Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 05:32
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Преодоление психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных в процессе перевоспитания.. Маришин, Сергей Васильевич бесплатно
05:53
Скачать Преодоление психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных в процессе перевоспитания.. Маришин, Сергей Васильевич бесплатно
Преодоление психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных в процессе перевоспитания.

Диссертация

Автор: Маришин, Сергей Васильевич

Название: Преодоление психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных в процессе перевоспитания.

Справка: Маришин, Сергей Васильевич. Преодоление психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных в процессе перевоспитания. : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 / Маришин Сергей Васильевич; [Место защиты: ГОУВПО "Курский государственный университет"] - Курск, 2010 - Количество страниц: 283 с. 10 ил. Курск, 2010 293 c. :

Объем: 293 стр.

Информация: Курск, 2010


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические предпосылки исследования психологических барьеров в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных
11 Понятие психологических барьеров в психологии
12 Проблема перевоспитания в педагогической психологии
13 Психологические особенности несовершеннолетних преступников
14 Особенности проявления психологических барьеров в поведении несовершеннолетних преступников
Выводы по первой главе
Глава 2 Экспериментально-психологическое исследование психологических барьеров в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных
21 Организация и методы исследования
22 Анализ и обсуждение результатов констатирующего эксперимента
23 Содержание формирующего эксперимента
24 Характеристика полученных результатов, их анализ и обсуждение
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. В современных условиях реформирования системы образования продолжают оставаться актуальными задачи перевоспитания несовершеннолетних подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Педагогическая запущенность, неудовлетворительные социальные условия в молодежной среде, влияние криминальной субкультуры ведут к росту преступности.
Отбывая наказание в виде лишения свободы в воспитательном учреждении, несовершеннолетний осужденный не только изолируется от общества, но и включается в систему воспитательных воздействий, способствующих перестройке личности из социально опасной в общественно полезную.
В процессе перевоспитания осужденный сталкивается с психологическими барьерами, оказывающими влияние на его поведение, которые препятствуют быстрой перестройке личности. Возникающие с первых дней пребывания в колонии адаптационные барьеры вызывают у подростков повышенную эмоциональную напряженность, глубокие, острые переживания, обусловленные воздействием уголовного наказания, чувство страха в связи с тем, что им предстоит находиться в среде преступников. Барьеры общения влекут за собой появление напряженности во взаимоотношениях, рост количества конфликтов, в поведении усиливается открытая враждебность. Возникает субъективное ощущение одиночества, сопровождающееся чувством страха и жалости к себе. Проблемы межличностных взаимоотношений, строгая иерархичность, кастовость общества осужденных вызывают постоянную угрозу для жизни и здоровья, которая является фактором, деформирующим психику осужденного. Повседневное принудительное общение вызывает антипатии, порождает напряженность контактов. Это все крайне неблагоприятно сказывается на эмоционально-волевой сфере, формирует личность, неспособную к эффективному общению с окружающими людьми. Возникающий смысловой барьер ведет к невыполнению требований осужденным со стороны администрации, что, в конечном счете, влечет за собой нарушение условий отбывания наказания. При эмоциональном барьере несовершеннолетний осужденный испытывает сильные переживания, которые негативно влияют на осмысленность его действий. Эмоциональные переживания мешают осужденному осознать правомерность требований воспитателя, не позволяют убедить его в неправильности действий и поступков. Мотивационные барьеры возникают у осужденного, который испытывает потребность в нормальном существовании, но, столкнувшись с криминальной субкультурой, не имеет возможности ее осуществления. В результате подростки, недостаточно знающие себя, свои потребности, возможности и способности, могут удовлетворять их в неадекватной форме.
Степень разработанности проблемы. Проблему психологических барьеров рассматривали многие зарубежные ученые: 3. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, К. Юнг, К. Роджерс, Э. Берн, К. Левин, Дж. Келли. В отечественной психологии проблема психологических барьеров разрабатывалась в исследованиях, В.К. Вилюнаса, P.M. Грановской, В.А. Кан-Калика, А.Н. Леонтьева, М.С. Неймарк, Б.Д. Парыгина, H.A. Подымова, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Славиной, Р.Х Шакурова и др. Однако современные психологические исследования недостаточно уделяют внимания проблеме снятия, преодоления, коррекции психологических барьеров, возникающих в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных.
В связи с этим проблема исследования заключается в изучении психологических барьеров поведения и деятельности несовершеннолетних осужденных в условиях отбывания наказания.
Цель исследования состоит в изучении особенностей проявления и преодоления психологических барьеров в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных.
Объектом исследования выступает процесс перевоспитания несовершеннолетних осужденных.
Предметом исследования является преодоление психологических барьеров в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) проанализировать теоретические подходы, определяющие содержание понятия «психологический барьер»;
2) изучить проблему перевоспитания в педагогической психологии;
3) уточнить психологические особенности несовершеннолетних осужденных;
4) изучить особенности проявления психологических барьеров в поведении несовершеннолетних осужденных;
5) разработать программу преодоления психологических барьеров в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных, выявить ее эффективность.
Гипотеза исследования включает следующие предположения:
1. Основными психологическими барьерами, влияющими на процесс перевоспитания несовершеннолетних осужденных, являются следующие: адаптационные, мотивационно-смысловые, эмоциональные, коммуникативные барьеры, которые имеют свою специфику проявления в условиях отбывания наказания (невротичность, агрессивность, раздражительность, ощущение одиночества, повышенная тревожность, фрустрация, ригидность и др.);
2. Преодоление психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных в процессе перевоспитания будет наиболее эффективным при реализации следующих условий: выявление и преодоление межличностных противоречий, возникающих между личностью и средой, а также внутренних противоречий личности осужденного;
• коррекция мотивационной сферы, исключающая безнравственное отношение к нормам поведения члена общества;
• разработка и реализация программы преодоления психологических барьеров в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили теории, раскрывающие сущность психологических барьеров (А. Адлер, Э. Берн, В.К. Вилюнас, P.M. Грановская, Дж. Келли, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.С. Неймарк, Б.Д. Парыгин, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Славина, 3. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг и др.); теоретические подходы, которые рассматривают проблемы перевоспитания в педагогической психологии (И.П. Башкатов, Л. Берковитц, Б. Битинас, П.П. Блонский, Л.П. Буева, H.H. Верцинская, Л.А. Волошина, Г.М. Гак, В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева, А.И. Кочетов, П.Е. Кряжев, В.Н. Кудрявцев, В.И. Куфаев, Н.Д. Левитов, A.C. Макаренко, В.Ф. Пирожков и др.); положения о психологических особенностях несовершеннолетних преступников (Г.А. Аванесов, С.А. Беличева, Г.К. Валицкас, А.Д. Глоточкин, П.И. Иванов, К.Е. Игошев, Е.П. Ильин, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Н.Ф. Кузнецова, А.Е. Личко, Н.С. Лукин, В.В. Лунеев, Г.М. Миньковский, Ф. Патаки, C.B. Познышев, Ф. Раис, A.A. Реан, В.М. Русалов, Г.Б. Русинов, П.В. Симонов, Т. Шибутани, П.М. Якобсон и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогических источников по проблеме исследования, формирующий эксперимент (в форме организованных коррекционно-развивающих занятий с несовершеннолетними осужденными), констатирующий и контрольный эксперименты, методы качественного и количественного анализа полученных данных (в том числе и методы математической статистики: критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
В исследовании использовались следующие диагностические методики: тест-опросник проявления барьеров в поведении несовершеннолетних осужденных; многофакторный личностный опросник
РР1 (модифицированная форма В) И. Фаренберга, X. Зарга, Р. Гампела; опросник агрессивности Басса-Дарки; тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»; шкала депрессии (адаптация Т.И. Балашовой); методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Ферпосона; тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка; исследование духовно-нравственной самооценки личности по методике Дембо - Рубинштейн (в модификации М.В. Пронина).
Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе ФБУ «Бобровская воспитательная колония» УФСИН России по Воронежской области. В эксперименте приняло участие 113 несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание за совершение различных видов преступлений. Возраст осужденных 14 — 17 лет. Были сформированы контрольная группа численностью 53 человека и экспериментальная группы численностью 60 человек.
Научная новизна исследования:
1) систематизированы основные виды психологических барьеров, возникающих у несовершеннолетних осужденных в период отбывания наказания (адаптационные, мотивационно-смысловые, эмоциональные, коммуникативные);
2) уточнены психологические особенности и проблемы несовершеннолетних осужденных, проявляющиеся в нарушении эмоциональной сферы, изменчивости настроения, высокой агрессивности и враждебности, неадекватности самооценки, искаженном представлении общественного долга, противопоставлении себя группе;
3) выявлены особенности проявления психологических барьеров подростков в условиях заключения, связанные с внутриличностным конфликтом между позитивным и безнравственным отношением к ряду норм поведения, с эмоциональными состояниями, мотивационно-смысловой сферой личности;
4) определена связь психологических барьеров с эмоциональными состояниями подростков (невротичности, агрессивности, раздражительности, субъективного ощущения одиночества, тревожности, фрустрации, ригидности);
5) научно обоснована программа преодоления психологических барьеров в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных, направленная на развитие навыков положительной адаптации, умения анализировать трудные ситуации общения и принимать обоснованные решения, навыков рефлексии собственных эмоций для определения ранних признаков трудной ситуации, навыков построения позитивных планов своей жизни.
Теоретическое значение работы заключается в систематизации теоретических представлений о сущности проявления и преодоления психологических барьеров в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных; в расширении представлений о связи психологических барьеров с эмоциональной сферой несовершеннолетних осужденных, о проблемах перевоспитания несовершеннолетних осужденных, разработке психотехнологий, направленных на оказание помощи подросткам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Исследование расширяет представления педагогической психологии о способах преодоления психологических барьеров в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что реализована программа преодоления психологических барьеров в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных; разработанный диагностический инструментарий может найти применение в процессе психологической диагностики, проводимой в пенитенциарных учреждениях.
Полученные данные могут быть использованы в работе психологической службы пенитенциарных учреждений для коррекции психологических барьеров, возникающих у несовершеннолетних осужденных.
Этапы исследования. Исследование было проведено в четыре этапа:
1. Подготовительный этап (2005 — 2006 гг.) — теоретическое исследование проблемы, изучение литературных источников и организационно-методических материалов; подбор диагностического инструментария для сбора эмпирического материала.
2. Констатирующий этап (2006 — 2007 гг.) - экспериментальная проверка выдвинутых теоретических положений.
3. Формирующий этап (2007 - 2008 гг.) - разработка и апробация на практике коррекционной программы, направленной на преодоление психологических барьеров, возникающих в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных.
4. Завершающий этап (2008 - 2009 гг.) - обобщение результатов исследования, оформление материалов диссертации.
Положения, выносимые на защиту:
Психологические барьеры несовершеннолетних осужденных представляют собой затруднения, возникающие в процессе адаптации к условиям отбывания наказания, общения с другими осужденными, смыслового восприятия требований, предъявляемых представителями администрации, саморегуляции эмоционального состояния, формирования мотивационной сферы личности.
Особенности проявления психологических барьеров подростков в условиях лишения свободы заключаются в том, что противоречия духовного мира обнаруживаются в несовместимой в рамках одной личности положительной и отрицательной направленности. В системе побуждений подростка выражена внутренняя конфликтность между позитивным и безнравственным отношением к ряду норм поведения члена общества. Внутренний конфликт личности разрешается в конкретных жизненных ситуациях в пользу безнравственных устремлений. При этом подростки достаточно высоко ценят такие нравственные качества как любовь к родителям, доброту, открытость, милосердие, гостеприимство.
3. Эмпирически установлена взаимосвязь психологических барьеров с эмоциональной сферой несовершеннолетних осужденных, которая выражается в следующем: высокая значимая корреляция проявления барьеров выявлена со шкалами: невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, реактивная агрессивность, эмоциональная лабильность, субъективное ощущение одиночества, тревожность, фрустрация, ригидность. Значимая отрицательная корреляция проявления психологических барьеров выявлена со шкалой уравновешенности и общительности. Находясь в условиях социальной изоляции, подросток попадает в весьма специфическую среду общения, характеризующуюся крайне высоким уровнем агрессивности, где на его личность начинают воздействовать разного рода психогенные факторы, влияющие на возникновение психологических барьеров.
4. В процессе перевоспитания подростков в условиях заключения возникают противоречия между ведущими положительными качествами и основными личностными недостатками; между потребностью в положительных впечатлениях, благоприятном статусе в группе и отрицательными качествами, которые мешают занять достойное место, завоевать авторитет; между поставленными целями и результатами деятельности по их достижению, т. е. между сознанием и поведением, между желаемым, ожидаемым и достигнутым.
5. На эффективность перевоспитания несовершеннолетних осужденных оказывает существенное влияние применение специально разработанной программы преодоления психологических барьеров, направленной на адаптацию подростков, умения анализировать трудные ситуации общения и принимать обоснованные решения, развитие навыков рефлексии собственных эмоций для определения ранних признаков трудной ситуации, навыков построения позитивных планов своей жизни.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе коррекционно-развивающих занятий с несовершеннолетними осужденными ФБУ «Бобровская воспитательная колония» УФСИН России по Воронежской области. Результаты исследования нашли отражение в программе преодоления психологических барьеров несовершеннолетними осужденными в процессе перевоспитания. Основные положения работы докладывались на заседаниях кафедры психологии АНОО ВПО «Воронежский экономико-правовой институт», на Всероссийской научно-практической конференции «Техника и безопасность объектов УИС — 2008» (Воронеж, 2008 г.), на региональной практической конференции «Процесс ресоциализации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы в УИС Воронежской области: опыт и проблемы» (Воронеж, 2009 г.), а также нашли свое отражение в шести научных публикациях.
Достоверность исследования обеспечивалась всесторонним анализом научных работ по проблеме; выбором схемы эмпирического исследования, адекватной его задачам; применением апробированного комплекса взаимодополняющих методов исследования; качественным и количественным анализом экспериментальных данных с применением методов математико-статистической обработки; возможностью воспроизведения осуществленного эксперимента; репрезентативностью выборки.
Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографический список (132 наименования, в том числе 5 - на иностранном языке), приложение. Работа содержит 15 таблиц, 3 рисунка. Объем основного текста диссертации составляет 164 страницы. В приложении приводится диагностический инструментарий, используемый в исследовании, коррекционная программа, таблицы и рисунки, отражающие результаты исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 127 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz