Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 04:19
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 23 » Скачать Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении. Камалетдинова, бесплатно
00:25
Скачать Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении. Камалетдинова, бесплатно

Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении

Диссертация

Автор: Камалетдинова, Елена Владимировна

Название: Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении

Справка: Камалетдинова, Елена Владимировна. Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Камалетдинова Елена Владимировна; [Место защиты: Пед. акад. последипломного образования] Москва, 2008 210 c. : 61 08-13/6

Объем: 210 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Введение Г л а в а Принцип самоорганизации учебной деятельности, как новый подход к постановке учебно-воспитательного процесса в условиях профильного обучения
11 Теоретические основы принципа самоорганизации
12 Содержание,

Введение:

Актуальность исследования определяется особенностями современной ситуации, сложившейся как образовании. С одной стороны, разрушены в обществе, так и в многие традиции и социальные регуляторы, действовавшие в прошлом. Человек находится в ситуации отсутствия идеологических ориентиров, что ведет к необходимости поиска опоры в себе, к тому, чтобы самому направлять и регулировать собственную жизнь. С другой стороны, концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования, исходя из того, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за себя, свои действия, и за судьбу своей страны. Таким образом, необходимость самостоятельного выбора, наличия внутренних критериев оценки, действий с учетом собственных необходимость психологических особенностей, с одной стороны, и образовательных технологий, инициирующих развитие этих качеств, с другой стороны, выступает на первый план. Модернизация российской общеобразовательной школы предполагает прежде всего ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. [78] В этом контексте целью профильного обучения является подготовка человека не только имеющего качественные предметные знания но и владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к самообразованию в течении всей жизни. А это значит, что профилизация школы требует изменений не только в содержании образования но и в механизме образовательном процессе. Что влечет за его собой реализации необходимость разработки технологий обучения построенных с учетом собственной активности учащихся. Потребность общества в компетентных гражданах школой задачу выпуск в жизнь новых ставит перед поколений граждан, способных внести вклад в построение демократического общества и правового государства. Что позволяет рассматривать развитие субъектного потенциала выпускников школ в качестве ведущего фактора прогрессивного развития общества. Решение данной задачи, требует изменений, как в содержании образования, так и в форме организации образовательного процесса. В данном исследовании рассматривается построенного на основе самоорганизации влияние обучения, деятельности учебной старшеклассников (как форме организации образовательного процесса) на формирование качеств характеризующих субъекта деятельности. Мы опирались на исследования В.А. Петровского, который определяет субъектность как базисное основание новой парадигмы образования. А также на исследования Е.В. Бондаревской, в рассматривающей возрастание субъектных качестве сущностной характеристики свойств учащегося современной педагогической деятельности. Опираясь на идею Л. Выготского о ведущей роли обучения в развитии человека как мы один из исследуем самоорганизацию учебной деятельности факторов- становления субъектности старшеклассника в процессе обучения, важность которого трудно переоценить, если обучение это ценное и осмысленное т.е. основанное на самодеятельности, саморегуляции и самопознании.» [30] В качестве условия создания концептуальной базы исследования предстала необходимость установления взаимосвязей между основными теоретическими понятиями, используемыми в работе, сущности и практической пользы. раскрытие их Приложение 5 Примерная матрица построения плана учащегося. индивидуального Объем (часов) Выбор предмета и уровня изучения Базовый Расширенный Углубленный Математика Физика Химия Биология История Иностранный язык Литература Базовым понятием мы выделяем «самоорганизацию учебной деятельности». Опираясь на общенаучное определение понятия «самооргани зация», которое синергетика определяет как формирование устойчивых регулярных структур без всяких внешних организующих воздействий», мы определяем умения самоорганизации учебной деятельности как умения учащихся без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны учителя самостоятельно работать на уроке, дома, в библиотеке, умение организовать отдельные формы работы и всю учебную деятельность в целом. Самоорганизация учебной деятельности, являясь показателем высокого уровня сформированное™ учебной деятельности основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле и самооценке. На умениях, владение которыми необходимо при выборе профиля обучения, и особенно при построении и реализации индивидуальной образовательной траектории. Важность и актуальность проблемы самоорганизации учебной деятельности объясняет тот факт, что по этой проблеме ведутся многочисленные исследования. Наиболее общие вопросы самоорганизации учебной деятельности освещены в работах В.И.Андреева, А.Я.Арета, С И Архангельского, Ю.К.Бабанского, П.Я.Гальперина, Н.В.Кузьминой, А.А.Бодалева, Л.И.Божович, М.И.Боришевского, В.Н.Хозиева, Г.Н.Серикова, А.К.Громцевой, Ю.Н.Кулюткина, В.В.Давыдова, Л.И.Рувинского, Г.С.Сухобской, Н.Ф.Талызиной, Л.И.Уманского, Д.Б.Эльконина и др. Недостаточный самоорганизации уровень сформированности умений учебной деятельности у школьников, которые приходят учиться в вуз подтверждается исследованиями многих ученых (С.И.Архангельский, Б.В.Бокуть, А.К.Громцева, П.И.Пидкасистый, Н.Н.Тулькибаева, А.В.Усова, Н.М.Яковлева и др.).Старший школьник как субъект обучения изучался В. В. Давыдовым, В. П. Шуман, М. Дмитриевой, А. М. Прихожан и другими. Появились работы, посвященные изучению особеннос-тей самоорганизации у учащихся школ (Н.И.Мурачковский, Л.Т.Охитина, А.Г.Сороковой и др.). Анализ многочисленных исследований, посвященных различным аспектам изучения самоорганизации, показывает что, с одной стороны, это явление подвергается всестороннему рассмотрению а, с другой стороны, явно прослеживается разноречивость представлений. В личностном подходе самоорганизация Т.А., понимается М.И. как и личностное образование (Губайдулина Дьяченко Кандыбович Л.А., Егорова Т.А., Копеина Н.С. и др.). В этом случае выделяют и изучают свойство или комплекс личностных свойств, которые образуют или детерминируют такое психологическое качество как организованность (личностная самоорганизация). При деятельностном подходе самоорганизацию рассматривают как процесс, состоящий из определенных этапов (операций, функций, умений). Целью данного направления исследований (Бабанский Ю.К., Донцов В.Н., Елманова В.К., Ерастов Н.П., Иоганзен Б.Г., Кузьмина Н.В., Сороковой А.Г., Устинова Я.О. и др.) является изучение структуры процесса самоорганизации, связей между функциональными компонентами структуры и их влияния на успешность организации самостоятельной деятельности. Представители интегрального (личностно-деятельностного) подхода, (Амирова С., Арюткин В.Б., Домбровецка Г., Заенутдинова Н.А., Попова Н.П., Птицына О.Н., Трофимова И.А. и др.) рассматривают элементы процесса самоорганизации в одном ряду с личностными характеристиками, детерминирующими самоорганизацию как психологическое качество. В данном исследовании мы рассматриваем самоорганизацию учебной деятельности с точки зрения организационно-деятельностного подхода, т.е. как процесс учебной деятельности, состоящий из определенных этапов организуемых самим учащимся с незначительной (или вообще без) организационной помощью со стороны учителя. В контексте нашего исследования самоорганизация учебной деятельности является формой ее организации, дидактической моделью, в которой создаются условия для формирования учащегося и значимых качеств личности которая в свою очередь инициируется процессом профильного обучения. Вторым понятием мы выделяем проанализировав исследования «субъектность». Изучив вслед за и по проблеме, мы В.А. Петровским определяем субъектность как свойство самодетерминации бытия личности в мире. Свойство, по мнению, Бондаревской Е.В. определяющее меру свободы личности, ее гуманности, духовности, жизнетворчества. Это особые качества человека, связанные с активнопреобразующими свойствами и способностями, активное действующее начало. То, что Р.Мэй называл «эдженси» (agency) и считал основой личности. Субъектность как педагогический феномен представляет собой целостную в аксиологическую продуктивности характеристику деятельности, в личности, ценностно- раскрывающуюся смысловой самоорганизации поведения. [122] Субъектность школьника в учебной деятельности проявляется в востребовании и использовании им научных знаний как методологических и технологических средств решения собственных образовательных задач. Субъектность предполагает, что человек неотделим от мира, включен в него, но вместе с тем сознательно противостоит обращению с собой как с бездушной вещью, объектом манипуляций. Сущность субъектности как свойства личности, характеризует её способность к самосозиданию и самосовершенствованию. То есть субъектность может быть определена как свойство личности не только присваивать, транслировать, но и порождать смыслы деятельности как актуальные ценности. [122] Становление характеризуют субъектности как педагогическая цель понятие активность, целостность, комплексное, которое предполагает как развитие качеств, которые школьника как субъект: автономность и сознательность, так и изменения в ценностносмысловом отношении старшеклассника к образованию, отражающих восхождение учащегося к личностным и образовательным ценностям более высокого порядка. Становление школы это субъектности обретение постоянное в образовательном новых меры пространстве жизни и и учащимся определение смыслов своей деятельности, свободы ответственности в изменяющемся окружающем мире. Увеличение числа публикаций по проблеме самоорганизации и самоконтроля в учебной деятельности говорит о растущем интересе исследователей к данному вопросу. Причину этого мы видим в том, что в теории и практике обучения и воспитания назрел ряд противоречий; которые определяют актуальность постановки данной проблемы. К их числу относятся противоречия: а) между потребностью общества в активных, грамотных, самостоятельных, способных к самообразованию и самосовершенствованию граждан и недостаточной разработанностью теорий, методов, технологий подготовки такого рода выпускников в средней общеобразовательной школе; б) между общественной формой осуществления образования и индивидуальной формой ее присвоения; в) между нацеленностью педагогики на перевод учащихся из объектов обучения в субъектов учения и недостаточностью в арсенале школы эффективных технологий осуществления такого перевода; г), между потребностью общества1 в личностях, способных на осознанный выбор способа действий внешние условия учитывающего как внутренние стремления, так и жизни человека и блокировкой развития самостоятельности учащегося в традиционной школьной среде; контролирующей Эти противоречия определяют проблему нашего исследования: выявление условий для становления субъектности учащихся старших профильных классов посредством формирования самоорганизации учебной деятельности. них умений Проведенные нами исследования среди школьников профильных 10, 11 классов школы 2, лицея №1 и школы 4 показали, что в целом у старшеклассников развиты умения самоорганизации учебной г.Павловского Посада достаточно слабо деятельности. У большинства старшеклассников не только слабо развиты умения самоорганизации учебной деятельности, но и отсутствуют теоретические знания по вопросам самоорганизации. Отсутствуют элементарные знания о себе, слабо развита рефлексия. А для того, чтобы организовывать свою деятельность необходимо научиться понимать себя, практически отсутствуют свои цели и приоритеты. У учащихся четкие ценностные ориентации. Что неприемлемо для самореализации личности в современных условиях. Причины, такого положения дел анализируются в нашей работе. Одна из них заключается в том, что деятельности, особенно в были слабо умения самоорганизации учебной организационно деятельностном аспекте востребованы в процессе учебной деятельности. Это ситуаций, которые в большей говорит о необходимости создания степени требовали бы вовлечения умений самоорганизации в учебный процесс. А также о том, что необходимо не только формировать умения самоорганизации учебной деятельности, но и давать больше информации по этим вопросам. Необходимо помочь учащимся осознать себя, свои достоинства и недостатки, научить задумываться о жизненных целях и осуществлять их самостоятельно. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в психолого-педагогической достаточно глубоко и науке проблема субъектности последовательно. Однако изучалась становление субъектности как основа личностного развития старшеклассника еще не была предметом самостоятельного исследования в педагогике точки зрения особенностей профильной школы. ее протекания в условиях с старшей Тогда как, по словам академика A.M. Новикова, одной из главных дидактических проблем является в настоящий момент создание условий для запуска мотивационно-потребностного механизма «самости» личности ученика. [119] Рассматривая данное исследование как попытку приблизиться к возможным путям решения обозначенной проблемы, мы выделили один фактор способный запустить этот механизм: определить деятельности тему исследования: как фактор Что и позволило учебной «Самоорганизация становления субъектности старшеклассников в профильном: обучении». На основании изучения опыта; средней и высшей школы, анализа философской, психологопедагогической-литературы, а также личного опыта работы в средней-и высшей: школе, нами сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования. Объект исследования: Самоорганизация учебной деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения. Предмет исследования: Самоорганизация1 учебной деятельности как фактор; становления субъектности старшеклассников в профильном обучении Цель диссертационного исследования: становления Определить субъектности организационно-педагогические; условия учащихся старших профильных классов через учебной деятельности. самоорганизацию Гипотеза исследования: Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у старшеклассников как фактор становления субъектности возможно если: о Процесс обучения в старших классах будет организован в соответствии со структурой самоорганизации учебной деятельности и с учетом реальной субъектной позиции ученика в обучении. о В содержании процесса обучения старшеклассников будут включены теоретические и практические сведения по самоорганизации учебной деятельности.Будет обеспечен особый характер взаимодействия учителей и учащихся: о учебной Показателями сформированности умений самоорганизации деятельности учащихся будут сформированные волевой умения и целеполагания, анализа, планирования, регуляции выполнения планов, самоконтроля, самооценки и самокоррекции, а также теоретические знания по самоорганизации учебной* деятельности и высокий уровень рефлексии. В соответствии с целью и гипотезой исследования определены» следующие задачи: определить содержание, структуру, функции и критерии самоорганизации учебной деятельности, сформированности направленные на становление субъектности старших школьников; обосновать принцип самоорганизации учебной деятельности в учебно-воспитательном, процессе старшей профильной» школы как важный 4 принцип профильногообучения, определяющий его успешность и направленный на становление субъектности учащихся. разработать содержание обучения* школьников- самоорганизации учебной деятельности; разработать алгоритм взаимодействия учителей и учащихся в условиях самоорганизации учебной деятельности учащихся. разработать модель организации учебно-воспитательного процесса, направленного на становление субъектности учащихся» через формирование умений самоорганизации, учебной деятельности; выводы и экспериментально педагогическую модели. проверить эффективность теоретические использования предложенной Теоретико-методологической основой исследования явились: базисные положения и категории диалектико-материалистической теории познания; теория- о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений мира (И.И.Новинский, ВЛ-т.Соловьев, В.А.Штофф, Г.П.Щедровицкий и др.); философия, образования (Б.С. Гершунский, В.И. Журавлев, Б М Кедров, И.Б. Котова, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В А. Разумный, СП. Расторгуев, Е.Н. Шиянов и др.); общие закономерности развития педагогических систем (Ю.П. Азаров, Ю.К., Бабанский, В.П. Беспалько, Б.Л. Вульфсон, М.А. Данилов, Дж. Дьюи, К. Патри, Ф;Г. Паначин, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников и др.). положения о личности как субъекте деятельности,, общения и собственного развития (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган, В;Г. Рындак, Л.Б. Соколова, Г.И. Щукина); синергетический подход как современная методологическая ориентация (Аршинов В;И;, СвирскийЯ.И., Игнатова., КлимантовичН.Ю., Князева Е.Н., Пригожин И., Стенгерс И., Рузавин Г. И.) концепция личностно-ориентированного: образования (Н.А. Алексеев, А.В. Бондаревская,. И.А. Зимняя, Е.В. Куканова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И:С. Якиманская), идеи гражданского общества Г.Гегель, Л.Фейербах, А.Сен-Симон, О.Конт, Вл. Соловьев, И.А. Ильин и др.); концепция системного построения-; процесса воспитания (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова); концепция самовоспитания школьника (Г.К.Селевко); принцип природосообразности (Демокрит, Платон, Аристотель, Я; А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервег) Принцип свободосообразности (Э. Фромм, О. Газман, М.Н. Дудина); принцип демократизации образования. (Закон РФ об образовании); положениеоб определяющей роли деятельности в формировании личности (Л.С. Выготский, Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев П.Я. Гальперин и др.); основы психологии личности (А. Ф. Лазурский, Л. Рубинштейн, Э; Фромм и др.); теория самодетермйнации Э: Деси и Р. Райана; гуманистическая Бондаревская, концепция Г.Н. Волков, в педагогике (В.И. М.И. Беляев, и Е.В. др.); И.Б.Котова, Мухин саморазвитие личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, BiM. Розин, Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, Б.М. Теплов, Д.И; Фельдштейн и др:);. инновации в образовании (В.М. Кларин, Ю;Г.Круглов, А.Я. Наин, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.); концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, З.И.Калмыкова, А. Смирнов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.); организация учебной деятельности как процесса взаимодействия (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, И.И. Ильясов, М.И. Махмутов, Н.Ф. Талызина, Е.И. Унт, И.И. Чередов, Г.И. Щукина и др.); особенности разработки технологий (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, В.А. Кальней, В.М. Монахов, Т. Пломб, Г.К. Селевко, Л.Ф. Спирин,С. Е. Шишов, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.). Педагогические и и организационные образования, аспекты интеграции учебно- самообразования воспитательного трансформации процесса с целью повышения роли личности в (А.Я. Айзенберг, Баранников А.В., Ф. Гансберг, процессе обучения А.К. Громцева, В.В. Демина, Г.С. Закиров, И.О. Записной, Н.Д.Иванова, Е.Н. Иофина, П. Каптерев, Н. Кареев, Г.М. Коджаспирова, Э.А. Коломыйченко, М.Г. Кузьмина, Н.К. Крупская, Кудрявцев, Ю.Г., A.M. Лебедев, Любимцев, А., Миртов, М. Монтессори, М.В. Муратов, П.И. Пидкасистый, Б. Райский, И.А. Редковец, А.Б. Резник, Н.А. Рубакин, Л. Рубинштейн, А.С. Серафимович, Смайлс, В.Г. Сыркина, Э. Торндайк, опирались личностного Г.И. Школьник и др.); В исследовании субъектности мы на исследования уникальности субъектности Е.И. Казакова, как Ф.Г. образования (Е.Н. Волкова, Мухаметзянова, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков); компетентностный подход в образовании (А.В. Баранников, А.А. Вербицкий, В.А. Ермоленко, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.К. Маркова, Н.С. Сахарова, А.В.Хуторской); исследовании человека проблемы как субъекта (B.C. Агапов, А В Брушлинский, А.В. Иващенко). Методику позволили организации работы диссертационного В.И.Загвязинского, исследования Н.И.Загузова, осмыслить А.М.Новикова, М.Н.Скаткина, и др. Методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; системно-структурный и сравнительный анализ педагогических процессов и явлений; изучение, обобщение и научный анализ эффективного педагогического опыта, практической работы учителей средних школ; анализ законодательных и нормативных школы; формирующий и констатирующий документов по развитию эксперименты и др. В ходе опытно-экспериментальной работы нами применялись прогностические методы (экспертная оценка, самооценка и др.), диагностические методы (интервьюирование, тестирование, анкетирование, беседы и др.), обсервационные методы (наблюдение). Организация, база и этапы исследования: Экспериментальная работа осуществлялась с сентября 2001 года в школе 2, школе 4 и в лицее 1 г Павловского Посада. Всего исследованием на констатирующем и формирующем этапах было охвачено 609 учащихся и 19 учителей. Исследование осуществлялось по этапам, обусловленным его развитием от эмпирического к теоретическому Оно охватывает период 2001—2007 гг. На первом этапе (2001-2003гг.) было выбрано направление и сформулирована проблема исследования; проводился анализ состояния проблемы в теории и практике психолого-педагогическая, диссертационные школы; изучалась философская, литература, исследуемой а также методическая по исследования проблеме, анализировались существующие концептуальные подходы к данной проблеме. В результате были определены теоретико-методологические основы становления субъектности учащихся старших профильных классов через самоорганизацию учебной деятельности. Нами также были выбраны цель, объект, предмет исследования; сформулированы рабочая гипотеза и задачи; составлен план опытно-экспериментальной работы; уточнялось аппарат. анализ анализ содержание исследования, состояния работы учебной разрабатывался проблемы ряда мы понятийный осуществили Для уточнения практической собственной учителей; и ретроспективный деятельности настоящей работы качестве и школьного осуществлялась учителя подготовка и к преподавателя ВУЗа в соответствии с целями исследования. Проводился констатирующий эксперимент проведению и начало проведения формирующего эксперимента. На втором этапе (2003-2004 гг.) осуществлялась разработка системы организационных действий по формированию умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у учащихся старших классов; теоретически обосновывались условия становления субъектности системы. учащихся на основе работа функционирования включала оценку и этой Экспериментальная этапа осуществление анализ итогов констатирующего эксперимента; эксперимента; отбор методик; проведение пробных занятий; проверку и уточнение научно-методических эксперимента выводов, и полученных в ходе констатирующего дальнейшее проведение формирующего эксперимента. На третьем этапе (2004-2006 гг.) продолжалось проведение основного формирующего эксперимента; осуществлялась обработка, проверка, систематизация полученных данных с целью определения эффективности функционирования предложенной системы становления субъектности учащихся старших классов средней общеобразовательной школы. В это время были реализованы на практике и уточнены педагогические условия успешного функционирования исследуемой системы. Результаты исследовательской работы докладывались и обсуждались на научных конференциях и отражались в публикациях. На четвертом этапе (2006г. 2007г.) проводилась обработка, анализ, обобщение, систематизация, описание полученных результатов. Осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы школы. Публиковались материалы исследования. Научная новизна исследования нем: заключается в том, что в определены возможности самоорганизации учебной деятельности, как одного из факторов старшеклассников в условиях становления субъектности обучения; выявлены умений профильного условия организационно-педагогические формирования самоорганизации в условиях профильного обучения. В связи с этим в диссертации: определены содержание (процесс, умения, формирование умений); структура целеполагание, анализ, планирование, волевая регуляция и выполнение функции и планов, самоконтроль, самооценка и самокоррекция), исполнительная (ориентировочно-целевая, и нормативнокритерии владение контрольно-оценочная) сформированности (теоретические умениями самоорганизации, учебной знания, практическое высокий уровень учащихся рефлексии) старших самоорганизации деятельности профильных классов. обоснован принцип самоорганизации учебной деятельности, который в своей реализации является организационно-педагогическим условием становления субъектности учащихся и представляет собой совокупность: во-первых, процесса организации учебной деятельности организованного в соответствии со структурой самоорганизации учебной деятельности (в нашей модели реализуется через модульное обучение), ученика в во-вторых, обучении реализации (в нашей план), реальной модели в-третьих, субъектной реализуется особый позиции через характер индивидуальный учебный взаимодействия учителей и учащихся (в нашей модели реализуется через алгоритм взаимодействия учителей и учащихся в условиях учебной деятельности учащихся). Доказана самоорганизации необходимость соблюдения этого принципа в организации учебновоспитательного процесса в старших профильных классах. разработано содержание обучения школьников самоорганизации учебной деятельности (элективный курс «Основы самоорганизации учебной деятельности); учащихся разработан в условиях алгоритм взаимодействия учебной учителей самоорганизации деятельности учащихся, который способствует положительной динамике развития субъектной позиции старшеклассников. разработана модель организации учебно-воспитательного учащихся. процесса, направленного на становление субъектности Экспериментально эффективность проверена и подтверждена педагогическая использования предложенной модели для становления субъектности учащихся старших, профильных классов средней общеобразовательной школы. Теоретическая конкретизации факторах которых Получено значимость, исследования представлений заключается- в о возможных к числу общетеоретических субъектности становления принадлежит старшеклассников, и самоорганизация- учебной подтверждение деятельности. о роли, экспериментальное гипотезы самоорганизации- учебной деятельности в становлении субъектности учащихся и о возможностях, формирования умений самоорганизацииучебной деятельности, которые предоставляет профильное обучение. Выделенные организационно-педагогические являются основой новых условия подходов, к становления субъектности организации учебной деятельности учащихся старших профильных классов. Расширены возможности* использования синергетического подхода как метода научного исследования путем, его экстраполяции» в педагогической области. Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем: Разработана и экспериментально проверена модель обучения, в основе которой лежит которая принцип может самоорганизации учебной из деятельности, использоваться как одна организационных моделей обучения.Разработана деятельности». 18 и экспериментально проверена программа элективного курса: «Основы самоорганизации учебной Даны методические рекомендации для учителей старших классов по организации взаимодействия с учащимися в условиях самоорганизации учебной деятельности. Положения выносимые на защиту: 1. принцип самоорганизации учебной деятельности в учебновоспитательном процессе старшей профильной школы как важный принцип профильного обучения, определяющий его успешность и направленный на становление субъектности учащихся. 2.содержание, структура, функции и критерии сформированности самоорганизации учебной деятельности старших школьников. 3. программа элективного курса: «Основы самоорганизации учебной деятельности» 4. алгоритм взаимодействия самоорганизации учебной учителей и учащихся в условиях учащихся, который деятельности способствует положительной динамике развития субъектной позиции старшеклассников. 5. модель организации учебно-воспитательного процесса, направленного на становление субъектности учащихся и показатели эффективности использования Обоснованность обеспечена педагогике, анализом и предложенной модели. достоверность достижений науках; в исследования философии, и современных и других психологии разнообразием взаимодополняемостью методов исследования, их адекватностью цели, гипотезе и задачам исследования; многолетним систематическим характером исследования; количественным и качественным анализом полученных данных; использованием вычислительной техники. Апробация осуществлялись и внедрение результатов исследования посредством: публикаций в печати; отчетов на заседаниях кафедры общей и социальной педагогики Педагогической академии Российского выступлений последипломного дисциплин Государственного на ежегодных работы образования Социального кафедры филиала университета; научноРГСУ, общетеоретических Павлово-Посадского конференциях сотрудников и по итогам аспирантов исследовательской внедрением результатов исследования в практику педагогической деятельности учителей ряда школ г. Павловского Посада. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы включающего 233 наименования из них 47 на английском языке, и пяти приложений.. Работа содержит 14 таблиц и 5 рисунков. В первой главе рассматриваются проблемы теории и практики самоорганизации учебной деятельности учащихся. Раскрывается ее субъект-формирующий принцип потенциал. Вводится учебной и обосновывается в учебно- самоорганизации деятельности воспитательном процессе старшей профильной школы. главе представлено эмпирическое исследование учащихся с Во второй процесса связи становления субъектности компонентами самоорганизации.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 176 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz