Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 06:42
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 20 » Скачать Ресурсное обеспечение создания инновационного продукта вузовской науки. Дрантусова, Наталья Владимировна бесплатно
05:50
Скачать Ресурсное обеспечение создания инновационного продукта вузовской науки. Дрантусова, Наталья Владимировна бесплатно

Ресурсное обеспечение создания инновационного продукта вузовской науки

Диссертация

Автор: Дрантусова, Наталья Владимировна

Название: Ресурсное обеспечение создания инновационного продукта вузовской науки

Справка: Дрантусова, Наталья Владимировна. Ресурсное обеспечение создания инновационного продукта вузовской науки : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 / Дрантусова Наталья Владимировна; [Место защиты: Гос. акад. переподгот. и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиц. сферы] Москва, 2007 142 c. : 61 07-8/5451

Объем: 142 стр.

Информация: Москва, 2007


Содержание:

Глава Структурная адаптация деятельности российских вузов ксовременным условиям
11 Академическая природа и академические цели ,
12 Изменение модели образовательного процесса
13 Изменение модели процесса создания инновационного продукта
14 Структурное обеспечение взаимодействие вуза и внешней среды
Глава Основные направления совершенствования управления 43вузовской науки
21 Регламентация и выработка политики
22 Профессионализация университетского менеджмента
23 Управление диверсифицированными финансовыми ресурсами
Глава Кадровое обеспечение вузовской пауки
31 Создание и развитие кадрового потенциала
32 Изменение системы оценок и стимулов
Глава Финансовое обеспечение развития вузовской науки
41 Государственное финансирование
411 Изменение приоритетов в финансировании
412 Изменения в модели распределения государственных 82средств
413 Инвестиции в фундаментальные исследования
42 Финансирование научно-исследовательской деятельности вузов 87из негосударственных источников
421 Участие бизнеса в финансировании
422 Привлечение средств отечественных и международных 93фондов
Глава Использование инновационного продукта вузов как 99источника ресурспого самообеспечения

Введение:

Актуальность исследования. С 80-х годов прошлого столетия преждестабильные отношения между правительствами и университетами становятсяменее устойчивыми, причем тенденция эта носит обшемировой характер.Государство начинает по-новому интерпретировать свою роль: отдоверительных обязательств по поддержке системы высшего образованиякак общественного блага, обеспечивающего научное, культурное исоциальное развитие страны, к определению себя в качестве крупнейшего изначимого заказчика и покупателя образовательных и научных услугуниверситета. Свидетельством этого является динамика финансированиявузовской науки, характеризующаяся относительным снижением долигосударства, изменением приоритетов финансирования в сторонуактуальности проблемного контекста и большей прикладной направленностинаучной работы вузов. Государство использует имеющиеся в егораспоряжении финансовые механизмы с целью вовлечения университетов врешение задач регионального и национального экономического развития.Оказавшись в ситуации серьезного дефицита финансовых средств иперед лицом новых задач, вузы вынуждены принять на себя ответственностьза ресурсное обеспечение собственной деятельности и использовать всеимеющиеся активы для расширения круга внешних интересантов своихуслуг. Научно-исследовательская деятельность и создаваемые в ее процессеинновационные продукты становятся одним из важнейших и ценнейшихактивов для привлечения дополнител^>ного финансирования не только дляобеспечения собственно научной и поисковой работы, но и для поддержанияэкономической стабильности всего университета в целом. Таким образом,ответственность за создание критической массы качественныхвостребованных научных продуктов перемещается с уровня индивидуальныхисследователей и научных подразделений на институциональный уровень.Актуальными становятся усилия вузовского менеджмента по развитиюресурсной базы вузовской науки. Несмотря на заметные успехи вузов вотдельных направлениях этой деятельности, продуманный комплексныйподход к решению данной задачи, затрагивающий различныеорганизационные уровни вуза, отсутствует.Для поддержания и развития взаимоотношений с внешнимизаказчиками и, прежде всего, с инновационным сектором, наукоемкимбизнесом в современных условиях необходимы новая формализацияотношений между сторонами, гарантирующая более высокую степеньинституционального контроля, и серьезный пересмотр сложившейсяпрактики вузов в управлении научно-исследовательской деятельностью.Возрастающая конкуренция в распределении ресурсов требует структурнойадаптации к изменившимся моделям образовательного процесса и процессасоздания инновационного продукта. Создание качественногоинновационного продукта связано со значительными инвестициями икадровым обеспечением. Использование инновационного продукта вузов вкачестве дополнительного источника ресурсного самообеспечения носитразовый и бессистемный характер. Новые виды деятельности и новые задачисвидетельствуют о необходимости профессионализации университетскогоменеджмента и совершенствования управления вузовской наукой. Все этоопределяет актуальность разработки комплексного подхода, позволяющеговыделить и увязать в систему все аспекты, имеющие ключевое значение дляресурсного обеспечения создания инновационного продукта вузовскойнауки.Степень разработанности проблемы. Вопросы структурной адаптациивузов в современных условиях рассматривались в работах Н. Гэмпорт,Б. Спорн, А.Моргана, Б.Кларка, Дж.Пфеффера, Г.Р.Саланчика, Б.Пуссера,Г.Минцберга, Д.Дилла, М.Петерсона, Е.А.Князева, А.О.Грудзинского,Г.И.Лазарева, Т.А.Клячко.Современные концепции производства академического знания и ихвлияние на трансформационные процессы, происходящие в научнойиндустрии, являются центральными в работах М.Гиббонса, Х.Новотны,А.Риппа, Г.Итцковитца, М.Троу, П.Скотта и других.Актуальные вопросы университетского менеджмента и, в частности,управления инновационной и научно-исследовательской деятельностью вузана современном этапе рассматриваются в работах Е.А.Князева,М.В.Конотопова, А.Ю. Егорова, Р.Гейгера, У.Кохена, Н.Д.Сарли, Г.Грахама,Н.Диамонд, Г.Гольдштейна, Г.Майера, М.Лугера, А.Уэбстера, К.Таверньи,И.Г.Дежиной, Г.Уильямса, Б.Джонстоуна, М.Шаттока, Д.Хеарна, Б.Конратс,Л.М.Гохберга и у ряда других зарубежных и отечественных ученых.Целью диссертационного исследования является разработка системыресурсного обеспечения создания инновационного продукта вузовскойнауки. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:- провести анализ изменений на институциональном уровне, которыепредпринимались российскими и зарубежными университетами в процессеструктурной адаптации вузовского сектора науки к условиям рыночнойэкономики;- определить основные направления повышения эффективностиуправления вузовской наукой с позиций создания инновационного продукта;- предложить комплекс мер по мотивации, стимулированиюинновационной активности кадров вузовской науки;- проанализировать тенденции .финансового обеспечения развитиявузовской науки;- разработать подходы к использованию инновационного продукта вузовв качестве источника ресурсного самообеспечения.Объектом исследования является система высшего образованиясовременной России в части научно-исследовательской и инновационнойдеятельности.Предметом исследования являются социально-экономические иорганизационные отношения, возникающие в процессе созданияинновационного продукта вузовской науки.Теоретическую основу исследования составили фундаментальные иприкладные исследования российских и зарубежных ученых, посвященныеметодам и инструментам управления организацией, теории ресурснойзависимости, концепции предпринимательского университета,организационной модели профессиональной бюрократии, характеризующейорганизационную структуру университетов, а также вопросам управлениявысшими учебными заведениями.В диссертационном исследовании использовались общенаучныеметоды познания: сравнительный анализ и синтез, группировка данных,системно-структурный и статистический. При решении конкретных задачиспользовались методы количественного и качественного анализа данных,статистические методы обработки результатов, методы принятия решений.Информационную базу исследования составили статистические данныеряда исследований, проведенных крупнейшими международнымиорганизациями, такими как: Организация экономического сотрудничества иразвития (ОЭСР), Европейский центр стратегического управленияуниверситетами (ESMU), Европейская ассоциация университетов (BUA),Национальный научный фонд (NSF) и Американский совет по образованию(АСЕ), а также официальные данные Госкомстата, ведомственные,региональные статистические данные.Научная новизна результатов исследования заключается втеоретическом и методологическом обосновании системы ресурсногообеспечения процесса создания инновационного продукта вузовской науки,позволяющей вовлекать его в ресурсный оборот с учетом социальных,правовых и технологических особенностей деятельности высшего учебногозаведения.Наиболее существенные научные результаты, полученные личносоискателем:- разработана и научно обоснована концепция структурной адаптациинаучно-исследовательской, инновационной деятельности российских вузов кусловиям рыночной экономики (с учетом опыта ведущих исследовательскихуниверситетов зарубежных стран);- определены основные направления совершенствования управлениявузовскими научными исследованиями науки с позиций созданияинновационного продукта;- предложена модель оценки и стимулирования научной деятельности,учитывающая результаты анализа восприятия сотрудниками вуза своейпрофессии, с одной стороны, и новые задачи высшей школы, с другойстороны, что позволяет повысить как научную активность работников вуза,так и результативность исследований с позиций их внедрения;- обоснованы возможности и перспективы развитиядиверсифицированной финансовой базы вузовской науки, учитывающиеосновные общемировые тенденции финансирования научноисследовательской деятельности в целом, и вузовской науки, в частности;- предложен механизм использования инновационного продукта вузовкак источника ресурсного самообеспечения, выявлены и систематизированыограничения использования данного источника.Теоретическая значимость диссертационного исследованиязаключается в совершенствовании научно-методических основ управлениявысшим учебным заведением.Практическая значимость диссертационного исследованиязаключается в том, что разработанный в результате проведенногоисследования системный подход к ресурсному обеспечению созданияинновационного продукта вузовской науки доведен до конкретныхпрактических рекомендаций.8Основные выводы и рекомендации работы могут служитьтеоретической, методологической и методической базой для дальнейшихисследований в области инновационного менеджмента, а такжепредлагаются к использованию в учебном процессе при изучениидисциплин «Инновационный менеджмент», «Теория принятия решений»,«Управление организацией» экономических специальностей вузов.Апробация и внедрение результатов диссертации. Практическиерекомендации, изложенные в диссертационном исследовании,использовались в разработках следующих проектов, аналитическихдокладов, информационно-аналитических методических материалов:- проект "Диверсификация и многоканальность финансирования вуправлении университетскими научными исследованиями" (2004 г.)- проект ФЦПРО «Развитие сетевого взаимодействия классическихуниверситетов на основе инстигуционализации связей с инновационнымсектором» (2006 г.)- проект ФЦПРО «Разработка и запуск апробации перспективной моделиуниверситета на основе анализа современных тенденций в университетскомобразовании, отечественного и зарубежного опыта» (2006 г.).Основные теоретические положения диссертационного исследованиядоложены и обсуждены на конференциях и семинарах и опубликованы всоответствующих печатных изданиях.Разработанные в ходе исследования подходы и моделиинституциональных преобразований прошли практическую апробацию приразработке концепции институционализации связей Казанскогогосударственного университета с инновационным сектором экономики.Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 8 работобщим объемом 18,5 п.л.Структура и содержание работы. Диссертационная работа состоит извведения, пяти глав, заключения, библиографического списка, включающего110 наименований и 5 приложений.В первой главе «Структурная адаптация деятельности российскихвузов к современным условиям» исследованы подходы университетов косуществлению изменений в организации научно-исследовательскойдеятельности и процессах взаимодействия с внешними потребителями,партнерами и конкурентами, повлекших за собой изменение структурынаучно-исследовательских подразделений и расширение университетскойпериферии. Глава включает концепцию создания гибких инновационноориентированных матричных структур университета (организованныхисследовательских единиц) и систематизацию моделей университетскихструктур, обеспечивающих процесс взаимодействия вуза с инновационнымсектором экономики.Во второй главе «Основные направления совершенствованияуправления вузовской наукой» на основе анализа деятельности ведущихисследовательских зарубежных вузов выделены и обоснованы главныезадачи управления научно-исследовательской деятельностью с позицийсоздания инновационного продукта.В третьей главе «Кадровое обеспечение вузовской науки» рассмотренывопросы создания и развития кадрового потенциала, представленырезультаты изучения мнений научно-педагогических работников о местеинновационной деятельности в рамках академической профессии.Предложена модель изменений действующей системы оценки истимулирования научной деятельности, направленная на активизациюучастия сотрудников вуза в создании инновационных продуктов.В четвертой главе «Финансовое обеспечение развития вузовскойнауки» представлен анализ современных тенденций финансовогообеспечения науки из государственных и негосударственных источников. В10качестве основных тенденций государственного финансирования научноисследовательской деятельности университетов выделены: относительноеснижение размеров финансирования, переход к преимущественногрантовому и контрактному финансированию, относительная сменаприоритетов в сторону краткосрочных прикладных проектов, нарушениебаланса в финансировании различных отраслей наук, концентрация большейчасти финансовой поддержки университетских исследований в оченьнебольшом количестве вузов. Исследовано участие бизнеса вфинансировании университетских исследований и привлечение средствотечественных и международных фондов.В пятой главе «Использование инновационного продукта вузов какисточника ресурсного самообеспечения» предложены подходы киспользованию инновационного продукта вузов как источника ресурсногосамообеспечения, выявлены и систематизированы ограниченияиспользования данного источника.В заключении отражены основные выводы и результаты работы.И

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 110 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz