Хранилище файлов Суббота, 18.05.2024, 16:01
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Принцип единоначалия и его реализация в управлении органами внутренних дел. Хантуев, Али Абакарович бесплатно
08:14
Скачать Принцип единоначалия и его реализация в управлении органами внутренних дел. Хантуев, Али Абакарович бесплатно
Принцип единоначалия и его реализация в управлении органами внутренних дел

Диссертация

Автор: Хантуев, Али Абакарович

Название: Принцип единоначалия и его реализация в управлении органами внутренних дел

Справка: Хантуев, Али Абакарович. Принцип единоначалия и его реализация в управлении органами внутренних дел : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.11 Москва, 2003 213 c. : 61 04-12/725

Объем: 213 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

Введение
Г л а в а I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕДИНОНАЧАЛИЯ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
§ 1 Понятие и роль принципов в управленческой деятельности ОВД
§ 2 Место и роль принципа единоначалия в системе принципов управления
§ 3 Соотношение единоначалия и компетенции руководителя
Г л а в а II ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ЕДИНОНАЧАЛИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
§ 1 Роль единоначалия в регулировании управленческих отношений в органах внутренних дел
§ 2 Единоначалие-принцип построения и реформирования системы управления органов внутренних дел
§ 3 Делегирование - метод реализации принципа единоначалия

Введение:

Актуальность темы исследования. Под воздействием радикальных преобразований в социальной и экономической сферах государства произошло обновление мировоззренческих взглядов. На первый план были обоснованно выдвинуты общечеловеческие ценности, права и свободы человека, защита которых гарантируется Конституцией Российской Федерации1.
Одновременно под воздействием во многом противоречивых процессов и явлений в экономике, социальной сфере, идеологии и политике, позитивных преобразований в стране сформировалась преступность, которая характеризуется повышенным динамизмом развития, непредсказуемостью изменений, ростом организованных форм проявления и повышением л уровня ее профессионализма .
Особую актуальность в этих условиях приобретают вопросы совершенствования правоохранительной практики, совершенствования управления. Развитие теории и практики идет параллельным курсом. Само управление постепенно принимает все более научно обоснованный характер.
На базе системного и аксиологического подходов к анализу принципов управления вообще и принципа единоначалия в частности автор пришел к их пониманию как наиболее действенных инструментариев создания, реформирования систем управления и совершенствования правоохранительной практики органов внутренних дел.
В связи с этим в диссертации прослеживаются два основных взаимосвязанных направления исследования.
1 Конституция РФ. - М., 1994.
2 Концепция национальной безопасности РФ: Указ президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000г.) // Российская газета. 2000. 18 янв.
Первое направление исследования состоит в выведении принципа единоначалия из относительно объективно действующих закономерностей развития органов внутренних дел в современных условиях, определении сущности и содержания принципа единоначалия, его места и роли в системе других принципов управления, а также в системе мер по совершенствованию управления и правоохранительной практики.
Важность этого направления обусловлена зависимостью реформ и преобразований от актуальности принципов, которыми руководствуются субъекты управления МВД России в процессе их планирования и осуществления.
Применительно к принципу единоначалия постановка и решение перечисленных задач обусловлена еще и тем, что в теории управления органами внутренних дел он до сих пор рассматривается только в сочетании с коллегиальностью и только с позиций технологии управления. Тем самым искусственно сужаются возможности его применения.
Не отрицая роли коллегиальности при разработке и обсуждении проектов стратегических решений, автор обосновывает необходимость и возможность применения принципа единоначалия при создании новых и реформировании действующих систем управления в МВД России.
Второе направление исследования состоит в обосновании на основе принципа единоначалия значения человеческого фактора в механизме управления органами внутренних дел. Теория и практика управления - это область знаний и умений определенного слоя профессионалов - руководителей, представляющих собой весьма влиятельную силу, роль которой последовательно возрастает, ибо они умеют добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы, поведения других людей. В связи с этим автор решает задачу определения типов единоначалия, компетенций руководящих должностей различного типа, их места в скалярной цепи, т.е. определения порядка прохождения команд управления, распределения ответственности за их исполнение.
Одновременно решается сопутствующая задача описания характеристик начальствующих должностей, раскрывающих всю гамму правовых, профессиональных, психологических и общечеловеческих качеств, которыми должны обладать конкретные претенденты на их замещение. Ибо насколько они в своей практике будут руководствоваться конституционными и управленческими принципами, общечеловеческими ценностями, насколько их внутренние убеждения соответствуют мировоззрению, настолько конструктивна их профессиональная деятельность.
Искажение принципа единоначалия имело ряд негативных последствий. Во-первых, он был неоправданно исключен из числа принципов построения систем управления. Во-вторых, исключалась ответственность высших руководителей, организаций за принятие стратегических решений. В-третьих, нарушался естественный процесс выдвижения людей на руководящие должности."Принцип соответствия индивида должности зачастую игнорировался. В-четвертых, этот принцип не достаточно учитывался при создании нормативно-правовой базы, предназначенной для регулирования отношений в сфере функционирования систем управления.
Этим обусловлен выбор темы диссертационного исследования.
Восстановление изначального смысла принципа единоначалия, познание закономерностей управления, из которых вытекает этот принцип, и его роли в реализации закономерностей во имя повышения эффективности управления правоохранительной деятельностью обуславливают актуальность и новизну темы диссертационного исследования, ее не только теоретическое, но и практическое значение.
Степень научной разработанности темы. Непосредственно тема единоначалия, применительно к органам внутренних дел, рассматривается в лекции Я.А. Здира «Коллегиальность и единоначалие в управлении органами внутренних дел», написанной в 1972 г., и монографии С.С. Маиляна «Единоначалие и коллегиальность в управлении органами внутренних дел», опубликованной в 2002 г. Оба автора раскрывают единоначалие и коллегиальность как единый принцип управления, значимый только в сочетании этих двух форм управления.
Проблема принципов управления и, в частности, принципа «сочетания коллегиальности и единоначалия в 60-90 годы прошлого столетия рассматривали многие ученные системы МВД, но применительно к темам собственных исследований: И.А. Сперанский, H.A. Стручков, А.Е. Наты-шев, Б.М. Лазарев, Е.В. Токарев, A.A. Загорный, А. Мищенко, С.Г. Ильясов, Е.Ф. Яськов и многие другие. Все они выводили принцип «сочетания единоначалия и коллегиальности» из ленинской концепции о необходимости коллегиального обсуждения наиболее важных вопросов государственного строительства и единоличной ответственности за реализацию принятых решений.
Наибольший вклад в теорию принципов управления внесли в 90 гг. P.P. Алиуллов, В.З. Веселый, С.С. Маилян.
В.З. Веселый подчеркивая приоритетность закономерностей управления, говорит о их подвижности, изменчивости под действием политических, экономических, социальных факторов, о том, что их реализация базируется на применении ряда принципов управления. Основной его заслугой является то, что он впервые показал методику и логику выведения принципов управления из закономерностей, которой активно пользовался и диссертант.
Но В.З. Веселый рассматривает опять же принцип «сочетания единоначалия и коллегиальности», но уже четко подчеркивает тенденцию приоритета единоначалия как следствия постепенного перехода системы МВД к централизованному управления1.
P.P. Алиуллов исследовал принципы социального управления и их роль в организации деятельности органов внутренних дел. Он предпринял
1 Веселый В.З. Формирование теории в сфере правоохранительной деятельности и совершенствование профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел. Дис. . док. юр. наук. - М., 1988. С. 140-152. попытку раскрыть их природу, сущность, нормативный характер. Но он не акцентировал внимание на принципе «сочетания единоначалия и коллегиальности» и не подверг сомнению правильность это формулировки1.
С.С. Маилян, наоборот, в своей работе сконцентрировал внимание на этом принципе, остался на точке зрения о необходимости сочетания единоначалия и коллегиальности как двух форм управления, показал их соотношение и отдал при этом приоритет единоначалию как основной форме управления в системе МВД России, как наиболее соответствующей ее целям и задачам в современных условиях2.
Результаты анализа работ всех названных и многих других ученных позволил диссертанту, во-первых, использовать их в своем исследовании; во-вторых, учесть изложенные в них сомнения по поводу коллегиальности и других форм учета коллективного мнения при принятии управленческих решений в органах внутренних; в-третьих, обратить внимание на тот факт, что все они рассматривают принцип «сочетания коллегиальности и единоначалия» как сугубо технологический и в не связи с другими принципами управления. На этой основе автор сформулировал ряд гипотез, проверке которых и посвящено диссертационное исследование.
Теоретической базой исследования проблем единоначалия в органах внутренних дел послужили, кроме ранее названных теоретических источников, работы В.Г. Афанасьева, Г.В. Атаманчука, Ю.Е. Аврутина, Г.Г. Зуйкова, Д.А. Керимова, Б.М. Лазарева, А.Х. Миндагулова, А.Н. Роша, Б.В. Шендлина, Ц.А. Ямпольской, К.С. Юдельсона и ряда других, которые рассматривают вопросы принципов с позиций философии, социологии, права и теории социального управления.
1 Алиуллов P.P. Принципы социального управления в организации деятельности органов внутренних дел. - М., 1996. С. 27, 49-56, 59.
2 Маилян С. С. Единоначалие и коллегиальность в управлении органами внутренних дел. - М., 2002. С. 15, 16.
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования выступают теория и практика управления, управленческие отношения и прежде всего отношения субординации и координации в органах внутренних дел. В качестве предмета выступают методологические, организационные и правовые аспекты применения принципа единоначалия при организационном проектировании системы управления в органах внутренних дел и создании условий для ее эффективного функционирования.
Первая гипотеза состоит в том, что единоначалие является самостоятельным принципом управления, вытекающим и обеспечивающим реализацию ряда закономерностей управления: разделения и концентрации труда, централизации и децентрализации управления, необходимого разнообразия - обусловленности организации субъекта управления особенностями объекта и ряда других.
Вторая гипотеза о различных состояниях (содержаниях) единоначалия в зависимости от места и роли руководящей должности в системе управления, ее полномочий и правомочий.
Основная гипотеза состоит в том, что единоначалие наряду и во взаимосвязи с другими принципами управления применяется при создании, реформировании и реорганизации систем управления в органах внутренних дел.
Эти гипотезы отечественными и, в частности, ведомственными ученными не проверялись.
Цели и задачи исследования. Целью диссертации является научное обоснование теоретических положений, практических рекомендаций и предложений по совершенствованию организационной структуры управления МВД России на основе принципа единоначалия.
Достижение этой цели предопределило постановку и решение следующих задач:
• определение сущностных свойств и признаков принципов как управленческой категории;
• обоснование места и роли принципа единоначалия в системе других принципов управления;
• определение содержания принципа единоначалия;
• выявление особенностей различных типов единоначалия;
• обоснование процедуры и технологии реализации принципа единоначалия при создании, реформировании систем управления в органах внутренних дел и обеспечении их эффективного функционирования;
• выявление факторов, обусловливающих действие принципа единоначалия в органах внутренних дел;
• обоснование предложений по совершенствованию организационной структуры управления МВД России на основе единоначалия и других принципов управления.
Методологические основы и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют диалектические методы научного познания: аксиологический, системный и комплексный, директивный и процессный подходы, исторический и правовой анализ. Учитывая сложность рассматриваемых проблем, в работе использовались частные методы познания: анкетирование, интервьюирование, наблюдение. Теоретической основой исследования послужили труды ученых, внесших существенный вклад в формирование научных подходов и теорию принципов управления: В.Г. Афанасьева, Ю.Е. Аврутина, P.P. Алиуллова, Г.В. Атаманчука, В.З. Веселого, С.С. Маиляна, М.Х. Мескона, И. А. Сперанского, Е.В. Токарева, A.A. Томпсона и А.Дж. Стрикленда, А. Файоля, P.A. Фатхутдинова, Г. Эмерсона, Б.В. Шендлина, К.С. Юдельсона и многих других.
Эмпирической базой диссертационного исследования являлись материалы двух конкретно социалистических исследований, проведенных автором среди руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и горрайорганов внутренних дел. В общей сложности в них участвовали более 200 респондентов.
Применительно к теме диссертации проанализированы Указы Президента и Постановления Правительства Российской Федерации, Положения об МВД России, его службах и главных управлениях, Положения об МВД, ГУВД, УВД ряда республик и областей, г. Москвы, приказы МВД России по вопросам организации и совершенствования деятельности органов, служб и подразделений системы МВД России.
При работе над диссертацией использовались так же результаты исследований по проблемам управления в органах внутренних дел, проведенных другими авторами.
Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что диссертация представляет собой попытку системного анализа роли принципа единоначалия в управлении органами внутренних дел, повышении его эффективности.
Конкретное проявление научной новизны работы состоит в следующем:
• разработан и уточнен ряд базовых понятий, связанных с темой диссертационного исследования;
• определено место принципа единоначалия в системе принципов управления, показана взаимосвязь между ними;
• раскрыто содержание принципа единоначалия в зависимости от места и роли руководящей должности в организационной структуре управления МВД России;
• по этому же признаку осуществлена типологизация единоначалия;
• обоснованы необходимость, процедура и технология применения принципа единоначалия при создании, реформировании систем управления в органах внутренних дел;
• обосновано, что соблюдение принципа единоначалия влияет на организацию и регулирование управленческих отношений в органах внутренних дел, показан механизм влияния;
• предложено два альтернативных варианта реформирования организационной структуры МВД России на основе принципа единоначалия.
Указанные и другие элементы научной новизны диссертационного исследования, позволяют сделать вывод о том, что оно вносит определенный вклад в развитие теории и практики управления в органах внутренних дел.
Результаты проведенного исследования позволяют вынести на защиту следующие научные положения:
1. Система признаков, присущих принципам: они являются результатом познания законов и закономерностей, представляют собой заключительный результат исследования, верны поскольку соответствуют истории, являются одновременно научной и идеологической категорией, имеют объективное содержание, которое образует основополагающая идея по поводу поведения людей в сфере познания или практической деятельности, отражают стремление людей руководствоваться осознанными объектив-, ными закономерностями, проявляются в поступках, действиях людей, являются руководящими основами, началами, правилами их действий, обладают свойствами времени и цели, востребованности и обязательности, от-носимости к конкретной деятельности.
2. Принцип единоначалия это основополагающая идея по поводу организации и осуществления управления коллективами людей одним человеком, наделенным для этого властью, состоящим с подчиненными в отношении субординации и имеющим право принимать директивные решения, регулирующие их поведение и отношения между ними в процессе совместного труда во имя достижения целей организации.
3. Содержанием единоначалия является компетенция должности руководителя: предметы ведения и власть, права и обязанности, профессиональные знания, умения, а также ответственность. Формой данного содержания выступает должность единоначальника.
Воля, внутренние убеждения человека, его честность, принципиальность, законопослушность, целеустремленность должны изучаться и учитываться при подборе людей на руководящие должности.
4. Типы единоначалия: общесистемный, линейный, функционально-отраслевой, линейно-отраслевой, функциональный. Основаниями для ти-пологизации выступают различия в компетенции, объеме власти, масштабе управления единоначальников. Типологизация используется при создании иерархической системы единоначальников - скалярной цепи.
5. Единоначалие является не только технологическим, но и принципом построения систем управления, ибо им руководствуются при определении потребности в должностях руководителей, их расположения в системе управления, соподчиненности по вертикали и горизонтали, их компетенций и ответственности.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в разработке автором понятий, определений сущности, содержания и формы принципа единоначалия, процедуры и технологии его применения при проектировании организационных структур управления органами внутренних дел, типологизации единоначалия по конкретно определенным признакам.
Эти результаты могут быть использованы: а) в практической деятельности правовых, штабных и организационно-штатных подразделений МВД России, МВД, ГУВД, УВДТ при разработке структуры должностей руководителей, определении их места и роли в системе управления, компетенций, соподчиненности по вертикали и горизонтали, при разработке нормативных актов по этим вопросам; б) в преподавании учебных дисциплин управленческого и административно-правового профиля.
Обоснованность и достоверность полученных результатов базируется на использовании научной логики, а также обширной информационной базы исследования, в том числе репрезентативных данных, полученных в ходе социологических опросов слушателей и практических работников, теоретических положений, содержащихся в трудах зарубежных, отечественных, в том числе ведомственных ученых, анализа источников, законодательных, подзаконных и ведомственных нормативных актов, а также правоохранительной практики за длительный период.
Апробация результатов исследования и их внедрение. Основные выводы и предложения получили апробацию в следующих формах:
• участия в научных семинарах;
• научных сообщений на кафедрах теории и социологии управления в органах внутренних дел и управления органами внутренних дел Академии управления МВД России;
• научных публикаций.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 177 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz