Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 02:42
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 23 » Скачать Семантика заглавий как обособленных образований и как компонентов текста : На материале рассказов А. П. Чехова. Нанси Нарсиса бесплатно
00:23
Скачать Семантика заглавий как обособленных образований и как компонентов текста : На материале рассказов А. П. Чехова. Нанси Нарсиса бесплатно

Семантика заглавий как обособленных образований и как компонентов текста : На материале рассказов А. П. Чехова

Диссертация

Автор: Нанси Нарсиса Меркадет Портильо

Название: Семантика заглавий как обособленных образований и как компонентов текста : На материале рассказов А. П. Чехова

Справка: Нанси Нарсиса Меркадет Портильо. Семантика заглавий как обособленных образований и как компонентов текста : На материале рассказов А. П. Чехова : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01 Воронеж, 1989 214 c. :

Объем: 214 стр.

Информация: Воронеж, 1989


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ШВА I ЗАГЛАВИЕ КАК ОБОСОБЛЕННОЕ ОТ ТЕКСТА
ОБРАЗОВАНИЕ
§ I Структурно-семантическая характеристика заглавий вне связи с текстом
1а Название-слово
11 Имена существительные собственные в именительном падеже
12 Имена существительные нарицательные в именительном падеже
13 Имена прилагательные
14 Имена числительные
26 Заглавия - падежные и предложно-падежные формы имен существительных
3 Заглавия-словосочетания
4 Заглавия-предложения
5 Заглавия - устойчивые сочетания рлов
6 Заглавия на иностранном языке
7 Заглавия, не вошедшие в определенную группу
§ 2 Близкие и противопоставленные по смыслу заглавия
§ 3 О классификации заглавий по их стилистической окраске
Выводы
ГЛАВА П ЗАГЛАВИЕ КАК КОМПОНЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТЕКСТА
§ I Методика проведения эксперимента
§ 2 Анализ анкет
§ 3 Типы смысловых соотношений заглавий и текстов
§ Функционально-образная перспектива заглавия
ВЫВОДЫ

Введение:

Название (3)* как особое текстовое явление стало привлекать большое внимание лингвистов. Изучается заглавие научного^публицистического и художественного текстов (ХТ)^. Несмотря на то, что написано большое количество работ по структурно-семантическим особенностям заглавий текстов, по выполняемым ими функциям (Ф)5, а также по соотношению заглавий с содержанием текста, мы считаем данное лингвистическое явление недостаточно исследованным, так как авторы трактуют относящиеся к этой теме вопросы с разных точек зрения.
Газетные заголовки по сравнению с заглавиями художественных произведений (ХП)^ изучены в большей степени. Это прежде всего связывается с тем, что, во-первых, при анализе газетных заглавий гораздо ярче видна выполняемая ими коммуникативная функция. "Между заглавиями художественных и научных текстов и газетными заголовками имеется существенное различие. Если первые тесно связаны с текстами, являясь по существу их названиями, то большинство газетных заголовков обладает самостоятельной коммуникативностью с и имеет особые функции." Просматривая газету или журнал, читатель может быстро сориентироваться в выборе статей для их прочтения, но помимо этого получает общую информацию о новостях, кото
1. Здесь и далее 3. - заглавие.
2. Здесь и далее ХТ - художественный текст.
3. Здесь и далее Ф. - функция.
4. Здесь и далее ХП.- художественное произведение.
5. Александрова H.A. О коммуникативной значимости газетных заголовков //Обучение научных работников иностранным языкам. -М.: Наука, 1984. - C.I32. рые происходят в мире в разных областях культуры, спорта, политики (внешней и внутренней), развития науки и техники и т.д. В отличие от этого, читателю художественных произведений трудно выбирать лишь по заглавиям нужные тексты в зависимости от вкуса, личных интересов и других потребностей, тем более, если он мало знаком с авторами (особено с зарубежными), так как заглавия художественных текстов изолированно от самого текста не служат средством передачи сообщения.
Реципиент видит за внеконтекстным однословным наименованием не какой-то конкретный, а целый ряд потенциально возможных денотатов, что приводит к интегрированию в его концептуальной системе разных сегментов реальной или воображаемой действительности, объединенных данным понятием.11*
Вопрос о заглавиях с точки зрения выполняемых ими функций, а также структурно-семантической классификации по-разному затрагивали многие лингвисты: В.С.Мужев (1970 г.), И.А.Банникова (1983 г.), О.Н.Траченко (1982 г., 1984 г., 1985 г.), 3.В.Перепелица (1985 г.), Л.А.Ноздрина (1982 г., 1983 г.), А.Ф.Архипов (1980 г.), С.Л.Козлов (1979 г.), Л.Г.Нечаев (1985 г.), Т.А.Чеке-нева (1982 г.), М.М.Сизов (1984 г.), Г.Г.Хазагеров (1983 г.), И.В.Фоменко (1983 г.), Л.Ф.Грицюк (1982 г., 1984 г.), Т.А.Щорс (1982 г.), Е.В.Дданджакова (1979 г.), Л.А.Новикова (1984 г.), В.И.Муренко (1981 г., 1985 г.), Х.Рахимов (1980 г.), И.В.Арнольд (1978 г.), В.М.Ронгинский (1963 г., 1965 г.), Л.А.Коробова (1975 г., 1983 г.), Д.Н.Ульянцев (1985 г.) и др. В связи с этим в научной литературе выделяется целая гамма своеобразных групп
I. Нечаев Л.Г. К специфике восприятия и функционирования однословных названий текстов // Сб. научных трудов. - М., 1985.
• Вып. 243. - С.177. заглавий: по структурным особенностям, по функциям, по семантике, по стилистическим особенностям, по связи с содержанием текста, по принадлежности к литературным жанрам и по индивидуальным авторским особенностям. Наиболее спорным в научных исследованиях является вопрос об отнесении/неотнесении заглавий к разряду предложений. Дня нашей работы не менее важной является еще проблема открытого или неявного отождествления заглавия со знаком по отношению к целому тексту.
С начала двадцатого столетия до наших дней заглавие исследуется в разных направлениях на основе достижения лингвистической науки. На первых порах ученые не заметили в названии произведений категории предикативности, относя их к разряду слов, словосочетаний и устойчивых сочетаний слов в связи с выполняемой ими чисто назывной функцией, т.е. изучение "заглавий" с этой точки зрения проводилось лишь в языковом плане. Представителями указанного направления были Ф.Ф.Фортунатов (1905 г.), Д.Н.Овсяннико-Куликовский (1912 г.), А.И.Смирницкий (1937 г.), А.А.Шахматов (1941 г., 1947 г.), Л.А.Булаховский (1954 г.), И.А.Канишин (1955 г.), В.В.Виноградов (1958 г., 1960 г.), А.С.Попов (1966 г.) и др.
Другая группа лингвистов (И.В.Арнольд (1978 г.), В.А.Кухарен-ко (1979 г.), И.Р.Гальперин (1980 г.) и др.), учитывая структуру заглавий, разделяли их на слова, словосочетания и предложения. В данном случае заглавия рассматриваются не только на уровне языка, но и на уровне речи, так как при такой классификации ученые должны были учитывать не только номинативную функцию, но и все остальные функции, которые выполняют единицы, принадлежащие к разным языковым уровням.
Третий взгляд представлен в работах А.В.Попова (1880 г.), А.Будиловича (1883 г.), В.А.Богородицкого (1935 г.), А.М.Пешков-ского (1956 г.), А.А.Потебни (1958 г., 1964 г.), А.Г.1>уднева
1968 г.) и др. Эти ученые относят заглавия к разряду предложений (номинативных). Основанием для такой точки зрения являются следующие факты: законченность интонации заглавия, предикативность, коммуникативная функция, наличие смысла и ситуационная привязанность, графическая выделенность. Главным подтверждением этой теории заглавий являлся их анализ как части текста (в контексте) .
Кроме данных направлений, существуют еще некоторые другие. О.Н.Траченко считает спорной трактовку И.Г.Кошевой, которая не относит заглавия ни к разряду слов, ни к разряду словосочетаний, ни к разряду предложений, так как "их нельзя исключить из сферы рассмотрения языковых явлений. Они выражены средствами языка. С.И.Буракова обращает внимание на мнение других лингвистов, например, А.В.Суперанской, которая относит к именам собственным названия газет, журналов и названия произведений, а также В.Г.Ад-мони, который предпочитает называть заглавия особым типом предложения, которое не нуждается в сведении к обычным типам предложений. Рассматривается точка зрения А.А.Шахматова, который считает заглавия особой категорией слов и словосочетаний, касаясь только заглавий-номинативов.^
Название принято считать неотделимым от текста компонентом, поэтому оно обычно рассматривается вместе с содержанием произведения. "Название дается рассказу, конечно, не зря, оно несет в
1. Траченко О.Н.Грамматический статус заглавия и его основные структурно-семантические типы (на материале современной англоязычной прозы).- Киев, 1982. - С.З. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 11879.
2. Бур акова С.И. Трактовка заглавий в отечественной лингвистической литературе. - Астрахань, 1979. - С.б. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 4777. себе раскрытие самой важной темы, оно намечает ту доминанту, которая определяет собой все построение рассказа."* ". Заголовок называет произведение и помогает зачастую уловить контуры его идейно-тематической основы. Он должен рассматриваться в един стве со всем произведением и творческим методом автора." "Заголовок з это целостная единица речи, стоящая перед текстом, являющаяся названием текста, указьюающая на содержание этого текста г и отделяющая данный отрезок речи от других".
Во встречаемых определениях заглавия и в характеристиках его отметим единодушное мнение о том, что заглавие называет текст (произведение), занимая в его структуре сильную позицию. Название выполняет целый ряд функций, выражая в сжатом виде сущность содержания следующего за ним текста. ". Писатель же, выставляя на книге название своего произведения, никогда не может предполагать у читателя такого чисто назывного интереса, так как такой интерес может получиться только по прочтении книги. Приступая к чтению книги, читатель интересуется содержанием ее я в заглавии видит намек на это содержание или даже сжатое выражение его ., название книги всегда есть нечто большее, чем название."^ "Действительно, заглавие не просто называет произведение, но и с первого момента его восприятия сильно воздействует на воображение читате
1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965. - С.204.
2. Ронгинский В.М. Фразеологические обороты в заголовках произведений художественной литературы и публицистики // Проблемы фразеологии и.задачи ее изучения в высшей и средней школе. -Вологда, 1967. - 0.273.
3. Мужев B.C. 0 функциях заголовков // Ученые записки МГПИИН им. М.Тореза. - М., 1970. - Т.55. - С.87.
Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. - М., 1956. - C.I7i8. ля, заставляя ожидать определенное содержание в зависимости от опыта самого адресата, от его знакомства с автором, а также от того, как само заглавие выражено. Однако этот признак заглавия не является постоянным, так как иногда читатель лишен возможности прогнозировать содержание текста по заглавию (подробно об этом будет говориться ниже). По этому поводу В»М.Ронгинский, исправляя неточности в определениях заголовка в словарях и энциклопедиях русского языка, отметил: ". не всегда заголовок отражает главное в книге (произведении) . заголовок не всегда определяет содержание произведения" и дальше пишет: ". заголовок может иметь только косвенное отношение к содержанию или идее; этого отношения может и не быть."*
Главная особенность заглавия заключается в том, что оно кажется в высш^степени информативным и одновременно ничего не говорит читателю до прочтения произведения. Прав В.И.Муренко, когда пишет, что заглавие может быть полностью понято только после осмысления содержания текста. "Значительность заглавия в том, что оно является важным ориентиром, придает направленность всему процессу понимания и стимулирует активность читателя. Являясь неотъемлемым элементом смысловой и стилистической структуры рассказа, заглавие занимает в нем сильную позицию. Важно подчеркнуть, что хотя заглавие является первым смысловым сигналом, оно может р быть полностью понято только в ретроспекции."
1. Ронгинский В.М. Синтаксические модели заголовков и их использование в различных стилях речи. Дис-ция на соискание учен, степ. канд. филал,наук. - Симферополь, 1963. - С.4; 9.
2. Муренко В.И. Интерпретация подтекста рассказа по квантам заглавию // Интерпретация художественного текста в языковом вузе. - Л., 1981. - С.59.
Обратимся еще к одной интерпретации заглавия: "Заголовок -это предложение, выполняющее функцию названия произведения (или его части) и стоящее перед произведением."*
Если главная функция предложения - коммуникативная, а заглавия - номинативная, то по данному определению можно считать заглавие предложением особого типа. Это высказывание В.М.Ронгинско-го нам кажется слишком обобщенным. Ниже будет отмечено, что заглавие занимает разные места в тексте, как-то двигается по нему и семантически пополняется в его передвижении и в зависимости от занимаемого в ХТ места может являться и предложением. Хотя, по мнению многих авторов, заглавие, стоящее перед произведением, не обладает предикативностью.
Название - не только особая синтаксическая позиция, это элемент текста, причем совершенно особый, "выдвинутый", совмещающий несколько функций. Его роль и отношения с текстом зависят от вида р речевой деятельности. Название - это категория поэтики." Е.В. Джанджакова замечает полифункциональный аспект и образный характер заглавия, который, на наш взгляд, превращает его в художественный феномен.
На основе учета семантических, синтаксических и функциональных признаков заглавия В.В.Забелин дает следующее определение: "Название есть информативно значимый, возможно минимальный по протяженности и простой по структурно-грамматической форме отрезок текста, выступающий в функции названия и отражающий основные
1. Ронгинский В.М. Синтаксические модели заголовков и их использование в различных стилях речи. Дис-ция на соискание учен, степ. канд. филол. наук. - Симферополь, 1963. - С.9.
2. Джанджакова Е.В. О поэтике заглавий // Лингвистика и поэтика.-М.: Наука, 1979. - С.207. моменты содержания текста в целом", т.е. "слово, словосочетание или предложение, отражающее основной замысел текста и выступающее по отношению к этому тексту в функции называния."*
Наше мнение о том, что для того, чтобы полнее понять специфику заглавия, нужно сопоставить результаты его анализа изолированно от текста и как компонент текста, подтверждается точкой зрения Л.Ф.Грицюка: "Заголовок является частью материально зафиксированной стороны произведения, но это не значит, что заголовок как единицу речи можно рассматривать как единицу основного текста произведения (особенно в поэзии). Его необходимо, хотя бы условно, вынести за пределы текста и рассматривать как некий сигнал, знак произведения, определяя принципы связи с основным тек-р стом."
Следующий вопрос, касающийся заглавий художественного произведения - это их типология. Авторы классифицируют заглавия' по разным параметрам: в зависимости от степени осмысленности (Л.Ф.Гри-цюк, 1982 г.); по стилистическим фигурам, которыми они представлены (Т.А.Чекенева, 1982 г., Г.Г.Хазагеров, 1983 г.); по принадлежности к стилям языка и речи (Е.В.Джанджакова, 1979 г.); по принадлежности к тематическим группам. Л.А.Новикова считает, что заглавия рассказов не поддаются тематической классификации (1984 г.); заглавия классифицируются по языковой структуре (Т.А.Чекенева,
1. Забелин В.В. К вопросу об определении заглавия с точки зрения его информативной перспективы и соотнесенности с содержанием текста.- Иркутск, 1983. - С.9. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 15166. .
2. Грицюк Л.Ф. К вопросу о семиотике заголовка // Семантика единиц различных уровней в романо-германских языках. - Киев, 1982. - С.26.
1982 г.); по темо-рематическому характеру заглавий (А.Ю.Туманова, 1981 г.); по предикативным функциям заглавий (3.В.Перепелица, 1985 г.); по характеру компонирующей функции заглавий (Д.М. Ульянцев, 1985 г.); по доминирующему направлению функций (H.A. Кожина, 1986 г.); В.М.Ронгинекий выделил разные типы заглавий по их структуре и по цели высказывания (1963 г.); О.Н.Траченко (1982 г., 1985 г.) выделила группы заглавий по их семантике и по их структуре.
Эти классификации даны с учетом связи заглавия с содержанием ХТ. "И.В.Арнольд предлагает три направления изучения типологии заглавий: I. Структурно-грамматические характеристики; 2. Характер образности; 3. Особенности его связи с сюжетом."*
Мы предлагаем следующие параметры, чтобы классифицировать названия прозаических произведений малого жанра:
• исходные структурно-грамматические особенности;
• семантическая соотнесенность со смысловыми категориями текста;
• стилистическая окраска;
• связь с содержанием текста как целого.
Другой немаловажный вопрос, касающийся заглавий, - это их функции. Среди лингвистов, которые обратили внимание на полифункциональный аспект заглавий, мы можем назвать следующих: Л.А.Ноз-дрина (1982 г., 1983 г.), В.С.Мужев (1970 г.), Л.Г.Нечаев (1985 г.), Т.А.Чекенева (1982 г.), В.И.Муренко (I98X г.), А.Ю.Туманова (1981 г.), Г.Г.Хазагеров (1983 г.), А.Каплан (1984 г.), Н.А.Кожи
I. Александрова H.A. О коммуникативной значимости газетных заголовков // Обучение научных работников иностранным языкам. -М.: Наука, 1984. - С.131. на (1984 г., 1986 г.), Д.Н.Ульянцев (1985 г.), С.Й.Буракова (1979 г.). Авторы трактуют функции заглавий по-разному, учитывая неодинаковые факторы, такие, как позиция в тесной связи с текстом и вне его в качестве самостоятельного элемента; позиция читателя и автора по отношению к художественному тексту; авторские цели по отношению к адресату и к самому ХТ; средства выражения заглавия с семантико-структурной и стилистической точек зрения; вид и жанр текста.
Так, Л.А.Ноздрина (1983 г.) называет пять функций заглавий: номинативную, информативную, экспрессивную, убеждения и реклам-но-сенсационную. Говоря о прагматике заглавий, данный автор обращает внимание на их прагматические задачи, но не выделяет эти задачи как особую функцию; Л.Г.Нечаев (1985 г.) указывает на предикативную (или классифицирующую) и идентифицирующую функцию; Т.А.Чекенева (1982 г.) отмечает реализацию номинативной, прагматической, предицирующей, образной, гносеологической и аксиологической функции; В.И.Муренко (1981 г.) особое внимание обращает на сущность прагматической функции; А.Ю.Туманова (1981 г.) указывает на две функции: коммуникативно-семантическую и композиционную; А.Каплан (1984 г.) учитывает эстетическую функцию; С.Й.Буракова (1979 г.) считает основными функциями апеллятивную, номинативную и коммуникативную; В.С.Мужев (1970 г.), анализируя классификацию функций, данную другими лингвистами, отмечает пять функций: номинативную, информативную, экспрессивно-апелля-тивную, рекламную и разделительную; Д.М.Ульянцев (1985 г.) выделяет следующие функции: номинативную, информативную, рекламную, семантическую, эстетическую и выделяет еще три типа: восполняющую; репрезентирующую и компонующую; Н.А.Кожина (1984 г., 1986 г.) подразделяет выполняемые функции на две группы: внешние(репрезентативная,соединительная и функция организации читательского восприятия) и внутренние (назывная или номинативная, ф. изоляции и завершения и текстообразующая); Г.Г.Хазагеров (1983 г.) называет уже выделенные другими авторами три общие функции: номинативную, информативную и апеллятивную; параллельно с этим особо указывает на стилистические функции заглавий: интригующую, мнемотехническую, интимизирующую, создания комического эффекта.
Все исследователи единодушно выделяют следующие функции: номинативную, информативную, коммуникативную, прагматическую и экспрессивную, или образную.
Большинство авторов, занимающихся функциями заглавий, анализируют их в тексте как в системе, т.е. не изолируя заглавие от художественного текста, так как даже при определении номинативной функции лингвисты указывают на ее раскрытие и понимание в ходе прочтения произведения и после него (в ретроспекции). Помимо этого, исследователи также указывают на необходимость анализировать функции заглавия в двух аспектах: вне текста и вместе с ним.
Выделяемые исследователями функции заглавий мы можем представить в виде системы, которая отражена в следующей таблице: восполняющая ф. аксиологическая ф. ч.
Назьшная функция 3. На наш взгляд нельзя отождествлять назывную функцию заглавия с номинативной, так как первая, по нашему мнению, является одним вариантом (компонентом) или одной формой осуществления второй (более обобщенной). См. таб. с.15). Из имеющихся определений номинативной функции заглавия наиболее полным мы считаем следующее: "Это исторически сложившаяся исходная функция заголовка. Она обозначает текст, называет его. Основное назначение ее в простой номинации текста, т.е. в том, чтобы служить именем текста. Поэтому и все заголовки, независимо от их структурного разнообразия рассматриваются как наименования, названия. В этом их функциональная общность."* В данном определении номинативной функции заглавия имеется в виду лишь его занимаемое им первоначальное место перед текстом, но ведь заглавие занимает разные места в ХТ: условно изолированное от
I. Мужев B.C. О функциях заголовков// Ученые записки МГПИИЯ им. М.Тореза. - М., 1970. - Т.55. - С.88. него или в его начале, в самом тексте (эксплицитно или имплицит# но) и в конце текста (в ретроспекции), чем усиливается или подчеркивается занимаемая им сильная позиция; в данном случае заглавие графически не выделяется, является смысловым, так же и как его усвоение. Таким образом, назывная с&ункция заглавия (называемая другими авторами номинативной) - "это исторически сложившаяся исходная функция заголовка, который именует текст. семантически обогащается в нем и обозначает его после полного осмысления ХП." (См. определение В.С.Мужева на с.15).
Сущность разделительной функции 3. заключается в "выделении более крупных самостоятельных частей или независимых произведений из окружающего контекста,"* Эта функция не всегда осуществляется, так как под одним и тем же названием бывают разные тексты у разных авторов и у одного и того же автора.
В научной литературе коммуникативная функция заглавий иссле-^ дуется в основном в публицистическом стиле (В.Г.Вомперский,
1966 г., А.С.Дубовая, 1965-1966 гг., Н.А.Александрова, 1984 г., Л.А.Коробова, 1975 г., А.С.Попов, 1966 г.). По отношению к ХТ нужно отметить интерпретацию этой функции заглавия другими авторами. А.Ю.Туманова (1981 г.), говоря о категории связности текста в целом, обращает особое внимание на заголовок как компонент его структуры и указывает на коммуникативно-семантическую и композиционную функции этого компонента, конкретно не раскрывая их сущности, а также выделяет в качестве особой функции осуществление категории связности текста художественной речи. По тому, как это объясняется в данной работе, мы не видим разницы
I. Мужев-В.С. О функциях заголовков // Ученые записки МГПИШ им. М.Тореза. - М., 1970. - Т.55. - С.91. между выделяемыми автором композиционной функцией и функцией связности заголовка. Кроме того, в этой статье говорится о коммуникативности текста в целом, так как самим автором было отмечено, что ". читатель не может раньше времени, по одному лишь названию главы, определить, какую именно роль играет данное лит цо в расследуемом деле.п± На наш взгляд: этот факт не относится лишь к детективному жанру. С.И.Буракова (1979 г.) отметила: "Позиция заглавия в абсолютном начале произведения, и тем более на обложке книги, обеспечивает предваряющую сигнальную функцию этого элемента текста. В этом случае эту функцию можно назвать апеллятивной. Если же к заглавиям подойти как к языковому явлению, то обнаружим, что они обладают и номинативной и коммуникативной функциями и могут рассматриваться как высказывания с разр личной структурой." Это высказывание находится в заключении статьи, в которой дается глубокий обзор трактовки заглавий в ^ связи с их отнесением или неотнесением к разряду предложений.
Но автор снова не определяет отмеченные функции заглавий.
Коммуникация как процесс сообщения излагаемых собеседниками мыслей осуществляется между автором и читателем с помощью ХП. Название в этом процессе играет важную роль, так как направляет внимание адресата на определенное восприятие текста. Но йе всякое сообщение является информативным, поэтому заглавие в исход
1. Туманова А.Ю. Роль заголовка в осуществлении категории связности (Опыт сопоставительного анализа научных и художественных, текстов) // Сб. научных трудов. - М., 1981. - Вып. 177. - С.202. .
2. Буракова С.И. Трактовка заглавий в отечественной лингвистической литературе. - Астрахань, 1979. - С.33. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 4777. ной позиции не сообщает о произведении, а лишь направляет внимание читателя на главную идею художественного текста.
Таким образом, коммуникативная функция 3. - это способность автора с большим мастерством и тонкой силой словесного выражения суметь передать общую информацию произведения в сжатом виде. Она осуществляется при восприятии ХТ.
Б.С.Мужев отметил: "Информативная функция. Для удобства терминологического характера (т.к. заголовок рассматривается нами как коммуникативная единица речи) данная функция определена как информативная. Из самого названия функции следует, что она должна информировать читателя о предмете речи, о содержании текста. Данная функция всегда выражается только языковыми средствами."* Мы считаем неадекватным отождествление информативной и коммуникативной функций, так как в данной ситуации при акте коммуникации информацию читатель получает не сразу, а в процессе раскрытия темы, в развернутом тексте, т.е. при целостном его осмыслении. Нередко давно прочитанный художественный текст постепенно забывается и читатель не может восстановить события, роль персонажей и т.д. только по заглавию, ему приходится снова прочитать текст (или отрывки текста). Итак, информативная функция 3. - это возможность заглавия передать читателю главное содержание сообщения автора при полном осмыслении ХТ.
Текстообразующая.или композиционная функция 3. (Д.Н.Ульянцев назьюает ее компонующей (1985 г.) - "исследуется роль заглавия в смысловой организации текста, в архитектонике художественного о произведения, в построении художественного образа."
1. Мужев Б.С. О функциях заголовков // Ученые записки МГПИИЯ им. М.Тореза. - М., 1970. - Т.55. - С.88-89.
2. Ульянцев Д.Н. Идейно-художественные функции.заглавий в рассказах А.П.Платонова. Автор, на соискание учен.ст.к.ф.н. - Одесса, 1985. - С.13.
Под гносеологической функцией Т.А.Чекенева понимает способность 3. приобретать дополнительные значения (в денотативном и коннотативном планах), исходящие из текста в процессе его развития и переосмысления. "Гносеологическая функция, обогащая наше представление об описываемом объекте, вместе с тем проливает свет на номинативные возможности названия",* т.е. гносеологическая функция 3. позволяет читателю дойти до корня авторского поучительного сообщения в зависимости от жизненного опыта и уровня образования чтеца.
При прямом указании на тему произведения к репрезентирующей функции заглавия может добавляться функция восполняющая, которая позволяет заглавию дополнить недостающие в рассказе ситуации, картины, положения, либо превращает заглавие в одно из р средств типизации.пСт
Аксиологическая функция 3. ". результатом действия номинативной функции названия является возникновение "текстовых" значений, налагемых на основное, референтное его значение и выявляющих субъективно-оценочное отношение автора к идее произведения. Исходя из того, что в названиях художественных произведений находит отражение авторская оценка, мы сочли возможным выделить функцию аксиологическую."^
Прагматическая функция 3. по отношению к информативной как бы является формой реализации этой последней - это красочное (об
1. Чекенева Т.А. Функции заголовка художественного произведения.
• М., 1982. - С.14. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 11929.
2. Ульянцев Д.Н. Идейно-художественные функции заглавий в рассказах Платонова. Автор, на соискание учен.ст.к.ф.н. - Одесса, 1985. - С.7.,
3. Чекенева Т.А. Функции заголовка художественного произведения.
• М., 1982. - С.17. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 11929. разное) авторское выражение, позволяющее тексту быть художественным.
Нам представляется возможным говорить о прагматике заглавия, которая, по нашему мнению, заключается в том, чтобы, сообщив читателю некоторую информацию о тексте, воздействовать на него, пробудив желание прочитать текст и направив ожидание новой информации по определенному руслу., одна из основных прагматических задач, поставленных перед заглавием - заинтересовать чи-тателя, привлечь внимание к тексту, заставить прочитать его."
Ориентирующая Функция 3. - важнейшая функция, с помощью которой у читателя возникают представления о том, что будет содержанием текста; представления, не обязательно и не часто совпадающие с реально воплощенным содержанием, Н.А.Кожина отметила: "Ориентирующая функция относит произведение к определенной эпохе, стилю, предсказывает его тон, оценивая произведение, определяет р ему место в литературном пространстве и мире."&
Информативная функция 3. - содержание сообщения, прагматическая функция его - форма выражения этого содержания.
Как уже говорилось, в литературе много споров о том, является ли заглавие предложением.
Среди крупнейших ученых, которые затрагивали этот острый спорный вопрос, можно назвать следующих: А.В.Попов (1880 г.), Ф.Ф.Фортунатов (1905 г.), Д.Н.Овсянико-Куликовский (1912 г.), А.А.Шахматов (1941 г., 1947 г.), А.М.Пешковский (1956 г.), В.В.
1. Ноздрина Л.А. Прагматическая характеристика заглавий // Сб. научных трудов. - М., 1983. - Вып. 209. - С.46; 48.
2. Кожина H.A. О функциях заглавия художественного произведения // Вопросы современного состояния и.исторического развития русского языка. - М., 1984. - С.120. рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № X676I.
Вшоградов (1958 г., 1960 г.), А.А.Потебня (1958 г., 1964 г.), Н.Ю.Шведова (1966 г.), А.В.Суперанская (1973 г.) и др. Общий обзор литературы по этому вопросу находим в работах В.М.Ронгин-ского (1963 г., 1965 г.), С.И.Бурчаковой (1979 г.), О.Н.Трачен-ко (1982 г.) и др.
0.Н.Траченко утверждает, что "заглавия есть предложения, по следующим причинам:
1. Заглавия есть имена текста, а в аспекте функционирования только предикативные единицы полностью реализуют номинативную функцию.
2. Заглавия имеют коммуникативную функцию, так как в большинстве случаев они сообщают важную (с точки зрения автора) информацию о тексте.
3. Заглавиям свойственна интонационная законченность.
4. Они характеризуются графической выделенностью.
5. Заглавия находятся в независимой (автономной) позиции."*
О.Н.Траченко отметила еще, что ". В отрыве от текста заглавия несут информацию о самих себе, т.е. сообщают читателю узуальр ное значение составляющих их языковых знаков." Следовательно, заглавия перестанут быть заглавиями вне текста, так как "информация о самих себе" ничего не сообщает читателю о тексте, содержание которого он прогнозирует, но этот прогноз может и не оп
1. Траченко О.Н. Грамматический статус заглавия и его основные структурно-семантические типы (на материале современной англоязычной прозы). - Киев, 1982. - С.8. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР Ш 11879.
2. Траченко О.Н. Стилистические характеристики заглавия как знака текста в синтагматике и парадигматике (на материале современного англоязычного рассказа). Дис-ция на соискание учен. ст. канд. филол.наук. - Киев, 1984. - С.55. равдаться. С одной стороны, мы не опровергаем мнение О.Н.Трачен-ко, так как для нас заглавие всегда есть заглавие, а с другой стороны, считаем это рассуждение подтверждением нашей мысли о том, что в отрыве от текста заглавие не информирует непосредст: -веяно о содержании произведения и поэтому не выполняет коммуникативной функции. Если сопоставить первые высказывания О.Н.Тра-чеяко с последним, заметим их противоречивость.
По мнению С.И.Бураковой, заглавия как языковое явление -это высказывания с различной структурой, выполняющие номинативную и коммуникативную функцию.* По этому поводу мы считаем, что даже предложения - заглавия (исходя из языковой формы или синтаксической структуры), изолированные от текста, не выполняют коммуникативной функции, так как вся та глобальная, абстрактная информация, которую они несут, поясняется или раскрывается в самом тексте, в связи с тем, что автор выражает мысли целенаправ -ленно, и эти мысли являются всегда стимулом или реакцией на определенную ситуацию.
Пауза между заглавием и текстом свидетельствует о том, что в это время читатель как бы задает вопрос автору и самому себе: как это понять?, как обычно происходит в разговоре, й автор отвечает собеседнику текстом.
Возникает диалог: автор (заглавие) - читатель (вопрос по отношению к заглавию) - автор (текст).
В научной литературе был уже затронут вопрос о разграничении терминов "название" и "заглавие". Так, Н.А.Кожина считает "название" узким пониманием знглавия, выполняющим по отношению к
I. Буракова С.И. Трактовка заглавий в отечественной лингвистической литературе. - Астрахань, 1979. - С.33. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 4777. тексту номинативную функцию, в отличие от "заглавия", выполняющего ряд внешних и внутренних функций. Данным автором было отмечено: "Происходит конфликт формы и содержания в заглавии. По своему содержанию заглавие стремится к тексту как пределу, а по форме-к слову (имени)".* Это означает, что к заглавию художественного текста (ХТ) как к обособленному образованию необходимо подобрать конкретный термин, определяющий его (заглавие) как таковое, и в котором было бы отражено диалектическое единство формы и содержания.
В последние годы лингвисты чаще всего сходятся во мнении о том, что заглавие по его информативной насыщенности является предложением, независимо от того, чем оно выражено. Но не менее важно иметь в виду противоположную точку зрения. Представители разных точек зрения одновременно правы, так как исходные посылки, на которые они опираются, различны; но исследователи не учитывают всех возможных посылок при трактовке заглавий, выбирая только наиболее приемлемые. Так, по словам H.A.Кожиной "Предикация заглавия ХП обнаруживается только семантически и только в о корреляции с текстом ХП, ."^ Это приводит к тому, что в такой ситуации функция номинации превалирует над функцией сообщения, это ощущается даже у заглавия, содержащего глагол, выражающий конкретное действие, например, "Забыл!" А.П.Чехова. "В отрыве от текста,утрачивая отнесенность к внутритекстовому референту (она
1. Кожина H.A. О функциях заглавия художественного произведения // Вопросы современного состояния и исторического развития русского языка. - М., 1984. - С.10. ^копись деп. в ИНИОН АН СССР №16761.
2. Там же. - C.II. существует только как гипотетическая, потенциальная), 3. теряют категорию предикативности и, следовательно, статус предложения"* Отсюда вытекает, что заглавие в тесной связи с текстом является предложением независимо от его структуры, потому что даже заглавие ХП, выраженное собственным именем, богаче содержанием, чем имя собственное вообще, вне контекста (например, "Ванька" А.П.Чехова) .
Лингвисты, которые считают заглавия ХП предложениями, характеризуют их по известным грамматическим параметрам: по членам предложения и выражающим их частям речи, а также по типам (простых и сложных) предложений. Среди таких лингвистов можно назвать В.М.Ронгинского (1963 г., 1965 г.), О.Н.Траченко (1982 г.), Л.А. Новикова (1984 г.). Б.И.Фоминых (1960 г.) и др.
Мы считаем неверным отнесение заглавий к разным типам предложений и .думаем, что такой подход представляет не типовую классификацию названий ХП по их грамматической структуре, а просто формы их грамматического выражения, которые объединяются в определенные группы. Подробно этот вопрос будет рассмотрен в основной части нашей исследовательской работы.
О.Н.Траченко дает иную интерпретацию 3. - "Если исходить из того, что референтом предложения может быть только ситуация, то, принимая во внимание тот факт, что референтом 3. является текст как некоторая последовательность взаимосвязанных ситуаций, следует сделать вывод, что 3. представляют собой единицу "выше" предложения. Следовательно, исходя из таких посылок, 3. можно
I. Траченко О.Н. Номинативный аспект заглавия. -Львов, 1985. -С. 8-9. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 23652. интерпретировать как "текстовой фрагмент", т.е. как единицу на уровне коммуникативного блока текста с особой функцией его маркера."* Мы обсудим данное высказывание после анализа соотношения семантики заглавия с семантикой текста.
Важно еще отметить и проанализировать существующее мнение о том, что заглавие является знаком текста. Обращает на себя вни-мание такое высказывание: ". заглавие и оглавление - это своего рода знаки "художественной пунктуации" в литературе, ориентиры, определяющие расстановку акцентов для читательского восприятия произведения (книги, цикла). Это не просто различительные знар ки, это содержательные собственные имена" , - "Слово в качестве названия есть служащий для различения материально выраженный в звуковом или графическом виде знак какого-либо экстралингвистического факта.
Как говорится в диссертационной работе О.Н.Траченко, заглавия ею как знаки ХТ были исследованы впервые. О.Н.Траченко замечает, что "В ряде случаев текст не может выявить смысла заглавия. Как правило, это имеет место в том, случае, когда заглавия выражены аллюзиями, цитатами, реалиями, идиомами и т.д. Для их толкования нужно фоновое знание - "историко-филологический контекст данного литературного произведения, вся совокупность сведений о духовной
1. Траченко О.Н. Номинативный аспект заглавия. - Львов, 1985. -С.7-8. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 23652.
2. Магазаник Эм. Поэтика заглавия и оглавления // Материалы ХХШ научной конференции. Серия фил-х наук (19-22 апреля 1966 г.). - Самарканд, 1966. - С.14-15.
3. Боброва Т.А. О природе названия и принципах номинации // Русский язык в школе. - М., 1974. - № 4. - С.74. и материальной культуре народа, языку которого принадлежит данное литературное произведение."* Это является доказательством того, что заглавие не есть знак ХТ. "ХТ и его название - явления уникальные, однако, называя текст, писатель не может изобретать новые знаки. Он может только подвести понятие, подлежащее номинар ции, под сигнификат знака, существующий в языке." Таким образом, утверждается, что заглавия вне текста выступают в значениях (денотативных и коннотативных), принадлежащих им в языке, что в нашем исследовании подвергается сомнению. Отметим, что в ряде неинформативных заглавий находятся слова-диалектизмы, которые не понятны читателю и требуют прямых авторских толкований.^ Далее мы должны обратить внимание на слова-омонимы, которые могут быть выражены заглавия, и которые до знакомства с текстом читатель затрудняется наполнить определенным значением. Кроме того, "взятый сам по себе, знак представляет чистое тождество с самим собой и чистое отличие от любого другого, он является означивающей основой языка, необходимым материалом выражения. Основной онтолога-ческой чертой любого знака является функция представления, заме-4 щения им другого предмета."^
Говоря об отличии языковых и речевых знаков, А.А.Уфимцева об
1. Траченко О.Н. Некоторые семасиологические характеристики названий художественных текстов. - Львов, 1985. - С.З. Рукопись деп. в ИНИОН.АН СССР № 23651.
2. Траченко О.Н. Номинативный аспект заглавия. - Львов, 1985. -С.2. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 23652.
3. Серова Г.Т. Диалектное слово в заглавии художественного текста // Типы текста и специфика.функционирования языковых средств. - Куйбышев, 1986. - С.83; 84-85; 87.
4-. Уфимцева A.A. Типы словесных знаков. - М.: Наука, 1974. -С. 15; 20. ращает внимание на следующее определение Л.О.Резникова, которое мы экстраполируем и на заглавия: "Языковые знаки - это условные раздражители, создаваемые обществом, обладающие системным характером, намеренно и сознательно употребляемые каждым членом социального коллектива, выполняющие не только сигнальную, но и сигнификативную функцию, являющуюся средством обобщенного концептуального отражения действительности и служащие целям коммуникации -сознательной передачи людьми информации друг другу."* Заглавия -это результат замысла автора, поэтому читатели интерпретируют их по-разному до прочтения ХТ в зависимости от количества значений, принадлежащих им; как понять второе высказывание по отношению к заглавиям, выраженным на иностранном языке или воспринятым иностранцами? ; естественно, что заглавие обладает знаковой значимостью, именно поэтому выполняет номинативную функцию (заглавие становится ясным в ретроспекции).
Затрагивая вопрос о знаковой значимости заглавия, нельзя не обратить внимание на подзаголовок ХП,, занимающий также сильную позицию как компонент ХТ, стоящий рядом с заглавием и выполняющий определительную, разъяснительную функцию по отношению к главному названию произведения.
Проблему знаковости заглавия по отношению к целому тексту необходимо обосновать не только теоретически, но и практически, к чему мы и обратимся в следующих главах.
Актуальность исследования обусловлена отсутствием в лингвистической литературе однозначного решения вопроса о специфике заглавия художественного текста и необходимостью уточнения некоторых связанных с ним теоретических положений, что представляется возможным только при двухаспектном рассмотрении названного
I. Уфимцева A.A.Типы словесных знаков.- М.:Наука,1974.- С.2Х-22. феномена (как условно изолированного от текста и в качестве его компонента).
Для того, чтобы полнее выявить специфику заглавия как компонента текста, мы применяем новый подход к его исследованию: во-первых, рассматриваем особенности заглавий независимо от текста, и во-вторых, те же заглавия рассматриваем в тесной связи с текстом, так как заглавие, будучи особым лингвистическим явлением, даже вне текста не перестает являться таковым, например, в картотеках, в списке литературы и содержании книг и даже, когда они упоминаются в речи собеседников.
Цель настоящей работы - определить соотношение семантики заглавия и семантики художественного текста.
В соответствии с указанной целью в работе ставятся следующие задачи: а) выявить специфику заглавия ХП, условно отделенного от текста и в тесной связи с ним; б) осуществить системный подход к изучению полифункционального аспекта объекта нашего исследования; в) выяснить соотношение заглавия с художественными смыслами текста.
Для того, чтобы обеспечить объективность исследования, нами были применены следующие методы исследования: а) Работа осуществляется в лингвистическом аспекте изучения текста, т.е. на основе анализа конкретного материала мы делаем выводы об общих особенностях композиции произведения, учитывая единство формы и содержания художественного произведения. б) Метод анкетирования, который помогает объективному рассмотрению обсуждаемых вопросов. в) Классификация материала проводится одновременно со статистикой или обособленно. Однословные заглавия, выраженные именами существительными, классифицируются по тематическим группам.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем :
1. Впервые сопоставляются результаты анализа характеристик заглавия на уровне языка (заглавие в отрыве от текста) и речи (заглавие как компонент текста) не только на основе теоретических знаний, но и на данных экспериментального материала.
2. Впервые универсальные смыслы "герой", "событие", "пространство" и "время" исследуются как компоненты заглавия ХТ.
3. Даны новые трактовки функций заглавия в их интерпретации, а также выдвинуты новые понятия по отношению к частным особенностям заглавия.
4. Установлено, что заглавие в отрыве от текста, как изолированное образование, имеет иную семантику, чем заглавие как компонент текста, благодаря особому явлению - функционально-образной перспективе заглавия (последнее понятие вводится и обосновывается впервые) и ориентирующей семантике заглавия (понятие также введено нами).
Источником фактического материала послужило собрание сочинений А.П.Чехова.
Практическая ценность работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении теоретического и специального курса по стилистике текста в иноязычной аудитории, в методике работы над текстом с иностранными студентами-филологами, при составлении учебного пособия по анализу текста.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 128 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz