Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 02:57
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 19 » Скачать Проблемы и специфика формирования государственной социальной политики в отношении пожилых граждан в условиях реформ 1990-2008гг. бесплатно
02:32
Скачать Проблемы и специфика формирования государственной социальной политики в отношении пожилых граждан в условиях реформ 1990-2008гг. бесплатно
Проблемы и специфика формирования государственной социальной политики в отношении пожилых граждан в условиях реформ 1990-2008гг.(на материалах Республики Дагестан).

Диссертация

Автор: Алиева, Зайнаб Кадиевна

Название: Проблемы и специфика формирования государственной социальной политики в отношении пожилых граждан в условиях реформ 1990-2008гг.(на материалах Республики Дагестан).

Справка: Алиева, Зайнаб Кадиевна. Проблемы и специфика формирования государственной социальной политики в отношении пожилых граждан в условиях реформ 1990-2008гг.(на материалах Республики Дагестан). : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.02 / Алиева Зайнаб Кадиевна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный социальный университет"] - Москва, 2010 - Количество страниц: 215 с. 5 ил. Москва, 2010 220 c. :

Объем: 220 стр.

Информация: Москва, 2010


Содержание:

Раздел
I Теоретико-методологические аспекты социальных проблем старшего поколения в Российской Федерации
Раздел
II Организация социального обслуживания пожилых людей в условиях Крайнего Севера
Раздел
III Зарубежный опыт решения проблем пожилых людей

Введение:

В настоящее время все более осознается необходимость создания цивилизованного общества. Характерным признаком высокой культуры и цивилизации являются социальные гарантии, защита, социальная помощь и поддержка пожилого человека, предоставление ему возможности реализовывать свой творческий и профессиональный потенциал.В Конституции Российской Федерации закреплено положение, что « Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».' (Социализация государства - это процесс формирования гражданского общества, - подчеркивает В.И.Жуков, - поиск механизма согласования интересов большинства его членов, гармонизация общественных интересов на основе закона, утверждение прав личности и гражданской ответственности».^ Демографические процессы, происходящие в большинстве стран мира, свидетельствуют о стремительном росте относительной доли и абсолютного числа пожилых граждан в структуре населения, что стало результатом относительного сокращения рождаемости и увелргчения на 20 лет продолжительности жизни людей во 2-ой половине X X века. По прогнозам ООН, к 2025 году (при общей численности населения 8,2 млрд. человек) число людей старше 60 лет достигнет 1,2 млрд. человек.В новом тысячелетии свыше трети населения планеты будут составлять люди в возрасте старше 60 лет.^ Решение Генеральной Ассамблеи ООН о проведении в 1999 году «Международного года пожилых людей: по пути к обществу для людей всех возрастов» способствовало привлечению внимания мирового сообщества к проблеме старшего поколения, ставящую перед государствами ' Конституция Российской Федерации. - М . , 1993. Ст. 7. ^ Жуков В.И. Реформы в России. 1985-1995. - М., 1997. 240-241. ^ Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН/ 47/5 от 16 октября 1992 г. беспрецедентную, но требующую незамедлительного решения практическую и программную задачу, заключающуюся в обеспечении надлежащего удовлетворения потребностей пожилых людей и реализации их потенциала.В Российской Федерации демографическая ситуация также характеризуется высоким удельным весом пожилых лиц в составе населения - на уровне 20%. В 36 субъектах РФ он превышает среднероссийский уровень, достигая 25-27%. Сегодня около 30 млн. россиян составляют контингент старшего поколения. Наблюдается возрастание числа пожилых людей в общем составе населения: за последние 40 лет произошло увеличение в 2,2 раза, при росте численности населения в 1,25 раза.' В связи с этим актуальное значение приобретает поиск путей совершенствования социальной политики в отношении лиц пожилого возраста посредством творческого использования исторического опыта, теоретических достижений, культурных традиций.То есть, актуальность темы обусловлена следующими факторами: - недостаточной изученностью исторических корней оказания помощи пожилым и использования исторического опыта в современной социальной практике; - недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ социальной политики в отношении лиц пожилого возраста; -неразработанностью современных отечественных социальных технологий по работе с пожилыми и в связи с этим недостаточностью их использования в практической деятельности; -потребностью в создании модели работы с пожилыми с учетом регионального аспекта северных территорий Российской Федерации; -необходимостью создания целостной концепции социальной политики в отношении лиц пожилого возраста; -критическим осмыслением широко используемой практики зарубежного опыта. ^ Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии (ИСЭПАРАН). - М . , 1987, с.47.Степень разработанности проблемы Одной из особенностей исследуемой темы является ее междисциплинарный характер, она находится на стыке нескольких научных дисциплин: отечественной истории, социологии, социальной философии, теории социальной деятельности, социального управления.А потому отражение некоторых аспектов проблемы можно встретить в трудах историков и философов, политологов и социологов.Исторический опыт оказания помощи пожилым людям огромен, но теоретическое осмысление его явно недостаточно. Потребность в социальной помощи и защите, а в связи с этим и соответственно в людях, профессионально или на общественных началах занимавшихся этим делом, была всегда и у всех народов. Эта потребность зародилась у истоков первобытной культуры и в той или иной мере удовлетворялась на всех ступенях развития цивилизации.Необходимость изучения исторических корней развития и совершенствования отечественной социальной политики в отношении лиц пожилого возраста потребовала рассмотрения социально-исторического аспекта данной проблемы, процесса возникновения и развития организационно-государственной политики по исследуемой проблеме.Специальные исследования по истории оказания социальной помощи пожилым, формирования социальной политики в России в отношении именно этой категории населения фактически не проводились. Однако в трудах выдающихся отечественных историков Х1Х-ХХ веков, анализирующих становление системы социальной защиты и социальную деятельность, рассматривается и этот аспект. В связи с этим в историографию проблемы автором включены в ретроспективе труды исследователей, анализировавших социальную помощь престарелым на более ранних исторических этапах (Е.Д.Максимов', Максимов Е.Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом развитии ее в России Очерк -СПб., 1906 - 2, г. Швиттау', H.H. Велецкая^ и др.).В XIX в. А. Стог одним из первых предпринимает попытку исследования процесса социальной поддержки и защиты. Первые этапы общественного призрения он относит к деятельности русских князей и Русской Православной Церкви. В своей работе ученый не анализирует ранние формы поддержки и защиты, а воссоздает в хронологическом порядке на основе летописного свода этапы становления общественного призрения, где благотворительная деятельность князей рассматривается как древнейщая форма общественного призрения.^ Однако подходы к данному вопросу в X X в. в отечественной исторической литературе неоднозначны. Так, В. Горемыкина"" считает, что в основе княжеского «нищелюбия» лежит прежде всего классовый и политический характер действий со стороны власти к проблемам социальной справедливости. С несколько иных ПОЗРЩИЙ К проблемам княжеской благотворительности подходит П. Нещеретний. Основываясь на положениях В. Ключевского о влиянии природных факторов на формирование «народного темперамента», он связывает географические и природные условия с формирование важнейших духовных и нравственных основ восточных славян - «человеколюбием и открытостью». В этом он находит главные причины закреплевсия византийского православного христианства и становления благотворительности в Древней Руси как общественного явления.' Потребовалось несколько столетий, прежде чем они приняли характер земской организованной помощи, действующей уже на иных основаниях и принимающей во внимание не только религиозные аспекты, но и общественные интересы. Представляет интерес для исследования ^ Швиттау Г. Основные моменты в истории призрения бедных в России// Трудовая помощь, - 1913 -№9 -С 371-387. ^ Велецкая H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов М., 1978. 51. ^ Стог А. Об общественном призрении в России СПб , 1818.Горемыкина В.И. Классовый и политический характер «нищелюбия» древнерусских нязей//Во Нещерет1 1993. 8. к з // просы истории. Вып. 2, Минск, 1975. ^ ний П.И. Исторические корни и традиции благотворительности в России. М., процесс формирования идей государственного решения социальных нужд.В середине X V I в. впервые формулируется идея оказания государственной помощи нуждающимся, и создаются предпосылки для формирования начал государственного призрения «всех прокаженных и престарелых описати по всем градам» и в них «устроити богадельни», поместив в последние «не могущих нигде же главы подклонити».' Постепенно в системе органов государственного управления выделяются специализированные структурные элементы, сосредоточившиеся на оказании социальной помощи нуждающимся. Но теоретическое осмысление этих процессов осуществляется позже такими видными историками, как: Князьков С , Соловьев СМ. , Ильин А.И. и др.^ К концу XVII в. на Руси исторически обозначились и стали развиваться три основных направления оказания социальной помощи нуждающимся: государственно-общественная, церковно-приходская и частная. Значительный вклад в создание условий и основ государственного призрения, по свидетельству историков, внес Петр I.Весь последующий социально-исторический период вплоть до 1917 г. в Российской империи благотворительность и попечительство, включающие заботу о престарелых людях, развивались именно в рамках этих трех основных направлений, трансформируясь и видоизменяясь под влиянием конкретных исторических условий и особенностей социальноэкономического развития государства.Проследить характер принципиально новых подходов к защите пожилого населения позволяют документы органов государственной власти в связи со сменой в 1917 году общественно-политической формации в стране.Это подтверждается первыми документами министерства государственного Максимов Е.Д. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. - СПб, 1901. 136. ^ Князьков Очерки из истории Петра Великого и его времени. Изд. 2-е. - Спб, 1914.С. 437; Соловьев С М . Сочинения в 18 кн. VIII История России с древнейших времен.Т.15-16. - М., 1993. 319, 459-496; Ильин А.И. О грядущей России. - Избранные статьи.-М., 1993. 295. призрения Временного правительства, хранящимися в Г АРФ.' Социалистическим государством был продолжен поиск, необходимой для новой России модели социальной деятельности, приняты соответствующие законы и постановления.^ 29 октября (11 ноября) того же года был создан наркомат государственного призрения РСФСР (ШСГП), принявший все дела, имущество и денежные средства прежних благотворительных ведомств и органов общественного призрения. На НКГП были возложены следующие основные функции: социальное обеспечение трудящихся во всех случаях нетрудоспособности; охрана материнства и младенчества; попечение об инвалидах войны и их семьях, о престарелых и несовершеннолетних.^ Один из ведущих исследователей первых лет реформирования социальной помощи в государстве - Винокуров А.Н. - создает объективную картину принципиально нового отношения к социальному обеспечению.Вместо прежней модели призрения была сформирована модель государственного социального обеспечения, дополненная восстановленной системой социального страхования. Реальность социальной политики в РСФСР и динамизм качественных ее изменений достаточно убедительно подтверждена отношением к пожилому населению, в частности, пенсионным обеспечением трудящихся. Так, например, если в 1918 году в республике находилось на социальном обеспечении 105 075 пенсионеров, то в следующем году уже - 232 758, в 1920 году -1 ООО ООО пенсионеров, из них 2/3 военных.'' На 20-е годы прошлого столетия приходится значительное количество изданий по рассматриваемой проблеме. А.Л. Гельфер^ ^ГАРФФ. 6787 Оп. 1,д. 1,л. 2. ^ Собрание узаконений и распоряжений по Народному комиссариату Социального обеспечения. - М . , 1918. 4.Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. - 3-е изд., доп.М., 1987. 325, См.: Винокуров А.Н. Социальное обеспечение трудящихся. Исторический очерк, - М., 1919; Его же. Социальное обеспечение (от капитализма к коммунизму). Исторический очерк, - М , , 1921. Vinokxirov А. Social maintenance in Soviet Russia-Moskow. 1920. ^ Гельфер А.Л, Пролетарская революция и социальное обеспечение трудящихся (Закон 31-го октября 1918 г.), - Пб., 1919.И.К. Ксенофонтов' в своих работах исследовали исторические корни системы социального обеспечения трудящихся и общие концепции ее развития, характерные для периода становления советской модели социального обеспечения трудящихся.Вопросы организации и некоторые практические результаты социальной деятельности в отношении лиц пожилого возраста в сельской местности достаточно глубоко проанализированы в работах H.A. Милютина.^ В них рассматривается практически весь комплекс проблем социальной взаимопомощи в деревне, подкрепляемый фактическим материалом.В середине 20-х годов был издан ряд сборников^, содержащих аналитический и статистический материал по проблемам социального обеспечения в РСФСР, в которых прослеживаются основные подходы к формированию системы социальной деятельности как важного составного элемента всей социальной системы. Но последующие годы отмечены спадом интереса к изучению данного вопроса, в частности, проблем старшего поколения. В немногочисленных работах тех лет, как правило, преобладала констатация достигнутого, излагались сущность и содержание советской системы социального обеспечения, конкретизировались и разъяснялись ее задачи, характерные для определенного исторического периода.^ И все же социальная политика в отношении лиц пожилого возраста совершенствовалась. Начиная с 1923 года, шло реформирование пенсионного обеспечения инвалидов. Установлены группы инвалидности, существующие и поныне, подлежащие обязательному государственному пенсионному обеспечению.' Ксенофонтов И.К. Состояние и развитие социального обеспечения в РСФСР - М, 1925 - С 20. ^ Милютин Н А Коммуна и социальное страхование - Пб. 1918. Его же. Организация социальной взаимопомощи в деревне - М., 1921.Социальное обеспечение за 5 лет (30 апреля 1918-30 апреля 1923 г.). - М., 1921.Сухов А.Н. Задачи социального обеспечения. - М., 1949. ' Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М., 1986. 107-109; Ксенофонтов И.К. Состояние и развитие социального обеспечения в РСФСР. 30-34. в связи с принятием в 1936 году новой Конституции СССР изменились и функции социального обеспечения. Постановлением Всероссийского Ц Ж и СНК РСФСР к основным функциям наркомата были отнесены: материальное обеспечение граждан, потерявших трудоспособность; обеспечение по старости; организация производствеьшого обучения и трудового устройства граждан, частично утративших трудоспособность.' Из литературы 60-х годов особо следует отметить сборник материалов юбилейной конференции, посвященной 50-летию советского социального обеспечения.^ В нем наряду с историческим анализом пройденного пути, использован обширный фактический материал и впервые показан системный характер отечественной модели оказания социальной помопщ престарелым и нетрудоспособным. В этом исследовании показана многогранная сущность модели социального обеспечения, обобщен определенный опыт работы, отмечен международный аспект взаимодействия в социальной сфере.В работе отмечается, что наиболее интенсивны 90-е годы, когда был опубликован ряд теоретико-методологических и прикладных работ по проблемам формирующейся социальной деятельности (в рамках впервые официально признанных социальной работы и социальной педагогики как самостоятельных видов профессиональной деятельности), аналитических статей с изложением опыта и практики конкретной социальной работы с пожилыми, сложившихся в различных странах мира.^ ^ Постановление Всероссийского ЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1937. ^ 50 лет Советского социального обеспечения. Материалы конференции. - М., 1968. ^ Лидере А.Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых // Психология зрелости и старения. № 4, 1998, Медицина и социальная работа.Методологический семинар / Отв. ред. и сост. A.B. Мартыненко. - М., Институт социальной работы, 1998. 105, Мелентьев A.C., Гасилин B.C. и др. Гериатрические аспекты внутренних болезней - М., 1995. 394. Оверал Д.В. Развитие медико-социальной помощи в здравоохранении Материалы семинара - М., 1997, Основы социальной работы.Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок - М., ИНФРА - М., 1999. 368, Патрушев В.Д. Пенсионер его труд, быт и отдьсс // Социологические исследования, - 1998. №10. 105, Козлов A.A. Социальная работа за рубежом состояние, тенденции, перспективы. Сборник научных очерков, - М,, Флинт, Московский психолого-социальный институт, 1998, 224, Социальная работа с пожилыми / ред. Демидова Т,Е, - М., Институт социальной работы, 1998, 198, Фролькис В,В, // В кн. Геронтология и гериатрия Ежегодник. 1990. - Киев, 1988. - 15, 17, 20; Там же. - Киев, 1991, С, 61, Харди И, Врач, сестра, больной.Ежегодник, 1969-1970. - Киев, 1970. 381, Российская энциклопедия социальной работы/ред, Панова А,М, - М., Институт социальной работы, 1997 1-2 т., Антология социальной работы, т, 1 /Сост, М В Фирсов, - М„ Сварогь-НВФ СПТ, 1995, Альперович В. Социальная геронтология Серия "Учебники и учебные пособия", Ростов-на-Дону, Феникс, 1997, С,576, Старость. Популярный справочник. Пер. с польского. - М., Изд-во "Большая Российская Энциклопедия", 1996. 6, 118-120, Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов (Зарубежный производственный опыт), 1994, Вып. 1, Конституция (Основной Закон) Российской Федерации, 1993, Федеральный Закон "О государственных пенсиях в РСФСР" (ноябрь 1990 г), "О повышении государственных пенсий в Российской Федерации" (ноябрь 1990 г). Федеральный Закон "О ветеранах" (январь 1995 г). Федеральный Закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (декабрь 1995 г). Федеральный Закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (август 1995 г). Указ Президента Российской Федерации "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" (октябрь 1992 г). Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (октябрь 1992 г). Указ Президента Российской Федерации "О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов" (июль 1992 г). Федеральный перечень гарантированных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам (25 декабря 1995 г) , Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08 июля 1997 года об утверждении примерного положения о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Федеральная целевая программа "Старшее поколение на 1997-1999 гг." - Российская газета от 18 сентября 1997 г. пока не достигнуто положительного ее согласования с практикой.В целом можно констатировать, что крайне мало работ, непосредственно посвященных проблемам социальной политики в отношении пожилых, где бы на большом фактическом материале прослеживалась эволюция отношения государства и общества к пожилым.И тем более отсутствует научная литература по исследованиям региональной социальной политики по отношению к пожилым людям.Анализ научной литературы показал, что определенное отставание в разработке и использовании методологии, методик и современных социальных технологий в работе с пожилыми происходит наряду с обозначенными выше причинами из-за отсутствия социального заказа на разработку и внедрение современной модели социальной работы с пожилыми.Наблюдается разрозненность теоретико-методологических подходов к определению сущности, содержания, критериев, форм и методов социальной работы с пожилыми, что отрицательно сказывается на практической деятельности; недостаточная изученность исторических аспектов становления и развития отечественной социальной политики в отношении пожилых ведет к копированию зарубежного опыта; по сути, нет работ,' исследзтощих становление и развитие, специфику социальной политики в отношении пожилых на региональном уровне, в том числе в районах Крайнего Севера РФ. Поэтому автором в диссертации исследуется специфика социального положения пожилых в северных регионах, имеющих важное геополитическое и экономическое значение в жизни России: разрабатываются рекомендации по оптимизации социальной политики с учетом возможностей региона, национальных традиций, географических условий. Актуальность, недостаточная разработанность и Примечание: представляет интерес работа Зумакулова Б.М. "Социальная политика, пути и проблемы ее реализации в Закавказье, рассматривающая в т.ч. и проблемы старшего поколения". - М., 1998. практическая значимость обозначенной проблемы предопределили выбор направления данного диссертационного исследования.Целью исследования является анализ в историческом аспекте отечественной социальной политики в отношении лиц пожилого возраста, изучение соотношения ситуации в северных регионах с общими тенденциями отечественной практики и с зарубежным опытом, выявление специфики и особенностей, присущих регионам Крайнего Севера РФ, и выработка общих рекомендаций по совершенствованию отечественной социальной политики в отношении пожилых.Цель исследования предопределяет решение следующих задач: - выявить научную разработанность темы, источниковую базу; - проанализировать с позиций исторического исследования эволюцию социальной политики в отношении пожилых в России; - определить степень преемственности формулируемой отечественной модели социальной работы с пожилыми и возможности использования в ней зарубежного опыта; - на основе анализа архивных и современных документальных и информационных материалов обобщить и теоретически осмыслить развитие отечественной социальной политики в отношении пожилых, в т.ч. в регионах Крайнего Севера; - обосновать теоретико-методологические аспекты решения поставленных целей, раскрыть сущность исходных понятий и основных положений для анализа отечественной политики в отношении пожилых; - провести мониторинговые социологические исследования по выявлению актуальных социальных проблем в работе с пожилыми; разработать на основе проведенного анализа основные направления, практические рекомендации по использованию новых технологий в работе с пожилыми и совершенствованию управленческой деятельности; - обосновать целостную концепцию социальной политики на региональном уровне в отношении лиц пожилого возраста.Объектом исследования являются социальная политика и социальная деятельность в отношении лиц пожилого возраста на примере северных регионов, являющихся важнейшими экономическими, стратегическими районами Российской Федерации.Предметом исследования избраны методы, технологии и способы совершенствования и реализации социальной политики в отношении лиц пожилого возраста; выявление возможностей использования отечественного и зарубежного опыта в социальной защите старшего поколения в условиях Крайнего Севера.Гипотезы исследования: эффективность осуществления отечественной социальной политики в отношении пожилых людей во многом определяется социально-экономическими условиями переходного периода и необходимостью научно-обоснованного учета социально-исторического опыта, обычаев, национальных, социокультурных традиций и других реалий российского социума; - важным фактором успешного решения многих социальных проблем пожилых в настоящее время и в будущем является разработка и практическое использование новых социальных технологий, в том числе моделирования и прогнозирования в процессе социальной деятельности с целью принятия оптимальных управленческих решений в социальной сфере и учета социальных последствий их реализации.Теоретико-методологическая основа и методы исследования.Методологический фундамент составляют принципы исторического познания - историзм, объективность, социальный подход, а также базовые положения отдельных наук и специальных дисциплин: а) социальной истории России; б) теории социальной деятельности (работы); в) социологии; г) теории прогнозирования; д) теории социального управления; е) психологии.В процессе исследования проблемы диссертант активно использовал следующие методы исследования: диалектико-материалистический метод; системный метод; исторический метод; методы прогнозирования; методы анализа, сравнения, обобщения, аналогии, формализации, периодизации и другие общенаучные методы.Применение вышеназванных принципов и методов исследования позволило автору систематизировать источники и литературу по их направленности и времени, проанализировать степень научной разработанности проблемы, выделить социально-исторические этапы, а также создать ретроспективные модели социальной деятельности в России, соответствующие рассматриваемым периодам.Источниковедческая база исследования.Анализ исторических корней и задача воссоздания достаточно полного эволюционного ретроспективного ряда отечественных моделей социальной работы с пожилыми потребовал значительного расширения источниковой базы и использования архивных документов.Ценный и недостаточно иззд1енный фактический материал отложился в фонде 6787 (Министерства государственного призрения временного правительства) Государственного архива Российской Федерации - ГАРФ. В фонде А-413 (Народного комиссариата социального обеспечения РСФСР - Министерства социального обеспечения РСФСР) хранится большое количество декретов, постановлений, распоряжений, отчетов, статистических данных и других ценных материалов, раскрывающих направления работы по формированию и развитию советской модели социальной деятельности. Изучение предвоенного периода значительно осложняется тем, что архивные документы, относящиеся к периоду с 1923 по 1937 годы, утрачены в годы Великой Отечественной войны. Документы военного периода и первых послевоенных лет представлены неполно, что также существенно затрудняет работу исследователя.Важным дополнением к архивным источникам являются периодические издания первых лет Советской власти - Собрание узаконений и распоряжений по Народному комиссариату социального обеспечения, отчеты Народного комиссариата социального обеспечения, ставшие библиографической редкостью.В работе широко использованы материалы периодической печати разных лет: журналы «Вестник благотворительности» (1897 - 1902), «Трудовая помощь» (1897-1918), «Социальная защита», «Социальное обеспечение», «Социальная работа», «Социологические исследования», тематические серийные издания, а также центральные и местные газеты за последние 10 лет.В качестве источников изучены материалы научно-практических конференций, "круглых столов", симпозиумов, семинаров как на отечественном, так и на международном уровне. Это материалы международной конференции "Талант, знания, опыт старшего поколения на пользу Родине", проведенной в связи с годом пожилых по инициативе ООН (Москва, 1999 г.); программы развития ООН в Российской Федерации, ее разделы по работе с пожилыми "Возраст мудрости - возраст созидания" (М., 1999 г.); материалы совещания рабочей группы Европейского регионального бюро ВОЗ (февраль 1974 г. Отчет.Копенгаген, 1974); материалы Британо-Российской программы развития "Социальное законодательство России и Великобритании" как совместного проекта под названием "Фонд ноу-хау Министерства труда и социального развития и Государственной Думы РФ" под первоначальным названием "Демократическая реформа и социальная поддержка", реализация которого, в т.ч. по проблеме "Социальная защита граждан пожилого возраста", началась в 1999 г.; материалы ежегодников "Геронтология и Гериатрия", 1989-1992 гг. и др.Источником исследования являются законы, законодательные акты, нормативно-правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа,' материалы текущих архивов Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецких автономных округов. Республики Саха (Якутия) по социальной защите населения, в т.ч. пожилого населения; разработанные программы реализации принятых Законов о ветеранах, малообеспеченных гражданах, одиноких пенсионерах, пожилых людях коренных малочисленных национальностей: хантах, манси, якутах, ненцах и др.Широко использованы применяемые в практике положения о социальных структурах, аналитические записки, доклады, информационные материалы, стенограммы заседания Думы субъектов северных территорий РФ. Практическая значимость работы Результаты проведенного исследования в северных регионах РФ могут быть использованы в процессе продолжающегося становления отечественной модели социальной деятельности, базирующейся на историко-культурных, национальных традициях российского общества, отечественной теории и практике призрения, благотворительности, социального обеспечения и защиты старшего поколения. Разработанные предложения и рекомендации по организации среды жизнедеятельности, современные технологии прогнозирования, принятия управленческих решений предполагают повышение эффективности социальной деятельности среди лиц пожилого возраста. Они в качестве аналитических записок представлены в Министерство труда и социального развития РФ и могут быть использованы в практике других регионов РФ. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке трудов по социальной истории России, в учебном процессе высшей школы, при проведении спецкурсов для аспирантов и на курсах переподготовки практических работников социального профиля.Разработанная автором периодизация, ретроспективные модели социальной деятельности и впервые введенные в научный оборот некоторые архивные документы позволяют использовать их в качестве исходных положений для продолжения диссертационных исследований данной проблемы.Апробация результатов исследования Теоретико-методологические положения, фактический материал, выводы и практические рекомендации, полученные в ходе изучения проблемы, использовались соискателем при подготовке публикаций в научных изданиях и материалах конференции "Знание, опыт, талант старшего поколения - на пользу Родине" (г. Москва, декабрь 1999 г.), докладах, выступлениях и сообщениях на конференциях, проводимых Министерством труда и социального развития в северных районах РФ, в т.ч. в Ханты-Мансийске, годичных научных чтениях, семинарах и «круглых столах», проводимых в МГСУ, а также в Ассоциации социальных педагогов и социальных работников. Материалы исследования, авторские методики по социальной работе с пожилыми людьми и рекомендации используются в учебном процессе окружного Центра социального образования, апробировались при проведении занятий с аспирантами, студентами и социальными работниками. Основные положения, выводы диссертации обсуждались на заседании кафедр социального прогнозирования и моделирования, социальной истории России Московского государственного социального университета.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 119 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz