Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 02:41
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 20 » Скачать Школа А.Б. Гольденвейзера в общем эволюционном русле отечественной музыкальной педагогики. Хорошилова, Юлия Андреевна бесплатно
05:38
Скачать Школа А.Б. Гольденвейзера в общем эволюционном русле отечественной музыкальной педагогики. Хорошилова, Юлия Андреевна бесплатно

Школа А.Б. Гольденвейзера в общем эволюционном русле отечественной музыкальной педагогики

Диссертация

Автор: Хорошилова, Юлия Андреевна

Название: Школа А.Б. Гольденвейзера в общем эволюционном русле отечественной музыкальной педагогики

Справка: Хорошилова, Юлия Андреевна. Школа А.Б. Гольденвейзера в общем эволюционном русле отечественной музыкальной педагогики : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Хорошилова Юлия Андреевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т] - Москва, 2009 - Количество страниц: 164 с. ил. Москва, 2009 164 c. :

Объем: 164 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

Введение
Глава I Процессы педагогической трансмиссии и преемственности в теории и практике преподавания музыки
§1 Закономерности эволюционного развития в музыкальной педагогике
§2 А Б Гольденвейзер и тенденции российской музыкальной педагогики XX века
§3 Современная музыкальная педагогика как исторически детерминированная, сложно структурированная система
Глава II Методы учебно-воспитательной работы с учащимися-музыкантами на современном этапе Опытно-экспериментальное исследование
§ 1 Методы учебно-воспитательной работы с учащимися-музыкантами на современном этапе
§2 Опытно-экспериментальное исследование
Выводы

Введение:

Известно, преподавание музыки в современной России переживает нелёгкие времена. Со стороны широкой музыкально-педагогической общественности слышатся сетования: мы, представители академического искусства, попали в полосу жестокого кризиса. Утеряно многое из того, чем по праву гордилась отечественная музыкальная культура еще несколько десятилетий назад. Размываются идейно-художественные устои и критерии, утверждавшиеся в прошлом столетии выдающимися мастерами, в частности, А.Б.Гольденвейзером и лучшими представителями его школы (Т.П.Николаева, Г.Р.Гинзбург, Д.Д.Благой и др.).
Налицо противоречие между представлениями значительной части современного музыкального учительства о том, какой следует быть системе музыкального воспитания и образования в стране - и реалиями сегодняшнего дня.
Отсюда цель исследования: проанализировать процессы, происходящие в наши дни в теории и практике преподавания музыки; выявить закономерности и логику ' этих процессов; очертить корреляционные связи и зависимости между настоящим и прошлым отечественной музыкальной педагогики.
Объект исследования: теория и практика преподавания музыки (конкретно - музыкально-исполнительских дисциплин) в современных условиях, на современном этапе развития отечественной музыкальной культуры.
Предмет исследования: корреляционные связи и зависимости между лучшими образцами российской музыкальной педагогики середины XX в., к которым с полным основанием относят' школу А.Б.Гольденвейзера, и современной практикой обучения музыке (конец XX — начало XXI вв.).
Задачи исследования: Выявить внутреннюю логику и смысл эволюционных процессов, происходящих в российской музыкальной педагогике последних десятилетий; Определить атрибутивные черты и свойства отечественной музыкальной педагогики середины прошлого столетия, охарактеризовать их на примере школы А.Б.Гольденвейзера, являвшейся на протяжении ряда десятилетий одной из ведущих, лидирующих в российской музыкально-педагогической культуре; Осмыслить преемственные связи между вчерашней и сегодняшней ситуациями в системе музыкального воспитания и образования; Выявить и охарактеризовать основные детерминанты современной концепции музыкального воспитания и образования; указать на её возможные практические воплощения и модификации; очертить и прокомментировать стратегические направления в деятельности преподавателя-музыканта на современном этапе; Предложить и обосновать методику работы в музыкально-исполнительских классах, опирающуюся, с одной стороны, на художественно-эстетические принципы А.Б.Гольденвейзера и его творческих единомышленников, с другой стороны, на инновационные подходы, характерные для современной музыкальной педагогики.
Гипотеза исследования:
1. Педагогическая парадигма в области музыкальной культуры и образования (как и в большинстве других областей) оправдывает себя лишь в том случае, если она аккумулирует позитивные, жизнеспособные элементы предшествующего профессионального опыта и, одновременно, вбирает в себя элементы, актуальные для современной (отчасти и для опережающей) практики преподавания.
2. В настоящее время, в контексте задач, стоящих перед музыкальной педагогикой (прежде всего в педагогических ВУЗах, в институтах культуры и искусств) может принести реальную пользу внедрение так называемого модульного принципа обучения, согласного которому музыкальные дисциплины трактуются не как самодостаточные, ведущие автономное существование, а как дисциплины, образующие в своей совокупности единое, синергетическое целое, единый, интегративный музыкально-образовательный комплекс.
3. Учебно-образовательный модуль может быть как межпредметным, так и монодисциплинарным, когда многообразная и разнохарактерная информация, сжатая в единый концептуальный блок, предоставляется учащемуся в русле одной учебной дисциплины.
4. Учащийся должен быть сориентирован на то, что приоритетная роль в современной концепции образования принадлежит пролонгированному, постоянно функционирующему процессу образования (точнее, самообразования), к чему учащемуся следует быть подготовленным как в профессиональном, так и (что не менее важно!) психологическом отношении.
Методологическую основу исследования составили: Философские идеи о развитии как переходе количественных изменений в качественные; о взаимодействии, сочетании, диффундировании различных социокультурных систем и процессов; о диалектической взаимосвязи единого и всеобщего; Культурологические концепции о трансмиссии форм культуры, их интеграции и диверсификации, их смене и варьировании на исторической дистанции (Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, М.С.Каган, Н.И.Киященко и др.); Базовые, системообразующие теории отечественных дидактов и психологов, определявших стратегические цели и содержание, формы и методы образования, их возможные модификации в зависимости от условий места и времени (Ю.К.Бабанский, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Л.В.Занков, Б.С.Гершунский, Д.И.Фельдштейн, И.П.Смирнов и др.); Концептуальные положения ведущих российских музыкантов (педагогов, исполнителей, музыковедов), излагавших свои позиции по вопросам эстетики музыкально-исполнительского искусства, а также музыкальной педагогики, её профессионально-техническим аспектам (А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, Г.Г.Нейгауз и др.).
Методы исследования: Теоретический анализ научной литературы (педагогика, философия, музыкознание, социология, психология); Изучение архивных материалов, связанных с деятельностью ведущих российских музыкантов XX столетия; ретроспективный анализ их художественно-эстетических воззрений и педагогических принципов; Различные виды и формы эмпирической работы (педагогические наблюдения, анкетирование, формирующий эксперимент); Мониторинг эволюционных процессов в теории и практике отечественной музыкальной педагогики XX - начала XXI вв.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Логика эволюционных процессов в области музыкальной педагогики обнаруживается в том, что каждая очередная ступень (стадия, фаза) вбирает в себя наиболее жизнеспособные, устойчивые компоненты, выработанные в прошлом и прочно закрепившиеся в коллективной памяти музыкантов-профессионалов, — и сплавляет их с теми или иными новообразованиями («сдвигами», инновациями), которые возникают как реакция на различные изменения в окружающей действительности.
2. Есть достаточные основания говорить о тенденциях, которые в недалёком будущем станут определять стратегические направления в развитии отечественной художественно-творческой (музыкальной) педагогике, находя своё выражение в: а) усилении роли индивидуального стиля деятельности учащегося, большей свободе его творческого самопроявления; б) возрастания значения диалога в учебном процессе, в интерактивных контактах тех, кто учится, и тех, кто учит; в) углублении внимания к самообучению (самодвижению), опирающемуся на современные информационные технологии ( аудио-видеозаписи и др.); г) отказу от гипертрофированного педагогического авторитаризма, от узко «цеховых», локальных подходов к работе с обучающимися, и т.д.
3. Анализ ситуации, складывающейся на сегодняшний день в российской социокультурной жизни, в практической деятельности музыкантов различных специальностей свидетельствует, что принцип «образование на всю жизнь» уступает первенство принципу «образование через всю жизнь». Всё очевиднее становится генезис и отличительные особенности современной педагогической парадигмы — не обучить, а научить учиться, что означает способность будущего специалиста самостоятельно определять стратегию и тактику своего личностно-профессионального роста; очертить индивидуальную траекторию самодвижения; выработать креативный подход к решению разного рода задач, развить вкус к нестандартным, «неалгоритмизируемым» действиям и др.
4. Профессиональная карьера в области музыки (как и в большинстве других сфер деятельности современного человека) требует от выпускника музыкального учебного заведения особой жизненной стратегии, характеризующейся, в частности, установкой на пролонгированное самообразование. Последнее становится сегодня в силу необходимости своего рода модусом существования специалиста (возраст в данном случае принципиальной роли не играет), сообщая смысл и личностную значимость этому существованию.
Новизна исследования:
1. Проанализированы закономерности вариативности и преемственности в историческом самодвижении отечественной музыкальной педагогики (на материале преподавания музыкально-исполнительских дисциплин); рассмотрена в историческом ракурсе эволюция форм и методов работы в музыкально-исполнительских классах.
2. Раскрыты внутренние связи и зависимости между приоритетами отечественной музыкальной педагогики минувшего столетия (школа А.Б.Гольденвейзера) - и современными подходами к воспитанию и образованию учащихся-музыкантов.
3. Рассмотрена сложившаяся на сегодняшний день ситуация в российском профессиональном музыкальном образовании, характеризующаяся диверсификацией специальностей (консерватории, музыкальные факультеты педвузов, институты культуры и искусств и др.) и, соответственно, разнообразием целевых ориентиров, направлений деятельности, форм и методов учебно-воспитательной работы. Одновременно подчеркнута актуальность курса на универсализм обучения, способный обеспечить выпускникам различных музыкальных учебных заведений относительно благоприятные условия при трудоустройстве, а также при возможных сменах видов профессиональной деятельности.
4. Указано на возрастание значения и роли учебно-образовательных модулей в преподавании музыкальных дисциплин; дана трактовка модуля как унифицированного блока информационно-знаниевых комплексов, образующих в совокупности нечто целое, внутренне взаимосвязанное, функционирующее по принципу синергизма. Доказано, что модули могут успешно применяться не только в междисциплинарном аспекте, но и в русле одной музыкальной дисциплины.
5. Обосновано понятие самотрансценденции применительно к музыкальной деятельности, раскрыты природа и сущность этого феномена.
Подчеркнуто, что на практике, при нередкой смене видов и форм труда, изменении личностно-профессиональных требований к работнику, имеют место подчас выходы индивидуума за свои как бы генетически предопределённые границы, пределы, потенциальные возможности.
Теоретическое значение исследования в том, что очерчены основные параметры интегративной методики обучения, сочетающей традиции недавнего исторического прошлого и новые подходы, релевантные требованиям времени и задачам, стоящим сегодня перед учебными заведениями типа педвузов и институтов культуры. Выявлены критерии, принципы и методологические подходы, как сближающие, так и отличающие работу музыкально-исполнительских классов в профессиональных учебных заведениях различных видов и типов (с учётом их специфики).
Систематизированы художественно-эстетические и педагогические принципы школы А.Б.Гольденвейзера, представлявшей собой один из наиболее ярких и значительных феноменов российской музыкальной педагогики XX в. Определены основные, смыслообразующие компоненты этой школы, которые, сохранив свою актуальность, свою идейно-художественную и профессиональную ценность органично вошли в современные структуры музыкального воспитания и образования.
Практическое значение исследования в том, что его материалы могут быть использованы в целях оптимизации учебно-воспитательной работы в музыкально-исполнительских классах, а также при разработке перспективных направлений этой работы на будущее. Обоснованы и рекомендованы к практическому использованию информационно-когнитивный, модульный и творчески-поисковый методы работы с учащимися-музыкантами. Технологии обучения, получившие освещение в диссертации, могут быть экстраполированы в смежные области художественно-творческой педагогики. Данные, полученные в ходе работы, её методологические установки и рекомендации найдут применение в лекционных курсах «Обучение игре на музыкальных инструментах», «История и теория музыкального исполнительства», а также в процессе индивидуальных музыкальных занятий.
Апробация и внедрение результатов работы происходили:
Посредством публикации статей и теоретико-методических материалов по теме диссертации; в ходе выступлений автора с докладами и сообщениями на научных конференциях; в процессе проведения опытно-экспериментального исследования на базе музыкального факультета МПГУ и Брянского областного музыкального колледжа; в ходе обсуждения работы на кафедре музыкальных инструментов музыкального факультета МПГУ.
Достоверность исследования обеспечена: а) опорой на авторитетные труды отечественных дидактов, психологов, педагогов-музыкантов, философов, музыковедов; б) адекватностью методологии исследования его проблематике; в) оптимальным сочетанием теоретического и опытно-экспериментального аспектов работы; г) проверкой основных положений и выводов исследования в ходе педагогических наблюдений, анкетирования и других методов эмпирического уровня.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 141 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz