Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 03:55
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 20 » Скачать Тенденции развития повествовательной структуры современного прозаического текста : на материале русской прозы конца XX - бесплатно
05:38
Скачать Тенденции развития повествовательной структуры современного прозаического текста : на материале русской прозы конца XX - бесплатно

Тенденции развития повествовательной структуры современного прозаического текста : на материале русской прозы конца XX - начала XXI вв.

Диссертация

Автор: Маланова, Светлана Михайловна

Название: Тенденции развития повествовательной структуры современного прозаического текста : на материале русской прозы конца XX - начала XXI вв.

Справка: Маланова, Светлана Михайловна. Тенденции развития повествовательной структуры современного прозаического текста : на материале русской прозы конца XX - начала XXI вв. : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01 / Маланова Светлана Михайловна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского] Ярославль, 2007 151 c. : 61 07-10/1529

Объем: 151 стр.

Информация: Ярославль, 2007


Содержание:

ГЛАВА 1 Отражение эмоционального состояния субъекта в устной и письменной речи
§1 Эмоции и их классификация как междисциплинарная проблема
111 Решение проблемы эмоций в разных научных дисциплинах
112 Вопрос о классификации эмоций
§2 Страх как психологическое явление и единица языка
§3 Комплекс языковых средств, выражающих эмоциональное состояние субъекта в устной и письменной речи
131 Выражение эмоционального состояния в устной речи
132 Выражение эмоционального состояния в письменной речи
ВЫВОДЫ к ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 Текстовое представление (производство/понимание) эмоционального состояния «страх» (на материале малой прозы АПЧехова)
§1 Образ мира сквозь призму «эмоциональной ауры текста»
§2 Выражение эмоционального состояния «страх» в прочтенном тексте
§3 Представление эмоционального состояния «страх» в письменном художественном тексте
§4 Влияние «эмоциональной ауры текста» на эмоциональное состояние адресата
ВЫВОДЫ к ГЛАВЕ

Введение:

На современном этапе развития науки наблюдается активизация разработок по вербальному выражению (в устной речи), отражению (в письменной речи) эмоций субъекта. Повышенный интерес к эмоциональной сфере человека со стороны языковедов вполне оправдан: поскольку этой сферой во взаимодействии с когнитивной, перцептивной, моторной сферами определяется поведение индивида [см.: Златоустова Л.В. 2001, с. 107].Несмотря на то, что предпринимаются попытки систематизированного описания единиц языка, выражающих или называющих эмоции, авторы вкладывают в содержание этого понятия весьма разнообразный смысл.Причина этого в «расплывчатости самого концепта, принадлежащего ряду смежных с лингвистикой наук» [Шаховский В.И. 1996, с. 29]. В лингвистических исследованиях, посвященных языку эмоций, изначально сложилось двоякое положение, основанное на обращении к разным формам речи: устной и письменной. Изучению просодических и интонационных средств выражения эмоций в различных языках уделяется большое внимание [Э.М.Григорьева 1999, Л.В.Златоустова 2001, Николаева Т.М. 2000, Э.А.Нушикян 1986, И.Г.Торсуева 1995 и др.], противопоставляется коммуникативная ("нейтральная") и эмоциональная интонация. Проблема отражения эмоций в письменной речи в современной лингвистике, а также психолингвистике рассматривается на уровне лексического состава и синтаксических конструкций высказывания (лексический уровень представлен в работах Н.Д.Арутюновой, Е.Ю.Мягковой и др., синтаксический - Н.Цейтлин, Г.А.Золотовой, А.Вежбицкой, Е.М.Вольф и ДР-)Выбор нами эмоции «страх» обусловлен тем, что представители различных научных дисциплин (психологии, философии, нейрофизиологии, лингвисты), определяя круг базовых эмоций, в их число включают данную эмоцию [Б.И.Додонов 1978, К.Е.Изард 1980, П.В.Симонов 1972, 1993 и др.].Многие ученые сходятся во мнении, что эмоциональное состояние отклонение от нейтрального состояния, некоего нуля, хотя многими из них этот ноль не признается абсолютным, говорят об относительно нейтральном эмоциональном состоянии. Однако на современном этапе психология эмоций не располагает единой теорией эмоциональных явлений, и многие авторы сам термин "эмоция" трактуют по-разному. Например, в качестве основных понятий рассматриваются так называемые "аффективные состояния", или "глобальные настроения", имеющие качественные характеристики возбуждения или депрессии. Выбор эмоции "страх" обусловлен также тем, что это одна из самых сильных (если не самая сильная) по интенсивности эмоция, поэтому текстовое выражение данного эмоционального состояния является ярким, реализующим все элементы модели эмоциональной ситуации. Обращение к эмоции "страх" объясняется и тем, что эта типичная эмоциональная ситуация частотна в текстах рассказов А.П.Чехова (в каждом проанализированном нами тексте данная эмоциональная ситуация встречается от одного до четырех раз; имеется в виду гамма эмоций от робости, боязни, испуга до ужаса). Обоснованность нашего интереса к языковому отражению данной эмоции подтверждается результатами психолингвистических экспериментов, проведенных Н.В.Уфимцевой [2000], на основе которых ею был сделан вывод о том, что в течение десяти лет [1988-1997] образ страха стал одной из основных реалий русского языкового сознания. Ранг страха в языковом сознании русских возрос: в 1988-1991г.г. — данная реакция отсутствует (это связано с относительной социальнообщественной стабильностью); в 1992-1995 г.г. - количество вызвавших его стимулов - 90; в 1995-1991 г.г. количество вызвавших его стимулов 117, появляется реакция ужас {высшая интенсивность страха) — количество вызвавших его стимулов - 89; сводные данные: ранг страха — 51,5 (количество вызвавших его стимулов - 287). Эти данные подтверждаются также специальным психолингвистическим исследованием (см.: Е.Ю.Мягкова [1999, 2000]). В связи со сказанным изучение в лингвистическом плане одной из основных реалий русского сознания реалии представляется нам актуальным.Актуальность исследования. Предлагаемая работа имеет текстовую направленность, так как именно текст (в сравнении с лексемой, высказыванием (предложением)) полнее всего отражает эмоциональное состояние субъекта и его обусловленность. Эмотивность в лексикосемантическом отношении рассматривали В.Ю.Апресян, Ю.Д.Апресян, Н.Д.Арутюнова, А.А.Зализняк, Л.А.Калимуллина, А.А.Залевская, Е.Ю.Мягкова и другие; в синтаксическом плане (отдельные высказывания) А.Вежбицкая, Е.М.Вольф, М.В.Всеволодова, Е.С.Скобликова, Н.С.Цейтлин и другие; наконец, в текстовом - Э.А.Нушикян (главным образом в просодическом аспекте). Недостаточностью знаний о принципах организации эмотивного текста (или его фрагмента) обусловлена актуальность исследования: именно в рамках текста (или фрагмента контекста) прослеживается "приращение" смысла эмотива. "Приращение" смысла мы (в отличие от Г.О.Винокура) понимаем как способность ближайшего контекста или всего текста расширить и углубить смысловое содержание использованного эмотива благодаря описанию эмоциональной ситуации.Исследование эмотивного текста позволило ввести понятие "текстовая модель эмоциональной ситуации" (термин "модель" используется в узком, собственно грамматическом смысле). Основой для выделения текстовой модели стала модель предложения, рассмотренная Е.М.Вольф. Так как текст состоит из предложений, то представление эмоциональных состояний в рамках текста богаче, чем в отдельной синтаксической конструкции за счет реализации возможностей составляющих его предложений. Оперирование понятием "модель" вызвано тем, что она адекватно отражает многофакторное явление (феномен) - эмоцию.Научная новизна работы заключается в том, что мы исследуем выражение эмоционального состояния субъекта на уровне текста или его фрагмента, различая производство/понимание; в установлении соотносительности высказывания и текста, раскрывающих структуру и семантику эмоциональной ситуации; в раскрытии преимуществ текстового представления эмоции «страх» с учетом носителя языка, ибо в центре нашего внимания - выражение эмоции в речевом продукте, тексте.Многокомпонентность эмоциональной ситуации, в частности страха, позволяет констатировать недостаточность лексемы и предложения для ее передачи и объясняет обращение к тексту. Неисследованность текстового выражения эмоционального состояния была связана с тем, что текст долгое время изучался скорее внешне (его ССЦ или СФЕ; повторы и др.), смысл же его не затрагивался. Успехи психолингвистики и просодии текста, опережавших в изучении собственно лингвистику (синтаксис текста), способствовали обращению последней к тексту, создавали возможность текстового анализа эмоциональных состояний. Научная новизна работы определяется следующим: • выявляются преимущества модели при рассмотрении эмотивного текста (или его фрагмента) на материале малой прозы А.П.Чехова: через элементы модели вскрывается общая схема типичных эмоциональных ситуаций, обнаруживается также специфическое, индивидуальное (чековское) в представлении ситуаций; • определяются функционально-коммуникативная и структурная нагрузки каждого компонента модели и средства разных уровней языка (лексикосемантического, синтаксического и др.), служащие для их выражения, причем учитываются данные звучащего (прочтенного) текста; • в числе факторов, влияющих на представление эмоционального состояния субъекта, учитывается жанровая принадлежность анализируемых текстов; • акцентируется внимание на понимании эмотивного текста.Важным моментом в науке (в частности, в лингвистике) является изучение способов выражения/передачи субъектом своего эмоционального состояния. М ы видим необходимость обращения к комплексу средств, так как художественный текст является не чем иным, как комплексным выражением описываемого эмоционального состояния (в нашем случае, страха), складывающимся из языковых (интонационных, лексических, синтаксических и др.) и внеязыковых элементов. Поэтому, не ограничиваясь письменной формой художественного текста, мы обращаемся и к устной его реализации, в которой элементами представления эмоционального состояния субъекта выступают интонационные и просодические характеристики.Целью предпринятого нами исследования является следующее: посредством комплексного анализа устного/письменного художественного текста, содержащего описание эмоционального состояния субъекта, показать фрагмент языковой картины мира, воплощенный в художественном тексте; в рамках лингвистического исследования выявить также особенности психологизма автора (А.П.Чехова).Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: • определить понятие "эмоция", опираясь на философские и психологические исследования в рамках проблемы эмоций; • представить "страх" как психологическое явление и как лексему, единицу языка; • дать интонационную характеристику прочтенного художественного текста, существенную составляющую модели типичной эмоциональной ситуации; • на материале рассказов А.П.Чехова представить текстовую модель (по аналогии с моделью в рамках предложения, описанной Е.М.Вольф) эмоциональной ситуации «страх» (структуру, ее составляющие (элементы)), применение которой обнаруживает коммуникативнофункциональную нагрузку каждого из ее элементов; • рассмотреть вклад каждого из элементов типичной модели в раскрытии целостной ситуации; • по данным психолингвистического эксперимента составить представление о влиянии эмотивного текста на эмоциональное состояние адресата.Объектом исследования явился художественный текст, содержащий описание эмоционального состояния «страх».Материалом для анализа послужила малая проза А.П.Чехова: все рассказы писателя из академического издания в двенадцати томах, содержащие описание эмоционального состояния «страх» (различного по своей интенсивности) или хотя бы указание на него. Всего рассмотрен 71 текст. В качестве единицы анализа (операциональной и статической) предложена типичная эмоциональная ситуация. 19 типичных ситуаций, преломляемых нами в соответствующей модели, и явились материалом для исследования. Материалом для сравнительного анализа послужили отдельные контексты из произведений И.С.Тургенева и И.А.Бунина.Основные методы исследования. В диссертации использован ряд методов и приемов анализа фактического материала в соответствии с целью и задачами работы. Ведущими явились методы лингвистического описания и комплексного анализа текста, который применялся при непосредственном наблюдении над текстами, содержащими описание эмоционального состояния «страх», а также при отборе, анализе, систематизации фактического материала в аспекте поставленных задач. Кроме того, в работе использованы экспериментальные методы, направленные на понимание.Па защиту выносятся следующие положения диссертации: 1. Полнота выражения эмоционального состояния субъекта может быть выявлена именно в рамках расширенного контекста, организуемого за счет синтеза средств (интонационных, лексических, коммуникативносинтаксических и др.), участвующих в представлении эмоциональной ситуации.2. Синтез в анализе форм текста (устный/письменный) при рассмотрении выражения эмоционального состояния субъекта эмоции позволяет представить полную картину. Прочтенный текст наиболее адекватно выражает эмоциональное состояние субъекта, описанное в его рамках, что определяется в ходе экспериментов, проводимых с позиции понимания текста.3. Описание эмоционального состояния субъекта-персонажа в художественном тексте строится по определенной модели. Типичная модель эмоциональной ситуации, реализующаяся в текстах малой прозы А.П.Чехова, репрезентирует общеязыковую (выявляемую на основе сравнения с другими авторами: отдельными контекстами из произведений И.С.Тургенева, И.А.Бунина) и определяется некоторой спецификой в плане представления эмоции страха. В частности, наличие такого ее элемента как «снятие эмоциональной напряженности» объясняется жанровой принадлежностью рассказов А.П.Чехова; дает языковое основание для суждений о его идиостиле.4. Раскрытие эмоционального состояния субъекта в художественном тексте служит развитию композиции, выявляет смысловую нагрузку композиционных элементов, иначе говоря, композиция наполнена смыслом.5. Восприятие эмотивного текста означает понимание и со-чувствование персонажу-субъекту эмоции: адресат не просто воспринимает семантику данных текстов, он со-переживает субъекту эмоционального состояния, изображенному в художественном тексте, берет на себя в той или иной степени эмоциональную нагрузку.Теоретическая значимость работы определяется тем, что выводы, сделанные в результате исследования, являются конкретным вкладом в изучение эмотивного текста. Описание особенностей комплексного представления эмоционального состояния субъекта (в частности, страха) снимает ограничения, накладываемые поуровневым подходом к языку эмоций. Синтез в анализе разных форм текста (устного/письменного) означает интеграцию, в результате которой предстает полная (или адекватная) картина выражения эмоциональных состояний языковыми средствами.Практическая ценность работы заключается в том, что анализируется эмотивный текст. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка, в том числе и как неродного (ибо понимание эмотивного текста связано с этнической принадлежностью пользователя языком), по разделу синтаксиса, а также фонетики, лексикологии; работа имеет выход в лингвистический анализ художественного текста; она может также послужить основой для разработки программ спецкурсов, в курсовых и дипломных сочинениях студентов, в учебных пособиях.Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав; заключения; библиографии, списка лексикографической и справочной литературы, а также двух приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 124 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz