Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 20:23
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Самостоятельная работа как условие развития индивидуальности студентов педагогических вузов. Иванова, Инна Анатольевна бесплатно
21:46
Скачать Самостоятельная работа как условие развития индивидуальности студентов педагогических вузов. Иванова, Инна Анатольевна бесплатно
Самостоятельная работа как условие развития индивидуальности студентов педагогических вузов

Диссертация

Автор: Иванова, Инна Анатольевна

Название: Самостоятельная работа как условие развития индивидуальности студентов педагогических вузов

Справка: Иванова, Инна Анатольевна. Самостоятельная работа как условие развития индивидуальности студентов педагогических вузов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Иванова Инна Анатольевна; [Место защиты: Волгогр. гос. пед. ун-т] - Волгоград, 2008 - Количество страниц: 191 с. ил. Волгоград, 2008 191 c. :

Объем: 191 стр.

Информация: Волгоград, 2008


Содержание:

Глава 1 Теоретические основы самостоятельной работы студентов педвузов как условие развитие их индивидуальности
11 Сущностные характеристики индивидуальности студентов
12 Потенциал самостоятельной работы студентов в развитии их индивидуальности
Выводы по первой главе
Глава 2 Процесс развития индивидуальности студентов в условиях самостоятельной работы
21 Модель педагогического процесса развития индивидуальности студентов {
22 Опытно-экспериментальная работа по развитию индивидуальности студентов в процессе их самостоятельной работы
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Подписание Россией Болонской конвенции, а также Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. обусловили изменение требований, предъявляемых к выпускникам высшей школы, ориентированных на формирование социальных, коммуникативных, информационных, интеллектуальных и других компетенций, позволяющих им легче самореализовываться в современном обществе, быть готовым к мобильному изменению функций в профессиональной деятельности.При этом ценность выпускника педвуза напрямую связана с его готовностью самостоятельно развивать свою профессиональную компетентность, предполагающую по-новому осмыслить свое место в образовательном пространстве. Иными словами, существует социальная востребованность в развитии самостоятельности студентов. В этих условиях, как никогда, повышается роль преподавателя, способного организовать самостоятельную работу студента в учебном процессе, направленную на развитие его субъектности и индивидуальности в целом.Роль самостоятельной работы в формировании современного высококвалифицированного специалиста исключительно велика. Ведь именно в процессе индивидуальной самостоятельной деятельности воспитываются важнейшие качества личности, развиваются знания, умения, навыки, способности к творческому изучению вопросов науки и техники, критичность ума, умение ориентироваться в стремительно возрастающем потоке научной информации.Хотя среди целей и задач Национальной доктрины образования в Российской федерации отмечается разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности, современная российская высшая школа не всегда способна организовать учебный и воспитательный процесс, поставив эту цель приоритетной.Как показывают теоретические и опытно-экспериментальные исследования, потенциал самостоятельной работы студентов используются не в должной мере. На практике при планировании и организации внеаудиторной самостоятельной работы чаще всего не учитывается различный уровень психологической и практической готовности студента к ее выполнению, задания даются одинаковые для всех обучающихся.Значимость умения организовать самостоятельную деятельность наиболее ярко определяется в процессе иноязычной речевой практики, где требуется постоянный самостоятельный анализ языковых фактов. Так, по данным анкетирования (243 человека), многие современные студенты не осознают цели и потенциал самостоятельной работы: 29% понимают ее как выполнение домашних заданий и поиск литературы для подготовки к семинарам, 52,6% - как работу, выполняемую без участия преподавателя, и только 18,4% студентов видят в самостоятельной работе возможность развития своего творческого потенциала и углубления полученных навыков. Проанализировав анкеты 30 преподавателей, мы смогли выделить пять трудностей, которые упомянуты всеми экспертами: формальный подход со стороны студентов (отсутствие мотивации) при выполнении предложенных заданий, отсутствие дидактических материалов, контроль выпблнения разноуровневых заданий, учет индивидуальных особенностей студентов для развития их творческого потенциала, отсутствие разнообразия форм заданий. «Самостоятельная работа» - термин, имеющий много родственных понятий, таких как «самостоятельная деятельность», «самостоятельная активность», «индивидуальная работа». Анализ научно-исследовательских работ (A.M. Алексюк, Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, В.И. Загвязинский, И.П. Подласый, И.Э. Унт, А.В. Усова и др.), посвященных проблеме самостоятельной работы студентов (СРС), ее организации и оптимизации, позволил установить, что раскрыты многие ее особенности в системе высшего профессионального образования: андрагогические условия организации самостоятельной работы студентов в высшей школе (Т.А. Коноваленко), ее роль в становлении готовности студентов к самообразованию (Е.Ф. Федорова); научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения (Г.Н. Юшко); организация СРС с учетом личностных факторов (А.В. Третьякова), через компетенции и компетентностный подход (Н.А. Прохорова, К.Г.
Цыганов).Роли СРС в профессиональной подготовке студентов посвящены исследования Н.М. Егоровой, Е.Ю. Лаптевой, Г.И. Хулхачиевой, К.Г. Цыганова, Н.В. Ященко, и др. Особенности самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков исследуются в работах Н.М. Егоровой, Н.Н. Потемкиной, Н.К. Рудась, Н.В. Ященко и др. Ряд авторов (В.В. Грачев, Е.С. По-лат и др.) обращаются к исследованию особенностей СРС в связи с применением информационных технологий в образовании. Однако развитие индивидуальности студентов средствами самостоятельной работы не было предметом специального исследования.Между тем, в науке сложились предпосылки рассмотрения способности к саморазвитию как одного из проявлений индивидуальности.Для понимания сущности индивидуальности как высшего уровня развития человека большое значение имеют работы российских и зарубежных исследователей и практиков: Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Л.М. Баткин, Р.У. Богданова, А.А. Бодалев, Е.П. Варламова, Г. Гегель, О.С. Гребенюк, А.К. Жолдубаева, Н. Корсаков, А.Ф. Лазурский, Ю.М. Орлов, И.И. Резвицкий, В.И. Слободчиков, С Ю . Степанов, Л. Фейербах и др. В педагогике разрабатывается ряд концепций, где в центре исследования стоит индивидуальность ребенка, подростка, студента (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, Т.П. Резник).Исследователи творческой индивидуальности субъектов образования в качестве ведущих средств и условий ее проявления выделяют создание педагогических программ и сообществ детей и взрослых (Р.У. Богданова), проектирование учебных ситуаций (О.Л. Иванова), организацию исследовательской, творческой деятельности (Т.Б. Гребенюк, А.В. Гришина). / Сказанное позволяет обобщить выделенные проблемы в виде следующих противоречий между: - объективной потребностью общества в творческих неординарных лю-дях и традиционной организацией образовательного процесса, востребующе-го типическую репродуктивную активность студентов; - существующим педагогическим потенциалом самостоятельной работы для развития индивидуальности студентов и недостаточной разработанно-стью теоретических основ этого процесса; - потребностью в использовании новых форм процесса обучения, способных индивидуализировать организацию учебного процесса, и недостаточным их методическим осмыслением в предметном обучении вуза.Таким образом, проблема исследования конкретизируется в противоречии между потенциалом самостоятельной работы студентов в развитии индивидуальности и недостаточной теоретической разработанностью искомого процесса.Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Самостоятельная работа как условие развития индивидуальности студентов педагогических вузов».Объект исследования - профессиональная подготовка студентов в процессе их самостоятельной работы в педвузе.Предмет исследования — организация самостоятельной работы студентов в педвузе, обеспечивающая развитие их индивидуальности.Цель исследования - научно обосновать процесс развития индивидуальности студентов в условиях самостоятельной работы.Основой гипотезы стали предположения о том, что использование самостоятельной работы в развитии индивидуальности студентов будет эффективным, если: - индивидуальность студента, понимаемая как его способность к познанию и развитию своей уникальности, будет раскрыта через совокупность компонентов, отражающих мотивацию, познавательные интересы, целеуст-ремленность, инициативную творческую деятельность, при наличии одного главного, стержневого показателя - адекватной самооценки, обеспечивающей осознание своих достоинств и недостатков и, как следствие, рост индивидуальности; - самостоятельная работа студентов (СРС) будет основана на применении информационных технологий, проектной методики, интеграции дистанционного обучения в очное, обеспечивающих индивидуализацию обучения и создание индивидуальной образовательной траектории студентов; - процесс развития индивидуальности студентов будет представлен последовательностью этапов, отражающих динамику процесса самопознания, уменьшения степени руководства преподавателя, увеличения самостоятельности, усложнения заданий - от репродуктивных к творческим.Гипотеза, цель, объект, предмет исследования определяют постановку и решение следующих задач: 1) уточнить научные знания об индивидуальности студентов; 2) определить структуру и содержание самостоятельной работы студентов (СРС), потенциал ее видов и уровней в развитии индивидуальности студентов; 3) разработать модель процесса развития индивидуальности студентов в условиях СРС и экспериментально проверить ее эффективность и целесообразность.Теоретико-методологические основы исследования: антропологогуманистический подход в образовании (Б.М. Бим-Бад, И.А. Колесникова, А. Маслоу, В.И. Максакова, Р. Мей, К. Роджерс, В.А. Сластенин, B.C. Соловьев, В.А. Сухомлинский); историко-эволюционный подход в исследовании становления понятий (А.Г. Асмолов, Л.М. Баткин, В.В. Виноградов, Г. Гегель, А.С. Лаппо-Данилевский, К. Маркс); концепция непрерывного педагогического образования (Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин); компетентностный подход в образовании (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской); концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Е.А. Крюкова, В.В. Се-риков); концепции информатизации образования (А.А. Андреев, Б.С. Гер-г шунский, Е.В. Данильчук, В.М. Монахов, И.А. Морев, Е.С. Полат); концепции индивидуализации обучения (Ю.К. Бабанский, И.Э. Унт); концепции развития индивидуальности субъектов образования (Р.У. Богданова, Е.П. Варламова, А. Гильманов, Т.Б. Гребенюк, О.С. Гребенюк, И.П. Подласый, СЮ. Степанов); теории самостоятельной работы в подготовке специалистов (И.Л. Лернер, П.И. Пидкасистый); подходы к роли самостоятельной работы в развитии и становлении личности (Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый); концепция самопознания и саморазвития (В.Г. Маралов).Методы исследования для реализации его целей и задач следующие: теоретические — анализ литературы по проблеме исследования, моделирование; эмпирические — анкетирование, наблюдение, интерпретации результатов исследования; констатирующий, поисковый и формирующий эксперименты, методы математической обработки (методика ранжирования - коэффициент корреляции).Достоверность результатов исследования обеспечивается методологически обоснованной логикой, опорой на психолого-педагогические труды, доказывающие возможность и целесообразность развития индивидуальности студентов, историко-эволюционным и антропологическим подходами к решению проблемы, обработкой результатов исследования при помощи статистических методов, неоднократной повторяемостью и воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы. Это позволило провести объективный анализ самостоятельной .работы как условия развития индивидуальности студента в процессе изучения иностранных языков.Научная новизна результатов исследования заключается в том, что: - впервые структурировано поуровневое содержание самостоятельной работы с интегрированием дистанционных форм обучения и применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), обеспечивающей развитие индивидуальности студентов при обучении иностранному языку в педвузе посредством построения индивидуальной образовательной траектории; / / - уточнены и систематизированы сущностные характеристики, функции, виды и потенциал самостоятельной работы студентов; - дополнены и уточнены научные представления о сущности развития индивидуальности студентов через взаимосвязь его этапов (познавательно-мировоззренческий, мотивационный, созидательно-преобразовательный, духовно-нравственный), динамики процесса самопознания студентов, уровней самостоятельной работы в соответствии с поэтапной моделью; - конкретизированы представления о совокупности средств в системе самостоятельной работы студентов (СРС).Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в концепцию гуманизации профессиональной подготовки за счет уточнения научных знаний о самостоятельной работе студентов и использовании новых технологий, обеспечивающих развитие личности и индивиду-альности будущего специалиста. Определение перспективных видов самостоятельной работы студентов (СРС) в современном вузе через раскрытие потенциала информационных технологий в развитии индивидуальности является вкладом в концепцию развивающего профессионального образования.Результаты исследования могут служить теоретической базой для разработки инновационных концепций организации СРС при получении дополнительного образования.Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью их практического использования в проектировании и реализации педагогического процесса, направленного на повышение уровня самостоятельности студентов и раскрытие их индивидуальности. Разработанная в исследовании многоуровневая система самостоятельной работы может быть использована преподавателями иностранного языка вузов, в системе повышения квалификации педагогов, подготовке студентов к работе с детьми в общеобразовательных учреждениях. Разработанная и экспериментально проверенная модель развития индивидуальности студентов в условиях их самостоятельной работы может быть использована как инвариант для создания учителями-практиками моделей развития индивидуальности в условиях модульного обучения в школе. I Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных конференциях («Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире - 2», г.Волгоград, 2008; «Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранным языкам», г. Москва, 2008); на всероссийских научных кон-ференциях («Языковое образовательное пространство: личность, коммуникация, культура», Волгоград, 2004; «Проблемы самореализации, самосовершенствования личности», г. Набережные Челны, 2003; «Актуальные проблемы общественных наук и творческих профессий», Волгоград, 2008); на ре-гиональных научно-практических конференциях («Российское образование на этапе модернизации: культурологический и лингвистический аспекты», Волгоград, 2004; «Современное качество высшего и дополнительного профессионального образования», Волгоград, 2007), на ежегодных внутривузов-ских научно-практических конференциях (2005, 2007).Внедрение результатов исследования осуществлялось на факультете иностранных языков Волгоградского государственного педагогического университета. Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и практическое значение, отражены в 10 публикаци-i ях и учебно-методическом пособии (2 части) общим объемом 15,8 п.л. Разработаны темы «Покупки» и «Города» с применением информационных технологий (ИТ) в системе дистанционного обучения (ДО), которые используются на 4-м курсе факультета иностранных языков ВГПУ и могут быть положены в основу спецкурса, факультатива или дополнительного образования со сту-дентами, обладающими разным стартовым уровнем владения языком.Положения, выносимые на защиту: 1. Индивидуальность является высшей формой развития человека, сущность которой составляет самобытность и самостоятельность бытия в обществе в процессе развертывания преобразующей деятельности, насыще-нии богатством ее предметного содержания и становлении зрелой органической целостности. Структуру индивидуальности студента составляют четыре компонента: познавательно-мировоззренческий (опыт познания, осмысления и понимания мира и себя в нем); мотивационный (совокупность устойчивых, личностно значимых мотивов и связанных с ними ценностных ориентации); i созидательно-преобразовательный (способы созидания, творческая деятельность, самостоятельность, инициативность, нестандартность в принятии решений); духовно-нравственный (ценностные ориентации самоопределения, личной ответственности, автономности суждений). В качестве системообразующего компонента выделяется адекватная самооценка, обеспечивающая осознание своих достоинств и недостатков.' 2. Под самостоятельной работой студентов (СРС) понимается поэтапная организация учебной деятельности студентов, в результате которой воплощается неподсказанный перенос усвоенных умений и навыков на новый объ-ект в меняющихся ситуациях. Самостоятельность студента, рассматриваемая как ключевая характеристика самостоятельной работы, выступает основанием для выделения уровней СРС (ознакомительно-обучающий, трансформационный, эвристический, творческий), соответствующих уровням самостоятельности (от репродуктивного к творческому). СРС в вузе является условием для самореализации и самопреобразования, рефлексии, развития профессионально-познавательной мотивации, что характеризуется прямой направленностью на развитие компонентов индивидуальности. Потенциал СРС в развитии индивидуальности студентов в процессе их самостоятельной дея-тельности заключается в повышении мотивации посредством выполнения личностно-значимых заданий, увеличения самостоятельности при уменьшении участия преподавателя в учебном процессе, в индивидуализации обучения, возможности построения индивидуальной образовательной траектории, формировании творческого подхода в решении задач.3. Модель процесса развития индивидуальности студентов основывается на логике взаимодействия трех составляющих: компонентов структуры ин-дивидуальности, процесса самопознания и этапов СРС. Приоритетными целями каждого из этапов процесса (ознакомительно-обучающего, трансформационного, эвристического, творческого) являются поэтапный рост индивидуальности через осознание целей, потребностей, мотивов к самосовершенствованию. Задачи каждого этапа реализуются посредством организации системы самостоятельной работы по уровням и подуровням с изменением заданий от репродуктивных к творческим на каждом новом уровне и применением информационно-коммуникативных технологий и дистанционной формы обучения. Подуровни А - развивающие - направлены на поиск дополнительного материала и выполнение дополнительных заданий в индивидуальном темпе и при индивидуальной необходимости. Выполнение контролируется преподавателем-координатором прямо или косвенно. Подуровни Б - индивидуальные - полностью самостоятельная деятельность, неконтролируемая преподавателем-консультантом, в Интернете и на обучающей платформе Moodle с целью выхода за рамки, предусмотренные программой, на неподготовленный уровень высказываний, по индивидуальным интересам.Базой исследования явился факультет иностранных языков Волгоградского государственного педагогического университета. Исследование проводилось в ходе обучения студентов с 3-го по 5-й курс в процессе изучения ими английского языка как второго иностранного (дополнительная специальность) по авторской программе в течение шести лет и включало три этапа: Первый этап исследования (2003-2005 гг.) носил поисковый характер и включал изучение и анализ источников по проблемам самостоятельности студентов, разработку программы по использованию новых педагогических технологий для развития творческой самостоятельности студентов с целью отбора наиболее эффективных средств, которые будут обеспечивать развитие их инициативы и самостоятельной творческой деятельности. Также в рамках этого этапа изучались особенности и возможности СРС как средства создания индивидуальной траектории образования и индивидуализации обучения.Второй этап исследования (2005-2006 гг.) был посвящен разработке концептуальной базы исследования, определению характеристик индивидуальности, выявлению структуры индивидуальности и процесса ее развития, проведению констатирующего эксперимента, а также уточнению, обоснованию системы самостоятельной работы студентов, которая будет являться основой процесса развития их индивидуальности. Также в рамках этого этапа был проведен поисковый эксперимент, во время которого были разработаны, апробирована и откорректированы система СРС при обучении второму иностранному языку и методика ее использования.Третий этап исследования (2006-2008 гг.) включал опытноэкспериментальную работу по апробации модели процесса развития индивидуальности студентов в процессе их самостоятельной работы, анализ и статистическую обработку результатов формирующего эксперимента, систематизацию и обобщение полученных научных результатов, оформление текста диссертации.Структура и объем диссертации. Диссертация общим объемом 178 с. состоит из введения (10 с), двух глав (1-я1-72 с , 2-я - 67 с) , заключения (4 с), списка использованной литературы (207 наименований), 5 приложений.Текст диссертации содержит 5 таблиц и 5 рисунков. i /

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 108 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz