Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 16:43
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 20 » Скачать Проект реформы канонического права в контексте ранней королевской Реформации в Англии : 1529-1553 гг.. Иванова, Ольга Юрьевна бесплатно
07:23
Скачать Проект реформы канонического права в контексте ранней королевской Реформации в Англии : 1529-1553 гг.. Иванова, Ольга Юрьевна бесплатно

Проект реформы канонического права в контексте ранней королевской Реформации в Англии : 1529-1553 гг.

Диссертация

Автор: Иванова, Ольга Юрьевна

Название: Проект реформы канонического права в контексте ранней королевской Реформации в Англии : 1529-1553 гг.

Справка: Иванова, Ольга Юрьевна. Проект реформы канонического права в контексте ранней королевской Реформации в Англии : 1529-1553 гг. : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.03 Смоленск, 2006 215 c. : 61 07-7/54

Объем: 215 стр.

Информация: Смоленск, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1 Каноническое право в Англии в предреформационный период
11 Католическое каноническое право в Англии накануне реформационных преобразований
111 Понятие канонического права
112 Источники канонического права
113 Структура церковных институтов Англии
114 Система церковной юстиции
12 Взаимоотношения королевской власти с церковью в XII-XV вв Предпосылки и причины Реформации
121 Взаимоотношения королевской власти с церковью в XII-XV в в
122 Предпосылки и причины Реформации
Глава 2 Основные направления королевской Реформации в Англии при Генрихе VIII (1529-1547)
21 Начало Реформации
22 Законодательные акты «Парламента Реформации»
23 Практика отношений между государством и церковью при Генрихе VIII
24 Секуляризация церковной собственности
25 Начало выработки вероучения англиканской церкви
26 Течения англиканской Реформации
Глава 3 Реформы церковного права в годы протектората Сомерсета и правления Нортумберленда при Эдуарде VI (1547-1553) и подготовка проекта протестантского кодекса канонического права Reformatio Legum Ecclesiasticarum
31 Реформы церковного права в 1547-1553 гг
311 Общая характеристика правления
Сомерсета и Нортумберленда
312 Реформационное законодательство 1547-1553 гг
32 Подготовка проекта Reformatio Legum Ecclesiasticarum и его общая характеристика
321 Подготовка проекта Reformatio Legum Ecclesiasticarum
322 Общая характеристика проекта Reformatio Legum Ecclesiasticarum
Глава 4 Reformatio Legum Ecclesiasticarum как основной правовой документ англиканской церкви
41 Разработка в Reformatio Legum Ecclesiasticarum вопросов вероучения и управления церковью
411 Разработка вопросов вероучения
412 Разработка вопросов управления церковью
42 Разработка в Reformatio Legum Ecclesiastiarum проблем церковной юстиции и церковной дисциплины
421 Разработка проблем церковной юстиции
422 Разработка вопросов церковной дисциплины
423 Регулирование брачно-семейных правовых отношений
424 Причины отклонения проекта Reformatio Legum Ecclesiasticarum

Введение:

Актуальность темы исследования. История Западной Европы раннего Нового времени не может быть осмыслена без обращения к обширному комплексу проблем, связанных с Реформацией - идеологическим и социально-политическим движением, в той или иной степени и форме охватившим большинство европейских стран. В понимании реформаторов переустройство католической церкви включало в себя значительный комплекс мер, направленный на изменение вероучения и богослужения, церковной практики и жизни прихожан, отношений церкви и государства и системы канонического права.
В позднее средневековье и раннее Новое время церковь продолжала сохранять важную роль в жизни общества. Церковные институты функционировали на основе канонического права, церковные суды регулировали наиболее важные аспекты повседневной жизни людей (брачно-семейное право, утверждение завещаний и т. д.), поэтому исследование специфической сферы церковного права позволяет глубже и детальнее осмыслить процесс реформирования церкви.
В каждой стране Реформация имела местные условия и особенности, определяемые ходом предыдущего исторического развития. В Англии такой особенностью стало доминирование правительственной инициативы в ходе реформ, что существенным образом повлияло на их ход и на складывание системы канонического права.
Актуальность темы связана также с тем, что несмотря на множество работ в зарубежной историографии, в отечественной исторической науке исследованы далеко не все аспекты английской Реформации.
Объектом данного исследования является английская Реформация. События в Англии были одним из самых оригинальных моментов общеевропейской Реформации. Их своеобразие определилось предыдущим ходом исторического развития страны и было связано с доминирующей ролью королевской власти. Изменение отношений церкви и государства неизбежно вело к переустройству старой католической системы канонического права и меняло воздействие реформированной церкви на жизнь общества.
Предметом исследования служит реформа канонического права - комплекса канонов, норм и правил, регулирующего функционирование церковных институтов. Нами были рассмотрены следующие аспекты проблемы: 1) состояние католического церковного права Англии, структура средневековых церковных институтов и система церковной юстиции; 2) реформирование канонического права при Генрихе VIII и Эдуарде VI (законодательные акты и практика отношений между государством и церковью, секуляризация церковной собственности, выработка вероучения англиканской церкви); 3) подготовка проекта реформы канонического права Reformatio Legum Ecclesiasticarum и освещение в нем вопросов вероучения и управления церковью, вопросов церковной юстиции, церковной дисциплины, регулирование брачно-семейных правовых отношений, а также причины отклонения проекта кодекса. Каноническое право исследуется в контексте королевской Реформации - мер, предпринимаемых государственной властью для установления контроля над церковью.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является изучение комплекса вопросов, связанных с переустройством канонического права в Англии в указанные временные рамки (1529-1553). Для достижения поставленной цели в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:
1) Рассмотреть каноническое право, действующее в Англии в предреформационный период:
• охарактеризовать понятие канонического права и его источники;
• охарактеризовать структуру церковных институтов и систему церковной юстиции, сложившуюся в Англии к XVI в.;
• рассмотреть отношения королевской власти с церковью в Англии в XII— XV вв. в контексте их влияния на английское каноническое право
• выявить предпосылки и причины Реформации.
2) Рассмотреть основные направления реформы канонического права в годы правления Генриха VIII:
• проанализировать законодательные акты в сфере канонического права;
• охарактеризовать отношения между государством и церковью;
• исследовать вопрос о выработке вероучения англиканской церкви;
• выделить направления англиканской Реформации.
3) Проанализировать реформы канонического права при Эдуарде VI:
• охарактеризовать церковную политику и реформационное законодательство 1547-1553 гг.;
• рассмотреть вопрос о подготовке проекта кодекса канонического права Refirmatio Legum Ecclesiasticarum и дать его характеристику.
4) Проанализировать решение в Reformatio Legum Ecclesiasticarum ряда аспектов предполагаемой реформы системы церковного права:
• вероучения реформированной церкви;
• управления церковью;
• проблем церковной юстиции;
• вопросов церковной дисциплины;
• регулирования брачно-семейного права.
5) Выявить причины отклонения проекта реформы канонического права Reformatio Legum Ecclesiasticarum.
Хронологические рамки исследования ограничиваются 1529-1553 гг., охватывая раннюю королевскую Реформацию - вторую половину царствования Генриха VIII и правление Эдуарда VI. Начальная дата 1529 г. определяется исходя из созыва «Парламента Реформации» и принятия первых законодательных актов, направленных на разрыв с папством. 1553 г. является конечной границей исследования исходя из изменения внутриполитической ситуации в Англии со смертью Эдуарда VI, прихода к власти Марии Тюдор и временным восстановлением католицизма, когда все преобразования канонического права в Англии, проведенные в течение двух предыдущих царствований, были отменены.
Вместе с тем специфика исследования канонического права в указанный период заставила нас обратиться к изучению более раннего этапа развития канонического права с тем, чтобы рассмотреть характеристики этой отрасли права (особенности, история формирования, анализ структуры церковных учреждений и системы церковной юстиции Англии) и взаимоотношений королевской власти и церкви в Англии в XII-XV вв. Предпосылки Реформации освещены здесь же.
Методологической основой диссертации являются общие законы научного познания истории. Использованы принципы диалектического познания, историзма, научной объективности. Методы критического текстового анализа разнохарактерных источников, классификации и типологизации позволяют изучать исторические явления в их изменчивости, развитии и взаимосвязи. Сравнительно-исторический метод дает возможность выявить общие и частные процессы в развитии английского церковного права и тенденции его развития.
Источниковая база исследования. Источники, характеризующие становление и развитие собственно англиканского канонического права, достаточно обширны и разнообразны. Первую их группу составляют многочисленные государственные акты - парламентские статуты и королевские прокламации, характеризующие официальную государственную политику. Законы опубликованы в сборниках документов «Documents Illustrative of English Church History» (составлен X. Ги и В. Харди)1, «English Historical Documents. 1485-1558» (под ред. К. Виллиамса)2, многотомном «Statutes of Realm. 1101-1713» (Vol. I-IV, под ред. А. Ладерса и Т. Томлинса. Т. Ill—IV характеризуют правление Генриха VIII и Эдуарда VI, т. I—II интересуют нас в связи с антипапским законодательством XIV в.)3, «The Reformation in England to the Accession of Elizabeth I» (под ред. А. Дж. Диккенса и Д. Карр)4, «The Tudor Constitution. Documents & Com
1 Documents Illustrative of English Church history. Сотр. by H. Gee & W. Hardy. 2-nd edition. -N. Y., 1966.
2 English Historical Documents. 1485-1558. Ed. by С. H. Williams. - L., 1971.
3 Statutes of Realm. 1101-1713. Ed. by A. Luders, T. Tomlins. -L., 1810-1816.
4 The Reformation in England to the Accession of Elizabeth I. Ed. by A. G. Dickens & D. Carr. - L., 1967. mentary» (под ред. Дж. Р. Элтона)5, «Tudor Constitutional Documents. 1485— 1603» (под ред. Дж. Р. Таннера)6. Прокламации Генриха VIII и Эдуарда VI опубликованы в сборнике «Tudor Royal Proclamations. Vol. 1. The Early Tudors. 1485-1553» (под ред. П. JI. Хьюджеса и Дж. Ф. Ларкина)7. Все эти публикации содержат богатый источниковый материал, характеризующий политическую, социально-экономическую, религиозную ситуацию в Англии в рассматриваемый период. Реформации в них уделено значительное место.
Вторая группа источников - официальные символы веры и молитвенники («10 статей», «42 статьи», I и II редакции «Книги Общих молитв»). Они опубликованы частично в указанных сборниках документов, частично на официальных сайтах англиканской церкви.
Третья группа - официальная и частная переписка лиц, участвовавших в проведении церковных реформ (Генрих VIII, Кранмер и др.). Она представлена в изданиях «Letters & Papers, Foreign & Domestic, of the Reign of Henry VIII», подготовленном Дж. Брюером и Дж. Гарднером8, и «Original Letters, Relative to the English Reformation, Written During the Reign of King Henry VIII, Edward VI, Queen Магу» (письма, хранящиеся в цюрихских архивах, были переведены и изданы X. Робинсоном)9.
Особое место среди источников занимает Reformatio Legum Ecclesiasticarum («Реформа церковных законов») - проект кодекса канонического права, составленный комиссией юристов и богословов в 1552-1553 гг. Установление королевской супрематии над церковью потребовало перестроить систему канонического права. Решению этой задачи и был посвящен проект. Он характеризует порядок управления англиканской церковью, ее организацию, церковную юрисдикцию и церковные суды, затрагивает вероучение и в значительной мере
5 The Tudor Constitution. Documents & Commentary. Ed. by G. R. Elton. - Cambridge, I960.
6 Tudor Constitutional Documents (1485-1603) with an historical commentary by J. R. Tanner. - Cambridge, 1951.
7 Tudor Royal Proclamations. Vol 1. The Early Tudors (1485-1553). Ed. by P. L. Huges & J. F. Larkin. - New Heaven & London, 1964.
8 Letters & Papers, Foreign & Domestic, of the Reign of Henry VIII. Ed. by J. Brewer & J. Gairdner. 21 vols. - L., 1862-1910.
9 Original Letters, Relative to the English Reformation, Written During the Reign of King Henry VIII, Edward VI, Queen Mary. Vol. 1,2,- Cambridge, 1846-1847. касается церковной дисциплины. Кодекс достаточно полно регламентировал различные стороны церковной жизни и должен был являться, по мнению его составителей, неотъемлемой частью новой английской государственной цер-ковно-правовой системы. Reformatio Legum Ecclesiasticarum имеет значительный объем (47 глав различного размера) и хорошо проработан. Он опубликован в переводе с латыни на английский язык под редакцией и с обширным предисловием Дж. Спалдинга10.
Данный комплекс документов дает представление о характере Реформации в Англии и перестройке системы канонического права в указанный период.
Историография проблемы. Историография Реформации в Англии, прежде всего английская, весьма обширна, разнообразна и многопланова. В первую очередь мы обратились к трудам английских историков, принадлежащих к различным школам и направлениям.
Первыми сочинениями, освещавшими события английской Реформации, были труды различных церковных историков, принадлежавших к католическо
11 12 13 му или протестантскому лагерям: Дж. Барнета , Дж. Кольера , Л. Додда , Дж. Страйпа14. Для этих сочинений XVII-XIX вв. характерен конфессиональный подход, нередко предвзятое отношение к католицизму. В то же время их авторы использовали большое количество первоисточников, хранящихся в библиотеках и церковных архивах.
К сочинениям XVII-XIX вв. восходят истоки либеральной (вигской) концепции Реформации, весьма популярной в XIX в. Для нее была характерна завышенная оценка тюдоровского периода истории Англии: он считался важнейшей вехой на пути превращения страны в мировую державу, поворотным моментом перехода от средневековья к Новому времени. Успех протестантизма рассматривался как победа прогресса. С одной стороны, это вызвало большой
10 The Reformation of the Ecclesiastical Laws of England, 1552. Ed. by J. C. Spalding. - Kirksville, 1992. Burnet G. History of the Reformation, 1679-1715. Довел повествование до 1575 г.
12 Colier J. An Ecclesiastical History of Great Britain, 1708-1714.
13 Dodd L. The Church History of England from 1500-1688, 1737.
14 Strype J.Ecclesiastical Memorials: relating chiefly to religion and the reformation of it, and the emergencies of the Church of England under Henry VIII, King Edward VI and Queen Mary, 1720-1740. 9 интерес к проблемам Реформации, с другой - привело к излишнему подчеркиванию протестантского характера церковных реформ, преувеличению «уникальности и исключительности» исторического развития английской нации, превращению истории Реформации в историю англиканства. Особо подчеркивался тезис о национальной исключительности англичан, о стремлении к свободе как черты национального характера, которая и определила разрыв с папством15. Положительная черта работ историков вигского направления (Дж. Рассел16, Г. Галлам17, Т. Б. Маколей18) - разработка проблемы установления королевской супрематии над церковью.
Историки-тори, консерваторы (Д. Юм19, А. Алисон, У. Митфорд) рассматривали Реформацию в контексте укрепления абсолютной монархии. Ради
20 кальное направление представляет У. Коббетт , который акцентировал внимание на секуляризации и отмене законов о бедных и подчеркивал, что причинами Реформации была экономическая заинтересованность короля и знати. Историки-позитивисты (Г. Т. Бокль21, Д. Р. Грин22) стремились показать Реформацию как часть целостного исторического процесса, создать единую картину истории Англии.
В начале XX в. оформилась социологическая школа, акцентирующая внимание на связи Реформации и экономической составляющей общества. Важнейшая ее фигура - М. Вебер, автор работы «Протестантская этика и дух капитализма»23 (1904). Его идеи развил Е. Шульце-Геверниц в труде «Британский империализм и английский фритред»24. Для М. Вебера и Е. Шульце-Геверница именно новая религиозность стала основой новых форм хозяйства.
15 Jones Edwin. The English Nation: the Great Myth. - Phoenix Mill, 1998, p. x-xi.
16 Russel J. Essay on the History of the English Government and Constitution. - L., 1865.
17 Hallam H. Constitutional History of England from Henry VII to the Death of George II. - L., 1827, v. 1-3.
18 Macaulay Т. B. History of England from the Accession of James II. -L., 1842-1859, v. 1-5.
19 Hume D. History of England from the Invasion of Julius Caesar to the Revolution of 1688. - L., 1752-1762, v. 1-8.
20 Cobbett. W. History of the Protestant Reformation im England. - L., 1924-1926.
21 Bucle H. T. History of Civilization in England. - L., 1857-1861.
22 Green J. R. Short History of the English People. - L., 1874.
23 Вебер M. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. - М., 1990.
24 Schulze-Gaevernitz Е. Britischer Imperialisms und englischer Freihandel zu Beginn des 20-ten Jahrhunderts. -Leipzig, 1906.
В середине XX в. в исторической науке более двадцати лет доминировала концепция Реформации А. Дж. Диккенса. Признавая правительственную инициативу в проведении преобразований, он в то же время особое внимание уделял инициативе снизу: оживлению лоллардекой ереси в 1520-х гг., распространению идеологии протестантизма, влиянию континентальных реформаторов и усилению антиклерикальных настроений в обществе, благодаря чему мероприятия правительства, по его мнению, встретили широкую поддержку. Свою точку зрения Диккенс изложил в многочисленных работах , важнейшая из которых, «Реформация в Англии», выдержала с 1964 г. не одно издание и до сих пор не утратила значения в отношении использования богатого фактического материала, взвешенного подхода к соотношению разнообразных аспектов церковных реформ, в том числе роли и места теологических преобразований.
Другим значительным направлением в исследовании английской Реформации является политическая школа, созданная Дж. Р. Элтоном. В своих работах26 он развивает концепцию, подчеркивающую государственный характер церковных реформ (особую роль в них он отводит Т. Кромвелю, которого считает инициатором и главным проводником), их эффективность. Реформация для Элтона заключалась в создании национальной церкви, руководствующейся протестантскими доктринами, свободными от католических предрассудков, и была частью обширных реформ, проведенных Т. Кромвелем в 1530-е гг. Элтон, в отличие от Диккенса, меньшее значение придает теологическим аспектам реформы.
С 1970-х гг. получило развитие «ревизионистское направление» историографии, чему способствовало привлечение новых источников и широкое распространение местных исследований. Ревизионистская историография характеризуется значительным количеством работ, посвященных церковным реформам в различных регионах и городах, а также расширением тематики исследований:
25 Dickens A. G. The Reformation in England. - L., 1972; Thomas Cromwell & the English Reformation. - L., 1959.
26 Elton G. R. England under the Tudors. - L., N.Y., 1974; Policy & police: The enforcement of the Reformation in the age of Thomas Cromwell. Cambridge, 1972; Reform & Reformation. England, 1509-1558. - Cambridge, 1977. изучается влияние реформ на народную религию и культуру, на различные группы населения. «Ревизионисты» (Дж. Скэрисбрик, Е. Даффи, К. Хэйг, С. Ландер, И. Люкстон, П. Маршалл, К. Кэмб, Д. Маккалок, Р. Хоулбрук) подняли вопрос о причинах и хронологии реформационных преобразований и пересмотрели многие идеи, оценки и выводы вигской концепции. Прежде всего подверглись критике подходы А. Дж. Диккенса. По мнению «ревизионистов», католическая церковь накануне Реформации не только была способна к оздоровлению, но в ней проводились определенные реформы, осуществлению которых помешала правительственная Реформация. Оценки «ревизионистов» антиклерикализма англичан, степени упадка католической церкви, влияния лоллардов и протестантских идей на подготовку реформ невысоки (в том числе и из-за того, что некоторые из них (Дж. Лоач, Д. Лоудз) придерживаются католических позиций). Они подчеркивали государственную инициативу в проведении преобразований, роль Генриха VIII, Т. Кромвеля и Т. Кранмера в реформировании церкви, которое было продолжено радикальными реформаторами. Биография Т.
Кранмера Д. Маккалока - одна из подобных ревизионистских работ. Успех Реформации и ее мирный характер ревизионисты объясняют государственным принуждением, материальной заинтересованностью дворянства, постепенностью преобразований. Исследователи этого направления отмечают многовариа-тивность и обратимость церковных реформ, влияние на них множества разнообразных факторов. Завершение Реформации в целом они относят к 1590-м гг., в то время как раннюю королевскую реформацию Генриха VIII и Эдуарда VI считают незаконченной и даже неудачной, проводившейся медленными темпами . Оценки и позиции Дж. Скэрисбрика, Е. Даффи, К. Хэйга наиболее радикальны: Дж. Скэрисбрик акцентирует внимание на долгом сохранении католицизма29, Е. Даффи - на его жизнеспособности30, К. Хэйг сомневается в необхо
27 MacCulloch D. Thomas Cranmer. A Life. -L., ] 996.
28 Софронова Л. В. Почему в Англии победила Реформация? (Новое «ревизионистское» течение в британской историографии) // Историческая мысль и история идей. Межвузовский сборник научных трудов. - Брянск, 1988, с. 89-100.
29 Scarisbric J. J. The Reformation & the English people. - Oxford, 1984.
30 Duffy E. The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England, 1400» 1580. - L., 1992.
12 димости критического отношения к католической церкви . Ревизионисты подчеркивают сохранение средневековых черт в реформированной церкви и средневековых представлений в народных религиозных верованиях32.
В 1950-е—1970-е гг. в западноевропейской исторической науке начала развиваться, а в начале XXI в. окончательно оформилась концепция конфес-сионализации. Она была впервые выдвинута Э. В. Цееденом в 1950-х гг., в последующие десятилетия развита В. Рейнхардом и в значительной мере X. Шиллингом. X. Шиллинг выдвинул тезис о том, что в политической и социальной жизни Европы в раннее Новое время сменяли друг друга четыре доминирующие парадигмы: династия, конфессия, государственный интерес, традиция33. В XVI - первой половине XVII вв. (до Тридцатилетней войны) на историческое развитие общества определяющее влияние оказывало взаимопроникновение и взаимовлияние политики и религии. Конфессионализация оказывала определяющее влияние на общественную и частную жизнь и формирование культурных различий национальных государств. Конфессиональные церкви раннего Нового времени, оформившись организационно и докринально, существовали в симбиозе с государственной властью. Сила государственного принуждения помогала церквам управлять религиозными делами, в то время как церкви выполняли социально-дисциплинарные функции, полезные государству, принуждая всех подданных исповедовать веру, требуемую властями, и тем самым унифицировали их поведение. Светские правители стремились контролировать церкви, выделявшиеся из католического единства; для Англии особенно была характерна тесная связь между государством и церковью. Конфессионализация и образование территориальных и национальных церквей находились в тесной связи с монополизацией государственной власти на финансы, армию и церковь; на этот процесс также влияли хозяйственные и демографические проблемы.
31 The English Reformation. Ed. by Ch. Haigh. - Cambridge, 1987.
32 Duffy E. The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England, 1400- 1580. - L, 1992; The English Reformation. Ed. by Ch. Haigh. - Cambridge, 1987.
33 Ивонин Ю. E. Международные отношения в Западной и Центральной Европе Нового времени. Очерки. -Смоленск, 2001, с. 85.
Конфессионализация, происходившая параллельно с государственным строительством и образованием наций, стала важнейшим фактором западноевропейской истории XVI - первой половины XVII вв.34 Концепция конфессионализа-ции характеризуется широкими историческими обобщениями, позволяя рассмотреть развитие взаимоотношений церкви и государственной власти независимо от вероисповедания (лютеранство, кальвинизм или католицизм).
Помимо концепции конфессионализации, в современной европейской исторической науке продолжают развиваться также церковная история в узком смысле; социологическая школа, нео-марксистское направление; изучение культурных, тендерных и этнологических аспектов Реформации. Церковные историки ориентируются на исследование религиозно-богословских аспектов реформирования церкви, при этом сохраняет значение их собственная конфессиональная принадлежность. Марксистская интерпретация Реформации как «ранней буржуазной революции» позволяет современным неомарксистским историкам подчеркнуть революционную и прогрессивную роль, которую Реформация сыграла в европейской истории. Культурологическое направление подчеркивает большую роль народных верований и рассматривает Реформацию в контексте долговременных изменений в мышлении и поведении людей, происходивших вплоть до XVIII в. Все больше внимания уделяется проблемам массового сознания католиков и протестантов в эпоху Реформации, а сама она рассматривается как многообразный и противоречивый процесс, в котором стал
35 кивались многочисленные противоборствующие течения и тенденции .
Начало изучению в России проблем английской Реформации положили русские церковные историки А. Булгаков36, Н. Делицын37, В. Михайловский38, А. Потехин39, X. Ретивцев40, В. Соколов41.
34 Ивонин Ю. Е. Концепция конфессионализации и Старая империя в новом историческом прочтении // Общество, политика, личность. - Смоленск, СГПУ, 2003, с. 6-11, 18-21.
35 Schilling Н. Reformation & Confessionalization // International Enciclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2001.
36 Булгаков А. И. О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения православной церкви.-Киев, 1906.
37 Делицын Н. Очерк истории англиканской церкви. - СПб., 1860.
38 Михайловский В. Англиканская церковь и ее отношение к православию. - СПб, 1864.
Для большинства этих работ характерна описательность, преобладание перечисления фактов над оценками и зависимость оценок от конфессиональной -православной - принадлежности авторов. Как правило, предпосылки и причины церковных реформ предельно упрощаются, сводятся к стремлению Генриха VIII решить матримониальные дела. А. Булгаков, Н. Делицын, В. Михайловский много внимания уделяли характеристике вероучения и богослужения англиканства, особенностям его организационной структуры (супрематия короны, епископат). Возникновение англиканской церкви изучалось в связи с рассмотрением названными авторами современных им церковных институтов; для их характеристики они обращались к изучению прошлого. Интерес к англиканству, на наш взгляд, был вызван тем, что это направление протестантизма, наименее радикальное из всех по своему вероучению и обрядам, в силу указанной особенности наиболее близко к православию. А. Потехин сосредоточил внимание на пуританском движении при Тюдорах, X. Ретивцеву принадлежит сочинение, в общих чертах освещающее историю протестантизма.
В работе «Англиканская епископальная церковь. Записка»42 охарактеризовано вероучение, богослужение, церковная иерархия и каноническое право англиканской церкви по состоянию на момент издания. Книга содержит значительный фактический материал, в некоторых случаях приводится динамика развития церковных институтов.
В. Соколов в объемном труде «Реформация в Англии (Генрих VIII и Эдуард VI)» охарактеризовал не только реформационные преобразования данных царствований, но и предыдущие конфликты английской короны с папством. Церковным реформам Генриха VIII и Эдуарда VI уделяется основное внимание. Оценка их такова: «Царствование Генриха - оппозиция. Царствование Эдуарда - реформа. Там, где Генрих оставил раскол, создана национальная церковь со своим бого
39 Потехин А. Очерки из борьбы англиканства с пуританизмом при Тюдорах. 1550-1603. - Казань, 1894.
40 Ретивцев X. Характер протестантства и его историческое развитие. - СПб, 1868.
41 Соколов В. Реформация в Англии. Генрих VIII и Эдуард VI. - М., 1881.
42 Англиканская епископальная церковь. Записка. Сост. С. Д. Бондарь. - СПб, 1911. служебным строем и системой вероучения»43. В. Соколов стоит на позиции негативной оценки преобразований Генриха, что вообще характерно для русских дореволюционных авторов по причине их православной ориентации. Относительно переустройства канонического права он верно заметил, что «церковное право при Генрихе VIII и Эдуарде VI находилось в переходном состоянии»44. Работа содержит богатый фактический материал; об этом можно судить хотя бы потому, что в ней упоминается проект Reformatio Legum Ecclesiasticarum, о котором в других дореволюционных работах не говорится.
Выдающийся представитель русской аграрной школы А. Н. Савин провел большую работу по изучению Valor Ecclesiasticus («Церковной оценки», 5 тт.), изложив материалы исследования в труде «Английская секуляризация»45. Как пишет автор, работа «посвящена английской аграрной истории XVI в., или, вернее, одному из крупнейших фрагментов этой истории. К сожалению, эта книга есть только фрагмент фрагмента»46. Изучив Valor Ecclesiasticus, Савин пришел к выводу, что ей можно пользоваться как более или менее достоверным источником, и, таким образом, ввел ее в научный оборот. А. Савин рассмотрел также монастырское хозяйство накануне диссолюции, юридическую историю диссолю-ции при Генрихе VIII, отчуждение монастырских земель короной при Генрихе VIII, учреждения, управлявшие секуляризованным имуществом, а также прокомментировал известную ему литературу по истории диссолюции. Своим трудом Савин доказал, что секуляризация имела не столько идеологические, сколько финансовые цели. А. Н. Савин также исследовал аграрную и социально-политическую историю английского крестьянства47, заслуживают внимания его общие работы по истории Англии XVI-XVII вв.48
В советской исторической науке успешно исследовались различные проблемы истории Англии эпохи ранних Тюдоров. Значительный вклад в их изу
43 Соколов В. Реформация в Англии., с. 523.
44 Там же, 529.
45 Савин А. Н. Английская секуляризация. - М., 1906.
46 Там же, введение.
47 Савин А. Н. Английская деревня в эпоху Тюдоров. - М., 1903. чение внесли О. В. Дмитриева, Ю. Е. Ивонин, В. Н. Ильин, А. В. Исаенко, Б. А. Каменецкий, И. Н. Осиновский, Ю. М. Сапрыкин, В. Ф. Семёнов, Л. В. Софро-нова, Н. А. Смирнова, В. В. Штокмар. В общих и специальных работах ими были освещены такие аспекты, как влияние на Реформацию Генриха VIII внешнеполитических факторов, аграрная история Англии, крестьянские движения, идеология абсолютизма, история политических идей, утопический коммунизм и гуманизм, экономика и финансы, некоторые радикальные течения Реформации, историографические проблемы.
В. Ф. Семёнов49 исследовал аграрную историю Англии и рассмотрел такой аспект социально-экономических отношений, как огораживания и обезземеливание крестьянства, подробно осветил крестьянские движения и восстания XVI в., причем показал связь указанных процессов и событий с секуляризацией и церковными реформами. Б. А. Каменецкий50, Ю. М. Сапрыкин51 сосредоточили внимание на исследовании формирования и развития политических идей, господствовавших в Англии в эпоху Реформации и используемых королевской властью для теоретического и юридического обоснования установления контроля над церковью (критика папства и католической церкви, защита суверенитета короны и ее супрематии в церковных делах). Ю. М. Сапрыкин также рас
52 смотрел воззрения Дж. Уиклифа на общность имущества и равенство .
И. Н. Осиновский внес большой вклад в изучение жизни и деятельности со
Томаса Мора , исследовал его полемику с реформаторами, влияние гуманизма на Реформацию и показал их взаимосвязь.
48 Савин А. Н. История Англии в Новое время. XVI-XVII вв. Вып. 1-2. - М., 1912; он же. Лекции по истории Английской революции. - М., 1924,2000.
49 Семёнов В. Ф. Огораживания и крестьянские движения в Англии XVI в. - М., JL, 1949.
50 Каменецкий Б. А. Формирование абсолютистской идеологии в Англии XVI в. и ее особенности. // Вопросы истории, 1969, №8; он. же. Об идейных корнях английского абсолютизма // Вопросы истории, 1965, №9; он. же. Идейно-политическая борьба в Англии в 30-х-50-х гг. XVI в. (к вопросу об идеологической стороне генезиса капитализма). - Средние века, вып. 40. - М., 1976.
51 Сапрыкин Ю. М. От Чосера до Шекспира: этические и политические идеи в Англии. - М., 1985; он же. Абсолютистские идеи англиканской Реформации в XVI в. // Вестник МГУ, 1985, №1 сер. 8, история.
52 Сапрыкин Ю. М. Взгляды Джона Уиклифа на общность имущества и равенство. Средние века, вып. 34. - М., 1971.
53 Осиновский И. H. Томас Мор и Реформация Генриха VIII // Очерки социально-экономической и политической истории Англии и Франции XIII—XVII вв. - М., 1960; он же. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. - М., 1978; он же. Томас Мор. - M., 1974.
В. В. Штокмар принадлежит исследование по экономической политике Тюдоров34, а также работы по средневековой истории Англии, носящие общий характер55. Изучению различных вопросов экономики и финансов посвящено исследование С. В. Дмитриевой. В этих работах определенное, хотя и не очень значительное место, уделено влиянию секуляризации на социально-экономическое развитие Англии.
В. Н. Ильин изучил такой важный аспект Реформации, как противодействие правительства радикальным реформаторским течениям, в частности, анабаптизму56, выявил, что ряд мер английского правительства был вызван необходимостью борьбы с ним.
А. В. Исаенко57 акцентировал внимание на государственном аспекте Реформации, на деятельности королевской власти. Он исследовал причины и социальные силы Реформации, ее идейные источники и религиозно-политические идеи, а также взаимоотношения королевской власти и парламента в эпоху ре-формационных преобразований.
JL В. Софроновой принадлежит статья, содержащая анализ ревизионистского течения британской историографии, где верно выявлены новые принципы и подходы, используемые рядом английских историков58.
Работы Н. А. Смирновой59 посвящены жизни и деятельности Т. Кранмера, социальным, политическим и идеологическим аспектам английской Реформации, становлению англиканской церкви и формированию ее доктрин.
Ю. Е. Ивонин исследовал внешнеполитические обстоятельства церковных преобразований в Англии и показал зависимость позиций английского прави
54 Штокмар В. В. Экономическая политика тюдоровского абсолютизма в эпоху его расцвета. - Л., 1962.
55 Штокмар В. В. История Англии в Средние века. - Л., 1973; она же. Очерки истории Англии XVI в. - Л., 1957.
56 Ильин В. Н. Борьба Тюдоров с анабаптизмом (XVI в.) // Англия в эпоху абсолютизма. Статьи и источники. -М., 1984; он же. Полемика с анабаптизмом в англиканской публицистике // Общество и государство в древности и в Средние века. - М., 1984.
57 Исаенко А. В. Английская королевская Реформация XVI века. - Орджоникидзе, 1980.
58 Софронова Л. В. Почему в Англии победила Реформация? (Новое «ревизионистское» течение в британской историографии) // Историческая мысль и история идей. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. -Брянск, 1988.
59 Смирнова Н. А. Томас Кранмер и начало англиканской Реформации в XVI веке. // Из истории Древнего мира и средневековья. Под ред. проф. Ю. М. Сапрыкина. - М., МГУ, 1988; она же. Реформация в Англии и деятельтельства от изменения ситуации на европейской арене60; различных сторон церковных реформ он касался в исследованиях по международным отношениям XVI в.61
В советской исторической науке господствовали марксистские методологические подходы и принципы в оценке английской Реформации как «ранней буржуазной революции» «сложного социально-политического и идеологического движения в форме борьбы против католицизма»62. Реформа церкви понималась в тесной связи с началом развития буржуазных отношений и формированием новых социальных групп, с укреплением королевского абсолютизма. Подобный подход характерен для В. Ф. Семёнова, Б. А. Каменецкого, Ю. М. Сапрыкина, В. В. Штокмар, О. В. Дмитриевой, А. В. Исаенко, Н. А. Смирновой. Советская историография страдала перекосом в отношении тематики исследований: приоритет отдавался классовой борьбе и народным восстаниям, экономическим отношениям, идеологии. Истории церкви, ее организации, деятельности, вероучению уделялось весьма небольшое внимание, причем подходы к данной проблематике были сугубо материалистическими и критическими. Эта ситуация несколько меняется в 1980-х гг.: появляются работы В. Н. Ильина, посвященные анабаптизму как радикальному течению Реформации, и Н. А. Смирновой, изучавшей деятельность Т. Кранмера и становление англиканского вероучения.
В последние годы российская историческая наука преодолела догматизм и подходы, характеризующиеся односторонним пониманием исторических процессов. История церкви и ее взаимоотношений с государством признается важным фактором, формирующим картину жизни прошлого. Значение Рефорность Томаса Кранмера в первой половине XVI в. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - М., 1990.
60 Ивонин Ю. Е. Реформация Генриха VIII и внешняя политика Англии // Исследования по зарубежной истории. - Смоленск, СГПУ, 2000.
61 Ивонин Ю. Е. У истоков европейской дипломатии Нового времени. - Минск, 1984; он же. Становление европейской системы государств: Англия и Габсбурги на рубеже двух эпох. - Минск, 1989; он же. Международные отношения в Западной и Центральной Европе. Очерки. - Смоленск, 2001.
62 Смирнова Н. А. Томас Кранмер и начало англиканской Реформации в XVI в. // Из истории Древнего мира и средневековья. - М., 1988, с. 76. мации в этом особенно велико. Подобный подход характерен для работ Ю. Е. Ивонина, Л. В. Софроновой.
Хотя разнообразные проблемы английской Реформации были успешно решены в трудах вышеназванных специалистов, это не снимает необходимости обращения к такой стороне преобразований, как реформа канонического права. Этот аспект церковных реформ не получил специального освещения. Признание важности роли церковного права для жизни европейского общества в раннее Новое время позволяет уделить больше внимания исследованию тех сторон Реформации, которые еще не получили должного освещения.
Научная новизна работы следует из того факта, что исследование такой стороны английской Реформации, как перестройка канонического права, еще не являлось предметом изучения в отечественной исторической науке. В результате образовался пробел в понимании политических и религиозных процессов в Англии первой половины XVI в. Reformatio Legum Ecclesiasticarum не переведен на русский язык и не введен в научный оборот в отечественной историографии. В диссертации сделана попытка рассмотрения преобразования канонического права в Англии в период ранней Реформации, анализа проекта реформы этой отрасли права. Вопросы, решаемые в исследовании, позволят с новой точки зрения осветить различные аспекты церковных преобразований в Англии в 1529-1553 гг., уточнить и дополнить сведения о них.
Практическая значимость диссертации. Материалы исследования, положения и выводы, сформулированные в диссертационной работе, могут быть использованы при подготовке лекций, проведении семинарских и практических занятий по истории Реформации в курсе истории Средних веков, при разработке спецкурсов и учебно-методических пособий по истории Реформации, истории мировых религий, истории государства и права зарубежных стран. Полученные результаты могут использоваться в научно-исследовательской деятельности для дальнейшей разработки проблем Реформации в Англии.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1) Каноническое право регулировало большой круг общественных отношений, что делало актуальным вопрос о его реформировании. Английское каноническое право, структура церковных институтов и церковно-судебная практика развивались в общеевропейском русле. Сложная система церковных судов, пестрая карта юрисдикции и сложные судебные процедуры, характерные для канонического права Англии первой трети XVI в., требовали реорганизации.
В XII-XIV вв. церковь и королевская власть боролись за расширение сфер своей юрисдикции. Корона попыталась контролировать назначение епископов и ограничить обращения к римским судам в обход королевских прерогатив.
2) Реформация изменила систему отношений церкви и государства и принципы канонического права Англии. Многочисленные законодательные акты сделали новую англиканскую церковь независимой от Рима в финансовом, юридическом и организационном отношениях. Но систематизированный пересмотр церковных канонов при Генрихе VIII не был осуществлен.
Взаимоотношения церкви и государства основывались на признании духовенством супрематии короны. Примечательной чертой государственно-церковных отношений стало соединение духовной и светской власти в одних руках, а инструментами церковной политики - визитации и «Предписания».
Заинтересованность Генриха VIII прежде всего в контроле над церковью, а не в выработке вероучения, предопределила постепенный характер реформирования вероучения. Первые вероисповедные документы были компромиссными, и лишь вторая редакция «Книги Общих молитв» носит более радикальный протестантский характер.
На осуществление реформы церкви влияла борьба политических и религиозных группировок: консервативного и реформаторского крыла, которые в разные годы пользовались поддержкой Генриха VIII.
3) Регресс церковных преобразований в конце 1530-х - начале 1540-х гг. был преодолен в первые месяцы правления Эдуарда VI, после чего реформы в протестантском духе продолжились.
Необходимость создания проекта реформы канонического права была обусловлена разрывом с Римом и подчинением церкви королевской власти. С прекращением действия в Англии католических церковно-юридических документов церковь нуждалась в новой законодательной базе для своей деятельности, которую и предоставлял проект Reformatio Legum Ecclesiasticarum.
4) Reformatio Legum Ecclesiasticarum предполагал реформирование и регулирование различных аспектов церковно-правовых отношений в протестантском духе:
Вопросы вероучения решались в протестантском духе; впервые в английском законодательстве появились нормы, определяющие понятие ереси.
Управление церковью, церковное судопроизводство и церковная дисциплина в значительной мере остались традиционными: структура церковного управления не менялась, подчеркивалась власть епископата; юрисдикция церковных судов реформированной церкви предполагалась такой же широкой, как и католических судов; сфера церковной дисциплины (контроль за поведением прихожан и наказание уголовных преступлений) оставалась весьма широкой.
Проект кодекса предполагал ряд изменений в направлении пресвитерианской конгрегациональной системы: допустить к церковному управлению - ограниченному участию в конвокациях - мирян; к контролю над дисциплиной в приходах привлекались старейшины.
Предусматривались значительные перемены в сфере брачно-семейного права. Наиболее либеральными были нормы, разрешающие развод: на основании супружеской измены, оставления семьи, длительного жестокого обращения, безвестного отсутствия. Раздельное проживание супругов запрещалось, а наказания за супружескую измену ужесточались.
5) Чрезмерный радикализм проекта Reformatio Legum Ecclesiasticarum привел к его отклонению. Его принятие привело бы к нарушению баланса власти между духовными и светскими элементами в церкви и в обществе.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 132 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz