Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:18
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 30 » Скачать Религиозное мировоззрение протопопа Аввакума в контексте экклесиологии старообрядчества. Аторин, Роман Юрьевич бесплатно
00:27
Скачать Религиозное мировоззрение протопопа Аввакума в контексте экклесиологии старообрядчества. Аторин, Роман Юрьевич бесплатно

Религиозное мировоззрение протопопа Аввакума в контексте экклесиологии старообрядчества

Диссертация

Автор: Аторин, Роман Юрьевич

Название: Религиозное мировоззрение протопопа Аввакума в контексте экклесиологии старообрядчества

Справка: Аторин, Роман Юрьевич. Религиозное мировоззрение протопопа Аввакума в контексте экклесиологии старообрядчества : диссертация кандидата философских наук : 09.00.13 / Аторин Роман Юрьевич; [Место защиты: Белгород. гос. ун-т] - Белгород, 2009 - Количество страниц: 154 с. Белгород, 2009 154 c. :

Объем: 154 стр.

Информация: Белгород, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
I СТАНОВЛЕНИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА КАК РЕЛИГИОЗНОГО МЫСЛИТЕЛЯ
11 ПРОТОПОП АВВАКУМ КАК ЛИЧНОСТЬ
12 РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПРОТОПОПА АВВАКУМА
I3 ПРОБЛЕМА ЦЕРКВИ И ВЛАСТИ В СОЧИНЕНИЯХ ПРОТОПОПА АВВАКУМА И ПАТРИАРХА НИКОНА
II ЭККЛЕСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОТОПОПА АВВАКУМА
21 ИСТОРИКО-БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ XVII ВЕКА
22 ДОГМАТИКО-КАНОНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ «ДРЕВЛЕГО ПРАВОСЛАВИЯ» И ПАСТЫРСКАЯ ПРАКТИКА ПРОТОПОПА АВВАКУМА

Введение:

Актуальность темы исследования. Обращение к событиям прошлого свойственно любому обществу. Обострение процессов осмысления своего религиозно-философского и культурно-исторического наследия наблюдается во время переломных моментов в жизни народа, когда весьма оживленно дискутируется тема, касающаяся дальнейшего развития народного самосознания, когда происходит поиск некоей точки отсчета, исходя из идейных предпосылок которой, общество продолжает направлять вектор национально-культурной идентификации.
С конца 80-х годов XX века Россия вступила в сложный период. Начинает формироваться новая модель отношений между государством и религиозными организациями. В среде современных общественных отношений наблюдается оживленный интерес к религии и своему традиционному религиозному прошлому, в том числе и старообрядчеству.
Старообрядчество - уникальное явление русской религиозной мысли, истории и культуры, которое сегодня вызывает повышенный интерес, и представляет целостную, конечно завершенную духовно-мировоззренческую парадигму, истоки которой заложены еще задолго до XVII века. По мнению множества исследователей, современное русское старообрядчество является органическим продолжением религиозного самосознания православного христианина Средневековой Руси. Вся история старообрядчества есть попытка сохранения этого самосознания в мире чуждых для него идей и норм. -И это обусловило яркое выделение феномена древлеправославного христианства на фоне других религиозно-культурных явлений отечественной истории, что дает основания говорить о староверии как об особом мировоззренчески самобытном объекте. Философское наследие этого уникального явления, созданное лучшими интеллектуальными представителями данного духовного движения, требует дальнейшего изучения и анализа.
Основание староверия тесно связано с именем известного русского религиозного деятеля XVII века - протопопа Аввакума, рассмотрение религиозно-философских взглядов и убеждений которого являются темой данного диссертационного исследования. Несомненным является то, что имени Аввакума заслуженно присуждено звание лидера и идеолога, духовного вдохновителя движения старообрядчества - как одного из самых мощных движений в истории отечественной мысли, возникшего на почве специфического русского религиозного мировоззрения и духовного самочувствия.
Высказанные протопопом Аввакумом идеи оказали огромное влияние на развитие старообрядчества. Сохранившееся созданное им письменное наследие во многом оказалось востребованным современным старообрядчеством, повлияв на развитие теологии и мировоззренческих аспектов древлеправославия. Дошедшие до нас сочинения протопопа Аввакума являются ценным материалом-первоисточником, где зафиксированы настроения и убеждения современников самого сложного и противоречивого «бунташного» XVII века. Основные идеи были сформулированы протопопом Аввакумом в контексте споров, создавшихся вокруг известных событий середины XVII века
Исходя из вышесказанного, не остается сомнений в актуальности выбранной нами темы исследования.
Степень разработанности темы. В современной науке накоплен обильный материал философской, богословской, исторической и культурологической литературы, на страницах которой мировоззренческие аспекты протопопа Аввакума и религиозной мысли всего старообрядчества освящены на-должном уровне.
О протопопе Аввакуме в контексте разработки старообрядческой проблематики писали многие религиозные мыслители и исследователи. Из числа дореволюционных исследователей творчества Аввакума, а также церковных писателей, разделяющих официальную церковную точку зрения в отношении его деятельности, отметим имена патриарха Никона, Симеона Полоцкого, архиепископа Феофилакта Лопатинского, митрополита Димитрия Ростовского, митрополита Игнатия Тобольского, митрополита Питирима нижегородского, митрополита Никифора Астраханского, митрополита Макария Булгакова, архиепископа Серафима Соболева, архиепископа Арсения Мацкевича, архиепископа Филарета (Гумилёвского), епископа Феофана (Вышинского), А. Журавлёва, И. Шушерина, А. Синайского и др.
Дореволюционная историческая наука представлена именами Н. Ф. Каптерева, И. Ф. Нильского, Е. Е. Голубинскго, Н. И. Субботина,
A. П. Щапова, С. М. Соловьёва, Н. И. Костомарова, И. М. Громогласова,
B. В. Андреева, П. Н. Милюкова, В. А. Андерсона, Н. Н. Гилярова-Платонова, В. И. Ясевич-Бородаевской.
Деятельность протопопа Аввакума как подвижника христианской православной веры, с точки зрения агиографической традиции русского старообрядчества, рассматривали такие авторы, как А. Денисов, С. Денисов (князь Мышецкий), А. Самойлович, Ф. Е. Мельников, В. П. Рябушинский, К. Я. Кожурин, Е. И. Иткина, Е. М. Юхименко, С. А. Степанов, В. И. Осипов,
C. А. Мельгунов.
Творчество протопопа Аввакума как литературного писателя и богослова рассматривали В. О. Ключевский, С. Зеньковский, Д. С. Лихачев, В. Мякотин, А. В. Карташов, Ф. Е. Мельников, Н. Ф. Каптерев; в меньшей степени - А. Шмеман, И. Мейендорф, Л. Гумилев, Д. С. Варакин, И. И. Гарин, А. К. Бороздин, П. Я. Черных, А. Т. Шашков, М. Н. Громов, П. Ю. Нешитов, В.Б. Тихонова. Наследие Аввакума в контексте средневекового церковного искусства и культуры было переосмыслено в сочинениях епископа Михаила Семенова, С. Р. Алексеева, А. И. Клибанова, В. Е.
Макарова, Л. Успенского, И. К. Языковой, А. М. Панченко, JI. В. Хирьяновой.
Социально-политической проблематике в литературном наследии протопопа Аввакума посвящены исследования И. А. Кириллова, Н. С. Сарафановой, Д. Хоскинга, Е. В. Скрипкиной. Идеологию протопопа Аввакума и движение старообрядчества в рамках истории религии в советский период исследовали Г. В. Плеханов, Н. Н. Покровский, В. Г. Карцов, Н. Д. Зольников, А. Е. Катунский, В. Ф. Миловидов.
Из современных исследователей, которые обращали внимание на объект настоящего исследования, выделяются такие ученые, как М.О. Шахов,
О. А. Жукова, Т. Лузина, А. Клибанов, Б. Кутузов, А. М. Бороздин, М. В. Иванов, Е. И. Уварова, А.Ф. Замалеев, С. В. Поздняков, С. Г. Вургафт,
B. В. Волобуева и др.
О протопопе Аввакуме и затрагиваемой им проблематике писали старообрядческие исследователи: архиепископ Андрей Ухтомский, епископ Арсений Швецов, епископ Антоний Паромов, епископ Михаил Семёнов, Т. С. Тулупов, Н. И. Попов, И. П. Румянцев, В. П. Рябушинский, В. Г. Сенатов, М. П. Требухов, И. Шушерин, В. Е. Макаров, А. А. Безгодов, И. И. Зыков, А. А. Орлов, Н. И. Заволоко, В. В. Шамарин, И. А. Ушаков Л. С. Михайлов, В. X. Хвальковский, Г. М. Чистяков и др.
Из плеяды русских религиозных философов необходимо назвать имена Г. В. Флоровского, В. В. Зеньковского, B.C. Соловьева, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, В. Н. Лосского, Г. П. Федотова,
C. Н. Булгакова и др.
Филологический анализ сочинений прот. Аввакум был произведен В. В. Виноградовым, Н. М. Герасимовой, Н. С. Демковой, С. А. Демченковым, О. В. Липич, А. Н. Робинсоном, В. И. Малышевым, В. К. Никольским И. 3. Серманом, В. Е. Гусевыми, Л. В. Василысиной и др.
Объектом данного исследования является религиозное мировоззрение и церковно-общественная деятельность протопопа Аввакума как философский и историко-культурный феномен русской мыслительной традиции.
Предмет исследования — генезис религиозно-философских представлений протопопа Аввакума в контексте догматической и канонической полемики староверия и сторонников церковных преобразований в XVII веке.
Цель настоящей работы: исследование основных концептов в представлениях протопопа Аввакума о метафизике и космологии Божественного Бытия, его миросозерцания в культурно-генетической и логико-философской связи со становлением духовной атмосферы в России XVII-XVIII веков.
Для достижения поставленной в исследовании цели предполагается решить следующие исследовательские задачи.
1. Дать научно-объективную оценку личности протопопа Аввакума и его влияния как харизматического религиозного вдохновителя на современников.
2. Раскрыть внутренние закономерности и механизмы формирования религиозно-философского миросозерцания протопопа Аввакума.
3. Сравнить церковно-мировоззренческие и политические убеждения протопопа Аввакума и патриарха Никона.
4. Реконструировать на основе герменевтического анализа процесс становления догматико-вероучительного отношения Аввакума к церковной реформе XVII века.
5. Изложить канонический и исторический анализ проводимой им пастырско-приходской практики и актуальности её существования в контексте современного староверия.
Теоретическая основа исследования. В качестве теоретических предпосылок выступили религиозно-философские труды В. Н. Лосского, Г. П. Федотова, Г. В. Флоровского, В. С. Соловьёва, И. А. Ильина, В. Г. Сенатова, М. О. Шахова, М. Н. Громова; историко-богословские работы А. В. Карташова, С. А. Зеньковского, Ф. Е. Мельникова, И. А. Кириллова; исторические сочинения Н. Ф. Каптерева, Е. Е. Голубинского, Б. Кутузова.
Методологическая и источниковая основа исследования. При написании настоящего исследования мы посчитали необходимым применение системного подхода. Системный подход предполагает осмысление целостности творчества протопопа Аввакума, разноаспектного по своей смысловой нагрузке и отличающегося широким диапазоном затрагиваемых проблем.
Употребление сравнительного анализа обусловлено установлением сходств и выявлением отличий философской концепции протопопа Аввакума в сравнении с учением патриарха Никона и последующих представителей богословия постреформенной церкви Синодального Периода с целью выяснения их общих и специфических черт.
Биографический метод предполагает стратегию продвижения через описание жизненного пути к реконструкции жизненного мира с его верованием, самосознанием, я-концепцией, ценностными ориентациями, мотивациями, критериями самоидентификации.
Феноменологический метод в диссертационной работе используется для выявления внутреннего вероосознания Аввакума и осмысления его личных религиозных переживаний; соотнесения внутреннего идейного мира, мотивов и представлений основателя старообрядчества для обнаружения и понимания субъективных факторов как одной из основ его деятельности.
Герменевтический метод задействован для истолкования сочинений протопопа Аввакума как религиозного мыслителя прошлого, указания смысловой нагрузки объективных феноменов религиозной культуры в догматико-вероучительной и конфессионально-генетической интерпретации религиозной концепции в исследуемом нами первоисточнике старообрядческой философии.
С целью выявления причин эволюции староверия был задействован казуальный анализ. Обращение к генетическому подходу в контексте исторического метода является необходимым для указания влияния деятельности протопопа Аввакума на последующее развитие духовной культуры старообрядчества как выявления историко-мировоззренческого генезиса объекта нашего исследования из первоначальной фазы.
Метод реконструкции применён с целью раскрытия духовного опыта как целостного итога и конечного завершения онтологических и гносеологических взаимосвязей, кроме того, абсолютной обусловленности этих взаимосвязей в догматическом, антропологическом и нравственном ключе. Компаративный подход использовался по причине невозможности рассмотрения философско-богословского наследия протопопа Аввакума вне контекста православного вероучения и русской духовной культуры.
При написании данного диссертационного исследования мы, прежде всего, опирались на первоисточники: на знаменитое «Житие» Аввакума и другие его сочинения разнотематического характера: беседы, поучения, проповеди, наставления, послания, воззвания, опубликованные в разное время различными изданиями; также на первоисточники старообрядческой богословской и философской мысли, к ним относятся сочинения диаконов Феодора и Александра, архимандрита Спиридона Потёмкина, протопопов Никиты Добрынина и Иоанна Неронова, иеромонаха Геронтия Соловецкого, Андрея Денисова и Симеона Денисова, Саввы Романова, Алексея Самойловича и др.
Мы сочли необходимым обратиться к вероучительному догматико-каноническому наследию Православной Церкви: Священному Писанию Нового Завета, Кормчей Книге, Номоканону, «Оку Церковному», Стоглаву, Собранию святоотеческих правил Матфея Властаря, толковой Книге Правил священноинока Иоанна Зонары, «Соборному изложению патриарха Филарета о крещении латынь и их ересях», а также деяниям Московского собора 16661667 гг.
Из числа памятников древнерусской церковно-вероучительной литературы использованы следующие произведения: «Книга о Вере», «Кириллова Книга», «Сын Церковный», Послание псковского старца Филофея к великому князю Василию, краткое богослужение «Скитское Покаяние». Сочинения отцов и учителей церкви представлены такими авторами, как Ириней Лионский, Ефрем Сирии, Кирилл Иерусалимский.
Научная новизна работы:
Выявлены основные личностно-экзистенциальные характеристики протопопа Аввакума.
Рассмотрены и систематизированы онтологические основания религиозного мировоззрения одного из основателей русского староверия. Религиозная гносеология протопопа Аввакума обнаруживает идейную схожесть его взглядов с известным византийским мистиком архиепископом Фессалоникийским Григорием Паламой.
Отрефлексировано соотношение онто-экклесиологических и политических взглядов протопопа Аввакума и патриарха Никона.
Определены истоки и генезис религиозно-мировоззренческой и экклесиологической позиции протопопа Аввакума.
Проведен анализ каноничности церковной практики, осуществляемой Аввакумом.
Положения, выносимые на защиту
1. Глубокая религиозность протопопа Аввакума в сочетании с обширной начитанностью в области вероучительной и духовно-назидательной литературы, дополняемые природным даром писателя, оратора и проповедника, способствовали ему как известному религиозному деятелю XVII века. Такая черта характера Аввакума, как оптимизм, в ходе сопротивления реформам постепенно трансформируется в метафизическую категорию деятельного начала, основополагание и первопринцип его бытия. Эти качества протопопа Аввакума сделали его имя известным и популярным не только в старообрядчестве, но и во всей духовной жизни русского общества.
2. Тип философствования протопопа Аввакума заключает в себе, с одной стороны, «сократические парадигмы», позволяющие составлять единое целое философской рефлексии с образом жизни. С другой стороны, от философского наследия платонизма в Аввакуме наблюдается талантливое и умелое изложение мысли в виде живой и художественно-отточенной литературной формы. По способу изложения религиозно-философских взглядов протопопа Аввакума нельзя считать строгим систематизатором. Однако, ввиду максимально приближённого к актуальным общественным проблемам характера сочинений Аввакума, в различных местах его произведений усматривается целостное видение автором основных направлений в области православного религиозно-философского знания.
3. Обнаружено, что протопоп Аввакум и патриарх Никон есть типичные представители позднесредневекового русского религиозного мировоззрения. Защита этими религиозно-общественными деятелями обрядов выходит из единой онтологической и гносеологической концепции, предусматривающей неотделимость формы видимого священнодействия от его мистического смысла. В политических взглядах протопоп Аввакум являлся сторонником «симфонии властей» при строгом разграничении сферы компетенции, в то время как идеология патриарха Никона выражает идею теократии.
4. Основополагающим метафизическим первоначалом философствования протопопа Аввакума выступает идея провиденциализма как мудрого Божественного Промысла — Логоса, направляющего христианское общество к духовно-нравственному совершенствованию.
5. Во взглядах протопопа Аввакума церковная реформа XVII века представляла собой попытку привнесения в православную экклесиологию некоторых положений, заимствованных из догматического учения и культурно-канонической практики латинской церкви, что способствовало, по концепции Аввакума, «латинизации» русского Православия. Протопопу Аввакуму теоретически и практически удается продолжить историческое бытие «древлего благочестия», т.е. дораскольной Русской Церкви в окружении сложившегося извне общества.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в систематизации религиозно-философских взглядов Аввакума, в раскрытии его экклесиологической модели в ортодоксальном догматическом и каноническом значении, что способствует более глубокому и расширенному осмыслению поставленных проблем в системе современного философского и богословского знания о старообрядчестве.
Практическая значимость. Настоящая работа может быть использована в качестве материала по изучению вероучительных, религиозно-философских и исторических аспектов совершившегося в середине XVII века раскола Русской Церкви, в преподавании философии религии, истории религии, религиоведения и соответствующих спецкурсов.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на конференциях: «Православие и духовный мир молодежи» (Белгородский государственный университет,
2007); «Духовное возрождение России: всероссийская научно-практическая конференция» (Белгородско-Старооскольская епархия, Губкин, 2007); «Философия поверх барьеров, культурно-исторические типы цивилизации» (Белгородский государственный университет, 2007); «Теоретические и практические проблемы социально-экономического развития общества в первой половине XXI века» (Волгоградский государственный университет,
2008); «Старообрядчество: история, культура, современность» (Дом Русского Зарубежья им. А. И. Солженицына, Москва, 2007); «Старообрядчество: история и современность» (Санкт-Петербург, 2008); «Актуальные вопросы юридической науки и практики на современном этапе» (Белгородский университет потребительской кооперации, 2009); «Права человека в контексте развития российского конституциализма: проблемы теории и практики» (Белгородский университет потребительской кооперации, 2009); «Философия и наука поверх барьеров: философское и социально-гуманитарное знание в начале нового столетия» (Белгородский государственный университет, 2008); «Старообрядчество: история, культура современность» (Новгород Великий, Государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2009).
Структура работы: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 147 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz