Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:40
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 28 » Скачать Рейтинговая оценка общеобразовательной подготовки учащихся профессионального лицея. Филипьева, Светлана Владимировна бесплатно
21:45
Скачать Рейтинговая оценка общеобразовательной подготовки учащихся профессионального лицея. Филипьева, Светлана Владимировна бесплатно

Рейтинговая оценка общеобразовательной подготовки учащихся профессионального лицея

Диссертация

Автор: Филипьева, Светлана Владимировна

Название: Рейтинговая оценка общеобразовательной подготовки учащихся профессионального лицея

Справка: Филипьева, Светлана Владимировна. Рейтинговая оценка общеобразовательной подготовки учащихся профессионального лицея : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2005 194 c. : 61 05-13/1767

Объем: 194 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

ГЛАВА 1 «ПОВЫШЕНИЕ 1САЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»
11 Особенности подготовки специалистов в системе начального профессионального образования в современных экономических условиях с учетом результатов социологических исследований
12 Понятие мониторинга в психолого-педагогических исследованиях
13Двухуровневая модель рейтинговой оценки общеобразовательной подготовки учащихся в структуре мониторинга качества
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 «РЕАЛИЗАЦИЯ ДВУХУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ»
21Содержание рейтинговой оценки и учебно-методического комплекса преподавателя по рейтинговой оценке общеобразовательной подготовки учащихся с учетом результатов социологических исследований
22 Роль педагога в системе качества общеобразовательной подготовки учащихся лицея
23 Экспериментальное обоснование модели рейтинговой оценки общеобразовательной подготовки учащихся и измерителей качества в профессиональном лицее
Выводы по второй главе

Введение:

Общеобразовательная подготовка в учреждениях начального профессионального образования играет значительную роль в учебном процессе как основа овладения любыми, в том числе и профессиональными знаниями, умениями. Как показывают обобщенные данные всероссийского социологического исследования системы НПО, общеобразовательная подготовка является самым трудным звеном в учреждениях начального профессионального образования. Так, в профессиональном лицее, являющемся экспериментальной базой данного исследования, затруднения в обучении по предметам общеобразовательного цикла испытывают 69 % учащихся, в УНПО Кемеровской области - 55 % , в УНПО РФ - 80 %.В связи с этим возникает необходимость пересмотра подходов к общеобразовательной подготовке учащихся. Анализ педагогических исследований показал, что пятибалльная оценка результатов в традиционном обучении зачастую порождает отрицательные последствия: учащиеся находятся в положении «несправившихся», и у них снижается мотивация к учению. Это вызывает неприязнь к предмету, отказ от обучения, порождает комплекс неполноценности. По оценкам В. А. Малышевой, И. И. Маркеловой, Е. А. Рыковой, Л. Д. Федотовой, И. В. Чистовой, М. В. Шаповалова, результативной в решении проблемы общеобразовательной подготовки учащихся признается технология мониторинга качества обучения. Анализ исследований в системе НПО, посвященных проблеме мониторинга, позволил сделать вывод о том, что в настоящее время практически отсутствуют исследования, в которых бы в технологии мониторинга в качестве компонента рассматривалась рейтинговая оценка, способствующая повышению качества общеобразовательной подготовки учащихся профессионального лицея.Ведущие положения теории качества образования исследованы в трудах Ю. К. Бабанского, М. М. Балащова, В. П. Беспалько, И. Я. Лернера, В. М. Полонского, Г. К. Селевко, В. П. Симонова, В. А. Скакуна; вариативным моделям организационного управления общеобразовательным учреждением, управлению качеством посвящены исследования Н. П. Капустина, И. П. Подласого, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой и других; формированию системных представлений о содержании образования - исследования Я.Батышева, Е. Я. Бутко, А. Т. Глазунова, А. Н. Лейбовича, М. В. Никитина, И. П. Смирнова.В начале 90-х годов по проблеме педагогического мониторинга появились первые исследования В. И. Андреева, В. П. Беспалько, М, Б. Гузаирова, В. А. Кальней, А. Н. Майорова, Е. Шишова и др.Проблемам качества образования посвятили свои труды многие исследователи: методология понятия «качество образования» подробно разработана В. П. Панасюком, М. М. Поташником, А. И. Субетто; с позиций образовательного менеджмента рассмотрены проблемы управления качеством А. Т. Глазуновым (профессиональное образование), М. М. Поташником (внутришкольное управление); В. А. Кальней и Е. Шишов раскрывают понятие «качество образовательного процесса» и организацию мониторинга качества образования на управленческих уровнях; проблемы качества образования и управления педагогическими системами изучали Н. В. Кузьмина, В. А. Мясников, А. А. Орлов, Н. А. Селезнев, В. М. Соколов, А. И. Субетто, B.C. Черепанов; система управления качеством образования на основе новых информационных технологий исследована Д. Ш. Матросом; педагогической кибернетике и квалиметрии образования посвящены исследования В. Аванесова, Л. Б. Ительсона, И. А. Кулемина, Л. Н. Ланда, В. И. Михеева, Н. А. Селезнева, Ю. Н. Семина, А. И. Субетто, Л. Т. Турбовича, В. Черепанова, Ю. К. Чернова; проблемы рейтинговой системы контроля, оценки качества и управления учебной деятельностью студентов решали Е. Д. Колегова, А. А. Жученко, В. А. Федоров; теорию управления качеством в учебных заведениях начального профессионального образования - Н. Н. Булынский, И. И. Маркелова.Вместе с тем исследования последних лет показали необходимость поиска новых подходов к системе оценки качества профессионального образования в учрелодениях НПО. Так, научно-практическую ценность приобрели работы А. Т. Булгакова, который раскрывает значимость системы стандартизированного контроля качества обучения в системе НПО; В, И. Грибанова, который исследует мониторинг НПО региона; Г. И. Захаровой, посвятившей свои исследования системному контролю качества знаний учащихся по физике в образовательных учреждениях НПО; Н. М. Ползуновой, исследовавшей систему диагностики качества теоретического обучения в процессе профессиональной подготовки.Однако отдельные составляющие системы контроля, не связанные в целостную дидактическую систему, обладают относительно невысокой эффективностью.Исследованию повышения качества общеобразовательной подготовки учащихся УНПО уделяется значительно меньше внимания. С учетом работ Я. Батышева, А. П. Беляевой, Е. Д. Колеговой, И. П. Подласого, М. М. Поташника, В. А. Федорова мы предлагаем свое понимание рейтинговой оценки.Рейтинговая оценка общеобразовательной подготовки учащихся - это сумма баллов, полученная учащимися за качество выполнения всех контролирующих заданий по конкретному предмету общеобразовательного цикла и определяющая уровень обученности учащегося по данному предмету через организованный контроль.Учитывая исследования М. М. Поташника, под повышением качества общеобразовательной подготовки учащихся мы понимаем смену требований к существенным свойствам результатов общеобразовательной подготовки учащихся и переход их в новое качество, в работе показана необходимость внедрения рейтинговой оценки общеобразовательной подготовки учащихся в процесс обучения.Это обусловлено имеющими до сих пор место противоречиями между: — значимостью общеобразовательной подготовки для качественного освоения профессии и затруднениями при изучении учаи^имися цикла общеобразовательных предметов; - наличием методик контроля отдельных компонентов, повышающих качество общеобразовательной подготовки, и недостаточной разработанностью моделей рейтинговой оценки общеобразовательной подготовки учащихся, способствующих постепенному переходу учащегося в субъект собственного образования; - наличием рекомендаций по преподаванию отдельных предметов общеобразовательного цикла и недостаточной разработанностью системы учебно-методического обеспечения с использованием рейтинговой оценки общеобразовательной подготовки учащихся в УНПО; - меняющилшся мотивационными предпочтениями учащихся и недостаточной готовностью преподавателей работать в данных условиях.Указанные противоречия и актуальность работы дают основания сформулировать проблему исследования: повышение качества обучения учащихся профессионального лицея с использованием рейтинговой оценки общеобразовательной подготовки.Цель исследования: разработать, научно обосновать и проверить на практике эффективность модели рейтинговой оценки общеобразовательной подготовки учащихся профессионального лицея.Объект исследования: содержание мониторинга общеобразовательной подготовки учащихся.Предмет исследования: рейтинговая оценка общеобразовательной подготовки учащихся профессионального лицея.Гипотеза исследования: рейтинговая оценка общеобразовательной подготовки учащихся профессионального лицея будет способствовать повышению качества, мотивации обучения, развитию творчества, поддержке устремленности учащихся к получению выбранной профессии и росту профессиональных возможностей преподавателей если: - проведена предварительная диагностика интересов учащихся с определением уровня их заинтересованности в выбранной профессии и предметах общеобразовательного цикла; - разработана и внедрена инновационная модель рейтинговой оценки общеобразовательной подготовки учащихся профессионального лицея; - разработан учебно-методический комплекс для преподавателя по рейтинговой оценке общеобразовательной подготовки учащихся; - взаимодействие учащихся и преподавателей в процессе обучения способствует повышению мотивации у учащихся к освоению предметов общеобразовательного цикла; - оценивание уровня обученности учащихся представляет собой постоянно действующий (на всем протяжении обучения) инструмент контроля, фиксации и коррекции учебных успехов учащихся, который имеет стандартизированный характер и одновременно дополняется расширением академических свобод учащихся и поддержкой профессионально-значимых устремлений преподавателей.Для достижения сформулированной цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи: 1. Провести предварительную диагностику интересов учащихся с определением уровня их заинтересованности в выбранной профессии и предметах общеобразовательного цикла.2. Выделить в профессиональной деятельности преподавателя направления обучения, повышающие мотивацию учащихся к освоению цикла общеобразовательных предметов.3. Разработать инновационную модель рейтинговой оценки общеобразовательной подготовки учащихся.4. Выявить и экспериментально проверить критерии и показатели сформированности общеобразовательной подготовки учащихся профессионального лицея.5. Разработать для преподавателя учебно-методический комплекс рейтинговой оценки общеобразовательной подготовки учащихся.Теоретико-методологическая основа исследования', философские положения о диалектическом единстве теории и практики: метод системного анализа в познании явлений; работы по модернизации профессионального образования (Е. Я. Бутко, А. Т. Глазунов, А. Н. Лейбович, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко); фундаментальные положения теории структуры учебной деятельности; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; теория управления качеством образования; основополагающие принципы рейтинговой системы контроля (А. А. Жученко, Е. Д. Колегова, В. А. Федоров).Методы исследования: теоретические методы: анализ научнопедагогической литературы, монографических и диссертационных работ, периодической печати по проблеме исследования, нормативно-правовых источников, документов научно-практических конференций, моделирование; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование. интервьюирование, социологические исследования, тестирование, педагогический эксперимент; организационные методы исследования: лонгитюдный, сравнения; методы статистической обработки экспериментальных данных: ранжирование.Этапы исследования Первый этап (1996-1997 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, отбор эмпирического материала, изучение научной литературы, анализ и обобщение опыта работы педагогического коллектива, предварительная диагностика по изучаемой проблеме.Второй этап (1998-2000 гг.) - формирование ведущих направлений исследования, практическая организация опытно-экспериментальной работы по внедрению рейтинговой оценки общеобразовательной подготовки учащихся в процесс обучения, создание комплексов необходимого методического обеспечения, проведение социологических исследований.Третий этап (2001-2005 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, подготовка публикаций, выступления с докладами на семинарах и конференциях, оформление исследования в диссертацию.Опытно-экспериментальиая база исследования Экспериментальная работа осуществлена на базе профессионального лицея № 49 г. Кемерово, Кемеровского технологического института пищевой промыщленности (средне-технический факультет), профессионального училища № 63 г. Кемерово, Кузбасского регионального института развития профессионального образования. В работе приняли участие более 200 преподавателей и 1 500 учащихся.Научная новизна и теоретическая значимость исследования 1. Разработана двухуровневая модель рейтинговой оценки общеобразовательной подготовки учащихся, влияющая на развитие творческой активности учащихся и мотивации к учению, поддержку устремленности учащихся к получению выбранной профессии, рост профессиональных возможностей преподавателей. Модель включает: уровень предмета - определение соответствия уровня обученности учащихся требованиям изучаемого предмета, целям обучения; уровень цикла общеобразовательных предметов — определение соответствия уровня обученности учащихся требованиям изучаемых предметов общеобразовательного цикла.2. Выявлены и экспериментально проверены критерии и показатели сформированности общеобразовательной подготовки учащихся профессионального лицея. Критерии для учащихся: уровень сформированности мотивации учебной деятельности и оценка учебных достижений; уровень готовности учащегося к углублению знаний, решению более сложных задач; уровень удовлетворенности учебной деятельностью. Критерии для преподавателей: реализация преподавателями профессионально-значимых возмолсностей; наличие и реализация инновационных технологий, способствующих педагогическому самосовершенствованию.3. Создан учебно-методический комплекс (УМК) для преподавателя по рейтинговой оценке общеобразовательной подготовки учащихся с учетом социологических исследований, который содержит: рабочую программу по предмету; блок контролирующих заданий с дидактическими материалами; документацию по фиксации уровня обученности учащихся .УМК позволил «отразить» профессию в предмете и построить деятельность преподавателя по алгоритму: исходная диагностика проектирование - реализация проектов - диагностика результатов рефлексия.Практическая значимость исследования состоит в следующем: разработан учебно-методический комплекс (УМК) для преподавателя по рейтинговой оценке общеобразовательной подготовки учащихся с учетом социологических исследований, который может быть использован методическими службами учреждений начального профессионального образования, в т. ч. в процессе повышения квалификации преподавателей; - разработан алгоритм оценивания уровня обученности учащегося по 100-балльной шкале с применением математического аппарата.На защиту выносятся следующие поло^кения: 1. Двухуровневая модель рейтинговой оценки общеобразовательной подготовки учащихся, влияющая на развитие творческой активности учащихся и мотивации к учению, поддержку устремленности учащихся к получению выбранной профессии, рост профессиональных возможностей преподавателей, повышение качества обучения на уровне одного предмета и цикла общеобразовательных предметов.2. Критерии и показатели сформированности общеобразовательной подготовки учащихся. Критерии для учащихся: уровень сформированности мотивации учебной деятельности и оценка учебных достилсений; уровень готовности учащегося к углублению знаний, решению более слолсных задач; уровень удовлетворенности учебной деятельностью. Критерии для преподавателей: реализация преподавателями профессионально-значимых возмоэюностей; наличие и реализация инновационных технологий, способствующих педагогическому самосовершенствованию.3. Учебно-методический комплекс для преподавателя по рейтинговой оценке общеобразовательной подготовки учащихся с учетом социологических исследований, который содержит: рабочую программу по предмету; блок контролирующих заданий с дидактическими материалами; документацию по фиксации уровня обученности учащихся.Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологией исходных положений и методов исследования; согласованностью проведенного исследования с достижениями педагогической науки; сочетанием методов теоретического и экспериментального исследования, адекватных его целям и задачам; педагогическим экспериментом; непосредственным участием диссертанта в теоретическом и практическом обосновании организационнопедагогических основ внедрения двухуровневой модели рейтинговой оценки общеобразовательной подготовки учащихся. Адекватность результатов эксперимента обеспечена репрезентативностью выборки.Апробация и внедрение результатов исследования в практику Основные положения проведенного исследования нащли свое отражение в научных публикациях автора (1998-2005гг.) регионального и российского уровней. Обсуждались на региональных, областных, городских научно-практических конференциях, заседаниях лаборатории модернизации системы НПО Института развития профессионального образования, на семинарах и курсах повыщения квалификации в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, рисунков, таблиц и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 119 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz