Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 05:38
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 30 » Скачать Специфика формирования эго-защитных механизмов и состояния здоровья у детей, воспитывающихся в детских домах. Головко, Наталья бесплатно
03:59
Скачать Специфика формирования эго-защитных механизмов и состояния здоровья у детей, воспитывающихся в детских домах. Головко, Наталья бесплатно

Специфика формирования эго-защитных механизмов и состояния здоровья у детей, воспитывающихся в детских домах

Диссертация

Автор: Головко, Наталья Викторовна

Название: Специфика формирования эго-защитных механизмов и состояния здоровья у детей, воспитывающихся в детских домах

Справка: Головко, Наталья Викторовна. Специфика формирования эго-защитных механизмов и состояния здоровья у детей, воспитывающихся в детских домах : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.02 Санкт-Петербург, 2004 164 c. : 61 05-19/224

Объем: 164 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
11 Теоретические основы исследования системы психологических защит
12 Психофизическое развитие и психофизиологические механизмы как основные показатели здоровья ребенка
121 Общая характеристика показателей здоровья
122 Психофизиологические механизмы сенсомоторной интеграции человека, как отражение возрастной зрелости
13 Семья как фактор развития личности ребенка
14 Проблема сиротства как социальный феномен
ГЛАВА 2 Методика проведения исследования
ГЛАВА 3 Результаты исследования
31 Оценка и анализ психофизических и психофизиологических показателей у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях
311 Сравнительный анализ показателей здоровья у детей, воспитывающихся в разных социальных условиях
312 Оценка и сопоставительный анализ скоростных свойств и качества сенсомоторного реагирования на стимулы организованные во времени у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях
32 Характеристика и сравнительный анализ оценки общего и невербального интеллекта у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях
33 Специфика частоты использования отдельных эго-защитных механизмов личности у воспитанников детских домов и их сверстников из семей
34 Сравнительный анализ результатов эмоциональных характеристик у подростков, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа и их сверстников из семей
35 Анализ корреляционных связей
ГЛАВА 4 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

Введение:

Актуальность исследования
На сегодняшний день кризисные потрясения в социально-политической, экономических сферах сопровождаются вынужденными миграциями, падением общего уровня жизни, социальной нестабильностью, разрушением семей и, как следствие, ростом числа детей-сирот и так называемых «социальных сирот». «Социальные сироты» - это дети, которые при живых родителях вынуждены жить в детских домах и интернатах.
По мнению таких авторов как Мухина В. С. (1989), Дубровина И. В., Рузская А. Г. (1990), Прихожан А. М., Толстых Н. Н. (1990); Шипицына Л. М. (1997, 2000, 2003) в данных учреждения оказывается, сосредоточен весьма специфический контингент детей. Из них единицы могут нормально войти в окружающую жизнь и адаптироваться в ней. У детей живущих в детских домах и интернатах, наблюдается не просто отставание в развитии, а формирование некоторых принципиально иных психических механизмов, при помощи которых ребенок приспосабливается к жизни в этих учреждениях. Ряд исследователей считают, что самыми драматическим последствием социального сиротства - это прямой вред здоровью как физическому, так и психическому (Тонкова-Ямпольская Р. В., Фрухт ЭЛ., 1995; Шипицына Л. М., 2003).
Обследования детей в детских домах показали, что среди сирот почти нет практически здоровых детей. Нарушение их физического и психического развития часто связаны с факторами неблагоприятной наследственности, неблагополучными условиями жизни в бывшей семье. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей (Платонова Н. М., 2003; Кузнецова Е. Ю. и др., 2002).
Так как, по мнению таких исследователей как Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. (2000); Мельникова И. Е. (2002) психофизическое развитие и психофизиологическое созревание тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому можно говорить о взаимном влиянии показателей здоровья и показателей психофизиологического созревания человека.
Одним из основных критериев психофизиологической зрелости является качество сенсомоторной интеграции, которое лежит в основе многих психических процессов, включая и интеллектуальное развитие (Кисилев С. Ю., Лупандин В. И., 1997; Каменская В. Г., Зверева С. В.,2000, 2001).
С точки зрения такого исследователя как Батуев А. С. (1999), привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и изначальным психологическим условием для развития ребенка. Именно мать является для ребенка своеобразным эмоциональным эталоном в отношениях с людьми. Материнская депривация ведет к формированию такого явления как отсутствие базового доверия к миру, что в свою очередь порождает страх, недоверие к другим людям и к самому себе.
Лисина М. И. (1982), Бардышевская М. К. (1995) отмечают, что у детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа, в ситуации материнской депривации формируется «безэмоциональный» тип личности. Воспитанник детского дома отличается вялостью эмоционального поведения, неумением вступать в значимые отношения как со взрослыми так и со сверстниками.
Известно, что эмоциональные состояния человека тесно взаимосвязаны с психологическими защитами человека. Так РЫсЫск Я. (1979) в своей работе указывал на то, что эго-защитные механизмы являются производными от эмоций, регулируют эмоциональные процессы и снижают психоэмоциональное напряжение.
Нормативность системы защитных механизмов взаимосвязано со степенью конфликтности человека, систему эго-защитных механизмов можно назвать нормативной, если она определяет умеренную конфликтность личности и дает человеку возможность удовлетворительно решать свои жизненные задачи (Каменская В. Г., 1999)
Брутман В. И. (1998), Северный А. А. (2001) считают, что воспитанники детского дома менее успешны в разрешении конфликтов в общении со взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, то есть по существу, доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и, соответственно неспособность конструктивно решить конфликт, что в дальнейшем приводит к проблемам в адаптации в обществе и к возникновению проблем со здоровьем.
Захаров А. И. (2000) отмечает, что если присущие конфликту переживания не находят выхода, патогенное напряжение становится источником заболевания, что естественно не может не отразится на уровне психофизиологической зрелости.
В связи с вышеизложенным становится, очевидно, что такие факторы как частота использования отдельных психологических защит и состояние здоровья тесно взаимосвязаны между собой и соотносятся с качеством сенсомоторной интеграции, как базовым механизмом интеллектуального развития.
Таким образом, изучение особенностей защитных механизмов, состояния здоровья и уровня психофизиологической зрелости у школьников из учреждений закрытого типа нам кажется особенно важным и актуальным, так как от своевременной диагностики и коррекции отклонений зависит дальнейшая их социальная адаптация в современном обществе.
Цель исследования.
Выявление и анализ особенностей формирования эго-защитных механизмов в связи с состоянием здоровья и уровнем психофизиологической зрелости у воспитанников детских домов в сравнении с их сверстниками из семей.
Гипотеза исследования.
Предполагается, что состояние здоровья у детей, воспитывающихся в разных социальных условиях различно; в связи с особенностями психофизиологического созревания и сниженным уровнем здоровья у детей, лишенных родителей, происходит нарушение в формировании защитных механизмов.
Задачи исследования.
1. Проанализировать литературу, посвященную вопросам здоровья и специфики формирования системы эго-защитных механизмов у подростков, воспитывающихся в семьях и детском доме.
2. Выявить соотношение состояния здоровья и специфики формирования эго-защитных механизмов у школьников из детских домов и у их сверстников из семей.
3. Изучить и сравнить особенности сенсомоторного реагирования в различных по сложности экспериментальных задачах у воспитанников детских домов и у их сверстников из семей.
4. Проанализировать систему корреляционных соотношений уровня здоровья, психофизиологической зрелости и частоты использования отдельных психологических защит у школьников из семей и у подростков, лишенных родительского попечения.
Предмет исследования.
Предметом исследования является состояние здоровья, специфика формирования соотношений отдельных эго-защитных механизмов и уровень психофизиологической зрелости у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях.
Объект исследования.
Объектом исследования являлись две группы детей. Первая - группа школьников из детских домов, в состав которой вошли сто детей — воспитанники детских домов города Санкт-Петербурга в возрасте 10-11 лет.
В состав группы школьников из семей вошли 100 нормативно развивающихся детей 10-11 летнего возраста, которые обучаются в школе -лаборатории № 325 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.
Методологические основания исследования.
Методологической основой исследования является разработанный в отечественной психологии принцип системного подхода к изучению психофизиологического созревания и развития личности подростка, базирующийся на концептуальном представлении Б. Г. Ананьева об уровневой организации человека.
Обоснованность и достоверность результатов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования достигалась путем применения методов, соответствующих цели и задачам исследования и адекватных возможностям школьников, а также использованием инструментальных методов оценки изучаемых функций. Объем выборки был репрезентативным, что было достаточным для получения достоверных статистических выводов. Использовались различные методы статистической обработки материалов.
Научная новизна исследования.
Впервые было установлено, что присутствует существенная разница между состоянием объективного здоровья и его отражением в субъективном здоровье у воспитанников детских домов и у их сверстников из семей.
Впервые экспериментально установлено, что формирование защитных механизмов у подростков из учреждений закрытого типа и у школьников из семей взаимосвязано с качественными характеристиками здоровья.
Впервые была описана специфика формирования эго-защитных механизмов у школьников 10-11 лет, воспитывающихся в разных социальных условиях.
Впервые исследовано и проведено сравнение особенностей сенсомоторной интеграции у подростков, лишенных родительского попечения и у их сверстников из семей.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. У школьников, лишенных родительского попечения, уровень объективного здоровья значительно ниже, чем у детей из семей, состояние субъективного здоровья у детей из детских домов напротив характеризуется меньшим числом жалоб на самочувствие в отличие от их сверстников, воспитывающихся в семьях.
2.Дпя воспитанников детских домов в отличие от сверстников из семей характерна более высокая скорость сенсомоторного реагирования на стимулы как в скоростной, так и в дифференцировочной серии, но менее точное выполнение заданий.
3. Специфика формирования эго-защитных механизмов у детей из детских домов характеризуется доминированием примитивных защит, таких как: отрицание и вытеснение; у их сверстников из семей ведущие позиции занимают защитные механизмы нормативные для этого возраста, такие как: проекция и регрессия.
Теоретическая значимость исследования.
Формирование нормативных в возрастном отношении психологических защит связано с уровнем здоровья и психофизиологической зрелости. Такие показатели как частота использования эго-защитных механизмов, состояние здоровья и психофизиологическая зрелость определяются особенностями воспитания.
Практическая значимость исследования.
В рамках комплексного психодиагностического подхода апробирован блок методов, включающий инструментальный подход, который позволяет диагностировать психофизиологические характеристики, такие как скорость и качество моторного реагирования на сенсорные стимулы различным образом организованные во времени; оценить состояние здоровья и соотношение отдельных эго-защитных механизмов у школьников, воспитывающихся в разных социальных условиях. Указанный комплекс позволяет прогнозировать проблемы в адаптации детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа, и при необходимости определить способы коррекции отклоняющегося развития.
Рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования.
Материалы диссертационного исследования могут быть включены в циклы учебных дисциплин «Возрастная психология» и «Психология девиантного поведения и развития». Материал исследования рекомендуются к использованию в лекциях, спецкурсах и семинарах, посвященным вопросам развития личности в условиях депривации, а также в рамках семейного психологического консультирования.
Полученные результаты могут использоваться при создании методических пособий и развивающих программ для воспитанников детских домов.
Апробация результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на заседаниях и методических семинарах кафедры психофизиологии ребенка
РГПУ им. Герцена, на Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология 21 века» (12 - 14 апреля 2001), на межвузовской научно-практической конференции «Современные технологии практической психологии в системе образования» (28 - 29 ноября 2001), на всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Теоретические и эмпирические подходы к изучению толерантных установок сознания и толерантных отношений» (22 -25 октября 2002).
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Головко Н. В. Оценка психоэмоционального состояния и способов реагирования на фрустрацию у детей из детского дома и их сверстников из семей. Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология 21 века» 12 - 14 апреля 2001 года. Под общей редакцией А. А. Крылова: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001 -с. 296 - 297 (0,2 п. л.)
2. Каменская В. Г., Головко Н. В. Практическая психодиагностика социально-психологических проявлений эмоциональных реакций школьников из детских домов в сравнении с их сверстниками, воспитывающимися в семье. Материалы Межвузовской научно-практической конференции «Современные технологии практической психологии в системе образования» 28 - 29 ноября 2001, СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - с. 50 - 52 (0,2 п. л.).
3. Головко Н. В. Социально-психологические характеристики детей 10 -11 лет, воспитывающиеся в учреждениях закрытого типа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теоретические и эмпирические подходы к изучению толерантных установок сознания и толерантных отношений» 22 - 25 октября 2002, СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - с. 143 - 146 (0,3 п. л.).
4. Головко Н. В. Характеристики сенсомоторного реагирования у подростков из детских домов и у их сверстников из семей. Сборник научных трудов «Психологические проблемы подростков в современной школе и пути их решения» СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003 - с. 16-20 (0,4 п. л.).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 120 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz