Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 17:00
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 28 » Скачать Рефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки. бесплатно
03:27
Скачать Рефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки. бесплатно

Рефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки

Диссертация

Автор: Пикалова, Елена Анатольевна

Название: Рефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки

Справка: Пикалова, Елена Анатольевна. Рефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Магнитогорск, 2006 158 c. : 61 06-13/1056

Объем: 158 стр.

Информация: Магнитогорск, 2006


Содержание:

Введение
Глава
I Теоретические основания решения нроблемы рефлексивной организации учебно-нознавательной деятельности студентов технических вузов
11 Состояние проблемы рефлексивной организации учебноиознавательной деятельности студентов в теории и практике профессионального образования
12 Особенности организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза на основе рефлексии
13 Педагогические условия повышения эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов
Выводы ио первой главе
Глава
II Оиытно-экснериментальная работа ио реализации педагогических условий повышения эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов
21 Цель, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы
22 Рефлексивно-дидактическая модель организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза
23 Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация Выводы по второй главе
Заключение Литература

Введение:

Проблему нашего исследования мы определяем как повышение эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки. Актуальность проблемы определяется следующими факторами. Концепция реформирования образования в Российской Федерации до 2010 года, присоединение России к Болонскому соглашению в области образования являются активизирующими факторами развития системы профессионального образования. Политика правительства в области образования ориентирована на достижение главной цели повышение эффективности образования и гарантирование того уровня подготовки специалистов, который соответствует требованиям отечественной экономики и международным стандартам, в частности требованиям Болонского соглашения. В связи с этим больше внимания должно уделяться реализации таких признаков процесса профессионального образования, как системность, непрерывность, преемственность, результативность, совершенствование. Необходим по всем направлениям функционирования и развития системы профессионального образования активный поиск способов и форм реализации образовательных процессов с целью повышения его качества. Интенсивный путь развития системы профессионального образования исчерпал себя, на первое место выходит экстенсивный путь, связанный с совершенствованием форм, методов и средств организации деятельности студентов и преподавателей вузов на уровне современных требований. К сожалению, приходится констатировать, что внедрение инноваций в образовательный процесс зачастую происходит недостаточно обоснованно, методически необеспеченно и бесконтрольно, что снижает эффективность подготовки специалистов. Разрабатываемые и внедряемые в вузах программно-целевые, контекстные, модульные и другие образовательные технологии не соответствуют региональным условиям профессионального образования.не учитывают особенностей образовательных учреждений, не соответствуют уровню профессионально-педагогической и управленческой подготовки кадров этих учреждений. Преподаватели вузов часто не имеют четко определенного инструментария (методы, средства, критерии и показатели) определения степени адекватности используемых образовательных технологий, методик, программ требованиям к качеству профессиональной подготовки специалистов, к уровню организации учебно-познавательной деятельности студентов. Государственные образовательные стандарты, которые должны стимулировать использование инновационных подходов, совершенствование форм и методов процесса профессионального образования студентов, зачастую воспринимаются как набор обязательных требований к минимуму знаний, умений и навыков студентов. При этом справедливо мнение, что качество профессиональной подготовки студентов не может обеспечиваться только на основе образовательных стандартов. Нужна концепция профессионального образования, учитывающая в полной мере особенности профессиональной подготовки студентов вузов. Это позволит определить перспективы дальнейшего развития профессионального образования, наметить пути создания и реализации новых эффективных образовательных технологий. В условиях реформирования системы профессионального образования важно как в теоретическом, так и в практическом плане больше внимания уделять проблемам рефлексивного обеспечения процесса профессиональной подготовки студентов вузов как одному из факторов повышения эффективности работы высшей профессиональной школы. Суть современных концепций рефлексивной организации процесса профессиональной подготовки студентов заключается в создании условий, когда образование предполагает самообразование и управление. В этом случае проблема повышения эффективности подготовки решается путём формирования у студентов потребности и способности к саморазвитию, самоанализу, самооценке.Особенности рефлексии в процессе профессионального образования мы в первую очередь рассматриваем в отношении учебно-познавательной деятельности студентов. Так как образование представляет собой взаимосвязанную деятельность участников образовательного процесса, то в основе организации учебно-познавательной деятельности должно лежать осознание своего «Я» и преподавателем, и студентом, участвующими в этом взаимодействии. Повышение качества профессионального образования студентов требует специально организованной системы учебно-познавательной, управленческой, педагогической, методической деятельности всех субъектов процесса профессиональной подготовки, направленной на выявление эффективных технологий профессионального образования и создание условий для их распространения (организационных, психологических, педагогических и др.). Анализ суш;ествуюш;их теорий управления, профессионального образования, общей педагогической теории по проблемам обучения позволяет выделить подходы к решению поставленной нами проблемы исследования, определить цели, направления, условия эффективной организации учебнопознавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки. Это следующие теории и подходы: теория деятельности и деятельностный подход к решению проблем образования личности (А.С. Белкин, Л.С. Выготский, Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, И.С. Якиманская, А.В. Усова и ДР-) теория управления функционированием и развитием образовательных систем (В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.); программно-целевой подход к определению целей, результата и качества образования (B.C. Безрукова, А.С. Белкин, К.Я. Вазина, Г. Воровщиков, А. Репин, В.А. Кальней и др.); теория целостности образовательного процесса (Б.С. Гершунский, Г.Г.Гранатов, В.В.Давыдов, Н.Д. Никандров, В.Д. Шадриков и др.); личностно-ориентированный и рефлексивный подходы к определению содержания образования (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, В.А. Беликов, М.В.Кларин, А.В.Петровский, Г.С. Сухобская, И.С. Якиманская и др.); теория профессионального образования и рефлексивного управления системой профессионального образования (В.И. Андреев, П.Р. Атутов, Л.Я. Зорина, A.M. Новиков, М.Л. Левицкий, В.М. Распопов, Н.Я. Сайгушев, А.Н.Сергеев и др.). Анализ теорий и подходов дал нам возможность сделать вывод о наличии необходимой теоретической базы решения поставленной проблемы. Ключевым моментом в оценке актуальности проблемы исследования явился анализ работ по основам профессионально-педагогической квалиметрии (А. Анастази, Р. Аткинсон, Р. Буш, Дж. Гласе, Дж. Стенли, М.И. Грабарь, К.А. Краснянская и др.). В этом случае мы пришли к выводу о наличии многочисленных подходов к выделению способов, средств и направлений организации учебно-познавательной деятельности в целом и ее отдельных составляющих. Еще одним фактором, определяющим актуальность проблемы нашего исследования, является повышение роли иностранного языка в подготовке современного конкурентного специалиста, необходимость изучения и обобщения опыта иноязычной подготовки будущих специалистов. В этом направлении важными являются работы, в которых раскрываются психолого- педагогические аспекты коммуникации (А. А. Бодал ев, В.А. Кан-Калик, А.В. Петровский и др.), положения психолингвистики (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.), коммуникативный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению специалистов иностранному языку (И.А. Зимняя, Е.И. Пассов и др.). Но при этом, на наш взгляд, недостаточной оказывается теоретикометодологическая база исследования проблемы и теоретико-педагогическое обобщение получаемых результатов в отношении проблемы иноязычной подготовки специалистов и развития на этой основе их профессиональной конкурентоспособности. По-прежнему недостаточно изученными остаются вопросы о роли иностранного языка в повышении эффективности профессиональной подготовки студентов вузов, методики его преподавания в процессе профессионального образования студентов технических вузов. Таким образом, мы выделяем противоречия между: социальной потребностью в повышении эффективности профессионального образования студентов в соответствии с современными требованиями и реальным недостаточно высоким качеством профессиональной подготовки студентов вузов; образовательными потенциями учебно-познавательной деятельности и реальным недостаточным уровнем ее организации в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов. Актуальность исследования определяется также необходимостью разрешения противоречия между ограниченностью сроков профессионального образования в техническом вузе и ростом объема профессионально значимой учебной информации, подлежащей усвоению студентами. Педагогически целесообразная организация их учебно-познавательной деятельности помогает отсеять второстепенный профессионально мало значимый материал, содействует оптимальному сочетанию сроков обучения и объема информации. Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность поставленной нами проблемы и формулировку темы исследования «Рефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе нрофессиональной нодготовкн». Целью исследования мы ставим выявление, теоретическое обоснование и экспериментальную апробацию комплекса организационно- педагогических условий повышения эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки.Объект исследования процесс профессиональной подготовки студентов технических вузов. Предмет исследования организация учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов. Гннотеза исследования. Повышение эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки может быть обеспечено при выполнении следующего комплекса организационно-педагогических условий: постановка и определение личностно осознаваемой цели учебно- познавательной деятельности; наличие и понимание личностно значимого мотива учебно-познавательной деятельности; осознание, четкое определение и усвоение структуры деятельности и алгоритма ее реализации; соответствие деятельности уровню профессиональной подготовки и запросам студентов. В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи: 1) выявить особенности процесса профессиональной подготовки студентов технических вузов; 2) выделение компонентов учебно-познавательной деятельности студентов и разработка алгоритма ее рефлексивной организации; 3) определение комплекса педагогических условий эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки; 4) разработка рефлексивно-дидактической модели организации учебно- познавательной деятельности студентов; 5) разработка методики рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки студентов технического вуза.Исследование выбранного предмета и решение поставленной проблемы мы осуществляем в процессе изучения студентами иностранного языка как фактора формирования современного конкурентоспособного специалиста. Методологической базой выполненного исследования являются: деятельностный подход в образовании (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.); системный подход (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько и др.); личностно-ориентированный и рефлексивный подходы в образовании (В.Я. Ляудис, И.С.Якиманская и др.); теория профессионального образования (СЯ.Батышев, Э.Ф. Зеер, А.Я. Иайн, Е.А. Климов и др.); культурологический подход к решению проблем образования личности (М.М. Бахтин, B.C. Библер, В.Л. Бенин, П.С. Гуревич, Э.С. Маркарян и ДР-); положения психолингвистики, коммуникативного личностно- деятельностного подходов к иноязычной подготовке личности специалиста (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов и др.). Исследование по выбранной нами проблеме осуществлялось в три этапа с 2002 по 2005 год. На первом этапе (2002-2003 гг.) проводился анализ исследуемой проблемы в теории и практике профессионального образования. В процессе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы, наблюдения за учебно-познавательной деятельностью студентов и деятельностью преподавателей технических вузов нами была уточнена проблема исследования, выделены и уточнены основные понятия исследования, сформирован методологический аппарат диссертации цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. На втором этапе (2003-2004 гг.) нами проводилась экспериментальная работа, в ходе которой были уточнены основные направления рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза и определены компоненты модели этого процесса, также были определены основные организационно-педагогические условия повышения эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов в рамках данной модели. На этом этапе были определены основные методические приемы рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов с учетом особенностей их профессиональной подготовки в техническом вузе. Достижение цели данного этапа исследования осуществлялось нами в первую очередь методами педагогического эксперимента. 3 этап (2004 2005 гг.) в целом был посвящен уточнению комплекса организационно-педагогических условий и других компонентов модели рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов и широкому внедрению данной модели в практику профессиональной подготовки студентов технических вузов. На этом этапе была осуществлена обработка полученных результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации по рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов с учетом выделенного комплекса организационно- педагогических условий. Уточнение комплекса условий обеспечивалось методами анализа, контрольного педагогического эксперимента и другими. Научная новизна выполненного нами исследования заключается: 1) в определении комплекса организационно-педагогических условий повышения эффективности рефлексивной организации учебно- познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки; 2) в разработке рефлексивно-дидактической модели организации учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивающей реализацию комплекса организационно-педагогических условий; в разработке методики рефлексивной организации учебно- познавательной деятельности студентов с учетом особенностей профессиональной подготовки в техническом вузе. Теоретическая значимость выполненного исследования состоит в уточнении признаков понятия «рефлексивная организация учебно- познавательной деятельности студентов»; в уточнении компонентов процесса рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов. Практическая зиачимость выполненного исследования заключается в разработке методических рекомендаций по рефлексивной организации зебно-познавательной деятельности студентов с учетом особенностей профессиональной подготовки в техническом вузе и организационно- педагогических условий ее эффективности. Практическая значимость также определяется широким характером внедрения полученных результатов в практику профессиональной подготовки студентов технических вузов, их позитивным влиянием на образовательный процесс в целом. На защиту нами выиосятся: 1) модель рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки; 2) комплекс организационно-педагогических условий повышения эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки; 3) методика рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки студентов технического вуза. Аиробация полученных в ходе диссертационного исследования результатов осуществлялась в опытно-экспериментальной работе, а также посредством выступлений на ежегодных внутривузовских научных конференциях в Магнитогорском государственном техническом университете (2003, 2004 и 2005 годы), межвузовских научно-практических конференциях в Магнитогорском государственном университете (2004 и 2005 гг.), на ежегодных внутривузовских конференциях Магнитогорского государственного университета, Южно-Уральского государственного университета. Челябинского недагогического университета (2003 и 2005 годы); выступлений с докладами, сообщениями и заключениями перед коллективами и руководителями кафедр педагогики и психологии МГТУ и МаГУ; путем публикации материалов по проблеме исследования в государственных печатных изданиях. На основании теоретических положений и результатов исследования разработаны методические рекомендации по рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов. Всего опубликовано по теме исследования семь работ. Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы по проблеме исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 123 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz