Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:39
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 15 » Скачать Режиссер - драматург: модели их взаимоотношений в зарубежном и отечественном театре конца XIX - XX веков. Слесарь, Евгений бесплатно
01:17
Скачать Режиссер - драматург: модели их взаимоотношений в зарубежном и отечественном театре конца XIX - XX веков. Слесарь, Евгений бесплатно

Режиссер - драматург: модели их взаимоотношений в зарубежном и отечественном театре конца XIX - XX веков

Диссертация

Автор: Слесарь, Евгений Александрович

Название: Режиссер - драматург: модели их взаимоотношений в зарубежном и отечественном театре конца XIX - XX веков

Справка: Слесарь, Евгений Александрович. Режиссер - драматург: модели их взаимоотношений в зарубежном и отечественном театре конца XIX - XX веков : диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.09 Санкт-Петербург, 2006 199 c. : 61 07-17/33

Объем: 199 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2006


Содержание:

Введение3-17 стр
Глава I Становление профессии режиссёр Первоначальные модели взаимоотношения: режиссёр — драматург18 стр
11 Театр драматурга23 стр
111 Театры натуралистической ориентации Мейнингенский театр и Театр Либр23 стр
112 Театры символистской ориентации Театр д"Ар, Театр «Эвр»40 стр
113 Зарождение режиссуры в России, и её отношение к драматургии49 стр
12 Театр режиссёра67 стр
121 Теория и практика ГКрэга и Вс Мейерхольда67 стр
Глава II Поиски границ художественного пространства в отечественном театре в контексте взаимосвязи режиссёра и драматурга 100 стр 21Проблема взаимосвязи режиссера и драматурга в полемике
ГАТовстоногова и НПОхлопкова100 стр
22 Режиссерская методология ЮП Любимова и его отношение к пьесе151 стр

Введение:

Актуальность темы: Проблема взаимоотношений режиссуры и драматургии возникла в истории театра еще задолго до формирования режиссуры, как самостоятельного вида художественного творчества в театральном искусстве на рубеже Х1Х-ХХ столетий. Становление и последующее развитие сценического искусства проходило различные исторические периоды, в каждом из которых существовала своя художественная доминанта, которая брала на себя функции постановщика спектакля. Наиболее распространенными были «авторская» и «актерская» режиссура, где функции постановщика в первом случае брали на себя драматурги. Например, Эсхил, Ж-Б Мольер, У.Шекспир, А.Островский. Во втором — ведущие актеры театра, такие, как Д. Гаррик, Ф.Шрёдер, В. Каратыгин, которые ставили спектакль на основе собственной адаптации той или иной пьесы.
Появление режиссерской профессии во второй половине XIX века создает новые предпосылки для взаимоотношений между режиссером и драматургом, которые стали отстаивать свое право на художественное лидерство в театре. Именно на этом этапе развития театра возникает потребность в спектакле, как художественно-целостном явлении искусства, в котором все компоненты сценического действия: пьеса, актерское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение, существовавшие прежде, чаще всего, независимо друг от друга, могли бы быть на содержательном и художественном уровне объединены творческой волей одного человека. Этим человеком и стал режиссер, постановщик спектакля, выдвинувшийся в лидеры театрального искусства в конце XIX века.
Система взаимоотношений режиссер - драматург оставалась актуальной на всем протяжении исторического развития режиссерского театра как отечественного, так и зарубежного, была краеугольным камнем художественных поисков многих режиссеров, которые уделяли вопросам взаимосвязи режиссуры и драматургии особую роль, что находило свое отражение в их практической деятельности и теоретических работах.
Общеизвестно внимание К.С.Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко к проблеме драматург - режиссер, в которой первый (драматург) всегда ведущий, а последний (режиссер) лишь ведомый автором пьесы. Закрепляя за автором пьесы позиции доминирующие, К.С. Станиславский на протяжении всего своего творческого пути во многих своих теоретических работах строит свою «систему» в неразрывной взаимосвязи с творчеством драматурга, акцентируя внимание на данной проблеме. Правда, на практике у него не всегда получалось, чтобы он неукоснительно следовал за автором пьесы, за его эстетикой и художественной формой.
Поиск новой модели взаимоотношений между режиссурой и драматургией продолжает Вс. Э. Мейерхольд, уделяя ей особое внимание в своей режиссерской деятельности. Заявляя о новых правах режиссуры на пьесу, он начинает позиционировать режиссера, как «автора спектакля». Для Мейерхольда модели взаимосвязи, которые он выстраивает по отношению к пьесе и её автору, являются художественно определяющими на различных этапах его художественной практики (символистский, традиционалистский, конструктивистский). Именно режиссер формирует структуру, композицию спектакля, его сценический язык. Особенно это стало для него очевидным в 1920-1930-х годах.
Заметное место системе взаимоотношений между драматургией и режиссурой уделено в теоретической работе Г.Фукса «Революция театра»1, с которой знакомится Мейерхольд, и в теоретических трудах английского режиссера Г.Крэга, уделявшего моделям отношений режиссер-драматург особое внимание, ратуя за абсолютное доминирование режиссера в театре.
В начале XX столетия высокая степень актуальности проблемы была обусловлена тем, что к этому времени окончательно утвердилась на мировой
1 Фукс Г Революция театра история Мюнхенского Художественного Театра СПб , Грядущий день, 1911.
2 Крэг Г Воспоминания, статьи, письма М .Искусство, 1988 сцене «новая драма» (Г.Ибсен, А.Стриндберг, Г.Гауптман, А.Чехов и др.), которая рождалась вместе с режиссурой, а подчас и в симбиотической связи с ней. Привнеся в театр понятие подтекста, новая драма потребовала от театра новых «правил игры», нового аналитического мышления, способного соединить текст и подтекст в единое художественное целое, сохраняя при этом авторство каждого - как режиссера, так и драматурга.
Оставаясь актуальной в 1920-1930- годах, проблема режиссер-драматург обрела новую степень актуальности в отечественном театре 1950-1970-годах. Многообразие ярких режиссерских индивидуальностей, среди которых Г.А.Товстоногов, Н.П. Охлопков, Ю.П.Любимов и др., рождало ряд новых подходов в работе с пьесой, расширяя границы театральной выразительности в области построения спектакля и его сценической интерпретации. Проблема крайне обострилась, когда поиск универсальной модели взаимоотношений между режиссером и драматургом вылился в художественный спор между Товстоноговым и Охлопковым в 1959-1960 годах в журнале «Театр» , центральной темой которого стала функциональная роль режиссера и драматурга в театре и их характер творческой взаимосвязи в работе над спектаклем. В центре театральной полемики встал вопрос: должен ли театр следовать каждому слову пьесы или имеет право с помощью сценических средств дать свободную интерпретацию драматургическому произведению, иногда даже в споре с его автором. Несмотря на то, что в дискуссии участвовала вся театральная общественность, проблема так и не получила однозначного решения.
Для современного театроведения вопрос взаимоотношения режиссуры и драматургии остается чрезвычайно актуальным. Поскольку его решение позволит найти новые пути диалога театра с современной и классической драматургией. Важным элементом диссертационного сочинения является, то, что его автор изучает как практический опыт режиссеров с постановкой
3 Охлопков Н П Об условности//Театр 1959,№ 11 С 58/, Охлопков Н Г1 Об условности (окончание)//Театр -1959 - №12 С 52,Товстоногов Г.А Открытое письмо Н Охлопкову//Театр -1960 - №2.- С 42 пьес, так и их теоретические высказывания, касающиеся исследуемой проблемы, которые далеко не всегда совпадают с результатами их сценической деятельности.
Актуальность диссертации обусловлена тем, что современный отечественный театр развивается в условиях, когда рамки между режиссером и драматургом размыты или достаточно условны, где режиссер выполняет функции драматурга, а драматург, в свою очередь, берет на себя функцию режиссера спектакля, нарушая, при этом, художественное пространство друг друга. Анализ моделей взаимоотношений между режиссером и драматургией, позволяет проанализировать и выделить ряд особенностей в работе театра с текстом пьесы в условиях постмодерна, формирующего новое сознание монтажной и клиповой режиссуры в современной театральной практике, что представляет актуальную и перспективную сферу для теоретических и историко-искусствоведческих исследований.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется:
• необходимостью искусствоведческого анализа моделей взаимоотношений между режиссурой и драматургией, как художественного явления, позволяющего оценить эволюцию режиссерской профессии.
• осмыслением функций режиссера и драматурга и тех границ, которые определяют их влияние на интерпретацию спектакля, как художественно целостного театрального произведения.
• необходимостью анализа режиссерских методологий и различных подходов к драматургическому тексту (причинно - следственный и поэтический подходы).
Степень разработанности проблемы
Научное осмысление творческого характера взаимоотношений режиссера и драматурга в процессе работы над спектаклем требует обращения к широкому кругу научной и специальной литературы, посвященной истории и теории режиссуры и театрального искусства в целом.
Рассматривая различные модели взаимоотношений между режиссером и драматургом, которые сложились в режиссерском театре необходимо выделить несколько групп источников. Во-первых, философско-эстетические работы, которые повлияли на формирование художественных принципов, как в режиссуре и театральной эстетике, так и в драматургии. Во-вторых, многочисленные театроведческие труды, а так же обширный пласт театральной критики, так или иначе посвященных осмыслению и анализу проблем театральной режиссуры, историко-теоретических аспектов драматургии. Данные источники позволяют обнаружить не только систему художественных взаимосвязей между двумя лидерами театра — режиссером и драматургом, но и проследить эволюционные тенденции в характере их взаимоотношений на протяжении длительного времени. В-третьих, особая роль отведена практико-методологическим источникам, раскрывающим специфику данной проблемы. В эту группу источников входят фундаментальные труды отдельных режиссеров, посвященные практическим и теоретическим аспектам режиссуры и теории драмы, изучение которых позволяет провести сравнительный анализ практических опытов режиссеров с их теоретическими работами и вскрыть методологические принципы работы режиссеров с драматургическим материалом.
Среди философско-эстетических работ, важных в аспекте рассматриваемой нами темы, значимыми представляются труды: М. Метерлинка,4 Г.Фукса,5 Э.Золя, 6Р.Вагнера,7 У.Эко8 и др. Из отечественных исследователей внимание данной проблеме уделяется в работах: В. Брюсова, А.Блока,9 М. Бахтина10 и др. Так, например, в работах
4 МетерлинкМ. Сокровище смиренных//Полн Собр соч т 2 , Петроград. Изд T-ва А Ф Маркс, 1915
5 Фукс Г. Революция театра история Мюнхенского Художественного театра Указ соч
6 Золя Э Собр соч в 18т. Т. 10 M : Правда, 1957.
7 Вагнер Р. Избранные рабогы M ? Искусство, 1978
8 См Эко У Роль читателя СПб symposium, M : рггу, 2005.
9 Брюсов В Ненужная правда (По поводу Московского Художественного театра) Собр соч в 7т. T6M Худож лит,1975, Бчок А О театре. Собрание сочинений в 8 т. T5 M-Л : Гослитиздат, 1963.
М.Метерлинка, В. Брюсова и А.Блока формулируются принципы символистской театральной эстетики, а в работе Г.Фукса «Революция театра» определяются новые принципы театра, как автономного вида искусства. В трудах Э.Золя рождается и формулируется эстетика театрального натурализма и новые этические и художественные требования, как к драматургам, так и к молодой режиссерской профессии, возникшей во Франции не без участия натуралистической драматургии. Теоретические труды Р.Вагнера посвященные теории «тотального театра», поднимали важнейшие вопросы синтетической природы театрального искусства, способного существовать и воздействовать на зрителя через разные каналы восприятия. Работы М.Бахтина посвященные принципу «растущего значения» художественного произведения, позволяют по-новому оценить механизмы диалога между классическим произведением (пьесой) и его реципиентом (режиссером), который, вступая в диалог с пьесой, интерпретируя её, расширяет границы её художественно-семиотического пространства. На этот же принцип указывает У.Эко в своем труде, называя этот процесс - «актуализация художественного текста».
Особый круг научных исследований представляют театроведческие труды. Здесь необходимо отметить, фундаментальные труды по зарубежному театру исследователей Т.Бачелис,11 Л.И.Гительмана,12 А.Н.Образцовой,13 работы которых направлены на историко-театроведческий анализ тенденций театрального искусства определенных стран и разных хронологических периодов. Следует отметить, что Л.И.Гительман в своей работе «Русская классика на французской сцене» дает подробный анализ работы А.Антуана с текстом пьес русских писателей. В этой работе автор уделяет особое значение вопросу взаимосвязи режиссера с драматургом и пьесой.
10 Бахтин М Эстетика словесного творчества М • Искусство, 1979, Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики Исследования разных лет. М : Худож лит ,1975
11 Бачелис Т. Шекспир и Крэг М Наука,1983.
12 Гительман Л Из истории французской режиссуры Л • ЛГИТМИК,1976//Русская классика на французской сцене Л Искусство, 1978 // Идейно творческие поиски Французской режиссуры XX века Л ЛГИ ГМИК,1988
13 Образцова А. Синтез искусств и английская сцена на руб Х1Х-ХХ вв М Наука,1984
Работы А. Образцовой и Т. Бачелис, очень подробно раскрывают специфику театрального синтеза и отличительные черты поэтики Г.Крэга, формулируя его принципы в работе с пьесой. Все же, в вышеназванных источниках модели взаимоотношений режиссер-драматург лишь обозначены, но не раскрыты в полной мере в связи с тем, что разговор о данной проблеме в этих работах специально не предусматривался.
Следует отметить целый ряд работ, авторы которых исследуют обширный спектр театроведческих проблем, анализируя спектакли, творчество режиссеров, их театральную эстетику. К данной группе исследователей относятся М.Строева,14 С.Владимиров,15 К.Рудницкий,16 П.Марков,17 Ю. Юзовский,18Ю. Елагин,19 Ю. Рыбаков,20 Н. Волков,21 О. Мальцева,22 А.Ряпосов,23 И.Малочевская.24
Работа Строевой «Режиссерские искания Станиславского» в двух томах представляет собой уникальный труд, позволяющий проследить эволюционный характер режиссуры К.С.Станиславского. Анализируя модели взаимоотношений Станиславского с различными драматургами (А.К.Толстым, Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым и др.) автор исследования полноценно раскрывает художественную эстетику режиссера. Однако эта работа не способна проанализировать характер отношений режиссер — драматург на широком пространстве театрального искусства, поскольку ограничена решками одного конкретного режиссера, в частности Станиславского, и определенного художественного течения, что лишает её
14 Строева М Режиссерские искания Станиславского 1898-1917. М • Наука, 1973// Режиссерские искания Станиславского 19117-1938 М Наука, 1977.
15 Владимирове Об исторических предпосылках возникновения режиссуры//Сб ст У истоков режиссуры Л ЛГИТМИК.1976
6 Рудницкий К Л Режиссёр Мейерхольд М * Наука, 1969.
17 Марков П. О театре. В 4 т М Искусство, 1977
18 Ю Юзовский Мейерхольд М Искусство,1982.
19Елагин Ю. Всеволод Мейерхольд Темный гений. М :Вагриус,1998.
20 Рыбаков Ю. Г А Товстоногов Проблемы режиссуры Л Искусство,1967.
21 Волков Н. Мейерхольд М - Л 'Academia, 1929
22 Мальцева О Поэтический театр Юрия Любимова Спектакли Московского театра драмы и комедии на Таганке. 1964- 1998гг СПб • Рос институт истории искусств, 1999.
23 Ряпосов А. Режиссерская методология Мейерхольда. СПб • СПБАТИ, 2001.
24 Малочевская И Режиссерская школа Товстоногова СПб ? СПБАТИ,2003. возможности провести сравнительный анализ с моделями взаимоотношений других режиссеров и театральных эстетик.
Следует провести аналогию вышеназванного источника с уникальной работой К.Л. Рудницкого «Режиссер Мейерхольд», в которой автор дает анализ режиссерской деятельности Мейерхольда, его эстетике, уделяет огромное внимание его методологии в работе с каждым из авторов. И вместе с тем данное исследование, так же, как и труд Строевой, ограничивается рассмотрением одного режиссера, что не позволяет провести сравнительный анализ и рассмотреть проблему в целом.
Ю.Рыбаков в своей книге «Проблемы режиссуры» поднимает вопрос о художественных границах и особенностях взаимоотношений между режиссером и автором пьесы, но данного вопроса автор касается лишь вскользь, говоря о нем в ключе анализа спектаклей, а специально не рассматривая эту проблему. Важным в этой работе является подробнейший анализ автором работы режиссера Г.А.Товстоногова с пьесами Н.Гоголя «Ревизор» и М.Горького «Мещане». Говоря о режиссерских приемах в работе с текстами пьес, Рыбаков уделяет внимание процессу сохранения самобытности автора в спектакле при безусловной самобытности режиссера. Следует отметить идею сосуществования двух смыслов - режиссерского и писательского, о чем справедливо пишет исследователь. К проблеме взаимоотношений режиссер-драматург частично обращается в своей
О Ч известной монографии Б.Зингерман, указывая на «связующую нить», которая объединяет эти два элемента.
Кроме того, в исследование интересующей нас темы внесли вклад научные работы и статьи С.М. Волконского,26 Б.Алперса,27 А. Смириной,28
25 Зингерман Б Связующая нить Писатели и режиссеры М . ОГИ, 2002
26 Волконский С М Человек на сцене. СПб . Аполлон, 1912
27 Алперс Б «Горе от ума» в Москве и Ленинграде // «Горе от ума» на русской и советской сцене. М.: Искусство, 1987.
28СмиринаА Мольер-Мсйерхольд-Модерн//Театр -1993 - №5.-С44
70 11 'уу 11
А. Смирнова, Т.Шах-Азизовой, Н. Крымовой, В.Бебутова, А.Попова, П.Маркова,34 А. Смелянского,35 Ю. М. Барбоя36 и др.
В частности, в работе Шах-Азизовой: «60-е годы: классика и современность» дан развернутый анализ механизмов зависимости интерпретации классических пьес и кризиса в современной драматургии. В исследовании Крымовой, посвященной работе Любимова над постановкой пьесы Брехта «Добрый человек из Сезуана», справедливо указывается на соединение русской театральной школы с рациональной эстетикой Б.Брехта, посредством включения в ткань спектакля фрагментов поэзии М.Цветаевой и Б.Слуцкого.
Кроме того, значимыми в контексте настоящей диссертации являются научные труды, посвященные вопросам теории и истории драмы, без рассмотрения и анализа которых невозможен объективный анализ моделей взаимоотношений между режиссером и драматургией. Для данной диссертации ключевыми являются проблемы жанра в театре и литературе, аспекты их эволюционного развития и художественного синтеза. Эти аспекты достаточно подробно раскрыты в работах В. Хализева , В. Фролова, и в особенности Э. Бентли. В данных работах исследователи все же в большинстве случаев анализируют особенности взаимоотношений режиссер - драматург, апеллируя законами драматургии, подчас игнорируя художественное право режиссера и законы театрального искусства
Большой интерес представляют книги В.Г.Сахновского «Работа режиссера» и М.Рехельса «Режиссер - автор спектакля», где раскрываются проблемы
29 Смирнов А А. «Дон Жуан» Мольера и его постановка на Александринской сцене. // Ежегодник Императорских театров, 1910, вып VII.
30 Шах-Азимова Т. 60-е. классика и современность//Мир искусств М : ГИТИС-ВНИИИ.1991; Шах-Азизова ТК Контрасты современной сцены//Вопросы театра М: ВТО,1977, Шах-Азизова Т К Чехов и западноевропейская драма его времени. М : Наука, 1966
31КрымоваН Имена Три спектакля Юрия Любимова М.: Искусство, 1971.
32 Бебугов В О театре представления//Театр. - 1956 - №12 .
11 Попов А Беспокойные мысли//Театр - 1960 - №8
34 Марков П В Художественном театре Книгазавлита М. ВТО,1976; Марков П. О Вс Мейерхольде// Встречи с Мейерхольдом, М ВТО, 1967.
35 Смелянский А Грибоедов на сцене 1970 х годов//«Горе от ума » на русской и советской сцене
36БарбойЮ Структура действия и современный спектакль Л •ЛГИТМИК.1988
Хали}ев В Драма как явление искусства М Искусство, 1978, Фролов В Судьбы жанров драматургии М • Советский писатель, 1979, Бентли Э Жизнь драмы М/.- Айрис Пресс, 2004. художественной автономности режиссера от драматурга, а режиссер, согласно концепции одного из исследователей, позиционируется «автором спектакля». При этом Сахновский впервые вводит понятия «авторский текст» и «режиссерский экземпляр»,39 разграничив понятия художественного пространства драматурга и режиссера, сформулировав, более предметно, основные аспекты взаимоотношений между ними, определяя режиссера и драматурга равными соавторами спектакля. Особое внимание следует уделить работе Дж. Н. Катышевой «Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр»,40 в которой автор осмысляет роль лироэпического в структуре драмы. Так же, автор диссертации отмечает работу известного философа и теоретика искусства Жиля Делёза «Кино»,41 в которой исследователь осмысляет механизмы образования образа и принципы визуализации.
Отдельную группу исследований представляют практико-методологические труды различных режиссеров, посвященные практическим аспектам взаимоотношений режиссера с текстом пьесы в процессе работы над спектаклем. Данные источники позволяют провести сравнительный анализ теоретических и практических подходов в работе с пьесой.
Многие отечественные и зарубежные режиссеры (К.С.Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, Вс. Мейерхольд, Г.А.Товстоногов, Н.П.Охлопков, Ю.П.Любимов, Г.Крэг, Г.Фукс, П.Брук и др.), осмысляя и систематизируя свой практический опыт в теоретических трудах, уделяли особое внимание вопросам взаимоотношения режиссера и драматурга. Так, в процессе своего творческого пути К.С.Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко не раз возвращаются в своих работах к проблеме драматург- режиссер, указывая на первостепенную роль драматурга в работе над спектаклем.42 Эти источники
38 Сахновский В Г. Работа режиссера М. -Л : Искусство, 1937; Рехельс М Режиссер - автор спектакля Л Искусство, 1979
39 Сахновский В Г Работа режиссера М. - Л.: Искусство, 1937 С 65
40 Катышева Дж Н Вопросы теории драмы, действие, композиция, жанр СПб. СПбГУП, 2001
41 Делйз Ж Кино М • Ад Маргинем.2004
42 Станиславский К С. Собрание соч в 8 т т.1 М • Искусство, 1954. Моя жизнь в искусстве. М Искусство, 1980 Немирович-Данченко Вл. И Театральное наследие, т.1 М Искусство, 1952, Режиссерский план позволяют проанализировать первичные формы зарождающихся отношений между основателями отечественной режиссуры и драматургией.
Огромное внимание указанной теме уделяет в своих теоретических работах Вс.Мейерхольд и Г.Крэг.43
Анализ источников позволяет не только оценить высокую степень значимости проблемы режиссер-драматург, но и проследить уже образовавшиеся изменения между художественным пространством драматурга и режиссера за право лидерства в спектакле. Методы, обозначенные режиссерами, находят свою дальнейшую реализацию в последующей режиссерской практике Н.П.Охлопкова, Ю. П. Любимова.
Непосредственно связаны с тематикой и проблематикой настоящего диссертационного исследования теоретические работы Г.А.Товстоногова и
Н.П. Охлопкова. Данные исследования посвящены проблеме взаимоотношений между режиссером и пьесой непосредственным образом. Эти режиссерские труды позволяют оценить высокую степень значимости и актуальности поставленной проблемы. Все же полемика не нашла своего разрешения, поскольку каждый из участвующих в дискуссии рассматривал вопрос о границах авторства режиссера и драматурга через призму своих художественных установок. Сравнительный анализ ряда работ Товстоногова и Охлопкова, посвященные вопросам жанра и методам работы с текстом позволили автору диссертации выделить два основных подхода в постановки трагедии Шекспира «Юлий Цезарь» М : Искусство, 1964, Рецензии Очерки Статьи М.: Искусство, 1990, Избранные письма М Искусство, 1954
43 Мейерхольд Вс. О театре СПб/Книгоиздательское т во «Просвещение», 1913, Статьи Письма Речи Беседы М . Искусство, 1968, Статьи, письма, речи, беседы М. Искусство, 1969, Переписка М: Искусство, 1976, Крэг Г Воспоминания, статьи, письма М Искусство, 1988.
44 Охлопков Н П. Об условности // Охлопков Н П. Статьи Воспоминания М ВТ0.1986, Охлопков Н П Ответ//Театр - 1960 - №8, Охлопков Н П. Художественный образ спектакля //Мастерство режиссера М.: Искусство, 1956, Товстоногов Г А Открытое письмо Николаю Охлопкову // Товстоногов Г.А . Круг мыслей Л Искусство, 1972, Товстоногов Г А. О профессии режиссер М ВГ0.1964, Товстоногов Г А Беседы с коллегами М СТД РСФСР,1988, Товстоногов Г А. Зеркало сцены в 2-х т Л Искусство, 1984; Товстоногов Г.А. Мой Горький/АГеатр - 1968 - №3 работе с текстом (психологической причинно-следстведственной обусловленности и поэтической обусловленности).
Кроме того, важное место среди исследовательских работ занимают статьи Ю.П.Любимова, в которых режиссер говорит не только «о русском ключе», найденном им к пьесам Брехта и Шекспира. Но и по-новому распределяет функциональные акценты в театре между режиссером и драматургом. Эти статьи имеют особую значимость для диссертационного исследования, поскольку в них рассматривается модель, в которой режиссер осмысляет свою связь с драматургом и с пьесой в контексте современной культуры постмодерна.
Таким образом, как показал анализ научной литературы, связанной с темой диссертации, существует достаточно обширное число источников, в которых поднимается поставленная автором диссертационного исследования тема. Однако, в этих источниках рассмотрение проблемы ограничивается либо хронологическими рамками, либо границами определенного режиссера или художественного направления. В ряде проанализированной научной литературы отсутствует комплексный взгляд на проблему. И целостного теоретико-театроведческого изучения моделей взаимоотношений между режиссером и драматургом в современном культурном пространстве не проводилось.
Цель диссертационной работы - проанализировать процессы формирования и эволюции различных моделей взаимоотношений между режиссурой и драматургией в зарубежном и отечественном драматическом театре и рассмотреть сложную систему художественных границ между автором спектакля и автором пьесы, которая, обуславливает степень художественности и актуальности драматического спектакля.
Основные задачи работы: 1. Раскрыть принципы художественных взаимосвязей между драматургом и режиссером, выявляя основные модели взаимоотношений между ними.
2. Проанализировать ряд основных художественных моделей взаимоотношений режиссер-драматург и проследить эволюционный характер зависимости режиссера от драматургии.
3. Исследовать и структурировать ряд режиссерских приемов в работе с драматическим текстом.
4. Определить границы авторства режиссуры и драматургии в рамках драматического спектакля в современных условиях постмодернистского пространства.
Объектом исследования являются зарубежные и отечественные драматические спектакли, наиболее полно отображающие особенности взаимоотношений между режиссером и драматургом.
Предметом исследования Модели художественных взаимоотношений в драматических спектаклях зарубежных и отечественных режиссеров: Л.Кронека, А.Антуана, Г.Крэга, К.С. Станиславского, Вс. Мейерхольда,
H.П.Охлопкова, Г.А.Товстоногова, Ю.П.Любимова. Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются фундаментальные труды по истории и теории режиссуры и истории и теории драмы, а так же работы выдающихся режиссёров К.С.Станиславского, Г.Крэга, Вс.Мейерхольда, Г.А.Товстоногова, Н.П.Охлопкова, Ю.П.Любимова и других, уделявших проблеме режиссер — драматург особое внимание. Источники исследования:
I. Научные труды, по теме диссертации (теория и история драматического театра, теория и история драмы);
2. Рецензии, статьи о драматических спектаклях и режиссерах;
3. Анализ:
• видеоматериалов драматического спектакля;
• современных драматических спектаклей;
• режиссерских экземпляров и архивных материалов театра; Методы диссертационного исследования.
В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление проблем взаимоотношения режиссуры и драматургии в зарубежном и отечественном драматическом к.Х1Х- XX столетия, в том числе:
1. Метод художественно - композиционного анализа сценических произведений. Цель - обоснование влияния систем взаимоотношений режиссер-драматург на художественно-целостное формирование ткани драматического спектакля.
2. Типологически-структурный метод. Цель - выявить и структурировать типологизации основных моделей взаимосвязи между компонентами режиссер и драматург.
3. Сравнительно-исторический метод. Цель - сопоставление и анализ моделей взаимоотношений режиссер-драматург в различные исторические периоды.
4. Метод описания и анализа драматического спектакля. Цель - выявление и анализ художественных границ авторства драматурга и режиссера в рамках драматического спектакля.
Научная новизна диссертационного исследования заключается:
1. В анализе последовательного развития систем художественных взаимоотношений между режиссером и драматургом в его историческом развитии на протяжении конца XIX- XX столетий.
2. В выявлении основных тенденций динамики взаимоотношений режиссер-драматург в зарубежной и отечественной театральной культуре.
3. В теоретическом обосновании влияния модели режиссер-драматург на композиционно-стилистическую ткань драматического спектакля.
4. В раскрытии основных режиссерских приемов в работе с текстом пьесы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Обоснование места и роли модели режиссер — драматург в зарубежной и отечественной театральной культуре конца XIX -ХХвв.
2. Типология методов художественного взаимодействия режиссера с драматургом и пьесой.
3. Характеристика основных моделей взаимоотношений режиссер-драматург в отечественном драматическом театре второй половины XX века.
4. Выявление динамики эволюции моделей художественных взаимоотношений и художественных границ авторства между драматургом и режиссером.
5. Обоснование методов работы режиссера с драматургией в рамках различных моделей взаимоотношений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 153 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz