Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:00
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 15 » Скачать Структура способностей к учебной деятельности в младшем школьном возрасте и динамика их развития. Шмакова, Вера Андреевна бесплатно
00:45
Скачать Структура способностей к учебной деятельности в младшем школьном возрасте и динамика их развития. Шмакова, Вера Андреевна бесплатно

Структура способностей к учебной деятельности в младшем школьном возрасте и динамика их развития

Диссертация

Автор: Шмакова, Вера Андреевна

Название: Структура способностей к учебной деятельности в младшем школьном возрасте и динамика их развития

Справка: Шмакова, Вера Андреевна. Структура способностей к учебной деятельности в младшем школьном возрасте и динамика их развития : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 Комсомольск-на-Амуре, 2001 142 c. : 61 02-19/454-0

Объем: 142 стр.

Информация: Комсомольск-на-Амуре, 2001


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I Психологическая характеристика учебных способностей и их структуры (по материалам психологических исследований)
11 исследованиях
12 Анализ психологических исследований учебной деятельности Феноменология способностей в психологических и психологических качеств, обеспечивающих ее успешность
Глава
II Организация и методы исследования структуры учебных способностей
Глава
III Характеристика способности к учебной деятельности (по результатам эмпирического исследования)
31 Анализ качеств, обеспечивающих успешность учебной деятельности в младшем школьном возрасте
32 возрасте
33 Психологический анализ представлений педагогов об Структура учебных способностей в младшем школьном ПО учебных способностях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

С ростом объема информации, которую необходимо освоить человеку в процессе социализации, возрастает значимость специфических субъекта. Именно видов такой деятельностей, направленных на преобразование деятельностью является учебная деятельность, результатом которой выступает сам меняющийся субъект, рефлексия им своих собственных изменений и постановка целей, связанная с дальнейшим, произвольным преобразованием себя. Учебная деятельность неотъемлемый атрибут жизни, который называл второй профессией Д.Б. Эльконин каждого человека, "от умения осуществлять которую во многом зависит продвижение в основном избранном деле" [160, 241]. Отождествление учебной деятельности с деятельностью практической, которое наблюдается в ряде исследований [148;159] ведет к тому, что структура учебной деятельности искажается: взрослый переопределяет учебную задачу в задачу конкретно-практическую, учебные действия перерождаются в имитационные действия по образцу, а усилия прилагаются к овладению содержанием предмета.. В учебной же деятельности взрослый учит не столько действовать (точно так же), сколько собственно учебным действиям: "обучение деятельности это не обучение навыкам, это обучение постановке целей и дштьнейшей их реализации" [115, с. 124]. Проблему, связанную с поиском свойств человека, определяющих успешность выполнения какой-либо деятельности в отечественной психологии принято определять как проблему способностей к деятельности (В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, К.К. Платонов, Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.). Исследования, связанные с поиском качеств, обусловливающих успешность учебной деятельности (Л.Ф. Бурлачук, В.М. Блехер, В.В. Дружинин, Н.А. Менчинская, Г.А. Цукерман и др.) показывают, что наличие высоких показателей интеллекта и обучаемости как общей умственной способности, связанной с усвоением новых знаний, не всегда обеспечивают успешность учебной деятельности. На успешность обучения влияют установки, интересы, мотивация и многие другие свойства личности. Данные факты подчеркивают специфику самой деятельности, которой овладевает субъект. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она субъектно-ориентированная, предметом ее выступает сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Овладение такой деятельностью сопровождается ориентацией на самого себя, именно себя ребенок выделяет как предмет изменений. Таким образом, специфика учебной деятельности, связанная с тем, что основным ее содержанием выступает процесс регуляции предметно-практической деятельности, предопределяет а результат связан с осознанием собственных изменений, структуру учебной способности. Структуру способности к составлять такие свойства личности, которые учебной деятельности будут отражают субъектное отношение учащегося к учебной деятельности. Учебная способность, как и любая человеческая способность, проявляется и формируется в деятельности. В связи с этим, основной задачей и целью педагогической деятельности в начальной школе выступает учебной деятельности в ее специфическом значении. формирование Но процесс целенаправленного регулирования учебной деятельности осложнен уровнем общности ее целей. Конкретный результат часто не презентирует цель деятельности, на пути к достижению цели выделяются "подцели", связанные с предметно-практической деятельностью, которая выступает в качестве содержательной стороны собственно учебной деятельности. Только при условии выделенности этих целей в сознании педагогов и умении презентировать их в оценке можно говорить о формировании субъекта учебной деятельности, а следовательно, способностей. Таким образом, цель нашего исследования состоит в изучении структуры способностей к учебной деятельности в младшем школьном возрасте и анализе тех условий, при которых складываются данные способности. и создании условий, способствующих развитию учебных Объектом нашего исследования является учебная деятельность младших школьников. Предметом исследования структура способностей к учебной деятельности в процессе-развития в младшем школьном возрасте. Теоретический анализ проблемы позволил выделить следующую гипотезу: Отличительным признаком учебной деятельности является то, что она субъектноориентирована, следовательно, успешное освоение такой деятельностью связано с потребностью в социальной адаптации посредством постоянного преобразования себя. В качестве внутреннего условия, обеспечивающего успешное овладение учебной деятельностью выступают учебные способности. Учебные способности это сложные психологические субъекта способности, в структуру которых входят индивидуальноособенности личности, характеризующие учащегося как общественно-значимой деятельности. Личностные свойства, отражающие субъектное отношение к учебной деятельности, будут определять успешность учебной деятельности на протяжении всего младшего школьного возраста. Цель и гипотеза следующих задач: 1. Определить феномен учебных способностей. 2. Выявить качества, обеспечивающие успешность в овладении учебной исследования определили необходимость решения деятельностью в младшем школьном возрасте. 3. Изучить структуру учебных способностей младших школьников. 4. Проследить динамику в развитии структуры способностей к учебной деятельности на протяжении младшего школьного возраста. 5. Изучить условия развития учебных способностей, представленные в имплицитной концепции учебно-важных качеств педагогов. Основными методологическ-шми принципами, исследования явились: 1. Принцип системного подхода, который начиная с трудов П.К. Анохина [8], в отечественной психологии разрабатыватся в трудах Л.С. Выготского [33], Б.Ф. положенными в основу Ломова [91], Я.А. Пономарева [121], В.Д. Шадрикова [159] и других. Системный подход предполагает рассмотрение предмета психологического исследования как целостной, многомерной реальности. В нашем исследовании этот принцип проявляется в рассмотрении структуры способностей как системы, которая состоит из компонентов, специфические свойства которой существуют только во взаимосвязи этих компонентов [17]. 2. Принцип деятельностного подхода, разработанного в трудах Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Альбуханово-Славской, Д.Б. Эльконина и др., согласно которому формирование способностей возможно только при условии построения соответствующей деятельности. Психика человека рассматривается при деятельностном подходе как система, обеспечивающая регуляцию индивидуальной деятельности на основе соотнесения отражения внешней реальности с потребностями личности. 3. Принцип детерминизма, разработанный Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, К.А. Альбухановой-Славской и др., согласно которому, эффект внешних причин, действующих только через внутренние условия, существенно зависит от последних. В качестве важнейшего фактора детерминации деятельности выступает организация развивающейся системы, ее структура и принципы функционирования. выступают В нашем исследовании в качестве такой качеств системы личности, учебные способности структура обеспечивающая успешное овладение учебной деятельностью. Основными эмпирическими методами исследования были: экспериментальные и психодиагностические методы. Тестирование испытуемых проводилось индивидуально. В качестве конкретных методик использовались: методика обучаемости А.Я. Ивановой; культурно-независимый тест Р. Кеттелла; модифицированный вариант методики Ф. Хоппе; мотивационный тест Х.Хекхаузена; цветовой тест отношений; адаптированный, модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла; опрос учащихся и учителей.качестве основных методов обработки интерпретации экспериментальных данных применялись методы математической статистики и многомерного анализа. Экспериментальная работа проводилась в течение 1996-1998 гг. на базе школ N 15, 18, 45, 50, 51 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании приняло участие 220 детей младшего школьного возраста. Из них 120 человек учащиеся третьих классов, 60 человек учащиеся второго класса и 40 человек учащиеся первого класса. Исследованием имплицитной концепции учебных способностей у педагогов охвачено 170 учителей, из которых 50 человек являются учителями начальной школы и 120 педагогами среднего звена. Научная новизна исследования заключается в определении феномена учебных способностей как сложных способностей, структуру которых составляют свойства личности, определяющие успешность учебной деятельностью, а также в изучении динамики ее развития в младшем школьном возрасте. Практическое значение исследования заключается в выявлении психологических механизмов регуляции учебной деятельности, в качестве которых выступают учебные способности как сочетание индивидуально- психологических особенностей личности, определяющих успешность учебной деятельности в первом, втором и третьем классах. Изучены возможности саморегуляции, развивающиеся в младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности. Результаты исследования позволяют определить оптимальные условия организации учебного процесса в начальной школе с учетом конкретных особенностей данного периода развития личности ребенка Основные положения, выносимые на защиту: 1. Учебная деятельность это особая деятельность предметом которой является сам субъект, осуществляющий деятельности способного связано с развитием эту деятельность. Освоение учебной субъекта их. качеств, характеризующих цели и самостоятельно ставить реализовывать Следовательно,ведущими свойствами в структуре учебных способностей являются личностные свойства, характеризующие субъекта. 2. Учащегося как субъекта деятельности, характеризует выраженность таких мотивационных свойств личности, как стремление к достижению успеха и положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности 3. Сохранение на протяжении младшего школьного возраста двух свойств, определяющих успешность учебной деятельности, указывает на наличие феномена учебных способностей, а данные свойства позволяет определить как ведущие в структуре учебных способностей, отражающие субъектное отношение к учебной деятельности. 4. Изменения значимости других свойств в течение младшего школьного возраста указывает на изменения в структуре учебных способностей на разных этапах освоения конкретно-практической деятельности.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 93 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz