Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 02:41
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 30 » Скачать Сформированность и зрелость как характеристики мотивационной сферы личности. Снеткова, Майя Витальевна бесплатно
04:24
Скачать Сформированность и зрелость как характеристики мотивационной сферы личности. Снеткова, Майя Витальевна бесплатно

Сформированность и зрелость как характеристики мотивационной сферы личности

Диссертация

Автор: Снеткова, Майя Витальевна

Название: Сформированность и зрелость как характеристики мотивационной сферы личности

Справка: Снеткова, Майя Витальевна. Сформированность и зрелость как характеристики мотивационной сферы личности : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 Санкт-Петербург, 2001 165 c. : 61 01-19/338-X

Объем: 165 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2001


Содержание:

ВВЕДЕНИЕЗ
ГЛАВА 1 Классические теории и современные исследования с Л1 мотивации
11 Леоретические подходы к проблеме мотивации сЛ
12 Исследование мотивации в образовательном процессе
13 Формальные идержательные характеристики43 мотивационнойеры
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование62ормированнности и зрелости мотивационнойеры
21 Экспериментальные гипотезы
22 Описание методического аппарата, применяемого в64 экспериментальном исследовании
221 Опросник «Уровни мотивационнойормированности и64 зрелости личности»
222 Тест Смысложизненных Ориентаций
223 Самоактуализационный тест
23 Организация экспериментального исследования75 231 Конструирование опросника
2311 Проверка надежности опросника
2312Проверка валидности опросника
24 Планирование и проведение эксперимента78 241 Описание выборок
ГЛАВА ЗСформированность и зрелость мотивационной82еры, ихязьнезависимостью ценностей и поведениябъекта от воздействия извне иысложизненными ориентациями личности
31 Результаты экспериментального исследования
311 Статистические гипотезы исследования
312 Результаты исследования87 32Обсуждение результатов экспериментального97 исследования
321 Сравнительный анализ (по выборкам)язей шкал97 опросника
322 Влияниециальных факторов на показатели 101 мотивационнойормированности и мотивационной ориентации
323 Внешниеязи шкалонструированного опросника
324 Факторный анализ шкалонструированного опросника
ВЫВОДЫ

Введение:

АКТУАЛЬНОСТЬ.
В процессе подготовки выпускников проблема соотношения обучения и воспитания является одной из наиболее важных проблем в системе высшего образования. Если в задачи обучения входит превращение разнообразной и обширной информации в знания, усвоение сущности и содержания учебных дисциплин, формирование определенного профессионального опыта, способности к будущей профессиональной деятельности, то в задачи воспитания, на наш взгляд, входит формирование определенного отношения как к учебной, так и к будущей профессиональной деятельности, которое, в свою очередь, определяется более широкими личностными характеристиками. На сегодняшний день существует несоответствие, дисбаланс в решении задач обучения и воспитания. Если необходимость решения задач обучения кажется очевидной, без этого вся система высшего образования оказалась бы несостоятельной, то решение задач воспитания остается в тени или является личной инициативой отдельных преподавателей. Такое положение дел, на наш взгляд, обусловлено тем, что нерешенные задачи, а значит, и недостигнутые цели воспитания имеют не столь очевидные последствия, как недостигнутые цели обучения, но при этом они не становятся менее значимыми. Сложность возникающих при решении этих задач проблем определяется тем, что в отличие от задач и целей обучения, целиком зависящих от потребностей социальной системы и поэтому относительно легко определяемыми и конкретизируемыми, задачи и цели воспитания должны формулироваться скорее вопреки существующей сегодня социальной системе, поскольку рыночная экономика диктует и рыночный подход к человеку - «ты есть то, что ты стоишь, то есть сколько ты зарабатываешь»1. Такой подход нивелирует понимание человека как самоценности не меньше, чем тоталитарно-социалистический подход, реализовывавший подход к человеку как к средству. Поэтому, несмотря на смену экономического строя и социальной системы, проблемы определения «сущностных характеристик» человека, на которые должна ориентироваться педагогика высшей школы при постановке целей и задач воспитания, остались.
Сущность личности человека, ее центральная, смыслообразующая характеристика - это способ отношения к другому человеку (К.Маркс, С.Л.Рубинштейн). «Нормальное развитие личности - это такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и одновременно критериями этого развития является отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода человек, способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий целетворящий характер жизнедеятельности, потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего, вера в осуществимость намеченного, внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни». (Братусь Б.С., 8, с.50).
Таким образом, если в задачи воспитания в системе высшего образования входит формирование отношения к учебной и будущей профессиональной деятельности, которое находит свое воплощение в виде конкретных учебных и профессиональных мотивов, то целями
1 Тенденция к смещению ценностей в обществе за последние несколько лет подтверждается соответствующими экспериментальными исследованиями. Так, в докторской диссертации О.Дейнеки (1999) - «Экономическая психология в российской политике переходного периода», факторный анализ ценностных ориентаций студентов выявил устойчивую связь между материальной обеспеченностью и общественным признанием. воспитания вообще, и в системе высшего образования в частности, очевидно, следует считать формирование личности с вышеперечисленными характеристиками, которое является контекстом, вне которого понимание специфики формирующихся мотивов невозможно.
Разработка конкретно-научных представлений о «сущностных характеристиках» зрелой личности невозможна без исследования мотивационных процессов, являющихся ключевыми для понимания процессов формирования личности.
Выбор данной темы обусловлен необходимостью обоснования методического подхода к исследованию мотивации, позволяющего диагностировать уровень сформированности и уровень зрелости мотивационной сферы личности. В высших учебных заведениях проблема диагностики сформированности и зрелости мотивационной сферы личности актуальна, поскольку период обучения в вузе хронологически совпадает, как правило, с возрастным периодом профессионального и личностного самоопределения. В военных вузах эта проблема стоит особенно остро, поскольку жесткость внешних условий учебно-воспитательного процесса диктует необходимость определенных изменений внутреннего мира личности. Своеобразие этих изменений заключается в их приспособительном характере (особенно на младших курсах) в период адаптации к новым условиям. Включение новых мотивационных механизмов, противостоящих "приспособительным", предполагает формирование нового отношения к будущей профессиональной деятельности, превращение обучающихся из объектов учебно-воспитательного процесса в субъектов этого процесса, способных планировать и организовывать свою учебную и научную деятельность в соответствии с доминирующими мотивационными тенденциями.
В связи с вышесказанным ЦЕЛЬЮ данной работы является теоретическое и экспериментальное исследование мотивационной сформированности и мотивационной зрелости личности и обоснование критериев для их оценивания. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать психологическую литературу, посвященную исследованиям мотивационной сферы личности;
• разработать диагностический аппарат, позволяющий исследовать отдельные характеристики мотивационной сферы и оценивать уровни их развития;
• экспериментально изучить взаимозависимости между предлагаемыми показателями мотивационной сферы;
• на основании теоретического анализа и результатов исследования обосновать правомерность использования предлагаемых критериев сформированности и зрелости мотивационной сферы личности.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - студенты, курсанты и специалисты медицинского профиля.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - мотивационная сфера личности, сформированность и зрелость мотивационной сферы.
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Психологические конструкты «сформированность мотивационной сферы личности» и «зрелость мотивационной сферы личности» не совпадают по содержанию.
2. На мотивационную сформированность и мотивационную зрелость личности влияют такие факторы как возраст, специфика вуза, срок обучения в вузе, наличие и специфика профессионального опыта.
3. Мотивационная сформированность и зрелость личности связаны с такими психологическими образованиями как независимость ценностей и поведения субъекта от воздействия извне и наличие смысложизненных ориентаций личности.
Теоретической основой нашего исследования являются основные положения гуманистической психологии (Фромм, Франкл, Братусь), мотивационная концепция А.Н.Леонтьева, а также современные разработки проблемы самодетерминации личности фес1) и смыслообразования (Леонтьев Д.А.).
Методы исследования:
1. Авторский опросник «Уровни мотивационной сформированности и зрелости личности».
2. Тест смысложизненных ориентаций (Д.А.Леонтьев).
3. Самоактуализационный тест (Гозман, Кроз).
Исследование проводилось на экспериментальной базе Военно-Медицинской Академии, Педиатрической Академии, детской районной поликлиники Выборгского района Санкт-Петербурга и школы-лицея №554 Приморского района Санкт-Петербурга.
Основные этапы и организация исследования.
Первый этап исследования представляет собой разработку теоретических положений, на основании которых определяются понятия сформированности и зрелости мотивационной сферы личности, а также предлагаются критерии для их экспериментального исследования и оценивания. Второй этап исследования заключается в конструировании опросника, соответствующего поставленной цели исследования, проверке его валидности и надежности. Третий этап -собственно экспериментальный, в ходе которого проверяются и уточняются выдвинутые гипотезы. Четвертый этап - обсуждение и анализ полученных результатов.
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Преобладающие мотивационные тенденции являются важным показателем сформированности и зрелости мотивационной сферы личности, при этом важно не только то, на что направлены мотивационные тенденции, то есть их предметная сторона, но и то, какие по содержанию личностные смыслы формируются в преобладающих мотивационных тенденциях.
2. В качестве критериев, определяющих степень мотивационной зрелости личности, могут служить, с одной стороны, наличие стремления к обнаружению смыслов в своих действиях и поступках, с другой стороны, определенное содержание этих смыслов, в котором в обобщенном виде можно выделить просоциальную ориентацию («отдавание себя») и противоположную ей потребительскую ориентацию, реализуемую за счет преобладания мотивов потребления (в широком смысле этого слова).
3. Понятия «сложившаяся личность» и «зрелая личность» не являются тождественными. Более широкому понятию «сложившаяся личность» соответствует относительная сформированность мотивационных тенденций, их «закрепленность» в соответствующих свойствах личности благодаря процессам смыслообразования. Более узкому понятию «зрелая личность» соответствует развитая смыслообразующая функция мотивации и, в качестве основного обобщенного содержания смысла жизнедеятельности, просоциальная ориентация.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
В нашей работе впервые предпринята попытка теоретического и эмпирического изучения таких психологических явлений как сформированность мотивационной сферы личности и ее мотивационная зрелость, рассмотрены определяющие их факторы и предложены критерии для их диагностики. Экспериментально исследованы связи показателей сформированности и зрелости мотивационной сферы личности с такими характеристиками личности как независимость ценностей и поведения субъекта от воздействия извне и наличие смысложизненных ориентации.
Предложенный подход к исследованию мотивации способствует разработке проблемы зрелости личности и продолжает ряд исследований мотивационной сферы и ее характеристик.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ.
Предложенный подход к изучению личности позволяет по новому взглянуть на задачи воспитания в системе вузовского образования, в частности, в системе военных вузов, поскольку традиционная ориентация на требования системы, в которой формируется субъект, и на требования того социума, в котором он окажется в ближайшем будущем, оказывается несостоятельной из-за неустойчивости и разрушения имеющихся в этих системах ценностей. В условиях, в которых оказалась на сегодняшний день система высшего образования, в особенности относящаяся к государственному сектору , когда налицо несоответствие тех качеств, которые направленно формируются в вузовской системе, и тех требований, которые затем предъявляются в профессиональной сфере, представляется особенно важным выявление таких «надсистемных» характеристик личности, которые позволяют будущему специалисту-профессионалу обрести относительную независимость от ценностей социального окружения, выработать такое отношение к социуму, профессиональной деятельности, жизни и самому себе, которое позволило бы иметь более «высокие» ориентиры. Кроме того, представляется возможным использовать такой подход в целях профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в вузы, при отборе кандидатов на повышение профессиональной квалификации. Существующий на сегодня подход к исследованию мотивации в системе профессионального психологического отбора оказывается недостаточно обоснованным, поскольку ориентация только на предметную сторону мотивации, или на количественный эквивалент интенсивности мотивационных процессов при выборе будущей профессии является недостаточной. Важно не только, что выбирает человек, и интенсивность его желания осуществить свой выбор, но и как выбирает, кем этот выбор сделан - человеком, еще не определившимся в своих устремлениях, либо определившимся, но устремления которого с точки зрения гуманистической этики носят сомнительный характер, либо человеком, которого можно назвать в полном смысле слова зрелой личностью. В этих трех случаях речь идет о качественно разных выборах. Представляется также возможным использовать такой подход при сопровождении учебно-воспитательного процесса в целях отслеживания этапов в формировании личности будущих профессионалов.
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается использованием экспериментальной схемы, адекватной гипотезам; используемые методики прошли проверку на валидность и надежность; обработка данных производилась с использованием стандартного пакета статистических процедур -8ТАТО1Ш\
АПРОБАЦИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ.
Теоретические и экспериментальные положения диссертации были представлены в докладе на научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием («Царскосельские чтения», г. Пушкин, областной университет, факультет психологии, февраль 1999 г.), а также реализованы в учебно-методических рекомендациях и методических разработках для использования в военных вузах («Практика оказания психологической помощи курсантам военно-учебных заведений», М., Воен.издат., 1996).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 138 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz