Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 05:04
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 30 » Скачать Современные тенденции развития зарубежной автомобильной индустрии. Дорохин, Станислав Александрович бесплатно
04:00
Скачать Современные тенденции развития зарубежной автомобильной индустрии. Дорохин, Станислав Александрович бесплатно

Современные тенденции развития зарубежной автомобильной индустрии

Диссертация

Автор: Дорохин, Станислав Александрович

Название: Современные тенденции развития зарубежной автомобильной индустрии

Справка: Дорохин, Станислав Александрович. Современные тенденции развития зарубежной автомобильной индустрии : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.14 Москва, 2006 163 c. : 61 06-8/2016

Объем: 163 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1 Мировая автомобильная промышленность: современные параметры и качественные сдвиги
11 Тенденции развития автомобильной промышленности в условиях глобализации деятельности ТНК
12 Роль отраслевых инноваций в автомобильной промышленности
Глава 2 Слияния и поглощения автомобильных ТНК, как ведущее направление развития зарубежной автомобильной промышленности
21 Слияния и поглощения зарубежных компаний
22 Этапы развития процессов слияний и поглощений в мировой автомобильной промышленности и их основные черты
23 Особенности современной волны слияний и поглощений в мировом автомобилестроении
Глава 3 Международное стратегическое сотрудничество в автомобильной ? промышленности России
31 Мотивация и основные цели международного сотрудничества в автомобильной отрасли
32 Автомобильный рынок России
33 Международное стратегическое сотрудничество в автомобильной промышленности
34 Роль государственного регулирования и участие местных органов власти при осуществлении стратегического сотрудничества

Введение:

Актуальность темы исследования. Важнейшей характеристикой современной мировой экономики является интернационализация хозяйственной жизни. В основе интернационализации хозяйственной жизни лежат углубление международного разделения труда и интернационализация производства, интернационализация капитала и образование транснациональных корпораций (ТНК). В настоящее время ТНК играют ведущую роль в развитии мирохозяйственных связей путем проведения глобальных стратегий, объединяющих национальные и региональные рынки. Основным инструментом осуществления их влияния на мировую экономику является инвестиционная деятельность, прежде всего, в форме слияний и поглощений как инструмента прямых зарубежных инвестиций.
Нынешняя волна концентрации капитала характерна слиянием или иными формами объединения уже сложившихся транснациональных концернов (ТНК), т.е. представляет собой как бы сверхконцентрацию компаний, которые по своей величине уже достаточно велики. Такая концентрация крупномасштабных концернов не имеет исторических прецедентов. Среди отраслей, наряду с банками, финансами, торговлей, а также связью (телекоммуникации), явно выделяется автомобильная промышленность.
Автомобильная промышленность мира является весьма емким и одним из ключевых секторов современной экономики, синтезирующим широкий круг ресурсов, а также продукцию и технологические разработки многих отраслей промышленности. Автомобильное производство поглощает шестую часть потребляемых в мире стали и алюминия, более десятой части меди, половину свинца, треть синтетического и около трех четвертей натурального каучука. Кроме того, эксплуатация автомобиля сопряжена с массовым потреблением нефтепродуктов и с пользованием различных услуг.
Как динамичное транспортное средство, автомобиль обеспечивает высокую мобильность человека, эффективность общественного труда, а также во многом определяет современный образ жизни населения, структуру потребительных стоимостей.
Автомобилестроение стало своеобразным двигателем экономики индустриальных стран и в известной мере - вершителем хозяйственной конъюнктуры, ее чутким барометром. Автомобиль является технологическим и социальным символом современной цивилизации.
Масштабы отрасли характеризуются тем, что совокупная стоимость конечной продукции мирового автостроения составляет примерно $ 1,5 триллиона. О социально-экономической значимости автомобилестроения говорит то, что в нем непосредственно работает от 5 до 10% занятых в экономике стран с развитой индустрией. Число же людей, косвенно связанных с этой отраслью (и зависящих от нее), во много раз превышает указанные количества. Затраты на приобретение и эксплуатацию автомобилей - важная статья потребительских расходов населения развитых стран. В разных странах па эти цели тратится от 10 до 15% потребительского бюджета, то есть примерно столько же, сколько на питапие.
В последние десятилетия автомобилизация мира проходила весьма интенсивно: темпы роста выпуска автомобилей почти вдвое превышали прирост населения. Во второй половине минувшего десятилетия объем мирового производства автомобилей всех видов превысил 50 млн. ед. в год. Показатели мирового автопарка за 90-е годы XX века возросли почти в полтора раза, а на рубеже XXI века во многих развитых странах достигли и устоялись на уровне примерно один автомобиль па два человека.
И хотя в густонаселенных странах с низкой платежеспособностью широких масс автообеспеченность оставалась на низком уровне, в мире стало ощущаться насыщение рынка автомобилей.
Вследствие этого крайне обострилась проблема сбыта, возникла критическая потребность в снижении издержек, существенном совершенствовании конструкции самого автомобиля, что, наряду с всеобщим технологическим всплеском в 90-е годы, обусловило существенную реструктуризацию мировой автомобильной промышленности - изменения в контроле над капиталом, в организации, технологии и структуре производства, а также в маркетинге продукции.
Произошло укрупнение и сложное переплетение зон монопольной интеграции, зародились производственные системы всемирного масштаба, что отразило и, в то же время, во многом определило характер современных глобализацопных процессов в мировой экономике.
Автомобильная промышленность явилась одним из двигателей современных процессов глобализации мировой индустрии.
По мнению авторитетных экспертов к концу 2005 года основные процессы глобализации в мировой автомобильной промышленности закончатся. По их мнению, выживут предприятия, построившие производство автомобилей по неоклассической схеме: штамповка - сварка - окраска - сборка - испытание в соответствии с современными требованиями по качеству и безопасности.
Вопрос о том окажутся ли среди них российские производители автомобилей, жизненно важен для экономики России, так как автомобильная промышленность является одной из самых социально-значимых отраслей отечественной экономики. Выживание отечественных заводов сегодня во многом зависит от того, насколько быстро они смогут освободиться от устаревшей инфраструктуры. Конечно, реструктуризация приведет к определенной социальной напряженности (потеря рабочих мест, необходимость переквалификации персонала и т.д.). Но придется выбирать: или выживание региональных комплексов по производству автомобилей и автокомпонентов, или обвал всей автомобильной промышленности.
Для создания конкурентных преимуществ нашим автомобильным заводам отпущено не более пяти лет. За этот короткий срок им необходимо произвести переподготовку управленческих кадров, внедрить эффективную систему управления персоналом, поставить на поток принципиально новый модельный ряд автомобилей с использованием общих платформ. Но главное — понять, по какому пути идти: создать и развить независимое, интегрированное в систему глобальных поставок производство автомобилей и автокомпонентов, реформируя торговую сеть, используя лизинговые и кредитные схемы, или вливаться в международные концерны, у которых уже все вышеперечисленные проблемы решены. Эта дилемма приобретает особую актуальность в контексте предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является анализ современных тенденций развития зарубежной автомобильной промышленности. Особое внимание уделено вопросам тактики слияний и поглощений, характеру процессов сверхконцеитрации, наблюдающихся в США, ЕС, Японии и странах Юго-Восточной Азии, разработке обоснованных предложений по повышению международной конкурентоспособности российского автопрома и его более широкому участию в международном разделении труда.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
• исследовать основные тенденции развития автомобильной промышленности, ее современные параметры и качественные сдвиги, происходившие в конце XX - начале XXI века;
• проанализировать роль отраслевых инноваций в формировании современного рынка автомобилей в условиях глобализации деятельности ТНК;
• исследовать теоретические и исторические аспекты концентрации компаний,
• классифицировать основные типы, мотивы и механизмы сделок по слияниям и поглощениям компаний;
• проанализировать рациональность методов управления в различных формах слияний и поглощений компаний;
• исследовать современную волну слияний и поглощений автомобильных ТНК (производители автомобилей, автокомпонентов, розничная торговля, аренда и лизинг), как ведущее направление развития зарубежной автомобильной промышленности;
• оценить перспективы развития автомобильной промышленности России, а также мотивации и основные цели международного сотрудничества.
Объект исследования. Объектом исследования в диссертационной работе является зарубежная и российская автомобильная промышленность. Особое внимание уделено процессам концентрации, происходящим в зарубежной автомобильной промышленности, ее современным параметрам и качественным сдвигам, вопросам трансформации автомобильного рынка в условиях глобализации деятельности ТНК, роли отраслевых инноваций в формировании современного рынка автомобилей.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются базовые положения экономической теории по проблемам глобализации, представленные в трудах российских специалистов: Ильина М.С., Колесова В.П., Новосельского В.И., Осьмовой М.Н., Поршневой А.Г., Румянцевой З.П., Сабельникова J1.B., Саломатиной Н.А., Фаминского И.П., а также труды российских и зарубежных специалистов, освещающих вопросы концентрации в автомобильной промышленности, технические инновации и их роль в функционировании и формировании конкурентной среды на рынке автомобилей: Владимировой И.Г., Глисина Ф.Ф., Дагаева А.А., Мовсесяна А.Г., Бакманна К., Вербовена Ф., Дейза Дж., Дойстерса Г., Койла Б., Лэпдона М., Миллера В., Морика М., Мюллера Д., Рида С.Ф., Рид Лажу А., Роелера Л-Х, Рубака Р., Седерсамна П., Спайкерса Г, Стивенса М., Стеннека Дж., Твиса Б., Херрзела Р., Хэдждурна Дж., Шировера М., Шефера Л., Шепро В., Эберта М.
Научная новизна исследования представлена следующими положениями диссертации: на основе анализа процессов, происходящих в мировой автомобильной промышленности, выявлены современные параметры, такие как изменение в контроле над капиталом, в схеме организации и структуре производства, а также в маркетинге продукции, и ее качественные сдвиги, происходившие в конце XX - начале XXI века, такие как укрупнение и сложное переплетение зон монопольной интеграции, зарождение производственных систем всемирного масштаба, а также масштабная реструктуризация. Показано, что в условиях глобализации деятельности ТНК и трансформации автомобильного рынка, эффект масштаба и отраслевые инновации приобретают основополагающее значение в развитии зарубежной автомобильной промышленности;
• исследованы факторы, определяющие масштабы концентрации мировой автомобильной промышленности, такие как экономия на масштабе производства, технологические факторы, научно-технический прогресс, структурное и качественное изменение спроса на автомобили, а также тенденции формирования стратегий интеграции;
• проанализирована современная волна слияний и поглощений в подсекторах автомобильной промышленности, таких как производство автомобилей, производство автокомпонентов, розничная торговля, аренда и лизинг. Показано, что современная волна слияний и поглощений отличается трансграничным характером и беспрецедентными масштабами, обусловленными высокой покупательной способностью компаний, которая сформировалась за продолжительный период бума в автомобильной промышленности в конце XX века.
• обоснована необходимость сотрудничества российских автопроизводителей с транснациональными автомобильными корпорациями. Показано, что в российской автомобильной промышленности с технологической точки зрения заканчивается эпоха так называемого «фордизма», завершившегося в индустриально развитых странах еще перед второй мировой войной, в управленческом плане - существует система управления производством середины 60-х годов, однако параметры спроса соответствуют современным тенденциям на мировом рынке. Особое значение выживанию автомобильной промышленности в России придает фактор социальной значимости данного сектора промышленности.
Практическая значимость. Практическая значимость работы заключается в том, что она может послужить подспорьем для российских автомобильных компаний при разработке стратегий развития, учитывая как потребности рынка, конкретных покупателей, так и предпочтения акционеров и общества. Работа может быть полезной для руководителей компаний, профессиональных менеджеров по развитию в различных компаниях, участников фондовых рынков, а также экономистов, изучающих промышленные рынки.
Апробация работы. Работа прошла апробацию на кафедре экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Разработанные в диссертационном исследовании теоретические вопросы, аналитический и фактический материал использованы в процессе подготовки и преподавания учебных курсов на этой кафедре.
Разработанные на основе диссертационного исследования рекомендации соискателя использовались в практической деятельности, например при разработке стратегии развития машиностроительной группы «Севдормаш».
Положения и выводы диссертации докладывались на научно-практических конференциях Союза производителей средств механизации (в рамках консультаций с Российским союзом промышленников и предпринимателей по вопросам защитных мер для машиностроительных предприятий) в 2003 и 2004 гг., на совещаниях ассоциации «Аэропорт», Межправительственном совете дорожников СНГ в 2004 и 2005 гг.
Основные выводы диссертационного исследования были опубликованы в 5 работах общим обьемом 3,6 печатных листа.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 106 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz