Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 16:12
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Рост доходной базы бюджетов местного самоуправления на основе экономического развития региона. Скиба, Олег Сергеевич бесплатно
07:56
Скачать Рост доходной базы бюджетов местного самоуправления на основе экономического развития региона. Скиба, Олег Сергеевич бесплатно

Рост доходной базы бюджетов местного самоуправления на основе экономического развития региона

Диссертация

Автор: Скиба, Олег Сергеевич

Название: Рост доходной базы бюджетов местного самоуправления на основе экономического развития региона

Справка: Скиба, Олег Сергеевич. Рост доходной базы бюджетов местного самоуправления на основе экономического развития региона : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Ростов-на-Дону, 2006 207 c. : 61 06-8/3000

Объем: 207 стр.

Информация: Ростов-на-Дону, 2006


Содержание:

1, Местный уровень бюджетной системы как инструментрегулирования социально-экономических процессов врегионе
11 Достижение финансовой самостоятельности местныхбюджетов посредством эффективной организациимежбюджетных отношений на уровне региона
12 • Влияние модели распределения государственныхтрансфертов между регионами на выбор финансовойполитики их получателей [
Глава 2 Особенности формирования доходной части бюджетаместного самоуправления на примере Миллеровскогорегиона
21 Значимость отдельных составляющих структурыдоходных источников местного бюджета
22 • Система распределения средств бюджетногорегулирования как сдерживающий фактор развитияместного самоуправления
Глава 3 Пути совершенствования системы формированиядоходной части бюджета местного самоуправления
31 Привлечение прямых инвестиций в экономикумуниципалитета как инструмент укрепления финансовыхоснов местного самоуправления
32 Увеличение неналоговых поступлений в местный бюджетна основе эффективного управления муниципальнымиактивами

Введение:

Актуальность темы исследования. Проблематика местногосамоуправления стала актуальной в России с начала 1990-х гг. Распададминистративной вертикали, новая концепция государства в целомзакономерно привели к тому, что объем полномочий местных органов властирезко расширился, а реально выполняемые функции существенно превысилиформально закрепленные полномочия. Обострение финансового кризиса,принятие популистских решений на федеральном уровне как результатполитической борьбы еще более осложнили ситуацию на местах.Анализ процесса стабилизации экономического и социальногоположения в регионах России сквозь призму целенаправленной работы поукреплению территориальных финансов и совершенствованию управленияими (включая формирование доходов) позволяет сделать вывод орассогласованности усилий, архаичности подходов и недостаточнойсистемности при разработке решений о развитии системы формированиядоходов местного бюджета.Состоялось ли местное самоуправление в России? На этот вопрос несуществует однозначного ответа, он активно обсуждается учеными,политиками, практиками. Однако очевидно, что наиболее существеннымфактором, снижающим эффективность управления на муниципальномуровне, не позволяющим местному самоуправлению стать действительнонезависимым институтом, является неурегулированность его финансовыхоснов. Хотя формально местный бюджет самостоятелен и принимаетсяпредставительным органом местного самоуправления, на практике все егопараметры детально регулируются с регионального уровня в каждом4отдельном случае. Подобная ситуация разрушительно действует настановление института местного самоуправления, искажает мотивациюмуниципальных властей, полностью противоречит международной практикерешения финансовых вопросов на местном уровне.Осуществление социально-экономических реформ в стране увеличилороль местного самоуправления, трактуемого в своей глубинной сути каквозможность решения вопросов местного значения самим населением.Основу доходов местных бюджетов составляют отчисления (постоянноменяющиеся год от года) от налога на прибыль предприятий, налога надоходы физических лиц, акцизов, платежей за пользование природнымиресурсами, на вмененный доход и нескольких других. Большинство из нихявляются федеральными или региональными, и влиять на их ставки и долюотчислений местные власти не могут 191.Как можно убедиться, ни о какой финансовой самостоятельности органовместного самоуправления не может идти и речи. Они полностью зависят отрешений федеральных и региональных органов власти и от отчислений отналогов, дотаций и субвенций, которые они получают сверху.В результате такой организации бюджетной системы подавляюш;еебольшинство российских органов местного самоуправления в состояниисамостоятельно сформировать не более 30% своих доходов, а остальные 70%получает в виде отчислений и дотаций, определяемых органамигосударственной власти субъектов Федерации 151.В свете этого остро встает вопрос определения методов и средствразвития финансового потенциала муниципального образования, ростадоходов местного бюджета как следствия экономического роста иэффективного управления муниципальными активами.Решение этих проблем и составило содержание диссертационной работы.5Проведенный цикл исследования и полученные результаты приобретаютособую значимость и актуальность в свете продолжающейсяадминистративной реформы.^ Степень разработанности проблемы. Проблемы, связанные сформированием доходной части бюджета, исследованы различнымизарубежными учеными. Труды А. Смита, Дж. Миля, В. Пети, Д. РиккардоI посвященьг взаимоотношениям государства и хозяйствующих субъектов в^^- области налогообложения, бюджетному финансированию, влияниюбюджетных рычагов на экономику. Классические работы по проблемамбюджетного регулирования принадлежат А. Вагнеру, Д. Хиксу, У. Митчеллу.Значительный вклад в изучение вопросов влияния бюджетно-налоговойполитики на экономику внесли работы Э. Аткинса, Р. Бодвея, А. Пигу, П.ф Самуэльсона, А. Лаффера, Р. Масгрейва, А. Оукена и др.Труды выдающихся отечественных авторов (А.А. Алекандрова, A.M.Бирмана, Э.А. Вознесенского, Л.А. Дробозиной, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, Б.М. Сабанти, Г.Б. Поляка) посвящены основам финансовойтеории и проблемам формирования бюджетных ресурсов. Однако проблемыf муниципальных финансов продолжают оставаться наименее изученными.Выбранное направление диссертационного исследования не в достаточнойстепени разработано в российской финансовой науке. Большинство авторовограничиваются исследованием проблем муниципальных финансов в'^ контексте межбюджетных отношений (А.Г. Игудин, В.Б. Христенко, B.C.Мокрый, В.Н. Лексин, К.К. Баранова и др.), другие исследуют теорию ипрактику управления в конкретном регионе (Ю.В. Коростелев, В.И. Матеюк,В.И. Пашков, М.И. Яндиев и др.). Проблемы достижения бюджетнойстабилизации в экономике территории поставлены такими авторами, как Р.А. Белоусов, Д. Городецкий, А.В. Грачев, В.И. Гришин, В.Б. Христенко, однако6их исследования ограничиваются анализом ликвидности бюджета. Несмотряна большое количество научных публикаций по проблемам финансовойсамостоятельности местных бюджетов (В.В. Курочкин, В.В. Нарежный, Л.И. Пронина, В.А.Рыжков и др.), авторы освещают проблемы, решение которыхвозможно только на федеральном уровне, практическая значимость дляорганов местного самоуправления отступает на второй план.Ощущается востребованность систематизированных монографическихразработок по данной проблематике.Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключаетсяв выявлении возможностей муниципалитета посредством привлеченияпрямых инвестиций и развития экономики города, а также эффективногоуправления муниципальными активами (земельные ресурсы в совокупности собъектами недвижимости) снизить зависимость местного бюджета отвышестоящих уровней бюджетной системы, добившись финансовойсамостоятельности. Исходя из цели исследования, автором поставленыследующие задачи:выявить особенности формирования бюджетных ресурсов нарегиональном и местном уровне;выявить существующие недостатки основ финансовойсамостоятельности региона и местного самоуправления;- усовершенствовать систему управления земельными ресурсами иимуществом как основными активами муниципалитета;- разработать систему действий по активному привлечению прямыхинвестиций в экономику города в целях развития реального сектора и ростафинансового потенциала муниципалитета.Объект и предмет диссертационного исследовання.Предметом исследования выступают эко1юмические отношения.7возникающие в процессе составления, утверждения и исполнения бюджета нарегиональном и местном уровне.Объект исследования - бюджет отдельно взятого муниципальногообразования, в данном случае - бюджет города Миллерово Ростовскойобласти.Теоретнко-методологнческая основа исследования. Теоретическойосновой диссертационной работы являются фундаментальные положения обюджете как экономической категории, бюджетных ресурсах как формематериализации бюджетных отношений, опыт ведущих зарубежных иотечественных ученых в исследовании проблем формирования доходовбюджета и финансовых проблем местного самоуправления, законодательныеи нормативные акты Российской Федерации.Анализ практических данных осуществлялся с использованием методовгрунпировки, выборки, обобщения, а также графических методов.Общая логика исследования построена на методологических принципахэффективности, системности, единства макро- и микроуровней, морфологиианализа, наследственности в экономике, историзма.Диссертационное исследование выполнено в рамках Паспортаспециальности ВАК 08.00.05 Муниципальная экономика и унравлениеместным развитием, п. 16.16. Финансовое обеспечение процессов развитиямуниципальных образований. Методика формирования и использования"^ . бюджетов^развития.Инструментарно-методнческнй аннарат. Исследование проводилось сприменением общенаучных методов познания: наблюдения, сравнения,исторической аналогии, системного и логико-смыслового анализа, синтезатеоретического и практического материала. Их совокупный аналитическийпотенциал обеспечил достоверность выводов и рекомендаций, полученных в8рамках проводимого диссертационного исследования.Информационно-эмпирическая база исследования формировалась наоснове законодательных и нормативных актов Российской Федерации исубъектов Федерации, официальных данных Федеральной службыгосударственной статистики, Министерства финансов Ростовской области,данных отчетности и расчетно-аналитической информации финансовогоуправления администрации г.Миллерово, областных органов статистики,данных периодических и научных изданий.Рабочая гинотеза.В условиях сложившейся системы формирования доходной частиместного бюджета существуют значительные резервы роста доходов бюджетаместного самоуправления без увеличения налоговой нагрузки на реальныйсектор экономики.Для использования этих резервов местным органам власти необходимопредпринимать активные действия по привлечению прямых инвестиций вэкономику города посредством введения и использования инвестиционногопаспорта муниципалитета как одного из инструментов, а такжесовершенствовать систему управления активами муниципалитета(земельными ресурсами и объектами недвижимости как их основнымивидами). Это способно привести к росту доходов, поступаюш,их в местныйбюджет, укреплению финансовых основ местного самоуправления.Положения, выносимые на защиту.1. Нестабильность экономической ситуации, незавершенностьформирования рынков, в том числе рынка недвижимости, нестабильностьналоговой системы, а также ситуация, когда собственные доходы местногобюджета формирз^отся за счет трех-четырех основных источников, создаютопасность резкого сокращения поступлений, если по какой-либо причине9один из них перейдет в разряд второстепенных (например, уменьшитсяставка отчисления по какому-либо налогу в местный бюджет). В связи с этимнеобходимо качественно диверсифицировать основные источники^ формирования доходов бюджета. Для этого предлагается закрепить за4 местными- бюджетами на постоянной основе ставки отчислений на уровне60-70% не менее, чем по шести основным регулируюш;им доходам. Этопозволит снизить значимость отдельных составляющих структуры доходов,'^ повысит устойчивость бюджетов.2. Суш;ествуюш;ая система распределения финансовой помощинижестоящим бюджетам оказывает дестимулирующее воздействие наразвитие местного самоуправления, ставит бюджеты с низким уровнемсобственных доходов в более выгодное положение по сравнению сф . бюджетами-донорами. Органы власти последних становятся заинтересованыв снижении собственных доходов, ввиду временной неравномерности ихпоступления (каждый налог имеет определенные сроки уплаты), тогда какf финансовая помощь поступает регулярно и в установленных объемах.Необходимо сузить сферу перераспределительных процессов вмежбюджетных отношениях, повысить ответственность органов местногосамоуправления за развитие собственного налогового потенциала натерритории соответствующих муниципальных образований, что приведет ксокращению количества сугубо дотационных муниципальных образований,' ^ укреплению финансовых основ местного самоуправления.3. Сложившаяся система формирования доходной части местныхбюджетов не обеспечивает финансовой самостоятельности регионов, вчастности местного самоуправления. Для изменения этой ситуации органамместной власти необходимо делать акцент на повышении эффективности/ управления активами города (в частности, земельными ресурсами и10объектами недвижимости). Одним из резервов роста эффективности являетсяприменение принципа сравнения текущих доходов от того или иногообъекта, который находится на данный момент в муниципальнойсобственности с возможными доходами бюджета в случае его продажи, чтообеспечит дополнительные поступления в местные бюджеты и сделаетдоходы от использования муниципального имущества одним из основныхисточников.4. Сегодня способствовать увеличению поступлений в местный бюджетможет изменение инвестиционной политики муниципалитета,выражающееся в комплексе мероприятий, таких, как: инвестиционныйпаспорт муниципалитета, активная работа администрации с инвесторами,формирование благоприятного инвестиционного климата. Все это способнопривести к значительным количественным и качественным изменениям вэкономике муниципального образования, обеспечив с определеннымвременным лагом рост налоговых поступлений в местный бюджет безувеличения налогового бремени.Научная новизна диссертационного нсследования1.' Дополнено теоретическое представление об устойчивости бюджетов, вчастности, доказана целесообразность диверсификации, налоговых иненалоговых доходов регионального и местного бюджета с цельювыравнивания удельного веса определенной группы источников наполненияместного бюджета. Предложены варианты закрепления на долгосрочнойоснове доходных источников за местным уровнем, способные оказатьположительное влияние на мотивацию органов власти местногосамоуправления. При этом акцент делается не на поиске пропорций делениячасти НД, поступающей в распоряжение государства, а на проведенииполитики, причем именно органами местного самоуправления, направленной11на рост ВВП (НД) территории и, как следствие этого, увеличениепоступлений в бюджет, которое будет носить стабильный долговременныйI*'характер.^ 2. Обосновано негативное влияние современной модели распределениябюджетных трансфертов на принятие решений и выбор стратегии поведенияорганами власти на местах в части расходования средств и развитияэкономики муниципалитета. В частности, в отличие от классических'* моделей распределения, анализ последствий выделения финансовой помощитерриториям и воздействия выбор финансовой политики получателей^ средств включает не только рассмотрение типа и условии выделяемойфинансовой помощи, но также и принципы (механизмы) ее распределения,используемые федеральным (региональным) уровнем.ф 3. Развит подход к управлению государственным и муниципальнымимуществом, предусматривающий ограничения на размеры государственной(муниципальной) собственности в сфере недвижимости. Предложенообязательное применение методов финансового анализа, используемогочастными предприятиями для обоснования сохранения муниципальнойсобственности, внесения улучшений в активы или их отчуждения(реализации на рынке). Педвижимость рассматривается в качестве одного изнескольких ресурсов, наряду с людскими ресурсами и капиталом, которыйспособствует реализации государственных функций и который необходимосохранять только в том случае, если отдача от объекта недвижимости встоимостном выражении превышает прямые и косвенные затраты насодержание этого актива.4. Уточнена роль органов власти местного самоуправления в проводимойими инвестиционной политике, заключающаяся в активной работе спотенциальными инвесторами, снижении административных барьеров и12использовании инвестиционного паспорта города как ключевого инструмента^ привлечения инвестиций. Предложенные действия по внедрению ииспользованию инвестиционного паспорта муниципалитета ориентированы на^ нижнюю часть вертикали власти (уровень органов местного самоуправления, ане уровень Федерации) и способны привести к увеличению, доходныхпоступлений в местные бюджеты.Теоретическая значимость диссертационного исследованияопределяется комплексным подходом к процессу формирования доходнойчасти бюджета местного самоуправления, заключающимся в необходимостиразработки системы действий по мобилизации собственных доходов наоснове экономического роста и увеличения налогового потенциаламуниципалитетов; системы действий по совершенствованию управленияземельными ресурсами и объектами недвижимости как главнымиисточниками неналоговых доходов, что будет способствовать укреплениюфинансовых основ местного самоуправления, наращиванию финансовоэкономического потенциала муниципальных образований.Практическая значимость работы заключается в реальной возможностииспользования результатов работы в осуществлении государственной ирегиональной политики органов власти в области совершенствованияфинансовых основ местного самоуправления, в процессе составления и^ исполнения бюджета города в части формирования доходов, в областиактивной работы по привлечению прямых инвестиций в экономику города инаращивания его экономического потенциала. Применение основныхположений работы в области повышения эффективности управлениямуниципальными активами позволит муниципалитету использовать скрытыерезервы в области роста доходов от имущества и земельных ресурсов,1^ находящихся в его собственности, увеличить поступления в местный бюджет.13Апробация работы.Основные выводы, рекомендации и предложения по результатамисследования публиковались в научных изданиях. Руководителям органоввласти местного самоуправления предложены программы действий посовершенствованию формирования доходной части местного бюджета,.Предложения : в области совершенствования управления земельнымиресурсами и объектами недвижимости, находящимися в муниципальнойсобственности, а также рекомендации по внедрению и использованиюинвестиционного паспорта муниципалитета признаны возможными длявнедрения администрацией г.Миллерово Ростовской области.Основные положения диссертации отражены в 6-ти публикациях общимобъемом 1,6 печатных листа.Логическая структура и объем диссертации.Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения,библиографического списка, и приложений. Работа изложена на 207 листахмашинописного текста, содержит 17 таблиц, 14 рисунков, 2 приложения,библиографический список включает 146 источников.Диссертация имеет следуюшую структуру:Введение

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 170 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz