Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 19:21
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 20 » Скачать Психологические предпосылки получения дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и бесплатно
07:20
Скачать Психологические предпосылки получения дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и бесплатно

Психологические предпосылки получения дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и туризма

Диссертация

Автор: Черкасова, Виктория Александровна

Название: Психологические предпосылки получения дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и туризма

Справка: Черкасова, Виктория Александровна. Психологические предпосылки получения дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и туризма : диссертация кандидата психологических наук : 13.00.04 Краснодар, 2004 192 c. : 61 05-19/238

Объем: 192 стр.

Информация: Краснодар, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I ПСИХОЛОГО-ПЕДЛГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
11 Дополнительное профессиональное образование в жизни современного человека
12 Проблемы дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта
13 Личностные факторы профессионально ориентированного саморазвития
Глава
II ПРОГРАММА, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
21 Программа исследования
22 Методы исследования
23 Организация исследования
Глава
III ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ РЕГУЛЯТОРЫ ОТНОШЕНИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
31 Ценностное отношение к образованию на разных этапах становления профессиональной карьеры
32 Образовательные потребности на разных этапах профессионального развития
Глава
IV МОТИВЛЦИОИНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИОБЩЕНИЯ СУДЕНТОВ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЫ ЮМУ ОБРАЗОВАНИЮ
41 Карьерные ориентации студентов на разных этапах профессионализации
42 Особенности карьерных ориентации студентов разного иола
43 Общежитейская и деловая направленность как фактор отношения к дополнительному образованию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ АКТЫ ВНЕДРЕНИЯ

Введение:

Главным звеном в цепи кризисных явлений и проблем, с которыми человечество столкнулось на пороге третьего тысячелетия, является кризис компетентности личности. Глобальная угроза наших дней отставание способ1Юсти человека адаптироваться к изменениям в окружающем его мире, от темпов этих изменений 17,58,62,80,85,164,180,185,201 Особая роль образования в современном мире, его превращение в одну из самых важных сфер человеческой деятельности, делает проблему подготовки будущих специалистов одной из приоритетных. Современный образованный человек должен обладать особым «набором» компетенций, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в принятии важных решений, владеть новыми технологиями, видеть рамки их применения и распространения, обладать желанием учиться всю жизнь, не только совершенствуя профессионализм, но и развивая свою личность [22, 31,33,40,56,154, 182,188]. Если в начале XX века обновле1ше знаний происходило каждые 20-30 лет и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовшю недостаток современных знаний, сохраняя консервативную систему образования, то сегодня, на заре XXI века, знания на планете обновляются на 15% в год, то есть полностью каждые 6-7 лет. Поэтому формирование в общественном сознании установок на непрерывное образование в течение всей жизни становится актуальной необходимостью для социального развития любой страны [34,35,57, 95,97]. Современный человек по необходимости должен включаться в систему непрерывного образования, которая имеет разные формы послевузовское и последипломное профессиональное образование, повышение квалификации, а также дополнительное образование для удовлетворения профессиональных интересов человека. Эффективность обучения в любом звене системы профессионального образова1П1я зависит от того, в какой мере обучаемый находится в позиции субъекта у1ебной деятельности, то есть в какой мере образовательные программы отвечают его потребностям и интересам, позволяют решить актуальные для него проблемы, реализовать значимые жизненные цели [46,60,92,94,132,156,159,214,228,253,254]. В настоящее время мы являемся свидетелями беспрецедентного спроса на получение дополнительного образования. Его бурное развитие обусловлено: стремительностью изменений жизни современного человека, которая касается и содержания профессионального труда; дина.чтчностью рынка труда, снижающей востребованность одних профессий и повышающей спрос на другие. Потребность в дополнительном образовании тем выше, чем более интенсивно изменяется содержание профессионального труда и уровень требова1шй к специалистам [49,50,51,58,88,92,181,182,223,225, 229]. Потребность в саморазвитии через образование основополагающая составляющая зрелой личности [42,43,157,209,213,235]. Ценностные аспекты образования особенно актуальны, когда речь идет о программах дополнительного профессионального образования, которые не являются стандартными и обязательны\п1. Включение в них полностью предопределяется осознанным и добровольным выбором субъекта обучения. Это вынуждает обратиться к исследованию проблемы включения профессионального образования в систему lieimocmeii студентов и специалистов, находящихся на разных этапах профессионального развития. В связи с этим появляется ряд психолого-педагогических проблем самообразования взрослых. К числу наиболее значимых можно отнести изучение личностных и средовых предпосылок получетт дополнительного профессионального образования [32,33, 44,126]. Личностные предпосылки характеризуются составом присущих индивиду способностей и свойств, а также потребностей, мотивов и интересов, которыми он руководствуется при выборе и освоении профессии. Формируются они в самом процессе жизни, включая приобщение в различных формах к определенной сфере профессиональной деятельности. Их состав и степень сформированности определяют характер ценностного отношения человека к профессии как делу, которому он мог бы посвятить всю жизнь (professio объявляю своим делом), и как основному источнику cyniecTBoвания. Уровень готовности к включению в программы дополнительного профессионального образования зависит, в частности, от уровня его квалификации и степени удовлетворенности исходным, первичным выбором профессии. Средовые предпосылки определяют характер реальных ценностных ориентации, устремлений и установок индивида. Различают хмакросредовые предпосылки, к которым относят формы социальной организации, материальные условия и образ жизни населения, страны, и микросредовые, состав которых обусловлен состоянием и уровнем развития конкретной сферы профессиональной деятельности. Существенные изменения в составе макросредовых, как и неадекватность микросредовых могут повлиять на выбор программы дополнительного образования через личностные предпосылки, вплоть до оттока кадров из данной сферы профессиональной деятельности [249,250]. В сфере физической культуры и спорта эта проблема является особо актуальной. Переход к рыночной экономике сопровождался сменой ценностных ориентации, глубоким спадом уровня ресурсного обеспечения и почти полным разрушением прежней образовательной системы физкультурноспортивной деятельности. Поскольку это сопровождалось резким изменением возможностей, потребностей и интересов не только специалистов, по и населе1шя как основного потребителя их профессионального труда,- накал проблемной ситуации возрос неизмеримо [17,27,72,114,121,173,205,241].Спад в уровне развития всех направлений физкультурно-спортивной деятельности составил от 30 до 90% дореформенного уровня. Это вызвало отток профессиональных кадров отчасти за рубеж, отчасти в другие сферы социальной жизни. И, вместе с тем, единственный из показателей развития физической культуры и спорта, который не снизился, а вырос почти на 30%, это подготовка специалистов. Здесь возникает социальная проблема подготовки новых кадров, пригодных к работе в кардинально изменившихся условиях. Макросредовые предпосылки востребовали новый тип специалиста, а в связи с этим понадобилась и перестройка микросредовых. Для этого необходимо, прежде всего, знать, какой системой личностных ориентации располагает наш сегодняшний специалист, и какие нам надо усиленно формировать, чтобы он мог успешно и плодотворно работать в сфере избранной профессии. Это не единственное, но непременное условие создания микросредовых предпосылок направленного регулирования его ценностных ориентации. Физическая культура и спорт относятся к динамично развивающимся сферам профессиональной деятельности. Это положение наиболее очевидно, когда речь идет о тренерах, деятельность которых нацелена на выведение учеников на максимально возможный уровень спортивных достижений [1,13,53,65,83,156,161,186,187,227]. Изменения задач профессиональной деятельности и требован1н"1 к профессионалам в сфере физической культуры и физического воспитания на первый взгляд не столь за.метны. Однако и здесь заметно расширяется спектр профамм, усложняются задачи, меняется характер их предметной и целевой ориентации [20, 25, 27, 45, 72, 120, 156, 170, 178]. Это значит, что требования к уровню профессиональной квалификации постоянно нарастают. Изменение экономических и правовых основ физкультурно-спортивной деятельности требует от работников этой сферы компетентности в области экономики, менеджмента, социальной психологии, осведомленности в правовых вопросах и др. [20,45,70-72,114,120,134, 143,148,156,190,202,222]. Залогом успешности профессиональной деятельности становится систематическое пополнение профессиональных знаний и умений. Однако это ещё не означает, что современные её реалии в полной мере осознаются специалистами и служат для них стимулом включения в дополнительное образование [21,67,69,134,145,147,155,248]. Все большее количество работ в области образования взрослых в сфере физической культуры и спорта, появляется на региональном уровне [20, 26,30,40,67,82,103,145,147,155,190,205,248]. Аналитический обзор данных литературы показал, что значимость образования для специалистов в области физической культуры и спорта находится в противоречии с относительно невысокой активностью их включения в непрерывное пополнение своих знаний. Это противоречие и побудило нас к анализу состава и характера психологических предпосылок непрерывного профессионального самообразования специалистов сферы физической культуры и спорта на разных этапах профессионального развития. В этом суть исследовательской проблемы и особого аспекта ее рассмотрения. Объект ucaiedoeaiuin дополнительное профессиональное образование в области физической к*ультуры и спорта. Предмет исследования личностные и средовые предпосылки психической готовности человека к включению в дополнительное образование. Цель исследования установить состав, характер и дина.\н1ку ценностных ориентации, мотивов и потребностей, побуждающих субъекта к получению дополнительного профессионального образования в сфере физической к-ультуры и спорта. Рабочая гипотеза исследования опирается на результаты теоретического анализа роли образования в меняющемся мире, его места в жизненном пути человека [7,38,62,95,97,98,126,128,223]. Анализ состояния и тенденций развития образования в сфере физической культуры и спорта стал необхоДИМОЙ предпосылкой объективного подхода к решению исследовательской проблемы [25,39,40,92,120,134,145,174,215,222]. Предполагалось также, что активность включения в донолнительное профессиональное образование обусловлена средовыми факторами различного уровня, влияние которых опосредовано личностными особетюстями субъекта образования [7,174]. Анализ проблемной ситуации позволил в качестве ведущих средовых факторов выделить: 1) ценностное отношение к образованию, обусловленное культурными традицияхш; 2) ценностное отношение к образованию, обусловленное микросредовыми влиянияхш учреждения образования и особенностями избранной профессии. В качестве значимых внутренних факторов рассматриваются особенности мотивации получения образования, половозрастные особенности субъекта образования, этап профессионального развития. Задачи исслсдоватш: 1. Оцепить состояние теории и практики образования взрослых в современных социально-экономических условиях; 2. Выделить основные психолого-педагогические аспекты готовности к дополнительному профессиональному образованию в сфере физической культуры и спорта. 3. Выявить особенности образовательных потребностей и ценностного отношения к образовашпо па разных этапах профессионального становления снецналистов по физической культуре и спорту. 4. Определить особенности мотивации получения дополнительного профессионального образования у лиц, находящихся на разных этапах профессионального становления. 5. Установить состав карьерных ориентации и характер влияния образовательной микросреды вуза на динамику их становления у студентов и выпускников.Методологическую базу исследования составляют: сложившиеся в отечественной психологии концепции единства сознания и деятелыюсти (С.Л.Рубинштейн, 1946; Л.И.Леонтьев, 1971; Л.В.Петровский, 1982; К.К.Платонов, 1986; В.П.Зинченко, 1994; Б.Г.Лнаньев, 2001), субъектности (Л.К.Лбульхапова, 1980, 1997; Н.С.Злобин, 1984; Л.В.Брушлинский, 1991; З.И.Рябикина, 2004), зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский, 1929), а также концепция самоактуализации Л.Маслоу (1999); современные концепции дополнительного профессионального образования взрослого населе1шя (Л.Г.Лсмолов, 1992; В.В.Безлепкин, 1994; Г.С.Сухобская, 1997; Е.П.Тонконогая, 1997; Ю.Л.Жданов, 1998; Л.Н.Блеер, 2001; О.Г.Кукосяп, 2001; И.К.Латыпов, 2004). основные концепции социального развития физической культуры и спорта как сферы профессиональной деятельности специалистов (Л.Г.Барабанов; 1995; И.Н.Чесноков, 1998; Л.В.Лристова, 1999; В.В.Кузин, 2000; В.В.Бальсевич, 2001; Г.Г.Наталов, 2002; Л.И.Лубышева, 2003; Д. Неверкович, 2004). Научная новизна нсачедовання заключается в том, что в нем: получены новые данные о влиянии макро- и микросредовых факто,я ров, формирующих отношение к дополнительному профессиона1н,ному образованию у студентов вуза физической культуры и специалистов па разных этапах профессионализации; выявлены мотивационные и ценностно-смысловые факторы, способствующие и препятствующие включению специалистов в процесс освоения программ допол1щтельного профессионального образования; к ним относятся: высокая значимость образования как фактора трудоустройства и преуспевания в жизни; отмечаемые на всех этапах профессионализации слабость установки на профессиональную компетентность и представление об отсутствии взаимосвязи между уровнем образования, материальным благополучием и уверенностью в будущем; установлены: преимущественная обусловленность цен1юстного отношения к образованию сложившимися культурными стереотипами; усиление с возрастом различий в иерархии карьерных ориентации студентов разного пола, обусловленное нормативным процессом полоролевой социализации; дифференциация карьерных установок студентов разных специальностей под влиянием образовательной среды вуза. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении состава и выявлении особенностей психологических механизмов активного включения в профессиональное развитие и самообразование специалистов по физической культуре и спорту, находящихся на разных этапах профессионального становления. Практическая зпач1шасть исследования состоит в то.м, что на основе его результатов в образовательную деятельность вуза может быть внедрена система мониторинга ценностных приоритетов студентов в сфере профессионального образования, мотивации включения их в основные и дополнительные образовательные программы. Это может стать основой активной образовательной политики вуза, ориентированной на подготовку специалистов, соответствующих требованиям жизни, на целенаправленное сопровождение их профессионального развития на всех этапах профессионализации. Положения, вьшоаимые на защиту: Ценностное отношение к образованию формируется под влиянием социокультурных факторов, что подтверждается высоким сходством оценки роли образования в жизни студентов, осваивающих различные специальности в сфере физической культуры и спорта, и слушателей программ дополнительного образования, отличающихся по возрасту, и находящихся на разных этапах профессионального развития. Мотивация образования и самообразования путем освоения программ дополнительного обучения отличается противоречивостью. Она выражается, с одной стороны, в признании необходимости дополнительного образования и в интересе ко М1югим его направлениям, но, с другой стороны, в низкой степени готовности реалыю включиться в образовательные программы, расширяющие личностную и профессиональную компетентность, в малой значи\юсти профессиональной компетентности в системе карьерных установок студентов. Состав, динамика, иерархия карьерных установок специалистов по физической культуре и спорту зависит от пола, специфики профессии и этапа профессионального становления. Ресурсом активизации включения специалистов по физической культуре в дополнительное образование может быть активная образовательная политика вуза, формирующая мотивацио1П1ые предпосылки са.мообразования с опорой на мониторинг цешюстного отношения к образованию и направленное регулирование состава и дина.мики карьерных уста1ювок. Апробация результатов исследования. Основные положения проведенного исследования докладывались на I Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие» в Кубанском государственном университете (Красьюдар, 2002); на II Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2003); на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (Краснодар, 2003, 2004); на Всероссийской научной конференции «Дополнительное профессиональное образование в сфере физической кульcf. туры, спорта и туризма в условиях современных достижений науки и практики» в Российском государственью.м университете физической культуры.тики» в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (Москва, 2004). По материала.м диссертации автором лично опубликовано 8 научных работ и одно учебное пособие (в соавторстве). Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и 5 приложений. СПИСОК_ЛИТЕРАТУРЫ включает 274 источника литературы, из которых 26 на иностранных языках. Диссертация изложена на 191 странице и иллюстрирована 13 таблицами и 37 диаграммами.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 94 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz