государственнойвласти;- силы и средства обеспечения государственной безопасности;-профессиональная подготовленность, квалификация и опыт государственных служащих в сфере государственной безопасности;- деятельность органов судебной власти в системе государственной безо11насности.4. Предложена новая редакция статьи 275 УК РФ за счет уточнения ее названия и исключения из ее диснозиции указания на выдачу государственнойтайны как на самостоятельную форму государственной измены.Статья 275. Измена Отечеству1. Шпионаж, совершенный гражданином Российской Федерации, а равнооказание помощи иностранному государству, иностранной организации или ихпредставителям в проведении деятельности в ущерб внешней безопасностиРоссийской Федерации - наказывается лишением свободы от 7 до 15 лет.2. Те же деяния, новлекшие тяжкие последствия либо совершенные в военное время, - наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.Примечание. Лицо, совершившее нрестунление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса и не нричинившее тяжких последствий, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно добровольно прекратило преступную деятельность и оказало содействие в предотвращении дальнейшего ущерба интересам РоссийскойФедерации.5. Сформулирована новая редакция ст. 283 УК РФ посредством криминализации разглашения государственной тайны по легкомыслию или небрежности:Статья 283. Разглашение государственной тайны1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом,которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если этисведения стали достоянием других лиц, —наказывается арестом на срок до шести месяцев либо лишением свободына срок до трех лет с лишением нрава занимать онределенные должности илизаниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.2. Разглашение государственной тайны но неосторожности, связанное снарушением правил секретного делопроизводства, —наказывается арестом на срок до шести месяцев либо лишением свободы12на срок до двух лет с лишением права занимать онределенные должности илизаниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —наказываются лишением свободы на срок до семи лет с лишением правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.6. Обоснована целесообразность включения в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи 283 \ «Незаконные получение, распространение или использование сведений, составляющих государственную тайну» следующего содержания:1. Собирание сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом вцелях распространения либо незаконного использования этих сведений при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа, наказывается арестом на срок от одного до четырех месяцев либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех летили без такового.2. Распространение, хранение или использование незаконно полученныхсведений, составляющих государственную тайну, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа, —наказываются арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех летили без такового.3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, повлекшиепо неосторожности тяжкие последствия, а равно распространение незаконнополученных сведений, составляющих государственную тайну, —наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лише13нием права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью на срок до трех лет;7. Аргументировано предложение об установлении административной ответственности:- за нарушение установленных правил работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а равно с предметами иизделиями, сведения о которых составляют государственную тайну, лицом, которому они были доверены, при отсутствии признаков утраты указанных документов,- за нарушение установленных правил работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, лицом, которому онибыли доверены, повлекшее утрату этих документов, предметов и изделий, приотсутствии признаков уголовно наказуемого деяния;8. Скорректирована редакция части 1 статьи 12 УК РФ:«Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на ее территории, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему кодексу, если преступлениесовершено:а) в международном пространстве;б) на территории иностранного государства и направлено против интересов Российской Федерации;в) на территории иностранного государства и является преступлением вместе совершения преступления и они не понесли уголовную ответственность в, этом государстве. При осуждении указанных лиц наказание назначается в пределах санкции статьи уголовного кодекса данного государства, но не должнопревышать ее верхнего предела»;9. Статью 12 Уголовного кодекса РФ предлагается дополнить примечанием следующего содержания:«Под преступлениями, направленными против интересов Российской Федерации, понимаются преступления, посягающие на внешнюю безопасность14России вне зависимости от того, признаются ли эти деяния преступлениями поУК того государства, на территории которого они совершены».Теоретическая значимость результатов диссертационного исследованиязаключается в разработке теоретического и методологического аппаратов формирования уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности, что является вкладом в развитие теории уголовного права. В работетакже определен ряд актуальных для нового уголовного законодательства понятий; сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованиюдействующей нормативной базы; обобщен и проанализирован законотворческий опыт иностранных государств по обеспечению внешней безопасности государства.Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке предложений по совершенствованию уголовно-правовых и административно-правовых норм об ответственности за совершение ряда преступлений,посягающих на внешнюю безопасность государства. Выводы и рекомендацииисследования могут быть востребованы при подготовке нормативных актов,выработке оптимальной уголовной политики в сфере государственной безопасности, оптимизации деятельности государственных органов, в том ..числе спецслужб и правоохранительных структур, по обеспечению государственной безопасности Российской Федерации, а также использованы в учебном процессепри изучении курса «Уголовное право».Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета, где проводилось ее рецензирование. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в материалах всероссийской и двух региональныхнаучно-практических конференций, в 7 опубликованных работах автора, а также в процессе его многолетней профессиональной деятельности.Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и нриложение.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 196 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz