Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 03:55
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 23 » Скачать Психологические условия творческого развития подростков с последствиями детского церебрального паралича. Шулаева, Марина бесплатно
00:17
Скачать Психологические условия творческого развития подростков с последствиями детского церебрального паралича. Шулаева, Марина бесплатно
Психологические условия творческого развития подростков с последствиями детского церебрального паралича

Диссертация

Автор: Шулаева, Марина Владимировна

Название: Психологические условия творческого развития подростков с последствиями детского церебрального паралича

Справка: Шулаева, Марина Владимировна. Психологические условия творческого развития подростков с последствиями детского церебрального паралича : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Москва, 2007 171 c. : 61 07-19/303

Объем: 171 стр.

Информация: Москва, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические вопросы психологического исследования особенностей развития подростков с последствиями детского церебрального паралича
11 Проблемы психического развития подростков с последствиями ДЦП в отечественной и зарубежной литературе
12 Основные психологические и методологические подходы к проблеме обучения детей и подростков с последствиями ДЦП
13 Творчество, как предпосылка личностного развития детей и подростков с последствиями детского церебрального паралича
Глава 2 Психологические принципы организации творческой деятельности подростков с последствиями детского церебрального паралича
21Психологические принципы конструирования программ для работы подростков с последствиями ДЦП в творческих мастерских
22 Методы и этапы проведенного исследования
Глава ЗХод формирующего эксперимента
Глава 4 Результаты исследования особенностей творческого развития подростков с последствиями детского церебрального паралича
41 Констатирующий эксперимент
42 Исследование личностных особенностей подростков с последствиями детского церебрального паралича в условиях творческой деятельности

Введение:

Актуальность исследований психологических особенностей развития и существования людей с физической недостаточностью вследствие детского церебрального паралича определяется, во-первых, негативной тенденцией увеличения числа людей с приобретенными или врожденными расстройствами, наличие которых влечет за собой физический недуг. Распространенность детского церебрального паралича (далее ДЦП) в регионах страны составляет от 6,9% на 1000 человек. В последние годы наметилась тенденция к росту этого показателя.
Во-вторых, изучение проблем социальной интеграции данной категории детей и подростков носит часто односторонний характер. Имеющийся физический недуг рассматривается автономно от его носителя. В связи с этим в настоящее время явно недостаточно разработок, касающихся развития личности в ситуации двигательной депривации.
Анализ публикаций отечественных и зарубежных авторов (Е.Ф.Архипова, Р.Д.Бабенкова, Л.А.Данилова, М.В.Ипполитова, Э.С.Калижнюк, Е.М.Мастюкова, И.И.Мамайчук, Н.В.Симонова, L.Bender, E.Cardwell, M.Michael и др.) показал, что в большинстве работ изучались дети дошкольного и младшего школьного возраста. Работ, посвященных подростковому возрасту, недостаточно (И.Ю.Левченко, Н.В.Финкель, А.В.Тюрин и др.), хотя именно подростковый возраст является наиболее важным этапом завершения первичной социализации. Одной из главных черт этого периода является социальное и личностное самоопределение, ориентировка в определении своего места во взрослой жизни.
Другим обстоятельством, делающим наши исследования и их результаты актуальными, выступает тот факт, что практические психологи, педагоги, реабилитологи и другие специалисты, работающие с данным контингентом детей и подростков, не имеют комплексной и цельной программы социальной интеграции и реабилитации. На наш взгляд, такого рода программа должна учитывать не только реальные, но и потенциальные возможности детей и подростков с последствиями ДЦП и, опираясь на них, способствовать личностному развитию.
Таким образом, необходим такой психолого-педагогический подход, который позволил бы этим подросткам успешно интегрироваться в общество и преобразовывать действительность столь же активно, как и здоровые люди, и вместе с этим учитывал бы их индивидуальные особенности.
Отсюда вытекает проблема исследования: как организовать деятельность подростков с последствиями ДЦП таким образом, чтобы она носила активный, а не репродуктивный характер и способствовала их творческому развитию.
Цель работы: разработать специальную программу, построенную на психологических принципах, учитывающую особенности подростков с последствиями ДЦП и способствующую их личностному и, прежде всего творческому развитию.
Объект исследования - творческое развитие подростков с последствиями ДЦП.
Предмет исследования - психологические условия, способствующие творческому развитию подростков с последствиями ДЦП.
Актуальность, предмет и объект обусловили формулировку следующей гипотезы исследования: творческое развитие подростков с последствиями ДЦП может быть обеспечено благодаря построению нового образовательного пространства, учитывающего их специфические особенности и способствующего переходу с репродуктивных форм взаимодействия на активные, творческие.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить анализ современного состояния проблемы оказания психолого-педагогической помощи подросткам с ДЦП.
2. Разработать основанную на психологических принципах программу введения подростков с ДЦП в творческую деятельность.
3. Внедрить в практику разработанную программу и выявить ее возможное влияние на творческое развитие подростков с ДЦП.
Методологической основой исследования явились общетеоретические положения об условиях развитии личности, сформулированные Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным и другими. Эти положения были спроецированы на построение работы с особым контингентом обучающихся.
Теоретическим основанием работы выступили положения и принципы построения личностно-ориентированного образования, сформулированные Л.И.Айдаровой, Д.Б.Богоявленской, И.С.Якиманской и другими.
Кроме того, мы опирались на концепцию совместной педагогики
A.В.Суворова, построенную на положениях Л.С.Выготского.
Названая методологическая основа позволила определить теоретическую и практическую направленность работы на всех этапах исследования.
Методы исследования. Исследовательская работа проводилась в ситуации констатирующего и формирующего экспериментов.
В констатирующем эксперименте использовались следующие методики: личностно-ориентационный опросник М.Басса (ЛОО), дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова (ДДО), исследование самооценки по Дембо-Рубинштейну.
Формирующий эксперимент был направлен на творческое развитие подростков, проходящих обучение по разработанной нами экспериментальной программе.
Замеры результатов формирующего эксперимента осуществлялись с помощью методики изучения уровня самоактуализации личности (CAT) Л.Я.Гозмана; теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева; морфологического теста жизненных ценностей и жизненных сфер
B.Ф.Соповой, Л.В.Карпушкиной. На каждого участника исследования создавались клинические и социально-демографические характеристики.
Широко применялись обсервационные методы (включенное наблюдение) и праксиметрические методы (анализ продуктов творческой деятельности).
Совокупность психологических методов дает возможность выявить интересующие нас особенности творческого развития испытуемых и получить результаты их обучения по экспериментальной программе.
При обработке результатов использовались методы математической статистики, которые позволили осуществить качественный и количественный анализ полученных результатов (проверка значимости различий и корреляционный анализ).
Эмпирическую базу исследования составили данные о психологических особенностях участников эксперимента, проводившегося в период с 1998 по 2006 год.
В исследовании участвовало 106 испытуемых, которые имели клинический диагноз: "Детский церебральный паралич». По тяжести двигательных нарушений испытуемые составили три группы.
Первая группа (I) - подростки с тяжелыми двигательными нарушениями, передвигавшиеся только в коляске или на костылях. У большинства из них грубо нарушены манипулятивные функции из-за гиперкинезов или контрактур, что затрудняло самообслуживание.
Вторая группа (П) - подростки с двигательными нарушениями средней тяжести, передвигавшиеся с опорой на трость. Манипулятивные функции развиты достаточно: они полностью обслуживали себя.
Третья группа (III) - подростки с незначительными двигательными нарушениями, передвигавшиеся самостоятельно, но дефектной походкой. Ходьба отличалась неустойчивостью. Манипулятивные функции были ограничены незначительно, но мышечная сила в руках снижена.
В нашем исследовании участвовали только интеллектуально сохранные испытуемые, без выраженных психопатологических проявлений. В течение ряда лет они обследовались специалистами психолого-медико-педагогической комиссии и имели рекомендации для обучения по программам общеобразовательной школы.
На этапе проведения исследования его участники обучались в специализированных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (63%) или в массовых школах (37%). Все они являлись инвалидами детства.
Анализ сведений о характере социальной ситуации развития испытуемых показал, что наиболее часто в семьях подростков с ДЦП встречался тип воспитания, который многими специалистами определяется как гиперопека. Такое воспитание, как известно, способствует формированию эгоцентрических и иждивенческих установок и фиксации на своем состоянии.
Теоретическая значимость данной работы состоит в расширении и уточнении представлений об условиях творческого развития подростков с последствиями ДЦП в специально организованной образовательной среде.
В исследовании развиваются идеи Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.И.Фельдштейна об исключительной роли социальных условий в развитии подростка и роли общения в становлении личности в процессе обучения.
Образование, которое во многом способно обеспечить формирование новых характеристик личности подростков, должно носить не репродуктивный, а продуктивный, творческий характер, где подростку предоставляется возможность занять не пассивную, а активную позицию в совместной творческой деятельности.
Исключительно важное значение приобретает личностно-ориентированное образование, которое позволит учащимся полноценно реализовываться в творческой деятельности. Нами была сконструирована именно такая экспериментальная программа, где учитывалось качественное своеобразие тех форм деятельности, которые доступны подросткам с последствиями ДЦП.
Также в программе прорабатывались способы развития индивидуальности и ценностно-смысловой ориентированности наших учащихся.
Если сегодня программы личностно-ориентированного обучения имеют место, то они ориентированы, как правило, на здоровых учащихся. В теоретическую значимость работы входит то, что нами была сконструирована программа для особого контингента - подростков с последствиями ДЦП.
Именно на этом материале был проработан ряд общетеоретических проблем: организации деятельности самих учащихся, введения символо-знаковых опор для действия, обеспечения «зоны развития», открывающей как ближайшие, так и отдаленные перспективы развития, а также возможности движения от социальных к индивидуальным формам развития.
Исследование показывает, что в не меньшей, а может быть и в большей степени, чем для специальной психологии, проведенная нами работа может оказаться значимой для общей и педагогической психологии с их потребностью решения проблем формирования способностей, самой процедуры формирования знаний по известным законам интериоризации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что создана конкретная экспериментальная программа, базирующаяся на определенных психологических принципах, учитывающая особенности подростков с последствиями ДЦП.
Реализованные нами подходы к построению образования как личностно-ориентированного позволяют оптимизировать работу широкого круга специалистов (педагогов, психологов, дефектологов, реабилитологов, акмеологов и др.)
Новизна исследования состоит в следующем:
• экспериментально показано, что недостаточно лишь констатировать факт наличия нарушений в деятельности отдельных функций у подростков с ДЦП и на этой основе строить работу над их коррекцией;
• исследование показало, каким образом можно выйти через развитие содержательного общения и партнерства в совместной деятельности на формирование активной, творческой, а не только исполнительской позиции подростков, которая, как правило, является распространенной в работе с ними по традиционным образовательно-воспитательным системам;
• нами показано, каким образом принципы личностно-ориентированного образования могут найти отражение в темах программы, при этом не только для работы в творческих мастерских и студиях, но и при конструировании общеобразовательных программ;
• программы, к которым мы обратились, были апробированы в течение ряда лет в нескольких образовательных учреждениях с разным контингентом детей дошкольного и младшего школьного возраста. Подростки с особенностями развития в данную работу не включались;
• новизна нашего исследования состоит в том, что подготовка будущих педагогов для работы с особым контингентом детей и подростков не должна сводиться к их деятельности по оказанию помощи и сочувствию. Необходимо создавать систему ситуаций, где здоровые и больные осваивают позицию сотрудничества и сотворчества;
• построение деятельности подростков было направлено на постановку перед подростками с ДЦП задач помощи другим, более младшим детям, сверстникам или старшим людям, находящимся в не менее трудном положении. Ориентация на другого человека, который оказался слабее и часто менее адаптирован к социальному взаимодействию, является ключевым стимулом для личностного роста подростка, осваивающего творческую активность;
• к новизне нашего исследования следует отнести подход к интеграции не только как к сотрудничеству больных и здоровых, но и как к интеграции различных видов деятельности, которые подросток осваивает, работая в различных творческих мастерских. Данный подход к интеграции обеспечивает построение подростком общей картины мира и места человека в этом мире, в том числе и его самого, имеющего особенности развития.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена непротиворечивостью основополагающих методологических положений; адекватностью использованных методов целям и задачам исследования; репрезентативностью выборки и статистической достоверностью полученных результатов.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
• на базе Городского дома детского творчества г. Набережные Челны Республики Татарстан, где занимаются в различных студиях здоровые и больные учащиеся;
• путем преподавательской деятельности по подготовке психологических и педагогических кадров в вузе. С 1999г. на психологическом факультете Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права читаются спецкурсы «Психологическая характеристика детей и подростков с ДЦП», «Психология болезни и инвалидности», «Коррекционно-развивающие и восстановительные мероприятия при нарушениях и отклонениях развития», «Специальная психология»;
• путем публикаций, адресованных более широкому кругу специалистов: практическим работникам системы образования, здравоохранения, социальной защиты, волонтерам, реабилитологам и т.п.;
• как организация и проведение работы секции «Психология в помощь реабилиталогии» в рамках городской недели психологии, организованной факультетом психологии Института экономики, управления и права г. Набережные Челны (с использованием технологий мультимедиа).
Положения и выводы работы освещены в публикациях и выступлениях на первой Всероссийской научно-практической конференции «Проблема самореализации, самосовершенствования личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 2003); на Всероссийской научно-практической конференции «Субъективность в личностном и профессиональном развитии человека» (Казань, 2004); на Международной научно-практической конференции «Образование как интегративный фактор универсального развития» (Казань, 2005), на Международной научно-практической конференции «Образование как институт социально психологической защиты детства» (Уфа, 2006).
Материалы диссертации регулярно обсуждались на методологических семинарах, межкафедральных совещаниях кафедры психологии Московского университета технологий и управления (г. Москва) и факультета психологии Института экономики, управления и права (г. Набережные Челны, РТ).
На защиту выносятся следующие положения:
• в существующей практике работы с подростками, имеющими множественные нарушения вследствие ДЦП, не всегда учитываются возможности творческой деятельности этих учащихся, эта деятельность сводится к репродуктивной;
• нами показано, каким образом эти учащиеся могут быть включены в личностно значимую деятельность, которая разворачивается как сотворчество всех участников творческого процесса;
• в качестве личностно значимой деятельности выступает авторская, продуктивная деятельность самих подростков с ДЦП;
• организация совместной деятельности подростков с разновозрастной аудиторией (детьми, сверстниками, пожилыми людьми) способна обеспечить создание такого пространства для творчества, в котором будет иметь место личностный рост и тех и других;
• развитие подростков в ситуации обучения во многом будет зависеть от того, насколько в программе будет проработано следующее: ориентировочная часть деятельности для развертывания всей последующей деятельности; освоение авторской позиции; обеспеченность «психологическим инструментарием» (Л.С.Выготский) в виде разного рода знаковых «опор» для осуществления содержательного общения в процессе совместной деятельности; обеспеченность движения подростка от индивидуальных, значимых для него моментов к открытию общечеловеческих ценностей и смыслов.
Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в три этапа: первый этап (1998-2000 гг.) - изучение литературных источников по проблеме и разработка программы исследования. Второй этап (2001-2003 гг.) -практическая реализация экспериментальной программы творческой деятельности подростков с последствиями ДЦП; проверка и уточнение теоретических положений по исследуемой теме. Третий этап (2004-2006 гг.) -завершение опытно-экспериментальной работы, анализ, обработка, обобщение и оформление полученных результатов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения; четырех глав; заключения; списка литературы, насчитывающего 193 наименования, из них 11 на иностранном языке; иллюстративного материала в виде 9 рисунков и 4 таблиц, приведенных в тексте диссертации и 6 таблиц - в приложении; кроме того, в приложении представлен материал, иллюстрирующий работу подростков с ДЦП по основным темам экспериментальной программы (23 стр.).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 123 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz