Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:21
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Состояние здоровья детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы и задержкой нервно-психического развития, бесплатно
10:09
Скачать Состояние здоровья детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы и задержкой нервно-психического развития, бесплатно

Состояние здоровья детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы и задержкой нервно-психического развития, воспитывающихся в семье и домах ребенка

Диссертация

Автор: Широкова, Ольга Сергеевна

Название: Состояние здоровья детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы и задержкой нервно-психического развития, воспитывающихся в семье и домах ребенка

Справка: Широкова, Ольга Сергеевна. Состояние здоровья детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы и задержкой нервно-психического развития, воспитывающихся в семье и домах ребенка : диссертация кандидата медицинских наук : 14.00.09 / Широкова Ольга Сергеевна; [Место защиты: ГОУВПО "Ивановская государственная медицинская академия"] Иваново, 2008 185 c. :

Объем: 185 стр.

Информация: Иваново, 2008


Содержание:

СОКРАЩЕНИЯ, ПРИВОДИМЫЕ В ДИССЕРТАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦНС И ЗАДЕРЖКОЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
11 ! /Характеристика нервно-психического развития детей с перинатальными поражениями ЦНС и механизмы его формирования
12 Заболеваемость, физическое развитие, эмоциональное состояние детей раннего возраста с задержкой нервно-психического развития
13 Факторы риска задержки нервно-психического развития у детей раннего возраста
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП ОБСЛЕДОВАННЫХ ДЕТЕЙ, МЕТОДЫ И ОБЪЕМ ИСС ЛЕДОВ АНИЯ
21 Организация научно-исследовательской работы
22 Методы и объем исследования
23 Характеристика групп обследованных детей
ГЛАВА III ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦНС И РАЗЛИЧНЫМ- УРОВНЕМ' НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДОМАХ РЕБЕНКА И СЕМЬЕ:
31 Анализ заболеваемости детей
32 Физическое развитие
ГЛАВА IV ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ^ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦНС И
РАЗНЫМ УРОВНЕМ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДОМАХ РЕБЕНКА И СЕМЬЕ
41 Эмоциональный статус детей
42 Вегетативная регуляция
43 Показатели перекисного окисления липидов, антиоксидантной защиты и гипофизарно-тиреоидной системы
ГЛАВА V СИСТЕМА СЛЕЖЕНИЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЁЙ ? ЗАДЕРЖКОЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
51 Факторы биологического и социального анамнеза воспитанников домов ребенка
52 Факторы биологического и социального анамнеза детей, воспитывающихся в семье
53 Прогнозирование глубокой задержки нервно-психического развития детей раннего возраста с перинатальными поражениями центральной нервной системы
54 Диагностический и профилактический этапы в формировании здоровья детей раннего возраста с задержкой нервно-психического развития

Введение:

Актуальность научного исследования
В последнее время отмечается ухудшение состояния нервно-психического развития (НПР) детей, одной из основных причин которого являются перинатальные поражения центральной нервной системы (ЦНС). Даже в условиях своевременной патогенетической терапии 69% детей, перенесших хроническую внутриутробную гипоксию, не достигают возрастного уровня (НПР) (Е.В.Шниткова, Е.М.Бурцев, А.Е.Новиков, М.С.Философова, 2000). Еще большие отклонения в развитии возникают у детей с перинатальными поражениями ЦНС, воспитывающихся в домах ребенка, число которых за последние годы превысило 80%. Практически все воспитанники домов ребенка (98%), растущие в условиях «дефицита общения», несмотря на хорошее питание и медицинское обслуживание, отстают в нервно-психическом развитии. У подавляющего большинства таких детей (74,1%) наблюдается комплексное отставание (М.В.Лещенко, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, 2000; М.Г.Дьячкова, 2004).
В настоящее^ время во многих работах уделяется большое .внимание изучению отклонений в развитии детей, перенесших перинатальные поражения ЦНС различной степени тяжести. Многими исследователями подтверждено, что состояние здоровья детей' при рождении и последующие периоды детства после всех форм перенесенной перинатальной гипоксии, достоверно ниже, чем в общей популяции детей.
Известно, что у детей раннего возраста с перинатальной патологией ЦНС часто нарушаются корково-подкорковые взаимоотношения и функции подкорковых структур, что приводит к дисбалансу вегетативной нервной системы и в результате - к разнообразным функциональным расстройствам (Ю.И.Кравцов 1997; Е.В.Шниткова, 1999; Р.Р.Шиляев, Е.Б.Копилова, О.А.Петрова, 2004; Е.Е.Краснова и соавт., 2004). Причем выявлено, что наиболее уязвимы при этом органы дыхания (перинатальные поражения ЦНС способствуют развитию и утяжеляют течение обструктивного бронхита, бронхиальной астмы, пневмонии) и пищеварительная система (Шиляев P.P., Копилова Е.Б. и др., 2004). Перинатальное поражение ЦНС определяют как один из ведущих механизмов развития хронической гастроэнтерологической патологии (Горелов A.B. с соавт., 2005).
У детей с перинатальными поражениями ЦНС высок риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (Н.С. Черкасов и др., 2003; С.В.Попов,
2003), органных пороков развития, патологии костно-мышечной системы (А.Ю. Ратнер, 1990, Б.Р. Яременко и соавт, 1996, М.В. Воробушкова и соавт,
2004), зрительных нарушений в дошкольном и младшем школьном возрасте (Н.Ю. Шубина, 1998, Е. Mercuri et al., 2004).
Перинатальная гипоксия вызывает нарушение течения периода постна-тальной адаптации (Ф.З.Меерсон, 1988; С.Б. Бережанская, Е.А. Лукьянова, 2002) и оказывает неблагоприятное воздействие на становление иммунитета (О.В. Ефименко, 1991, П.Д.Ваганов, 2004). Дети с перинатальными поражениями ЦНС формируют группу часто болеющих детей, более склонны к хроническому течению заболеваний; у них часто выявляются кожные и респираторные аллергозы (Е.П. Какорина, 1995; Б.Р. Яременко и соавт, 1999; Н.Н.Володин, Д.Н.Дегтярев с соавт., 1999; Е.И. Капранова, 2000; Р.В. Тон-кова-Ямпольская, 2002; Т.А. Маркова, 2003, И.И. Балаболкин и соавт, 2003).
Заболевания у таких детей протекают тяжелее, часто имеют неблагоприятный прогноз (Е.И. Капранова, 2000; Р.В.Тонкова-Ямпольская, 2002; В.И.Морозов, A.A. Ахунзянов, 2003, Т.Г. Васильева с соавт., 2003). У них в последующем с высокой вероятностью наблюдаются отклонения физического развития (В.И Грищенко, 1990; Л.И. Ильенко и соавт, 1996; Н.Н Володин, 1999; А.В.Костылева, 1999; М.Д. Васильев, 2000; Н.С. Чиненова, 2001; Е.В. Шниткова, М.С. Философова, 2003).
Кроме того, ряд работ посвящен особенностям здоровья детей с такими исходами перинатальных поражений ЦНС, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (Т.С.Кривоногова с соавт., 2003; О.Ю.Кочерова, 2005), детский церебральный паралич (Л.И.Виноградова с соавт., 2000; Е.М.Васильева с соавт., 2005). Тогда как данных об особенностях здоровья детей с перинатальными поражениями ЦНС и задержкой нервно-психического развития в литературе недостаточно. Изучены факторы риска формирования отклонений в психоречевом развитии у детей дошкольного возраста (Е.А.Бочарова с соавт., 2002), но отсутствуют объективные критерии прогноза усугубления задержки НИР у детей раннего возраста с перинатальными поражениями ЦНС.
Известно, что для детей раннего возраста характерна взаимосвязь физического, нервно-психического развития и соматического здоровья. Так, в проведенных ранее исследованиях были выявлены психосоматические дисфункции у детей первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС (нарушения пищевого поведения, терморегуляции, лабильность сосудистого тонуса) (Д.Р. Качурина с соавт., 2006). Установлено, что замедление темпов физического развития (В.В.Лебединский, 1985; О.Ю.Кочерова, 2005) и снижение адаптационных возможностей (В.А.Беляков, 2005) в большинстве случаев происходят на фоне отклонений НИР. Однако эти данные разрозненны, не систематизированы, и отсутствие комплексного подхода к изучению детей с задержкой НИР не дает полной картины особенностей состояния их здоровья.
Приведенные выше данные определили выбор цели и задач настоящего исследования.
Цель исследования
Выявить особенности физического развития, заболеваемости, эмоционального статуса, вегетативной регуляции, ряда показателей перекисного окисления липидов, антиоксидантной защиты и гипофизарно-тиреоидной системы у детей раннего возраста с перинатальными поражениями центральной нервной системы и задержкой нервно-психического развития, воспитывающихся в условиях дома ребенка и семьи, для обоснования дифференцированной программы наблюдения за этими детьми. Задачи исследования
1. Выявить особенности физического развития, заболеваемости, эмоционального статуса, вегетативной регуляции у детей раннего возраста с перинатальными поражениями центральной нервной системы в зависимости от степени задержки нервно-психического развития.
2. Дать сравнительную характеристику состояния здоровья детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы и одинаковым уровнем нервно-психического развития, воспитывающихся в различных условиях.
3. Установить различия отдельных показателей перекисного окисления липидов, антиоксидантной защиты и гипофизарно-тиреоидной системы у детей раннего возраста с учетом разного уровня нервно-психического развития и условий воспитания.
4. Выявить факторы риска и разработать прогностические таблицы углубления задержки нервно-психического развития у детей раннего возраста с перинатальными поражениями центральной нервной системы по данным их социально-биологического анамнеза и биохимическим показателям.
5. Разработать дифференцированную систему наблюдения за формированием здоровья детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы и задержкой нервно-психического развития с учетом глубины задержки и условий воспитания.
Научная новизна исследования
Установлены особенности физического развития, заболеваемости у детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы, воспитывающихся в семье и домах ребенка, в зависимости от уровня нервно-психического развития. Показано, что самая высокая частота нарушений физического развития определялась у воспитанников домов ребенка с глубокой задержкой нервно-психического развития.
Показана структура неблагоприятных эмоционально-поведенческих реакций, определяющих низкий эмоциональный статус у детей с глубокой задержкой нервно-психического развития, особенно выраженных у воспитанников домов ребенка: частые отрицательные эмоции в виде плача, проявлений-гнева и страха, низкая познавательная деятельность, ограничение социальных контактов, слабо выраженные положительные эмоции, а также нарушения двигательной активности и сна.
Выявлены различия в состоянии вегетативной регуляции в зависимости от уровня нервно-психического развития, которые проявляются у детей с глубокой задержкой нервно-психического развития усилением симпатических влияний, наиболее выраженных у воспитанников домов ребенка;
Показано, что нарушение процессов > перекисного окисления липидов, снижение антиоксидантной защиты и функциональной активности щитовидной железы зависят от степени задержки нервно-психического развития.
Выделены анамнестические факторы риска усугубления задержки нервно-психического развития у детей раннего возраста и доказано влияние на этот процесс низкого уровня церулоплазмина.
Обоснованы дополнения в программу наблюдения за состоянием здоровья детей с задержкой нервно-психического развития в зависимости от степени задержки и условий воспитания, а также дифференцированный подход к проведению профилактических мероприятий.
Практическая значимость исследования
Определены прогностические значения церулоплазмина в сыворотке крови (20-41,6мг/дл) и разработаны таблицы прогнозирования риска углубления задержки нервно-психического развития у детей раннего возраста с перинатальными поражениями центральной нервной системы.
Научно обоснована и разработана программа наблюдения за формиро ванием здоровья детей раннего возраста с перинатальными поражениями центральной нервной системы и задержкой нервно-психического развития.
Даны рекомендации проведения дифференцированных профилактических мероприятий с учетом степени задержки нервно-психического развития и условий воспитания.
Апробация результатов работы
Основные положения работы доложены на 7 Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» (23-26 ноября 2006г., г. Москва), XI Конгрессе педиатров России «Актуальные-проблемы педиатрии» (Москва, 2007г.), научно-практической конференции «Актуальные проблемы микропсихиатрии» (Москва, 2007г.), международном Конгрессе «Внутриутробный ребенок и общество» (Москва, 2007г.), итоговой научной сессии молодых ученых (г. Иваново, 2007).
Получена приоритетная справка на изобретение «Способ прогнозирования задержки нервно-психического развития у детей раннего возраста» (№ 2007111013 от 26.03.07.).
Результаты работы внедрены в МУЗ «Городская клиническая больница № 4. Поликлиника № 9» г.Иванова, в домах ребенка г. Шуи и г. Иваново. Положения, выносимые на защиту
1. Особенностями здоровья детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы и задержкой нервно-психического развития являются: высокая частота острой заболеваемости, хронической патологии, отклонений физического развития, низкий эмоциональный «статус, усиление симпатических влияний вегетативной нервной системы, сопровождающиеся нарушением процессов перекисного окисления липидов, снижением антиоксидантной защиты организма и функциональной активности щитовидной железы.
2. Выраженность нарушений здоровья детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы различна в зависимости от степени задержки нервно-психического развития и условий воспитания, что обосновывает целесообразность дифференцированного подхода к системе слежения за формированием здоровья таких детей и выбору приоритетных профилактических мероприятий.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 108 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz