Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 05:39
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 19 » Скачать Психологическое обеспечение летнего обучения : Теория и практика. Гандер, Дмитрий Владимирович бесплатно
02:07
Скачать Психологическое обеспечение летнего обучения : Теория и практика. Гандер, Дмитрий Владимирович бесплатно
Психологическое обеспечение летнего обучения : Теория и практика

Диссертация

Автор: Гандер, Дмитрий Владимирович

Название: Психологическое обеспечение летнего обучения : Теория и практика

Справка: Гандер, Дмитрий Владимирович. Психологическое обеспечение летнего обучения : Теория и практика : диссертация доктора психологических наук : 19.00.14 Москва, 1997 301 c. : 71 98-19/20-2

Объем: 301 стр.

Информация: Москва, 1997


Содержание:

Введение
Глава 1 Психологическое обеспечение профессиональной деятельности как научно-практическое направление психологии
11 Проблемы психологического обеспечения деятель-ности в отечественной психологии
12 Психологическое обеспечение деятельности военных специалистов
13 История становления психологического обеспечения летного обучения
Глава 2 Объективная обусловленность психологического обеспечения летного обучения в современных условиях
21 Условия профессиональной деятельности летчика как детерминанты психологического обеспечения подготовки летных кадров
22 Влияние социально-психологических факторов на мотивацию курсантов к летному обучению
23 Психологическое обеспечение летного обучения в условиях реформирования системы подготовки курсантов в ВВАУЛ
Глава 3 Теоретические основы психологического обеспечения летного обучения
31 Сущность и содержание психологического обеспечения летного обучения
32 Психологическое содержание летного обучения и основные этапы его психологического обеспечения
33 Структура психологического обеспечения летного обучения в ВВАУЛ
Глава 4 Экспериментально-психологическое обоснование эффективности психологического обеспечения летного обучения
41 Опыт функционирования психологической службы ВВАУЛ
42 Особенности военно-педагогического процесса по формированию у курсантов профессионально важных качеств
43 Результаты экспериментальных исследований
Глава 5 Пути практической реализации концепции психологического обеспечения летного обучения
51 Профориентация на летное обучение в специальной общеобразовательной школе-интернате как метод психологического обеспечения
52 Внедрение психолого-педагогических способов
• обучения летчиков пространственной ориентировке
53 Комплексное развитие ТСО для психологического обеспечения теоретической и летной подготовки
Глава 6 Обсуждение результатов исследования
Выводы

Введение:

Идея практической направленности психологической науки, выдвинутая в отечественной психологии (Выготский J1.C., 1982; Рубинштейн СЛ., 1976; Ломов Б.Ф., 1984; Климов Е.А., 1983, 1992), нашла свое выражение в разработанных ведущими психологами положениях о психологическом обеспечении профессиональной деятельности в различных областях общественной активности людей как факторе повышения эффективности производства, улучшения морального климата в трудовых коллективах и наиболее целесообразной расстановки кадров. Найдены организационные формы включения психологической науки в практику - службы человеческого фактора или психологические службы. Определены статус практического психолога, его задачи (Бодалев А.А., Ломов Б.Ф., Лучков В.В., 1979; Забродин Ю.М., 1980, 1981, 1983; Ломов Б.Ф., 1980, 1983, 1991; Платонов К.К., 1982 и др). Наиболее результативно эта работа проведена в системе среднего образования, где психологическое обеспечение, направленное на развитие личности ребенка, организовано в виде школьной психологической службы, * статус которой закреплен кодифицирующими документами. Выделены основные направления школьной психологической службы, ее задачи и методы работы (Бабанский Ю.К., 1983; Божович Е.Д., 1983; Дубровина И.В., Круглов Б.С., 1983; Дубровина И.В., 1988 и др.).
Общепсихологические подходы к проблеме психологического обеспечения профессиональной деятельности значимы для летного обучения курсантов ВВАУЛ и подготовки летного состава, в целом, как обучения и подготовки человека к одному из наиболее сложных и опасных видов профессиональной деятельности. Гуманизация учебно-воспитательного процесса в ВВАУЛ, ориентированность на развитие личности обучаемого зависит от внедрения психологии в летное обучение.
Актуальность проблемы.
Значение психологического обеспечения обучения летчиков в современных условиях возрастает. Это определяется факторами профессионального и социального характера.
Летная деятельность имеет тенденцию к постоянному усложнению. Возрастает влияние факторов полета на психическую сферу и организм человека. Усиливаются интеллектуальные нагрузки в связи с совершенно новыми способами получения и переработки информации. На летчика оказывает влияние необыкновенно высокая ответственность за выполнение полетного задания и сохранение дорогостоящей авиационной техники. Растет психологическая сложность полетных заданий на летательных аппаратах 4-го и 5-го поколений (Пономаренко В.А., 1986, 1992). Наряду с этим в современных условиях большую роль играют социально-психологические факторы. Кризисная ситуация в стране не могла не сказаться на подготовке летных кадров. Прежде всего это отразилось на мотивации курсантов. Среди мотивов, побуждающих курсантов к отчислению из училищ выделяются бытовые и материальные трудности, социально-психологические проблемы.
Требуется создать курсантам необходимые для обучения психологические предпосылки, нейтрализовать действие неблагоприятных факторов профессиональной деятельности и социальной среды. Это возможно благодаря более активному включению в практику учебно-воспитательной работы психологической науки и ее рекомендаций. Механизмом такого целенаправленного включения авиационной психологии в летное обучение может быть специальным образом организованное психологическое обеспечение подготовки летных кадров.
Собственно поиск, разработка, внедрение подобного механизма в учебно-воспитательный процесс, создание инфраструктуры методов, способов, инструмента, обеспечивают эффективность психологического обеспечения формирования профессионала.
Объект исследования: деятельность должностных лиц и обучаемых в учебно-воспитательном процессе в ВВАУЛ.
Предмет исследования: - психологическое обеспечение летного обучения в деятельности должностных лиц и курсантов ВВАУЛ.
Цель исследования.
Разработать и обосновать концепцию психологического обеспечения летного обучения курсантов ВВАУЛ, путей и условий ее практической реализации.
Задачи исследования.
1. Провести аналитическое исследование методологии и методики психологического обеспечения профессиональной деятельности.
2. Обосновать необходимость психологического обеспечения летного обучения и определить условия его эффективности.
3. Разработать концепцию психологического обеспечения летного обучения курсантов ВВАУЛ: определить сущность, содержание, функции и структуру психологического обеспечения летного обучения, сформулировать принципы его осуществления.
4. Экспериментально обосновать эффективность разработанных методических подходов в практике психологического обеспечения летного обучения.
5. Обобщить результаты проведенного исследования и сформулировать предложения по их внедрению.
Гипотеза исследования.
Успешность летного обучения курсантов ВВАУЛ возможна только с использованием в практике военно-авиационного образования целостной концепции психологического обеспечения подготовки летных кадров, которое определяется целенаправленностью на профессиональную надежность человека, ориентированностью на перспективу его личностного и профессионального развития и совершенствования. Система психологического обеспечения выступает учебным инструментом внедрения результатов научных исследований в педагогический процесс на всех этапах формирования профессионала.
Методология и методика исследования.
Методологию исследования составляют профессиографический, деятельностный, системный подход в научном познании законов формирования человека в профессии, личностно-социальный принцип гуманистического воспитания военных специалистов, теория психического образа и развивающейся психики, концепция воспитательного сотрудничества, теория летных способностей, концепция опасной профессии.
В работе использованы методы теоретического исследования и эксперимент, в т.ч. летный.
Теоретическая и экспериментальная разработка проблемы психологического обеспечения летного обучения курсантов ВВАУЛ проводилась с 1975 года в два этапа:
I этап (1975 - 1984 г.г.) - разработка теоретических основ и практических подходов к организации психологического обеспечения летного обучения курсантов, создание в Военно-Воздушных Силах экспериментальной вузовской психологической службы;
II этап (1985 - 1996 г.г.) - экспериментальная проверка результативности психологического обеспечения обучения летчиков в комплексных НИР "Путешествие", "Лазарет-12", "Банан", "Авангард-5 МО", "Гнездование" (ГНИИИ А и КМ) и др. в Черниговском ВВАУЛ, Качинском ВВАУЛ, учебных центрах и строевых частях ВВС.
Новизна исследования состоит в разработке и экспериментальном обосновании концепции нового вида обеспечения учебно-воспитательного процесса в ВВАУЛ -психологического обеспечения летного обучения.
Положения выносимые на защиту.
1. Предложенная концепция психологического обеспечения летного обучения, нацеленного на личность летающего человека представляет технологию внедрения результатов научных исследований, позволивших сфорщ^пвать высокий уровень личностных профессионально важных качеств, летные способности, профессиональное мышление, профессиональный интеллект обеспечивающий формирование механизмов психической регуляции деятельности в полете, готовность к действиям в простых и усложненных условиях полета.
2. Предложенная содержательно-динамическая инфраструктура психологического обеспечения органически присутствует в деятельности организаторов и методистов летного обучения, преподавателей, летчиков-инструкторов, научно методических и учебно-воспитательных подразделений ВВАУЛ, и создает психолого-педагогические условия для целенаправленного развития личности, обеспечивая длительную профессиональную мотивацию, социально-профессиональную надежность и адаптацию летчика к вводу в строй.
3. Процесс психологического обеспечения летного обучения курсантов ВВАУЛ включает в себя следующие основные этапы:
• психологическое обеспечение теоретической подготовки, как процесса получения профессиональных знаний, формирования умений и навыков умственных действий, воспитания личностных и интеллектуальных профессионально важных качеств;
• психологическое обеспечение летной подготовки, в процессе которой закрепляются знания, вырабатываются психические качества, умения и навыки практической летной деятельности, формируется вся совокупность профессионально важных качеств для стандартных и нерасчетных случаев полета;
• формирование мотивации, нацеленной на длительную устойчивую направленность на летную деятельность после окончания училища.
Каждый этап реализует присущие ему задачи психологического обеспечения летного обучения курсантов. 4. Психологическое обеспечение летного обучения реализуется на следующих основных принципах: * - структурно-динамическом подходе в организации психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в ВВАУЛ;
• включенности психологического обеспечения в деятельность должностных лиц ВВАУЛ;
• соответствия содержания психологического обеспечения задачам летного обучения;
• комплексности в психологическом обеспечении задач ВВАУЛ;
• индивидуальном подходе в выборе методов и средств развивающего непрерывного обучения.
Эти принципы определяют подходы в организации и функционировании психологического обеспечения летного обучения. формировании содержания психолого-педагогических воздействий, выборе форм и способов психологической работы. Теоретическая значимость работы состоит в экспериментально-теоретической разработке концепции психологического обеспечения летного обучения, обосновании организационно-методических подходов к созданию вузовской военно-психологической службы. Практическая значимость работы состоит в реализации идей психологического обеспечения в летных вузах, внедрении психологической службы в структуру летных вузов и наглядном показе ее эффективности в обучении курсантов; в создании необходимых предпосылок и насыщении инфраструктуры психологического обеспечения летного обучения методическим инструментарием: пособиями, методиками, дидактическими материалами, обучающими и консультативно-экспертными системами.
Апробация исследования.
Материалы исследований докладывались:
• на научно-практических конференциях руководящего и летно-инструкторского состава ВВАУЛ СКВО в 1975, 1976, 1977, 1978 и 1979 г.г., Ростов-на-Дону;
• на учебно-методическом сборе специалистов физподготовки ВВС. апрель 1978 г, Ейск;
• на научно-практической конференции Руководящего состава Военно-морских учебных заведений, 1979 г., Ленинград.
• на семинаре по специальным проблемам формирования личности авиационного командира в ВВА им. Ю.А.Гагарина, 1983 г., Монино;
• на 6-ом Всесоюзном съезде Общества психологов СССР, 1983 г.
Москва; на научно-практической конференции по психологическому обеспечению процесса летного обучения курсантов Качинского ВВАУЛ, март 1983 г., Волгоград; на военно-научной конференции ВВС, май 1985 г., Москва; на 7-м съезде Общества психологов СССР, 1989 г., Москва; на конференции полетного моделирования, август 1993 г., США, Калифорния, Монтерей; на 2-х международных ломовских чтениях, январь 1994 г., Москва; на научной конференции института психологии РАН, январь 1997 г., Москва; на конференции руководящего состава летных вузов по организации летного (практического) обучения и обеспечения безопасности летной работы, январь 1997 г., Краснодар; - на первой научно-практической конференции по актуальным проблемам человека в аэрокосмических системах, март 1997 г., Москва.
Структура диссертации.
Диссертация включает введение, шесть глав, выводы, литературу и приложение. Общий объем 301 лист. По тексту 15 таблиц и 22 иллюстрации. В списке литературы 325 источников.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 109 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz