Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 04:37
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 20 » Скачать Становление русскоязычной музыкально-теоретической терминологии в отечественных музыкальных руководствах конца XVIII - первой бесплатно
05:54
Скачать Становление русскоязычной музыкально-теоретической терминологии в отечественных музыкальных руководствах конца XVIII - первой бесплатно

Становление русскоязычной музыкально-теоретической терминологии в отечественных музыкальных руководствах конца XVIII - первой половины XIX вв. : 1773-1862

Диссертация

Автор: Преснякова, Инга Александровна

Название: Становление русскоязычной музыкально-теоретической терминологии в отечественных музыкальных руководствах конца XVIII - первой половины XIX вв. : 1773-1862

Справка: Преснякова, Инга Александровна. Становление русскоязычной музыкально-теоретической терминологии в отечественных музыкальных руководствах конца XVIII - первой половины XIX вв. : 1773-1862 : диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.02 Казань, 2004 294 c. : 61 04-17/215

Объем: 294 стр.

Информация: Казань, 2004


Содержание:

Введение
Глава I ТЕОРИЯ МУЗЫКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ конца XVIII - первой половины XIX ВВ
1 Общие тенденции развития отечественной теории музыки и музыкально-теоретического образования
Ориентация на западную модель (17) Влияние итальянских, французских, немецких музыкально-теоретических и педагогических традиций (18) Поиски собственных путей (26) Коррекция европейских образцов (27) Принцип избирательной трансплантации (27) Практическая направленность (28) Национальная специфика (30) Повышение статуса теории (32)
2 Теория музыки как часть учебной практики
Теория музыки в общих и музыкальных учебных заведениях (35) Теория в домашнем обучении (39) Лекционная практика (42)
3 Теория в отечественных музыкальных руководствах
Исполнительские «методы»: инструментальные (47), певческие (61) Работы по истории музыки (64) Теоретические руководства: музыкальные азбуки (69), труды по гармонии и генерал-басу, комплексные руководства по композиции (76) Лексикографические издания (103)
Глава II СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЯЗЫЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНО
ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
1 Этапы становления
2 Музыкально-теоретическая терминология в русскоязычных музыкальных руководствах конца XVIII - первой половины XIX вв
21 Гармония
Гармония (121), мелодия (126), интервал (127), консонанс и диссонанс (129), диатоника и хроматика (131), альтерация (135), термины ладото-нальной сферы (139), аккорд (150), гармонические функции (159), модуляция и отклонение (164), каденция (168), органный пункт (171), фигурация
22 Полифония
Контрапункт (176), полифония (178), тема (179), ответ (180), противосложение (182), интермедия (182), приемы работы с полифонической темой (183), канон и фуга (187)
23 Метроритм
Ритм (190), метр (196), размер (198), такт (200), длительность (203), темп (204)
24 Музыкальная форма
Форма (209), композиция (211), тема (212), период и его составляющие
214), песенные формы (221), формы рондо (223), сонатное allegro (226)

Введение:

Терминологический аппарат является важнейшей неотъемлемой частью науки. Он выполняет несколько функций. Одна из них — функция обобщения и объективации научного знания: утвердившийся термин является результатом поисков понятия, которое могло бы наиболее точно выражать вкладываемое в него значение, и определения, четко истолковывающего его. Термин представляется неким концентрированным выражением «наиболее сообразных» с его истинным значением смыслов, избранных из ряда не прошедших проверку временем «проходящих» вариантов. Термин обладает качеством «общего знаменателя», выполняя и коммуникативную функцию, являясь своеобразным «эсперанто» для представителей определенной отрасли науки.
Точно выработанный и сформировавшийся круг терминов служит показателем высокого этапа развития научного мышления. Особенности терминологического лексикона во многом зависят от специфики самой науки. В точных науках преобладают строго формализованные понятия и термины, однозначный характер которых детерминирован самой природой той области, к которой они принадлежат. В сфере же художественного творчества терминология имеет несколько иной вид. Обладая необходимыми для терминологии качествами (системность, стабильность, объективность, обобщенность), в некотором отношении она более подвижна, в чем-то метафорична, и во многом зависит от изменений художественной практики. Один и тот же термин в разное время может иметь ту или иную языковую основу, большую или меньшую смысловую амплитуду, различные нюансы трактовки.
Становление терминологии представляется процессом длительным и неоднозначным, идущим параллельно с поэтапным становлением самого научного знания. Генезис терминологии может быть своеобразным зеркалом не только частных, но и достаточно крупных проблем в различных областях науки, в том числе и в музыкознании. Отражая изменения музыкальной практики и чутко реагируя на процессы, происходящие в сфере музыкального образования, музыкально-теоретическая терминология является одним из множества репрезентантов гуманитарных проблем своего времени. Ее становление, в крупном плане, было детерминировано ходом таких процессов, как европеизация России, секуляризация музыкальной культуры, осознание национальной специфики ее развития, гуманитаризация образования в целом, распространение любительского музицирования, создание развитой музыкальной инфраструктуры (музыкальный театр, образовательные учреждения, концертные общества) и т.п. Теоретическая терминология как бы фокусирует в себе многие тенденции развития отечественной культуры в целом и музыкального образования в частности. Исследование проблем становления музыкально-терминологического аппарата может способствовать более полному и объективному представлению картины российской музыкальной культуры того или иного времени.
Становление русскоязычного музыкально-терминологического аппарата в конце XVIII - первой половине XIX вв. самым тесным образом было связано с образовательной сферой. Традиционно считающаяся атрибутом собственно музыкальной науки, в России теоретическая терминология академического толка начала получать свое распространение задолго до формирования системного музыкального знания как такового. В крупном плане это было связано с интенсивной культурной коммуникацией России со странами Запада: произошедший в XVIII в. резкий разворот в сторону Европы дал толчок к привнесению на российскую почву европейского типа мышления, художественных канонов и образовательных традиций. В музыке начальной стадией их освоения стало принятие западной музыкальной практики, и вслед за ней — теории. Довольно ярко результаты этого процесса проявились в сфере музыкального образования, где активное привнесение европейских музыкально-педагогических установок реализовалось через преподавательскую деятельность музыкантов-иностранцев, а также благодаря изданию учебной музыкальной литературы разных жанров - от исполнительских школ до теоретических руководств. В них, что вполне закономерно, в значительной мере обнаруживают себя традиции западно-европейской теории.
Европейская музыкальная наука рассматриваемого периода была явлением уже сложившимся и высоко развитым. Так, один только XVIII в. богато представлен большим количеством трудов по разным областям музыкально-теоретического и исторического знания: это работы А. Веркмейстера, К. Шу-барта, И. Шайбе, И. Маттезона, Ф. Марпурга в Германии, И. Фукса в Австрии, Ч. Берни и Дж. Хокинса в Англии, Дж. Мартини в Италии, Ж.Ф. Рамо во Франции. В первой половине XIX в. выходят в свет трактаты и учебники И. Альб-рехтсбергера, И. Лобе, 3. Дена, Г. Вебера, А.Б. Маркса, Л. Керубини, И.д' Ор-тига, Ф. Фетиса, А. Рейхи и др.
Российская теоретическая мысль к началу рассматриваемого нами этапа была представлена в нескольких различных векторах. Своеобразной предтечей научной музыкальной традиции были работы, связанные с разъяснением певческого мастерства. Во второй половине XVII в. практика церковного пения нашла свое отражение в работах А. Мезенца, И. Шайдурова, Т. Макарьевского (о переводе крюковой нотации на пяти линейную). Привнесение элементов европейской музыкальной теории происходит в известных трудах И. Коренева и Н. Дилецкого. В первой половине XVIII столетия на российской почве создают свои труды европейские ученые - Л. Эйлер и Г.В. Крафт.
О новом витке в истории отечественной теории музыки можно говорить начиная с конца XVIII в., когда в России появляется принципиально новый круг музыкальной литературы - светские учебные музыкальные руководства. Первые переводы трактатов признанных европейских авторитетов транслировали установки академической музыкальной науки, аналогов которой в это время в России еще не существовало, и тем самым способствовали подъему отечественной теории на новую ступень развития. Немаловажную роль в становлении отечественного музыкального образования сыграли и написанные в России учебники, поскольку они были порождены определенным музыкальнообразовательным контекстом. Часть из них была создана давно осевшими и постепенно обрусевшими иностранцами, часть - русскими музыкантами. Литература всего этого круга была не только необходимым подспорьем при практическом обучении музыке, но и долгое время оставалась фактически единственным фиксированным носителем музыкально-теоретической информации. В силу этого, терминологический аппарат в большой степени мог сложиться именно в ней. С ее помощью и сегодня можно попытаться воссоздать картину становления русскоязычной музыкально-теоретической терминологии. По инерции следуя структуре барочных музыкальных трактатов, авторы даже самых скромных исполнительских пособий конца XVIII - первой половины XIX вв. считали своим долгом включить в них теоретические разделы, изложение которых не могло состояться без включения специальной терминологии. В ее отборе проявлялась определенная специфика: т.к. в музыкальном образовании того времени превалировала практическая направленность, достаточно объемный сектор учебной литературы и включенной в нее терминологии отражал именно этот вектор обучения. Поскольку большинство занимающихся музыкой в то время избирали предметом своего обучения игру или пение, наибольшее распространение мог иметь именно тот круг терминологии, который содержался в исполнительских «методах». Теоретические руководства в образовательной практике исследуемого периода имели меньший «удельный вес». В конце
XVIII - начале XIX вв. случаи их издания были единичны. В лучшую сторону ситуация изменилась ко второй трети XIX в. Начиная с той поры, отечественными музыкантами сознательно активизируется работа по созданию русскоязычного музыкально-терминологического аппарата. Этот процесс является одним из предвестников движения в сторону профессионализации отечественного музыкального образования, в рамках консерваторского этапа которого произойдут существенные перемены и в области теории музыки.
Значимость терминологической практики конца XVIII - первой половины
XIX вв. до сих пор не была по достоинству оценена, а ведь именно в то время вошли в обиход хорошо известные и сегодня термины «лад», «тональность», «трезвучие», «вводный тон», «модуляция», «отклонение», «голосоведение», «противосложение», «метр», «ритм» и многие другие. Фактически весь словарь классической музыкальной науки был сформирован в отечественной теории означенного периода. Разбор многочисленных нюансов его становления позволит лучше понять тонкости музыкально-теоретического мышления той эпохи.
История отечественной музыкальной культуры XVIII-XIX вв. является предметом пристального внимания многих музыковедов. Вместе с тем, российская музыкальная культура этого времени предоставляет настолько обширный материал, что и сегодня на этой благодатной для изучения почве еще можно найти «белые пятна». К наименее исследованным относятся проблемы, в крупном плане связанные с прошлым российской музыкальной теории как науки и педагогики. Из их ряда выделим такие, как развитие отечественного теоретического образования, история музыкально-теоретических учений и литературы, становление русскоязычной музыкально-теоретической терминологии. Эти аспекты в той или иной мере представлены в работах, посвященных консерваторскому этапу - И. Рыжкина, Л. Мазеля (1934), Т. Ливановой (1951), В. Берко-ва (1953), О. Соколова (1970), А. Мясоедова (1972), JI. Корабелъниковой (1974), JI. Бобылева (1992), Н. Мироновой (1995). Предшествующий период оказался наименее изученным в этом отношении. Теоретические взгляды ученых первой половины XVIII в. рассматриваются в работах С. Церлюк-Аскадской (1987) и Р. Насонова (1995) об Л. Эйлере, Л. Малининой (1990) о Г.В. Крафте. Частичное представление о музыкально-теоретическом образовании первой половины XIX в. дают монографии о выдающихся музыкальных деятелях этого времени, например, книги Б. Асафьева о М.И.Глинке (1947), Т. Щербаковой о братьях Виельгорских (1990), Ю. Горяйнова о Г.Я. Ломакине (1984) и С.А. Дегтяреве (1993), а также лаконичные очерки Б. Штейнпресса (1980) о И.Л. Фуксе и двух переводчиках того времени - Р. Гонорском и Е. Воронове. Косвенно вопросы теоретической подготовки музыкантов-исполнителей затрагивались в исследованиях советского времени, посвященных истории становления отечественного исполнительского искусства и педагогики (И. Ямполъский, 1951; В. Натансон, 1960, 1962; В. Музалевский, 1961; А. Алексеев, 1963; И. Анисимова, 1984). В них же присутствуют упоминания об учебных пособиях, имевших распространение в учебной практике конца XVIII - первой половины XIX вв. Ряд музыкальных учебников приводится Б. Вольманом среди нотных изданий, описываемых им в своих работах (1957, 1961, 1970). Отдельные сведения о музыкальных руководствах содержатся также в указателе И. Липаева (1915), пособии А. Степанова (1984), библиографических указателях И. Кауфмана (1937, 1960, 1961), трехтомном труде Ю. Кремлева (1954 - 60). Единственным известным нам изданием, посвященным учебной музыкальной литературе (а именно, фортепианным руководствам), является хрестоматия А. Алексеева (1974).
За последние два десятилетия в отечественном музыкознании в исследовании истории музыкальной педагогики и смежных с нею областей были сделаны определенные шаги. Все чаще музыкальное образование становится специальным предметом исследования музыковедов. Например, о его становлении в светских образовательных учреждениях Петербурга XVIII в. говорится в диссертации Т. Самсоновой (1990). Истории музыкального образования «всех времен и народов» - от древнего Востока и Индии до США и России в XX в. - посвящено лаконичное, но при этом очень емкое учебное пособие Н. Терентъе-вой (1994). Весьма информативным представляется энциклопедический словарь «Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге» И. Петровской (1999). Вопросы влияния немецких музыкально-педагогических традиций на формирование отечественных исполнительских школ освещаются в книге Д. Ломтева (1999). Комплексный подход к вопросу становления системы художественного образования в России намечен в книге Е. Александровой (1997). Тем не менее, конкретные вопросы, связанные с до-консерваторским периодом теоретической педагогики, до сих пор остаются вне поля внимания исследователей. К сожалению, мы не можем назвать ни одной работы, посвященной учебной музыкально-теоретической литературе. Вместе с тем, в последние годы наметилось возрастание интереса к некоторым частным проблемам теории означенного выше этапа. Одной из них является формирование академического русскоязычного терминологического аппарата.
Наиболее интересный для нас вектор исследования музыкальной терминологии представлен в статьях Л. Мстининой (1990 б) к Л. Кириллиной (1997, 2000). В частности, Л. Малининой подробно рассматривается начальный этап функционирования некоторых важнейших теоретических понятий в российском музыкальном лексиконе (гармония, аккорд, лад и др.). Л. Кириллиной впервые в отечественной науке поднимается проблема перевода немецких музыкальных трактатов XVIII в. на русский язык. Она проводит сравнение оригиналов и их русскоязычных аналогов работ Г.С. Лёлейна, Д. Келнера, Л. Моцарта, в ходе которого затрагивает и вопросы, связанные с музыкальной терминологией. И Л. Малинина, и Л. Кириллина обращаются к источникам второй половины XVIII - начала XIX вв., и при рассмотрении терминологии акцентируют свое внимание на круге избранных понятий, большей частью принадлежащих сфере гармонии и элементарной теории.
В музыкально-теоретической литературе до сих пор не был представлен во всем своем жанровом разнообразии корпус многочисленных музыкальных руководств, изданных в России первой половины XIX вв. За пределами внимания музыковедов остались и термины, составлявшие музыкально-теоретический лексикон данного времени. Вне рамок исследований оказалась терминология конца XVIII - первой половины XIX столетий, принадлежащая сферам полифонии, метроритма, музыкальной формы. Фактически до сих пор остаются нераскрытыми такие проблемы, как статус теории музыки в музыкальном образовании данного периода, связь процессов становления отечественной науки о музыке и профессионализации музыкального образования, выявление исторической преемственности отечественной науки о музыке.
Предметом нашего исследования стали процессы становления русскоязычной музыкально-теоретической терминологии конца XVIII - первой половины XIX вв. Объектом работы являются музыкально-теоретические термины, содержавшиеся в учебных музыкальных руководствах означенного периода.
Цель диссертации заключается в том, чтобы показать становление русскоязычного музыкально-терминологического аппарата конца XVIII -первой половины XIX вв., выявить закономерности его формирования; сквозь призму рассмотрения терминологии охарактеризовать состояние отечественной музыкально-теоретической науки того периода; составить каталог учебных музыкальных руководств. Этим определяются задачи исследования. Один их круг связан с поиском и рассмотрением русскоязычной учебной музыкальной литературы, и оценкой ее роли в отечественном музыкальном образовании и теории.' Другой комплекс задач направлен на изучение включенной в данные источники терминологии, принадлежащей различным сферам теории - гармонии, контрапункту, метроритму, форме. Он заключается в том, чтобы создать своего рода «биографии» важнейших русскоязычных теоретических понятий, проследить процесс их «произрастания», установить причины отбора и момент первого русскоязычного употребления терминов различных сфер теории, их «авторство», «генетическую» связь с европейскими аналогами, очертить их понятийные градации, ареалы «смыслового поля».
Материалом нашей работы стала учебная музыкальная литература конца XVIII - первой половины XIX вв., включавшая, в большей или меньшей степени, музыкально-теоретическую информацию. Основной ее массив составляют учебные музыкальные пособия (исполнительские «методы», музыкальные аз
1 Изучение корпуса отечественных музыкальных руководств конца XVIII - первой половины XIX вв. было сопряжено с определенными трудностями. Дело в том, что до сих пор не существует сводного каталога музыкальных (подчеркнем - не просто нотных, а музыкальных) изданий означенного времени. И хотя попытки его создания уже неоднократно предпринимались, все же полное издание подобного рода представляется делом будущего. Имеющиеся каталоги страдают рядом недостатков. Один из главных их минусов - избирательное включение источников. Также заметим, что имеющиеся справочники нотных изданий, к примеру, в свой реестр не включают книги, где мало или нет совсем нотных примеров. Так, в «Памятниках музыкального искусства» (1988) указываются нотные тетради, которые являются приложениями к работам И.Л. Фукса, а основные труды, к которым они прикрепляются, отсутствуют в силу своей «безнотности». буки и грамматики, теоретические руководства, учебники по истории музыки). Помимо них, широкий слой терминологии содержался и в лексикографических изданиях (как специализированных музыкальных, так и общих). В число источников нами сознательно не включены издания периодической печати, и сделано это по нескольким причинам. Во-первых, они представляют собой настолько огромный массив, что он требует отдельного специального изучения. Во-вторых, стиль газетных и журнальных публикаций, обусловленный их адресатом, заключается в определенной свободе и метафоричности языка; эта специфика идет вразрез с терминологической практикой. Кроме того, авторами руководств и составителями лексикографических изданий были более или менее признанные музыканты, для которых адекватное оперирование терминологией было делом профессиональной чести. Безусловно, что они были и среди авторов публицистики (в статьях порой разворачивалась терминологическая полемика),2 однако в ряду последних было и немало тех, для кого качество терминологии не играло большой роли. Третьей и самой важной детерминан-той является сама специфика предмета нашего исследования - это термины, по сути своей долженствующие обладать неким константным значением; показателем закрепления точного смысла термина в большей мере служит его включение в солидные учебные руководства, чем в периодические издания.
Избранный нами ракурс исследования повлек за собой выход в различные области музыкознания - музыкальной эстетики, теории, истории, методики, источниковедения. При рассмотрении терминологии мы опираемся на методы научного исследования, выработанные современными отечественными музыковедами - Ю. Холоповым, Е. Назайкинским, Т. Бершадской, Т. Чередниченко. Образцом методологии анализа терминологической практики ХУШ-ХГХ вв. для нас послужили работы Л. Кириллиной, М. Катунян, Л. Малининой. Изучение литературы прошлых столетий обусловило обращение к методологии источниковедения. Поскольку в диссертации вводится в научный обиход корпус
2 В силу этого, в виде исключения мы включили статьи подобного плана в число источников для более объективного освещения исследуемой нами проблемы. источников, до сих пор остававшихся за пределами музыкознания, начальным этапом стал их непосредственный поиск и отбор, при котором использовался метод систематизации. Сопоставление различных руководств производилось методом сравнительного анализа. Выявлению некоторых педагогических принципов в ряду данных изданий способствовали приемы, разработанные в методике преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Учет музыкально-образовательного контекста эпохи производился в соответствии с методологией исторической части музыкознания.
Для обоснования временных рамок исследуемого нами периода необходимо более определенно очертить его границы. Основным материалом диссертации является круг академических музыкальных руководств, изданных в России до формирования системы профессионального музыкального образования.3 За исходную точку мы принимаем тот год (1773), когда вышли в свет первые музыкальные учебные пособия - «Клавикордная школа» Г.С. Лёлейна и «Методический опыт» анонимного автора.4 Конечным пунктом исследуемого нами периода является 1862 г. Данная граница представляется нам подвижной: эта дата хоть и знаменует начало новой эпохи в отечественном музыкальном образовании, но не может служить четкой демаркационной линией, когда речь идет о смене парадигмы научной мысли. Сфера музыкальной науки и педагогики в 60-е годы XIX в. зиждется на традициях предыдущего времени. Некоторые теоретические руководства этого периода являются логическим продолжением более ранних работ: например, первый раздел «Руководства к сочинению музыки» И. Гунке был издан в 1859 г., а второй и третий - в 1862 и 1863.
Исследуемый нами период предшествует открытию первых российских музыкальных вузов, и его условно можно назвать «доконсерваторским» этапом
3 Поскольку главным предметом нашего внимания являются именно русскоязычные термины, немаловажными являются вопросы их «авторства». В силу этого, наряду с реальными авторами переводных музыкальных руководств будут названы и «соавторы-переводчики» (Моцарт / Торсон, Клементи / Б.Б., Штаффорд / Воронов и т.п.). К сожалению, имена переводчиков значатся не во всех изданиях того времени. В этом случае будет указан только автор.
4 За рамками своего исследования мы оставляем более ранний период, хотя он и ознаменован изданием некоторых музыкально-теоретических работ (в частности, «Речи о музыкальном согласии» Г.В. Крафта (1742) или трудов Л. Эйлера), имеющих отношение не столько к учебной практике, сколько к научной традиции. отечественного музыкального образования. Таковым он является как хронологически, так и типологически, и определение «доконсерваторский» указывает на отсутствие в то время системы академического профессионального музыкального образования. О ее формировании можно говорить, начиная с 60-х годов XIX столетия, и для обозначения этого периода мы используем понятие «консерваторский» этап. В нашей работе оно используется как указывающее на профессиональную направленность музыкального обучения, основанную на европейских традициях академического образования (в этом смысле понятие имеет широкие временные границы, и, по сути, включает и современный этап).
В нашей работе рассматривается музыкально-теоретическая терминология академической традиции. Мы сознательно оставляем в стороне такие специфические области, как церковная музыкальная практика и фольклор, и принадлежащий им комплекс национальной музыкальной терминологии. Разумеется, что в сумме эти три составляющие образуют российский музыкальный лексикон исследуемого в диссертации периода, и между ними могли существовать процессы взаимодействия. Эти связи сами по себе в перспективе могут быть интересной темой для исследования, посвященного выявлению общих процессов терминообразования в отечественной музыкальной науке XVIII — XIX вв.
За пределами работы мы оставляем иностранные оригиналы переводных русскоязычных руководств. Проблема их сравнения находится на начальном этапе разработки отечественных музыковедов (в частности, Л. Кириллиной) и представляется предметом, достойным серьезного отдельного исследования. За рамками диссертации остаются также вопросы, связанные с функционированием терминологии в европейской теории.
Диссертация состоит из двух глав. Первая глава служит цели воссоздания того музыкально-образовательного контекста, внутри которого происходили процессы становления теоретической терминологии. В ней систематизирована информация о функционировании теории музыки как части отечественного музыкального образования конца XVIII - первой половины XIX вв. Структурно
глава разделена на три раздела. В первом из них характеризуются общие тенденции развития отечественной теории и музыкально-теоретического образования данного периода. Второй раздел посвящен функционированию теории музыки в качестве составляющей образовательного процесса. Общеизвестно, что непременным атрибутом в педагогике последних столетий является учебно-методическая литература. Ее характеристика является главным предметом нашего внимания в третьем разделе. Терминология, содержащаяся в данном круге источников, рассматривается нами во второй главе диссертации. Первый раздел второй главы посвящен этапам становления терминологии. Второй раздел состоит из четырех неравновеликих частей, в каждой из которых представлен круг терминов определенной сферы - гармонии, полифонии, метро-ритма, музыкальной формы. Разница объемов данных частей обусловлена как количеством терминов, принадлежащих каждой из указанных областей и бывших в обиходе российских музыкантов конца XVIII - первой половины XIX вв., так и «возрастом» терминов и той или иной степенью сложности на пути обретения ими определенного значения. Поскольку в образовательном процессе исследуемого периода область теории часто не подразделялась на отдельные дисциплины, их дифференциация произведена с современных позиций.
Представленная работа снабжена дополнительными приложениями. Первое из них представляет собой каталог музыкальных руководств, изданных с 1773 по 1862 г. Это первый опыт систематизации литературы данной сферы в отечественном музыкознании. Список источников, расположенных в хронологической последовательности, сопровождается комментариями. В них уточняются выходные данные многих изданий, ошибочно представленные в ряде музыковедческих и источниковедческих работ. Во втором приложении приводится список необнаруженных нами источников, упоминания о которых встречаются в литературе прошлых столетий и некоторых современных работах. Поскольку данный круг литературы не был доступен нам, мы указываем тот источник информации, откуда были почерпнуты сведения. В третьем приложении даются краткие биографические сведения об авторах и переводчиках музыкальных руководств.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 177 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz