Глава 1. Психолого-педагогические аспекты осмысления школьниками технической терминологии……………………………. 5
1.1 Развитие мышления школьников как условие успешного усвоения терминологии……… ……………………………………………………….. 5
1.2 Формирование технического мышления в учебном процессе……….. 11
Глава 2. Методика обучения технической терминологии на уроках черчения…………………………………………………………………….. 17
2.1 Анализ программ и учебников по черчению………………………...... 17
2.2 Методические рекомендации по обучению учащихся технической терминологии……………………………………………………………....... 26
2.3 Фрагмент календарно-тематического плана (занятия по формированию знаний в области технической терминологии)…………………………….. 31
2.4 Результаты экспериментальной работы…………………………………36
Глава 3. Разработка методических пособий, способствующих формированию знаний технической терминологии……………………44
3.1 Терминология в курсе черчения………………….…………………….. 44
3.2 Обоснование изучения технической терминологии в курсе черчения 47
3.3 Словарь-справочник по технической терминологии…………………..49
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение
Введение
Постоянно расширяющийся и совершенствующийся парк разнообразных технических средств, используемых в промышленности и в быту, предъявляет повышенные требования к качеству графической подготовки специалистов, его обслуживающих. В конструировании и современном производстве чертеж используется как средство фиксации отдельных этапов процесса конструирования, является лаконичным документом, четко и однозначно передающим всю информацию об объекте, необходимую для его изготовления, и одновременно уникальным средством и прямым источником производства во всех отраслях промышленности. Подготовка подрастающего поколения к освоению "языка техники", чтению и выполнению различных чертежей - задача общегосударственного масштаба.
В процессе преподавания черчения учителю приходится все время оперировать новыми, ранее незнакомыми учащимся понятиями, а, следовательно, и терминами. Эти понятия должны быть прочно усвоены учащимися при изучении черчения. С другой стороны запоминание их влияет на процесс усвоения учебного материала, так как возникает необходимость переосмысления теоретических понятий в приложении к практической графической деятельности.
Что касается количественной стороны необходимых понятий, ее характеризуют два слова - достаточно много. Но, к сожалению, "дозировать" их в равной степени по темам не представляется возможным.
Трудности, возникающие в процессе обучения связаны с тем, что учащиеся должны овладевать новыми понятиями, в то время как старые сведения, на которые опираются новые, усвоены неглубоко или чисто формально, а порой и подзабыты.
Список литературы
1. Баранова Л.А., Панкевич А.П. Основы черчения - М.: Высшая школа,
1978.
2. Бахнов Ю.Н. Сборник заданий по техническому черчению. - М.: Высшая школа.
3. Ботвинников А.Д. Об актуальных вопросах методики обучения. - М.: Просвещение, 1977.
4. Ботвинников А.Д. Пути совершенствования методики обучения черчению. - М.: Просвещение, 1977.
5. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических ЗУНов школьников. - М.: 1979.