Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 02:56
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Современные направления развития автомобилестроения в России и его перспективы. Шакирова, Капитолина Сафовна бесплатно
23:58
Скачать Современные направления развития автомобилестроения в России и его перспективы. Шакирова, Капитолина Сафовна бесплатно

Современные направления развития автомобилестроения в России и его перспективы

Диссертация

Автор: Шакирова, Капитолина Сафовна

Название: Современные направления развития автомобилестроения в России и его перспективы

Справка: Шакирова, Капитолина Сафовна. Современные направления развития автомобилестроения в России и его перспективы : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 / Шакирова Капитолина Сафовна; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т (МАМИ)] Москва, 2008 168 c. : 61 08-8/800

Объем: 168 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Становление и развитие автомобильной промышленности
11 Развитие иностранной автомобильной промышленности
12 Развитие автомобильной промышленности в России
13 Основные проблемы развития национальной автомобильной промышленности i ' ' I
Глава 2 Российский автомобильный рынок
21 Характеристика современного автомобильного рынка
22 Современные тенденции в развитии автомобильного рынка в России
23 Формы и методы воздействия иностранных автомобильных компаний на российский рынок
Глава 3 Современные направления развития автомобилестроения в России и перспективы
31 Анализ современного состояния автомобильной промышленности
России
32 Необходимость государственной поддержки в развитии отрасли
33 Возможные пути и направления развития российского автомобилестроения

Введение:

Автомобильная промышленность является одной из ведущих отраслей машиностроения^ влияет на процессы экономического и социального развития-Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности — важный элемент обеспечения1 национальной безопасности государства. В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий, и организаций, занято более 800 тыс. человек.
Производство автомобильной техники- осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической; металлургической; химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения, что составляет (совместно с автомобильной промышленность) почти 8,5% трудовых ресурсов 2007 года.
Автомобилестроение — весьма» значимая отрасль, промышленности. По результатам 2007 года, выпуск его продукции составил 37%. от объема производства машиностроения, или 6.7% от промышленного производства в целом. Она1 играет существенную роль В( формировании добавленной стоимости.
Актуальность исследования. Одной из основных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие автомобильной промышленности, является недостаточная активность потенциальных инвесторов и автомобильных компаний. Это в значительной мере определяет отставание отечественной автомобильной техники от современных требований по техническому уровню, надежности, безопасности, экологии, и комфорту.
Автомобильная промышленность может быть отнесена- к числу проблемных отраслей российской экономики, поскольку довольно высоким остается уровень претензий потребителей к исполнительскому качеству продукции российского автопрома. В этой связи существуют различные позиции относительно будущего российской автомобильной промышленности. Имеется достаточное количество экспертов, полагающих, что в. нынешнем виде, с существующим качеством' производства и уровнем обслуживания, автомобильная'промышленность просто не нужна. С этой позицией нельзя не считаться, поскольку ее разделяет значительная»часть населения страны.
Тем не менее, проблема есть. Она1 состоит, видимо, не в том, быть или не быть* российской автомобильной промышленности, а . в том, как, российскую автомобильную промышленность сделать, не просто конкурентоспособной на внутреннем рынке, но и способной' отвоевывать значительные- сегменты мирового рынка автомобилей.
Для того- чтобы понять направления* и способы- развития* отрасли, необходимо не только осознавать ее текущие проблемы, но и пытаться, увидеть будущее: Один из способов представить. будущее нашей экономики состоит в том, чтобы взглянуть на настоящее других стран, находящихся на более высокой ступени экономического развития.
Применительно к рассматриваемой проблематике можно констатировать, что не существует ни одной крупной развитой экономики (с численностью населения более 50 млн. человек), не имеющей на своей территории масштабной автомобильной промышленности. Кроме того, можно1 заметить, что и развивающиеся экономики крупных государств (Китай, Индия, Бразилия, Мексика) также стремятся обеспечить высокий уровень развития автомобильной промышленности.
Учитывая-, численность населения России и, в особенности, ее территорию, легко прийти к выводу о целесообразности развития автомобильной промышленности в России.
Тем не менее, учитывая остроту проблемы и неопределенность позиции российского правительствам относительно- будущего автомобильной^ промышленности страны, необходимо еще раз обсудить весь набор аргументов и обоснований в пользу развития данной отрасли на территории России.
Главные проблемы развития российского автопрома связаны с качественными характеристиками, а именно: с низким уровнем обновления. капитала, высокой материалоемкостью,, низкой? производительностью груда и, как следствие, относительно низким качеством российских автомобилей.
Ухудшение: конкурентных; позиций; традиционных российских автомобилей выражается в постепенном; сближении их цен с ценами на зарубежные аналоги. ^
Неизбежное , в ближайшие годы вступление, в ВТО; учитывая складывающиеся итоги переговоров - весьма низкий, и снижающийся уровень ввозных пошлин;, только>усилит конкурентное давление импорта. Результатом перечисленных процессовшожет стать абсолютное и значительное; сокращение производства автомобилей в России, в. особенности' на производственных мощностях, созданных, в советский ?период.
Автомобильная промышленность России в трудном положении, сейчас она находится у своего рода развилки, и решения, принимаемые сегодня; могут предопределить.облик автомобильной промышленности России на десятилетия вперед. В этих условиях необходимо, во-первых, ставить задачу анализа текущего состояния; количественного измерения* и прогнозирования^ последствий всех возможных угроз для российской: автомобильной-промышленности, а также выработки общей позиции по данной проблеме.
Во-вторых, следует еще: раз со всей тщательностью оценить роль автомобильной промышленности не только в современном, но и в будущем развитии России. Это; невозможно; сделать без специальных прогнозно-аналитических расчетов;, учитывающих возможные сценарии/ развития, не только автомобильной промышленности, но и всей экономики страны.
И только на основе такого рода анализа?и сценарного; прогноза возможно, в конечном итоге, формирование обоснованной позиции государства и разработка, долгосрочной^ стратегии развития? автомобильной промышленности' России.
Анализ вопросов модернизации российского автопрома в, условиях процесса глобализации и интеграции в мировую экономику становится особенно актуальным сегодня, в новых административных и политических реалиях, когда задача последовательной реализации утвержденной правительством России в июле 2002 года «Концепции развития автомобилестроения до 2010 года» стала подвергаться сомнению, а предпринимаемые в последнее время меры экономического реформирования часто противоречат ранее обозначаемым ориентирам.
К сожалению, в современной России отношения государства и бизнеса, государства и конкретного предприятия до сих пор остаются в состоянии напряженности, взаимного недопонимания собственных места и роли в экономике.
Результаты научного анализа свидетельствуют о недостаточности прямых инвестиций в реальный перерабатывающий-сектор, о наличии слабой базы для рыночной модернизации отечественной экономики и о необходимости модернизации, прежде всего, транспортной структуры.
Выстроить правильную стратегию развития государства невозможно без учета уроков и опыта развития крупных промышленных предприятий, без понимания значимости многочисленных эффектов, связанных с их деятельностью, возникавших рисков, просчетов и негативных явлений, порождаемых в немалой степени внешней средой, анализа сегодняшних прорывов и достижений. В эффективной модернизации крупных промышленных гигантов России и заключен тот искомый источник социальной реабилитации российского общества, в котором оно так нуждается.
Для реализации программы рыночных реформ сегодня недостаточно только политической воли. Более актуальными, нежели высокопрофессиональный политический, экономический или финансовый менеджмент, становятся уроки выживания и динамичного развития)отдельных знаковых явлений экономики страны.
Отечественное автомобилестроение на самом деле играет объединительную роль в реформировании экономики России, сохранении и укреплении отечественной экономики и государственности.
Степень разработанности? проблемы; В- экономической литературе достаточное количество работ посвящено^ проблемам развития автомобильной промышленности России, в том числе- финансированию,, инвестированию и повышению технического уровня; автомобилестроения и его конкурентоспособности. Этим работам посвящены различные монографии и статьи таких ученых, как Алексеев. Ю.А., Кушлин В.И., Жихаревич Б.С., Суслицин G.A. и др. Теоретической- основой» для диссертационного исследованияшослужили работы.российских и зарубежных ученых, таких, как Абалкин JliHi, Виноградов ВIА., Высоцкий Д.А., Бичаренко; И.В., Ботвинник А.В.,. Жога Д.А., КурмажП:, Лимитовский М:А.,. Сергеенков В.Н., Темшиль М. и др.
Анализ работ, посвященных автомобилестроению- свидетельствует о том, что* во многих; из; них недостаточно отражены вопросы^ динамики: российского автомобильного рынка и его влияния на автомобильное производство; В связи с этим требуется исследования по вопросам обоснования-направлений развития автомобильной промышленности в процессе перехода машиностроения? на инновационный путь развития и использования позитивных факторов глобализации и интеграции производства в условиях максимальной открытости рынка.
Основной целью диссертации* является исследование важнейших проблем, существующих в: области автомобилестроения;, и обоснование: перспективных направлений* его развития в России, исходя из роли и значения социально-демографических факторов и взаимодействие автомобильного рынка; с развитием автомобильной? промышленности. Для достижения намеченной> цели В! рамках диссертационного исследования: поставлены для решения следующие задачи:;
•определить значение автомобильной промышленности России для; экономики страны на. этапе перехода на инновационный путь, развития в условиях высокого уровня конкуренции с учетом потенциальных потребностей в автомобильной технике;
• обосновать степень государственного участия в развитии отрасли;
• изучить возможности привлечения новейших технологий производства автокомпонентов;
• установить параметры рационального соотношения иностранных и отечественных капиталовложений в развитие отрасли, исходя из значения влияния иностранного капитала на российский рынок;
• охарактеризовать российский автомобильный рынок с учетом воздействия на него иностранных автомобильных компаний;
• определить возможные пути развития российского автомобилестроения, с учетом социально-демографических факторов.
Объект и предмет исследования Объектом исследования являются современные проблемы развития автомобильной промышленности. Предмет исследования - современные направления развития' автомобилестроения России- с учетом потенциальных возможностей развития автомобильной промышленности в России и ее выхода на конкурентоспособный уровень производства.
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили работы российских и зарубежных ученых-экономистов и специалистов, посвященные проблемам развития российской автомобильной^ промышленности; программы, концепции, законодательные акты РФ, официальные документы Правительства Российской Федерации, а также другие материалы, касающиеся развития автомобильной отрасли.
В качестве информационной базы приняты: Статьи и книги по развитию автомобильной промышленности. Материалы ежегодной международной автомобильной конференции. Отраслевые журналы и издания. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-ой' и основные параметры прогноза до 2008 года (составлен Минэкономразвития России в декабре 2006-го). Концепция развития автомобильной промышленности России (одобрена Правительством Российской Федерации 16 июля 2002 г., № 978 р.). Российские и международные новости и статьи на Интернет-сайтах. Статистические отчетные материалы Росстата, Минтранса России, ГИБДД. А также материалы «АСМ-Холдинг», Института консалтинга и статистики, компании «Автомобильная статистика», агентства рыночных исследований и консалтинга «Маркет», «Ernst&Young».
Научная новизна исследования заключается в концептуальном обосновании потенциальных потребностей в производстве продукции российских автомобильных предприятий для дальнейшего развития отрасли и выхода ее на конкурентоспособный уровень, с учетом социально-демографического положения.
Личный вклад автора заключается в следующем:
• выявлены факторы и условия вывода российских предприятий автомобилестроения и отрасли в целом из сложившегося крайне неудовлетворительного состояния посредством изменения структуры производства, применения инновационных технологий, кооперирования с иностранными производителями автомобильной техники;
• показана необходимость кардинального переоснащения автомобильной промышленности техникой, оборудованием и технологиями четвертого и пятого технологических укладов;
• обоснована целесообразность сосредоточения усилий российского автомобилестроения на развитии производства комплектующих, запасных частей, оснащении пунктов ремонта автомобильной техники, производстве грузовых автомобилей и автобусов внутреннего потребления и для поставок на мировые рынки;
• предложены пути-и способы привлечения иностранных инвестиций в российскую автомобильную промышленность посредством размещения заводов по сборочному производству более равномерно по территории России с учетом динамики российского автомобильного рынка, ценовых параметров и факторов конкурентоспособности.
Практическая значимость» исследования состоит в доведении теоретических разработок до конкретных рекомендаций по повышению конкурентоспособности отрасли автомобилестроения и выпускаемой ею продукции. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть использованы при разработке различных стратегий развития автомобильной промышленности России направленной на усиление инновационной составляющей, приобретения конкурентных преимуществ и повышения качества конечной продукции, государственной политики, ориентированной на активное взаимодействие иностранного и национального капиталов, удовлетворение потребительского спроса в продукции отрасли, а также смежных с ней подотраслей.
Материалы диссертации могут найти применение в учебном процессе чтении курса лекций по* дисциплинам «Рынок легковых автомобилей», «Менеджмент на машиностроительных предприятиях», «Рынок инноваций» в Московском государственном техническом^университете «МАМИ».
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры «Маркетинга и Менеджмента» Московского Государственного технического Университета «МАМИ», были доложены на российских научно-практических конференциях, в частности, на МНТК Российской школы молодых ученых и специалистов «Системные проблемы качества, математического моделирования, информационных и электронных технологий (Москва — Сочи 2007); Всероссийской научно-технической конференции «Приоритетные направления развития науки и технологий», публикациях автора.
Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 7 печатных работ общим объемом 2.5 печатных листов, в том числе в трех журналах, рекомендованных ВАК.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Объем работы составляет 168 страницы. По тексту приводится 6 таблиц и 17 рисунков.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 133 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz