Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 06:01
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 30 » Скачать Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды. Савотина, Наталья Анатольевна бесплатно
03:32
Скачать Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды. Савотина, Наталья Анатольевна бесплатно

Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды

Диссертация

Автор: Савотина, Наталья Анатольевна

Название: Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды

Справка: Савотина, Наталья Анатольевна. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.06 Москва, 1997 196 c. : 61 97-13/1053-5

Объем: 196 стр.

Информация: Москва, 1997


Содержание:

Введение
Глава I Социальная адаптация личности как психологопедагогическая проблема
§ 1 Сущность категории "социальная адаптация"
§ 2 Объективные условия процесса социальной адаптации студенчества
§ 3 Особенности процесса социальной адаптации личности в условиях студенческой среды
Глава 2 Социально-педагогические условия процесса социальной адаптации студента в современном ВУЗе
§ 1 Роль и функции социального педагога в студенческой группе
§ 2 Методы активного социально-психологического обучения (АСПО) как средство развития адаптационного потенциала личности студента
§ 3 Система мер и рекомендаций, обеспечивающих эффективность социальной адаптации студента в условиях студенческой среды

Введение:

Логика развития современного общества привела к принципиально иному, чем прежде, взгляду на проблемы молодежи, вызвала необходимость радикального изменения работы с различными социальными группами молодежи. "Все социальные преобразования будут пребывать в хаосе, если в основе их не увидят серьезнейший вопрос современности: вопрос воспитания". [201, с. 16]
В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи в силу неустойчивости ее социального положения, неустоявшегося мировоззрения, подвижности системы ценностей. Многочисленные социологические и педагогические исследования свидетельствуют о ее растерянности, утрате идеалов, пессимистическом восприятии жизни, отчуждении от общества взрослых. Молодежь в своей массе скептически относится к понятиям гражданского долга, ответственности, общественной деятельности. Как следствие глубоких деформаций в обществе, более половины молодых людей не рассматривают образование как приоритетную ценность.
Весьма ограничены возможности молодежи для организации разумного досуга, спортивных и творческих занятий. Все это становится причиной дефицита духовности, резкого спада интереса к учебе, труду, пренебрежения элементарными нормами нравственности. Во многих учебных заведениях процветают спекуляция, торговля порнографической литературой и видеокассетами. Типично и ухудшение психологического самочувствия молодежи, характеризующееся такими чертами, как пессимизм, социальная апатия, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание добросовестно учиться и работать. Наличие такой деформации духовных ценностей даже у незначительной части молодежи должно заставить задуматься всех, кто работает сегодня с молодежью.
Среди многочисленных факторов, негативно влияющих на духовную сферу молодежи, особо выделяются:
• отчуждение личности от общества, от национальных и культурных традиций;
• недостаточная востребованность обществом получаемых знаний и профессионального мастерства;
• снизившийся статус образования и интеллектуальной деятельности в обществе;
• разрушение прежних идеалов, социальная апатия, уродливые формы инициативы;
• падение нравственности среди взрослых и молодежи;
• изменение ценностнных ориентаций в сторону ограниченных духовных запросов, устремлений к стяжательству и другие.
Таковы некоторые особенности нравственной ситуации, в которой оказалась современная молодежь. Опасность такой ситуации и определяет актуальность задач, встающих перед социальными институтами общества и социально-педагогической наукой. Сформировать у молодежи новые аксиоматические представления и позиции, приобщить ее к современным цивилизованным нормам культуры отношений, общения и деятельности.
На практике это означает воспитывать у молодежи устремленность к творческому началу в любом деле и любой профессии, акцентируя внимание не только на материальной заинтересованности, но и на духовном воплощении своих интересов и потребностей.
Студенческая молодежь во все времена отличалась от других социальных групп молодежи своей социальной активностью. За ней закрепился приоритет в духовном и интеллектуальном развитии. Однако сегодня лишь условно можно утверждать это.
По мнению Б.Т.Лихачева в настоящий момент "сфера образования оказалась практически обесцеленной, идейно ослабленной, а педагоги - обезоруженными и обессиленными перед стихийными влияниями негативных явлений." [95, с.65].
Сегодняшняя система высшего образования не удовлетворяет в полной мере требованиям сохранения и развития интеллектуального и нравственного потенциала. Она все еще слабо ориентирована на самореализацию и саморазвитие личности. Слова "Образование" и "профессия" мы отождествляем. В частности, говоря о педагогическом образовании, мы понимаем в первую очередь профессиональную подготовку педагогов. Отсюда "образование для себя" в педвузе еще слабо представлено.
Рыночная же экономика в цивилизованном обществе требует, чтобы каждый человек выступал как субъект с широкими возможностями выбора. Отсюда следует, что система образования, с одной стороны, должна удовлетворять изменяющимся требованиям общества, а с другой, обеспечивать развитие личности с учетом ее запросов, способностей, интересов, ценностных ориентаций. В связи с этим возникает необходимость поиска путей согласования, оптимизации соотношения и вариативности интересов общества и личности с учетом приоритета личности.
•5В качестве одного из путей выхода из создавшейся ситуации может рассматриваться многоуровневая организация педагогического образования. В настоящее время широкое распространение получила трехступенчатая система высшего образования с соответствующими ступенями профессионализации: первая - со степенью "бакалавра", вторая - со степенью "магистра", третья - со степенью "доктора". Такая структура по степеням образования отражает ее три основных уровня: адаптацию, профессионализацию и специализацию.
Наиболее ответственным и одновременно недостаточно изученным специалисты считают этап адаптации. Актуальность изучения и проектирования периода адаптации определяется рядом причин.
Современные психолого-педагогические исследования процессов перехода от среднего образования к высшему (Петровский А.В., Рогинский В.М., Вербицкий А.А., Шпалинский В.В., Лисовский В.Т.) позволяют говорить о необходимости двухгодичной адаптации только поступивших в вуз к новым для них формам обучения и условиям студенческой среды. Специфичной для студента (вчерашнего школьника) является уже организация собственной деятельности: ее интенсивности, напряженность и ответственность, сессионный характер контроля знаний, необходимость самостоятельного планирования учебной и внеучебной деятельности. Поэтому необходима систематическая и глубоко продуманная социально-педагогическая работа по введению студентов в новые условия их жизнедеятельности.
Начало обучения в ВУЗе хронологически совпадает с новой стадией психологического развития человека, активным формированием его социальной зрелости, интенсивным нравственным и интеллектуальным развитием, моделированием образовательного и жизненного пути, выработкой оценочного отношения к условиям собственной жизнедеятельности.
Известно, что студент не только объект целенаправленного воздействия, т. е. обучение и воспитания, но и активный субъект социальной жизни. Время, проведенное им в ВУЗе - время самоанализа и самооценок, формирования ядра личности - характера и мировоззрения. У каждого студента как индивида свой эталонный набор качеств: темперамент и характер, запросы и мотивы, интеллект, способности, чувства, воля, способность эмпатии и др.
Все это необходимо учитывать в работе со студенчеством, ибо без этого невозможно эффективно влиять на ход социального становления личности и студенчества как социальной группы. Что приобретет молодой человек за годы пребывания в ВУЗе - во многом зависит и от него самого, от его общей подготовки, отношения к делу, уровня социальной зрелости и, конечно, от характера общей направленности взаимоотношений со средой.
Современный студент - это конденсатор, который сосредоточивает в себе как положительные результаты и успехи в учебном процессе, так и промахи в работе коллектива вуза и негативное влияние окружающей среды. Отсюда прямая забота исследователей и практиков - помочь студенту в труднейшем и ответственнейшем процессе становления не только в качестве будущего специалиста, а как личности на новой ступени ее социального становления.
Это важно сделать именно сейчас, когда студенческий социум подвержен множеству различных влияний извне, жизненным неурядицам и возрастным катаклизмам. Помочь разрешить психологические трудности и проблемы в этом социальном пространстве. Способствовать гармонизации отношений внутри студенческого общества и его внешним контактам. Формировать этику отношений, с которой начинается включенность в социальные связи в любом новом окружении. Без разрешения этих и других проблем невозможно обеспечить престиж студенческой молодежи в духовном и интеллектуальном развитии. На это и должна быть направлена деятельность всех механизмов социальной адаптации.
В этой связи социальная адаптация личности студента должна стать предметом пристального внимания исследователей и практических работников.
Необходимость радикального обновления воспитания, реальная угроза нравственной деформации молодого поколения, сохранение и развитие духовного и интеллектуального потенциала студенческой молодежи, обусловленность многих современных проблем молодежи осложнением процесса социальной адаптации, а также недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы социальной адаптации личности - все это привело к выбору темы нашего исследования: "Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды"
Процесс социальной адаптации личности в достаточной степени еще не исследован. Как правило, он рассматривался в контексте исследований профессионально-педагогической деятельности учителей в трудах: Ушинского К.Д., Крупской Н.К., Луначарского А.В., Блонского П.П., Шацкого С.Т., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А.
Профессионально-педагогической адаптации молодых учителей посвящены исследования Вершловского С.Г., Кузьминой Н.В., Сластенина В.А., Федосимова Г.М., Чурековой Т.М. и др.
Профессионально-педагогической адаптации студентов педвузов посвящены работы Петровского А.В., Рогинского В.М., Спирина Л.Ф., Фатхуллина М.Ф., Попова JI.M., Фефиловой В.Л., Дугинец В.М., Низовских Н.А. и др.
В процессе модификации образовательной деятельности высшей школы возрастает необходимость более углубленной разработки проблем социальной адаптации личности студента. В настоящее время философами, социологами, педагогами, психологами, медиками ведутся исследования сущности этого процесса, обосновывается статус категории "социальная адаптация", изучаются ее механизмы и адаптационный потенциал: Филонов Г.Н., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З., Загвязинский В.И., Лисовский В.Т., Яркина Т.Ф., Буева Л.П., Никитина Л.Е., Гурьянова М П., Залевский Г.В., Иовчук Н.М., Морова Н.С., Ревякина В.И., Разумов Б.А., Пристром А.В., Северный А.А., Свиридов Н.А. Так о необходимости психологических рекомендаций по адаптации личности к обновляющимся общественным отношениям пишет в своих трудах академик Давыдов В.В.
Обусловленность многих проблем молодежи осложнением процесса социальной адаптации исследуют в своих работах Березкина Н.П., Никитина Л.Е., Мухаметзя-новаГ-В., Рожков М.И., Коровина Т.Ю. Анализу психологических особенностей начального этапа адаптации при переходе от среднего образования к высшему посвящены работы Лутошкина А.Н, Уманского Л., Селиванова В., Исаевой Н.А., Рогинского В.М.
Об ориентировании на широкий подход к личности, опасности сведения к однобокой и пассивной адаптации молодых людей, к конкретным условиям и требованиям общества обращают внимание в своих исследованиях Караковский В.А., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И. и др.
В данном исследовании процесс социальной адаптации личности рассматривается как один из важнейших механизмов социализации личности на этапе профессиональной подготовки и становления учителя с университетским образованием в условиях многоуровневой системы обучения.
Объект исследования - студенческий социум.
Предмет исследования - процесс адаптации личности студента к новым условиям образовательной деятельности и особенностям студенческой среды.
Цель данного исследования - выявление и обоснование условий и средств повышения эффективности адаптации личности в студенческой среде.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
• раскрыть и обосновать сущность и особенности социальной адаптации личности в условиях студенческой среды;
• определить условия эффективности процесса адаптации;
• выявить дополнительный адаптационный потенциал студенческой среды в социальной адаптации личности;
•10- разработать вариант программы социально-педагогического обеспечения данного процесса в педагогическом университете и дать экспериментально обоснованные рекомендации по совершенствованию процесса социальной адаптации личности в студенческой среде.
В соответствии с целями и задачами исследования выдвигается следующая гипотеза. Процесс социальной адаптации личности в условиях студенческой среды может осуществляться более эффективно, если:
• в процессе гармонизации отношений и педагогической поддержки учитывается специфика студенческой среды и особенности многоуровневой системы обучения, достигается ее ориентация на личностно-ориентированный подход в образовании;
• четко определяются субъекты личностно-средового взаимодействия в процессе социальной адаптации, их функции и задачи;
• в данном процессе обеспечивается интеграция социально-педагогических действий управленческих структур ВУЗа, студенческого сообщества и других социально-значимых подразделений.
Методологической основой исследования явились диалектико-материалис-тические концепции о взаимосвязи общества и личности, философские и обществоведческие идеи об активной роли личности в познании и преобразовании социальной среды, общечеловеческих ценностях как основе формирования личности, о социализации как социокультурном процессе, о конкретно-историческом характере воспитания; концепции развития образования в новых социально-экономических условиях, концепция воспитания учащейся молодежи; закон Российской Федерации "Об образовании".
В соответствии с целью и задачами исследования был использован комплекс методов:
• теоретический анализ оригинальных источников, документов; сравнительно-исторический, историко-генетический;
• непосредственное изучение процесса социальной адаптации личности студента методами диагностики, независимых характеристик, интервьюирования, социометрии, самооценки и групповой оценки личности (ГОЛ), тестирования, использовались обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение);
• опытно-экспериментальная работа;
• описание, обобщение, систематизация.
С помощью названных методов определен уровень социальной адаптиро-ванности студента и его адаптационный потенциал (АП); выявлены дополнительные возможности студенческого социума в адаптации личности; определен психолого-педагогический инструментарий диагностирования результативности данного процесса.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в Калужском педагогическом университете. Отдельные положения исследования проверялись в филиале технического университета имени Н.Э.Баумана и филиале сельскохозяйственной академии имени Тимирязева города Калуги.
Исследование предусматривало три этапа (1992-1997 гг).
Первый этап (1992-1994 гг.) связан с теоретическим обоснованием проблемы и включал изучение философской, социологической, социально-педагогической, медицинской, психолого-педагогической литературы по вопросам социальной адаптации, проблемам подготовки специалиста в условиях многоуровневого обучения, специфичности студенческой среды, выявление мотивов поступления в университет, отношение студентов первых курсов к условиям жизнедеятельности.
На основе полученных данных была сформулирована рабочая гипотеза и разработана предварительная программа реализации исследовательских задач.
Второй этап (1994-1995 гг.) исследования был посвящен изучению механизмов личностно-средового взаимодействия на довузовском и начальном вузовском этапах, выявлению особенностей этого взаимодействия у разных групп студентов, изучению противоречий, препятствующих успешной адаптации студента. В процессе эксперимента осуществлялась проверка и уточнение гипотезы, разработка методических материалов, предназначенных для организации работы со студентами.
Третий этап (1996-1997 гг.) продолжалось монографическое изучение личности студента, направленное на выявление его личностных качеств, уровня социальной адаптированности. Диссертантом была внедрена модель исследования влияния социально-педагогических условий на совершенствования работы по социальной адаптации личности в студенческой среде. Обобщенные и систематизированные результаты исследования внедрялись в практику работы университета.
Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят в том, что в нем на основе системного подхода в разработке проблемы социальной адаптации личности в студенческой среде выявлена специфика этого процесса, вскрыты противоречия, характеризующие этот процесс, прослежены социальные связи студенчества; выявлены механизмы взаимодействия студента со средой; обоснованы теоретически и экспериментально проверены способы совершенствования процесса адаптации личности в условиях данного социума; выявлены возможности повышения эффективности этого процесса и его позитивной направленности с учетом мотивационно-ценностного отношения студента к будущей специальности.
Практическая значимость исследования определяется конкретными методическими рекомендациями, направленными на повышение эффективности процесса социальной адаптации студенчества через деятельность социального педагога в условиях современного ВУЗа и использование методов социально-психологического обучения в учебном процессе. Результаты исследования позволяют реально оценить сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию в студенческом социуме. Предложенная диссертантом система взаимодействия социального педагога, студентов и других субъектов студенческого социума в учебном и внеучебном процессе, способствует нормальному функционированию и развитию студенческого сообщества, открытию позитивных путей самовыражения и предупреждению девиаций в поведении студенческой молодежи. Полученный в ходе исследования материал открывает возможности для создания социально-педагогической службы в ВУЗе и социальной защиты студенчества.
Материалы и выводы исследования могут быть использованы в практике преподавания таких учебных дисциплин, как педагогика, психология, социальная педагогика. Идеи и технологии социальной адаптации личности могут широко использоваться в условиях ВУЗов по профессиональной подготовке специалистов социальной сферы.
На защиту выносятся следующие положения:
• сущностная характеристика процесса социальной адаптации личности в условиях студенческой среды;
• социально-педагогическое обоснование функций социального педагога по адаптации личности студента в процессе учебной и внеучебной деятельности в ВУЗе;
• субъект-субъектные отношения в процессе личностно-средового взаимодействия являются необходимым условием успешной и позитивной направленности адаптации личности в студенческой среде;
• педагогически регулируемый и управляемый потенциал личностно-средового взаимодействия выступает важнейшим фактором социальной адаптации личности студента и предупреждения дезадаптации.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 94 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz