Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 02:27
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 30 » Скачать Статус музея в современной культуре. Иванова, Юлия Викторовна бесплатно
04:22
Скачать Статус музея в современной культуре. Иванова, Юлия Викторовна бесплатно

Статус музея в современной культуре

Диссертация

Автор: Иванова, Юлия Викторовна

Название: Статус музея в современной культуре

Справка: Иванова, Юлия Викторовна. Статус музея в современной культуре : диссертация кандидата культурологии : 24.00.03 Санкт-Петербург, 2005 177 c. : 61 05-24/121

Объем: 177 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2005


Содержание:

Введение
Глава 1 Аналитика музея
1 Этапы развития музееведения и современное состояние исследований
2 Культурологический метод рассмотрения феномена музея а) Теоретические предпосылки философско-культурологического анализа музея б) Взаимосвязь основных функций и дефиниции музея
3 Культурный статус музейного экспоната
Глава 2 Музей как феномен культуры XX века
1 Музей в зеркале культуры
2 Культура в зеркале музея
Глава 3 Музей как социальный институт
1 Музей и общество Власть 2 Музей и общество Экономика'
Глава 4 Музей как коммуникативная система
1 Музейное пространство а) Типы структурирования музейной экспозиции в XX в б) Границы музея
2 Социокультурная коммуникация в музее

Введение:

На всем протяжении своего существования феномен музея являлся объектом самого пристального внимания и изучения. Связано это с амбивалентной ролью музея как субъекта и объекта культуры. Музей - это один из объектов культуры, отражающий культурные реалии определенной исторической эпохи, и одновременно средство формирования культуры. С момента своего появления в европейской культуре Нового времени „музей не только отражает важные тенденции развития "культуры и общества, но, будучи наделенным особым смыслом как «инстанция вечности», со временем начинает оказывать все большее влияние на развитие социокультурной сферы.
Со второй половины XX в. проблема музея становится предметом исследования для целого комплекса гуманитарных дисциплин. Столь широкий интерес объясняется тем, что музей перестает быть только инстанцией, накапливающей, изучающей и репрезентирующей посредством артефактов различные культурные ценности. Собирая и сохраняя вещи, предназначенные для передачи потомкам, то есть для бесконечно долгого хранения, музей постепенно превращается в место рожденйя и сохранения подлинной Истории и Культуры. Выступая с точки зрения вечности, он получает возможность воздействовать на культуру, диктуя ей императивы восприятия и оценок.
На протяжении прошедшего столетия сложилась тенденция рассматривать музей как один из важнейших структурообразующих элементов всей современной западной культуры. Музей и музейность как таковая - это характеристика развития культуры в переломные, кризисные эпохи, когда культура уже не может справиться с осмыслением собственного многообразия. В такие периоды собирающий осколки утраченной целостности музей и его возросшая роль в культуре становятся объектами пристального внимания и критики. Однако можно заметить, что в виде претензий к музею деятели культуры и широкие слои населения зачастую выражают обеспокоенность не столько различными сторонами деятельности собственно музея, сколько путями развития культуры и общества.
Данное диссертационное исследование посвящено рассмотрению социокультурной роли музеев в XX в. и оценке этой роли различными слоями общества. Акцент в работе сделан на теоретическом и прикладном музееведении последних двух десятилетий, а также на практическом опыте музейной работы с 1980-х гг. по наши дни. На протяжении всего прошедшего века осуществлялись попытки видоизменить традиционные формы музеев и музейной деятельности, привести их в соответствие новым культурным ситуациям, которые периодически возникают в процессе развития культуры и социума. В результате переосмысления основных принципов функционирования музея как социокультурного института появляются новые формы музейной работы, особое внимание уделяется рекреационным и коммуникативным аспектам. Музей, во многом отойдя от модели целенаправленного формирования знаний, ценностных предпочтений и даже личности посетителей, начинает все больше удовлетворять разнообразные потребности музейной аудитории и в результате становится полифункциональным культурным центром. Крупные музеи, как и прежде, остаются одними из важнейших символов государственности, институтами поддержания национальной самоидентичности. Кроме этого, в последние двадцать-тридцать лет для развития многих музеев характерно превращение их в довольно успешные коммерческие предприятия, живущие по законам рыночной экономики и оценивающие эффективность своей деятельности исходя из экономических показателей.
Исследование статуса музея в современной культуре (положения музея среди иных институтов культуры и оценки культурной роли музея) основывается, прежде всего, на анализе некоторых (наиболее известных или репрезентативных) музеев западного культурного ареала, под которым в рамках данной работы понимаются страны Европы и Северной Америки, а также Россия. Такой выбор объясняется тем фактом, что только в рамках данной традиции музей выступает в роли репрезентативного выразителя культурных тенденций. Напротив, музеи стран Востока и Африки являются искусственным образованием, созданным по образцу западных музеев и не пользующимся большой популярностью у местного населения. При этом стоит отметить, что преимущественное внимание в данном диссертационном исследовании уделено анализу социокультурной роли европейских и российских музеев.
Рассмотрение статуса музея в современной культуре служит не только узкоспециальным целям музееведения (истории и теории музейного дела). Создание целостной концепции музея, основанной на философско-культурологической теории, позволяет осмыслить феномен музея во всей полноте его характеристик и тенденций его развития, предоставляя богатый теоретический и практический материал музееведению и иным гуманитарным наукам, а также дает метод комплексного изучения сложного феномена культуры в изменяющихся социальных и экономических условиях. Исследование концептуальных основ музееведения в рамках философии культуры отвечает потребности практиков современного музейного дела осознать истоки, пути и перспективы развития сети музеев. Философско-культурологический подход к сути вопроса представляется самым перспективным, так как он не ограничен рамками отдельных дисциплин, ведь феномен музея, многоплановый и многофункциональный, требует междисциплинарного исследования.
В современном теоретическом и практическом музееведении существует потребность выработать целостную концепцию музея, способную связать воедино все функции музея, объяснить различные аспекты музейной деятельности в их взаимосвязи с общими направлениями культурных изменений. На основе такой концепции можно проследить тенденции развития музея в ту или иную эпоху и дать рекомендации для поиска новых форм музейной работы. Так, появляются новые концепции, общая интенция которых заключена в универсализации (расширении сфер деятельности музея и тематики экспозиций, усилении. связей с общественностью), отказе от акцента только на научно-исследовательской, культурно-просветительной или образовательно-воспитательной деятельности музея.
Данное исследование предлагает рассматривать музей как специфический инструмент культурного взаимодействия, не ограниченный одной или несколькими определенными функциями, а в каждый данный конкретный момент активизирующий ту или иную из сторон своей деятельности в зависимости от изменяющихся требований культуры. Такой подход не может быть осуществлен внутри музееведческой проблематики, он требует рассмотрения в рамках философии культуры.
Методы данного диссертационного исследования - это целый комплекс методов, применяемых философией культуры для системного исследования явлений культуры: герменевтический, коммуникативный, семиотический, социокультурный, функциональный. Работа изначально ориентирована на междисциплинарный. подход, что обусловлено как сложностью и многоплановостью объекта исследования, так и поставленными задачами философско-культурологического рассмотрения статуса музея как одного из важных институтов современной культуры.
Основной целью настоящего диссертационного исследования является философско-культурологический анализ специфики статуса современных музеев и актуальных тенденций их развития.
• Достижение данной цели определяет следующие конкретные задачи:
1. Исследование статуса современного музея как культурного феномена, специфика которого заключена в сборе, хранении, трансляции и экспонировании подлинных предметов, наделенных гносеологической, онтологической и аксиологической значимостью.
2. Изучение музея как объекта и субъекта культуры XX в., отражающего культурные тенденции и одновременно оказывающего значительное воздействие на культуру.
3. Анализ положения музея в аспекте его взаимодействия с иными социокультурными институтами, прежде всего потестарными (властными) и экономическими.
4. Исследование особенностей современного музейного пространства, его границ и типов структурирования музейной экспозиции в связи с рассмотрением музея как коммуникативной системы.
Научная новизна исследования заключена в следующем:
1. Показаны тенденции расширения дефиниции современного музея и дано определение данному социокультурному институту как актуальной социально востребованной формы сохранения и трансляции историко-культурных смыслов, заключенных в подлинных предметах.
2. Применен метод философской герменевтики для исследования музея как культурного феномена.
3. Показано, как тенденции развития западной культуры (коммерциализация и'виртуализация культуры, унификация информационной среды, идеологическая ангажированность культурных институтов, сложность социализации и инкультурации в чуждой среде, репрессивность культурных механизмов и пр.) проявляются в деятельности современных музеев.
4. Выявлено, что экономические аспекты музейной деятельности являются результатом пересечения различных плоскостей жизни общества: предпринимательской деятельности и социального заказа, государственной политики и собственной логики развития музейной сети.
5. Выявлен гипертекстуальный (нелинейный) характер пространства современного музея и показана вариативность характера экспозиции (директивная заданность или свобода в выборе маршрута ознакомления с экспонатами) в связи с функциональной направленностью музея.
6. Показаны тенденции расширения пространственно-временных границ современных музеев.
На защиту выносятся следующие тезисы:
1. Повышение статуса современных музеев связано с тем, что они заимствуют многие функции иных социокультурных институтов и, таким образом, на протяжении XX в. музеи становятся все более значимыми механизмами трансляции культурной информации. 2. Как высшая инстанция (критерий оценок, эталон) музей оказывается «зеркалом культуры», позволяющим лучше понять современные тенденции и перспективы развития западной культуры в ее целостности.
3. Экономические и политические реалии оказывают на развитие современных музеев все возрастающее влияние, не меньшее, чем общественное мнение и внутренняя логика развития музея как одного из социокультурных институтов.
4. Для музеев второй половины XX - начала XXI вв. характерно стремление к гипертекстуальному (нелинейному) построению экспозиции.
5. В XX в. заметной тенденцией развития музеев является их экспансия вовне, расширение их пространственно-временных границ.
Результаты диссертационного исследования способствуют развитию философско-культурологического изучения закономерностей функционирования институтов культуры, позволяют с новой точки зрения взглянуть на феномен музея как на один из характерных признаков современной западной культуры. Выводы данного диссертационного исследования могут быть использованы при разработке научных концепций музея как социокультурного института, в прикладных музееведческих дисциплинах, прежде всего по истории развития музеев и музейного дела, в целом комплексе культурологических и философских дисциплин, таких, как история, социология и теория культуры, философская антропология, эстетика и социальная философия, а также при подготовке спецкурсов по этим дисциплинам.
Основные результаты диссертационного исследования отражены в выступлениях на следующих научных конференциях: «Христианская культура на пороге третьего тысячелетия» (12-14. июня 2000 г., С.-Петербург), «Философия XX века: школы и концепции», секция молодых ученых «Философия и жизнь» (21 ноября 2000 г. и 16-17 ноября 2001 г., С.-Петербург), научно-методическая конференция «Формирование дисциплинарного пространства культурологии» (16 января 2001 г., С.-Петербург), международный научный форум «Ритуальное пространство культуры» (26 февраля- 7 марта 2001 г., С.-Петербург), секция молодых .ученых круглого стола «Человек. Природа. Общество» (23 ноября 2001 г., С.-Петербург), научный форум «Игровое пространство культуры» (1619 апреля 2002 г., С.-Петербург), научный форум «Культурное пространство путешествий» (8-10 апреля 2003 г., С.-Петербург), международный научный форум «Феномен удовольствия в культуре» (6-9 апреля 2004 г., С.-Петербург).
Содержание диссертации нашло отражение в 8 научных публикациях общим объемом 1,7 п.л.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 133 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz