Хранилище файлов Воскресенье, 19.05.2024, 03:54
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 28 » Скачать Преемственность лицея и вуза в процессе подготовки инженера. Макаренко, Лариса Юрьевна бесплатно
03:20
Скачать Преемственность лицея и вуза в процессе подготовки инженера. Макаренко, Лариса Юрьевна бесплатно
Преемственность лицея и вуза в процессе подготовки инженера

Диссертация

Автор: Макаренко, Лариса Юрьевна

Название: Преемственность лицея и вуза в процессе подготовки инженера

Справка: Макаренко, Лариса Юрьевна. Преемственность лицея и вуза в процессе подготовки инженера : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Новокузнецк, 2003 172 c. : 61 04-13/81-0

Объем: 172 стр.

Информация: Новокузнецк, 2003


Содержание:

Глава
I Теоретические и практические предпосылки реализации преемственности в системе «лицей — вуз» в процессе подготовки инженера
§1 Сущность процесса преемственности в системе «лицей-вуз»
§2 Модель преемственности в процессе подготовки инженера
§3 Технология модульного обучения в системе «лицей-вуз»
Глава
II Опытно-экспериментальная работа по выявлению ф1 эффективности модели и технологии преемственности лицея и вуза в процессе подготовки инженера ' §1 Организация и методика опытно-экспериментальной работы
§2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Введение:

Актуальность постановки проблемы исследования. В современных социокультурных условиях происходят процессы демократизации и гуманизации образования, появление новых типов учебных заведений. В этой связи все более актуальной становится задача реализации преемственности в системе непрерывного инженерного образования.Преемственность, обогащая формы, содержание и методы обучения, «аккумулирует» позитивные результаты на всех уровнях инженерного образования, предопределяет характер связей в системе «лицей - технический вуз», способствует установлению закономерностей, что позволяет предвидеть логику ее дальнейшего развития.Кроме этого, на основе преемственности накапливаются факты для анализа, коррекции и прогнозирования развития личности инженера.Многосторонность рассматриваемого принципа дает возможность для изучения преемственности как по линии «лицей - вуз», так и в обратном направлении «вуз — лицей».Философские аспекты проблемы преемственности определяют методологию и пути поступательного развития с отмиранием старого и сохранением новых элементов (В.Г. Афанасьев, Э.А. Баллер, B.C. Батурин, Г.Н. Исаенко, А.О. Стернин, А.П. Владиславлев, B.C. Готт, Ф.Р. Филиппов).В работах ряда ученых представлены современные подходы к реализации преемственности в системе непрерывного образования, разработаны ее концептуальные основы (СМ. Годник, А.Г. Асмолов, А.Г. Мороз, А.Н. Орлов, Л.А. Горшунова, Б.С. Гершунский, В.М. Лопаткин).Анализу и оценке преемственности, особенностей ее проявления в педагогическом процессе посвящены работы Л.А. Кохановой, Ю.А. Кустова, B.C. Леднева, Н.Д. Никандрова, В.Г. Онушкина, В.А. Сластёнина, А.П. Сманцрева, В.Э. Тамарина.Феномен «преемственность» как педагогическое явление получает импульс и интерпретацию в контексте различных проблем обучения и воспитания.Как видим, накопленный значительный научный фонд создает реальные научные предпосылки для повышения эффективности преемственности в системе инженерного образования.Вместе с тем преемственность в системе «лицей - технический вуз» пока не являлась объектом специального исследования.В современных социокультурных условиях преемственность в системе «лицей — вуз» предполагает опору на научно-теоретический, а не эмпирический уровень управления. При этом нельзя не учитывать, что как лицей, так и вуз представляют собой системы, характеризующиеся относительной автономностью и самоорганизацией, разноплановостью и в то же время многообразием связей. Кроме этого не подвергнуты тщательному анализу содержательные и функциональные связи между теоретической и практической подготовкой (по конкретным дисциплинам) в лицее и техническом вузе.Изменение приоритетов в целях и ценностях высшего инженерного образования, переход к новому социально-экономическому заказу, повышение роли педагогических кадров чрезвычайно актуализируют проблему преемственности в системе «лицей - вуз».Вместе с тем существует противоречие между необходимостью повышения эффективности преемственности в системе «лицей - вуз» и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике.Исходя из указанного противоречия проблема исследования состоит в реализации преемственности в системе «лицей - вуз» в процессе подготовки инженера.Целью исследования является конструирование модели и разработка технологии (на примере химических дисциплин) преемственности лицея и технического вуза.Объект исследования - обучение учащихся лицея и студентов технического вуза.Предмет исследования - реализация преемственности лицея и вуза в процессе подготовки инженера.Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность реализации преемственности в процессе подготовки инженера повысится при следующих условиях: % — выявлена сущность и закономерности развития преемственности в системе «лицей - вуз»; - учтены установившиеся и возникающие связи взаимодействия между лицеем и техническим вузом; - сконструирована модель и разработана технология преемственности, способствующие согласованию между этапами подготовки инженера; - модель преемственности обучения учащихся лицея и студентов технического вуза включает цель, задачи, принципы, субъектсубъектное педагогическое взаимодействие учителей, преподавателей, учащихся, студентов и результат.В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью решались следующие задачи: - выявить сущность и состояние преемственности в педагогическом процессе лицея и технического вуза; - опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели преемственности обучения учащихся в системе «лицей — вуз»; - апробировать и внедрить в практику реализации преемственности в лицее и вузе разработанные в ходе исследования программнометодические материалы и рекомендации.Общую методологию исследования составили ведущие идеи о целостности и взаимозависимости социальных явлений, реализации 9 противоречий как движущей силе развития, а также фундаментальные положения теории личности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.).В ходе исследования мы опирались на системный подход (В.Г. Афанасьев, А.И. Берг, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.П. Сокольников, Э.Г. Юдин и др.), который позволяет рассмотреть педагогический процесс в лицее и вузе во взаимосвязи, взаимодействии и взаимообусловленности.Важную роль в концептуальном плане сыграли положения о сущности преемственности в педагогическом процессе, разработанные СМ. Родником, А.Г. Морозом, Ю.А. Кустовым, М.И. Махмутовым, В.А. Сластёниным, В.Э. Тамариным и др.Ведущая идея исследования состоит в понимании руководством вуза и лицея, а также преподавателями и учителями сущности преемственности как принципа, способствующего эффективности в обучении учащихся и студентов.Методы исследования определены целью, предметом, задачами и логикой исследования. К ним относятся: анализ и обобщение философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; моделирование; педагогическое наблюдение; методы опроса (беседа, интервьюирование, анкетирование); тестирование; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки полученных данных.Источники, организация и база исследования. В процессе работы изучены документальные материалы Министерства образования России. Нами обобщен опыт организации педагогического процесса в условиях учебнонаучно-технического комплекса Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. Основной опытно-экспериментальной базой стали Рубцовский лицей и Рубцовский индустриальный институт. Всего в исследовании приняли участие 245 преподавателей, студентов, учителей и учащихся.Решение задач исследования и проверка достоверности гипотезы осуществлялась в три этапа.Первый этап (1997 - 1998 гг.) - поисково-теоретический. На основе литературных источников, документальных материалов, опыта работы Рубцовского лицея и Рубцовского индустриального института изучено современное состояние подготовки инженеров в системе «лицей - вуз», разработана система исходных теоретических положений и научный аппарат исследования.Второй этап (1999 - 2001 гг.) - опытно-экспериментальный. В это время сконструирована модель и разработана технология преемственности лицея и вуза в процессе подготовки инженера, а также осуществлены их апробация и внедрение.Третий этап (2002 - 2003 гг.) - заключительно-обобщающий. На этом этапе проведены анализ и систематизация полученных в ходе опытноэкспериментальной работы данных, сформулированы и внедрены в практику методические рекомендации, закончено литературное оформление диссертации.Основные научные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение: - в процессе анализа специфики, структуры и динамики преемственности выявлена ее сущность в системе «лицей — технический вуз»; - сконструирована и экспериментально проверена модель преемственности лицея и вуза в ходе подготовки инженера; - разработана и реализована технология преемственности в условиях лицея и технического вуза; - определены критерии эффективности преемственности в системе «лицей - вуз»; - выявлены теоретико-методологические предпосылки преемственности в рассмотренной системе; - теоретически обоснована совокупность принципов (интеграции, координации, структурно-функциональной целостности. содержательно-логического соответствия), реализующихся в контексте с принципом преемственности.Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы доведены до конкретных научно-методических рекомендаций, осуществление которых способствует реализации преемственности лицея и технического вуза в процессе подготовки инженера.Апробированные и внедренные в педагогический процесс лицея и вуза модель и технология являются основой для анализа и оценок его эффективности. В исследовании также модифицирован ряд диагностических методик. Кроме этого, методические рекомендации, изданные по результатам исследования, внедрены в педагогический процесс лицея и вуза.Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, комплексом I теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его задачам и логике, репрезентативностью выборки объектов педагогического i I исследования, сопоставлением полученных результатов с массовым | педагогическим опытом, количественным и качественным анализом полученных данных, а также математической обработкой результатов исследования.На защиту выносятся следующие положения: 1. Взаимодействие лицея и технического вуза на основе принципа преемственности позволяет решить противоречия, возникающие в процессе подготовки лицеистов и студентов; 2. Установление преемственных целей, задач, содержания, методов в системе «лицей -- вуз» позволяет повысить эффективность подготовки лицеистов и студентов; 3. Модель преемственности лицея и вуза в процессе подготовки будущего инженера включает целевой, содержательный, структурный, технологический и результативный компоненты; 4. Реализация преемственности в целях, содержании, средствах, формах, методах в системе «лицей - вуз» ведет к формированию мотивационной готовности к получению высшего технического образования лицеистов; 5. Важным условием реализации преемственности в процессе обучения лицеистов и студентов является рациональность отбора на каждой ступени содержания, средств и форм обучения; I # 6. Критерии эффективности преемственности в системе «лицей — вуз» (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый).Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы получили отражение в научных публикациях, докладах, тезисах докладов и методических рекомендациях.Общий объем публикаций по теме исследования составляет 3 печатных листа.Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на всероссийских (Красноярск — 2001, 2002; Екатеринбург — 2002), региональных (Новосибирск 2001), республиканских (Барнаул - 1998), краевых (Барнаул — 2001), городских (Барнаул - 2000 - 2001; Рубцовск - 2001, 2002; Новосибирск - 2002) и межвузовских (Рубцовск — 2001) научных конференциях.С докладами по определенным этапам исследования соискатель выступала на научно-практических конференциях Рубцовского индустриального института.Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, выявлено противоречие, сформулированы цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, раскрыта методология, методы и этапы исследования, определена научная новизна, теоретическая и практическая значимость, выражены положения, выносимые на защиту. в первой главе «Теоретические и практические предпосылки реализации преемственности в системе «лицей — вуз» в процессе подготовки инженера» с философских, социологических и психолого-педагогических позиций раскрыта сущность преемственности, выявлены закономерности, тенденции и противоречия в рассматриваемой системе. Кроме этого сконструирована модель и разработана технология реализации преемственности в системе «лицей - вуз».Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели и технологии преемственности лицея и вуза в процессе подготовки инженера» раскрыты организация и методика исследования, проведены анализ и обобщение его результатов.В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.В прилолсении содержатся материалы и некоторые результаты опытноэкспериментальной работы.Общий объем диссертации составляет 172 страницы машинописного текста. В работе содержится 14 таблиц, 7 рисунков и приложения. Список литературы включает 220 наименований, из них 14 на иностранном языке. r^ и

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 6616
Пароль: 6616
Скачать файл.
Просмотров: 106 | Добавил: Денис41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz